Автор: Кириллова Ольга Николаевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 08.11.2016

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Кириллова О. Н. Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 124-126.



От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.Основными задачами работы с родителями: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Для скоординированной работы детского сада и родителей педагогам необходимо:

‒ установление доверительных и партнерских отношений с родителями;

‒ вовлечение семьи в единое образовательное пространство;

‒ развитие педагогической культуры родителей;

‒ создание ситуации успеха, как условия активизации родителей.

Это возможно лишь при тесном и доверительном сотрудничестве с родителями.

Взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка как детского сада, так и семьи и строится на определённых принципах.

- доверительность отношений — этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя;

личная заинтересованность родителей — родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком;

подход к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия: — определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо, исходить из того факта, что именно последние для нас являются социальными заказчиками;

‒ мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно;

утверждение их самоценности предполагает:

‒ проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения;

‒ отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки.

На сегодняшний день можно сказать, что в ДОУ сложилась определенная система в работе с родителями. Как правило, педагог является инициатором взаимодействия с родителями. Он открыт к контактам, приветлив, старается найти подход к каждой семье и использует разнообразные формы взаимодействия: коллективные, досуговые, индивидуальные, наглядно-информационные: посещение семей, групповые родительские собрания, консультации и памятки для родителей, занятия с участием родителей, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, совместные экскурсии, Дни общения, Дни открытых дверей, участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, оформление фотомонтажей, совместное создание предметно развивающей среды, утренние приветствия, работа с родительским комитетом группы, беседы с детьми и родителями, тренинги, семинар–практикум, родительские гостиные, выпуск газеты для родителей, клубы для родителей.

Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, на наш взгляд, является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей идетей. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает возможность им осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения. Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл помогать ребенку осваивать окружающий мир, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижению и таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.

Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и от успехов ребенка.

Использование проектной деятельности в образовательном процессе ДОУ носит характер тщательно продуманной, хорошо спланированной, целенаправленной работы с семьями воспитанников.

Мы выделили три основных правила внедрения проектной деятельности вработу сродителями:

информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов Им следует предлагается информация о возможных способах участия в проекте, о сроках каждого этапа, о том, где и как будет происходить сбор сведений, о способе презентации проекта.

Правило второе— добровольность ивозможность выбора. Предложения педагогов должны соответствовать интересам и возможностям родителей. Для этого им заранее предлагают варианты участия в проекте.

Правило третье— чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности. Педагогам необходимо поддерживать и поощрять участие всех членов семьи в проектной деятельности, благодарить каждого участника проекта за его персональный вклад. В группе можно выделить специальное место для размещения благодарственных листов, писем, грамот.

На первом этапе — педагоги дошкольного учреждения разрабатывают Положение о смотре семейных проектов, критерии оценки проектных работ, сценарий финала. Родителей знакомят с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами. С детьми обсуждается тема проекта, создается мотивация к предстоящей деятельности.

Второй этап — это собственно проектная деятельность родителей и детей. Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника проекта семьи. Идеи проекта воплощаются в театральных сценках, фотоколлажах, коллекциях, панно, справочниках, рекламах, песнях, книгах.

На третьем, заключительном этапе происходит презентация семейных проектов. Родители и дети рассказывают, как они работали над темой проекта, демонстрируют результат совместной деятельности, делятся наблюдениями и переживаниями, оценивают свои достижения, успехи, открытия. Участники проекта награждаются аплодисментами, благодарственными письмами, призами.

По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Согласно Положению о Дне открытых дверей ДОУ в этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т. д.

Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.

Эффективным информационным средством является выпуск газеты «Навстречу друг другу» Выпуском занимается творческая группа педагогов с привлечением родителей. Газета выпускается ежемесячно согласно Положению о газете. Корреспондентами являются воспитатели, дети, родители, специалисты.

Наше дошкольное учреждение практикует организацию клубов для родителей. Данная форма общения предполагает:

‒ установление между педагогами и родителями доверительных отношений;

‒ осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями того, что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.

Заседания клуба для родителей осуществляется регулярно согласно Положения и перспективного плана работы. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей, выявленными в процессе анкетирования. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов. В заседаниях клуба могут участвовать не только педагоги и родители, но и дети. Каждая встреча заканчивается выступлениями детей …

Строить свою работу с родителями невозможно без наличия информационных данных о семьях наших воспитанников. Ежегодно в ДОУ проводится мониторинговое исследование, целью которого является выяснение образовательного уровня родителей, возрастного ценза, количества детей в семье, количества полных и неполных семей. Данные вносятся в таблицу, и проводится качественный анализ результатов.

Показателями эффективности взаимодействия ДОУ и семьи являются: проявление интереса;

‒ повышение активности родителей;

‒ увеличение количества посещений, вопросов;

‒ повышение авторитета педагога;

‒ возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями;

‒ снижение количества претензий и агрессивности родителей и педагогов по отношению друг к другу и, как следствие, снижение количества спорных, конфликтных ситуаций;

‒ солидарность и оптимизм родителей;

‒ ощущение ими своей ответственности, взаимопонимания, защищенности через осознание действенной помощи педагога в решении проблемных вопросов, касающихся воспитания, развития и обучения ребенка.

Однако предстоит дальнейшая работа по:

‒ установлению социального партнёрства в рамках выявления и распространения положительного опыта семейного воспитания;

‒ выявления, обобщения, внедрения успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа;

‒ дальнейшее внедрение проектных методов в работе с семьёй и выступление с опытом работы на уровне города, округа.

Литература:

  1. Боровлева А. В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. — 2006. — № 7.
  2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.
  3. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-Пресс, 2008. — 208 с.
  4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
  5. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В. Н. Журавлева. — Волгоград: Учитель, 2011. — 302 с.
  6. Кудрявцева А. И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. — Пермь: Меркурий, 2011. — С.80–84.
Основные термины (генерируются автоматически): проектной деятельности, проектная деятельность, дошкольное учреждение, проектная деятельность родителей, детском саду, воспитательные умения родителей, семейных проектов, воспитании ребенка, личная заинтересованность родителей, родителей педагогам, обеспечение веры родителей, семейного воспитания, образовательного уровня родителей, средством интеграции ДОУ, волнующей родителей проблеме, образовательном процессе ДОУ, Партнёрство ДОУ, открытых дверей ДОУ, родителей идетей, участие родителей.

Похожие статьи

Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Организация самостоятельной работы студентов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования

Реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения в контексте развития здоровьесберегающего образования

Здоровьесберегающее образование как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Организация самостоятельной работы студентов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования

Реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения в контексте развития здоровьесберегающего образования

Здоровьесберегающее образование как эффективное средство реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения

Задать вопрос