Библиографическое описание:

Шевела Ю. В., Дроботова О. О. Внедрение автоматизированных систем как инновационное решение для бизнеса // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 414-416.

Внедрение специальных автоматизированных систем началось с 70-х годов XX века. Данные системы соответствовали стандарту управления предприятием MRP (MRP — Manufacturing Resources Planning). Внедрение систем, которые реализовывали данную методологию, позволяло выстроить выпуск продукции, планировать и управлять запасами, создавать единый бизнес-процесс. Недостатком этих систем было отсутствие учета трудовых ресурсов, производственных мощностей и уровня их загрузки и многих других факторов. В этой связи возникла концепция MRP II — системы планирования ресурсов производства, которая, в свою очередь, была преобразована к концу XX века.

В результате появились ERP-системы (Enterprise Resource Planning) — системы планирования ресурсов предприятия, основополагающим принципом которых является создание единого хранилища данных, содержащих всю деловую информацию, накопленную организацией в процессе ведения деловых операций, включая финансовую информацию, данные, связанные с управлением производством, управлением персоналом и любые другие сведения. Любая часть информации, которой располагает организация, становится одновременно доступной для всех работников, обладающих соответствующими полномочиями. Примерами ERP-систем могут быть: Oracle E-Business Suite, Sap Business One, 1С:Предприятие 8.0, Microsoft Dynamics и другие. IDC, аналитическая фирма, специализирующаяся на исследованиях рынка информационных технологий, отмечает следующее распределение долей поставщиков ERP-систем на российском рынке по состоянию на 2010 год: SAP — 50,5 %, 1С — 26,0 %, Oracle — 8,2 %, Microsoft — 7,4 %, Галактика — 2,4 % при общем объёме рынка 650 млн. долл. [1].

Главной характеристикой ERP-системы считается использование единой транзакционной системы для подавляющего большинства операций и бизнес-процессов организации независимо от функциональной и территориальной разобщённости мест их возникновения и прохождения, обязательность учета всех операций в единой базе для последующей обработки и получения в реальном времени сбалансированных планов [2].

Внедрение ERP-системы в работу — это процесс, требующий точных настроек. Прежде чем ввести систему в работу, необходимо тщательное техническое проектирование с учетом всех требований ее заказчика [3].

Актуальность введения на предприятия автоматизированных систем учета и контроля, а также информатизации деятельности компании, создания электронных площадок, сайтов и другое обусловлена тенденциями современного мира, предприятиям необходимо вести свою деятельность соответственно требованиям окружающей среды, согласно требованиям современности.

По-нашему мнению, автоматизация и информатизация деятельности предприятия могут обеспечить дистанционное управление, переход от иерархических к сетевым структурам, многофакторное прогнозирование, многовариантное комплексное планирование, оперативный поиск и анализ конкурентоспособности потенциальных поставщиков, изменение моделей фирм. Учётно-управленческие расходы при этом должны снижаться, снижается и нагрузка на руководящий состав, упрощается система контроля за движением товаров в производственном процессе, взаимосвязь между сотрудниками фирмы и взаимосвязь фирмы и клиентов. Также, переход на электронную систему учёта и контроля позволит предприятию восполнить недостаточную гибкость самого процесса производства и управления путём развития «электронной площадки», обеспечивающей контроль, учёт и управление производственными процессами.

Электронная торговая площадка (ЭТП) — комплекс информационных и технических решений, обеспечивающий взаимодействие покупателя (заказчика) с продавцом (поставщиком) через электронные каналы связи на всех этапах заключения сделки. Электронной торговой площадкой сегодня можно назвать любой интернет-ресурс, посредством которого заключаются сделки купли-продажи между предприятиями.

Современные тенденции, указывающие на необходимость переводить часть деятельности фирмы в расширяющееся интернет-пространство, создавая новые электронные площадки, сайты, используя различные интернет-ресурсы, сети, информационные технологии, послужили также двигателем и для преобразования ERP-систем, создания вспомогательных программ для внедрения подобных систем и для более эффективной работы фирмы, как малого, так и среднего и крупного бизнеса.

Так, ERP было дополнено и представлено как ERP II — система, которая также обладает функциями ведения бухгалтерского учета и управления финансами, продажами и покупками, взаимоотношения с дебиторами и кредиторами, персоналом, производством, запасами, а также позволяет управлять взаимоотношениями с клиентами, цепочками поставок, вести торговлю через Интернет [4].

Для организации работы компании в виртуальной среде используются различные вспомогательные программы и платформы. Примером вспомогательных программ российского производства является специальный продукт «1С-Битрикс», созданный для управления сайтом предприятия. Программный продукт «1С-Битрикс: Управление сайтом» — универсальный инструмент для создания и управления современным интернет-проектом: корпоративных сайтов, интернет-магазинов, информационных порталов, сайтов сообществ, социальных сетей и других веб-проектов. Кроме того, продукт полностью совместим с «1С: Предприятие 8.2», благодаря чему можно создать интернет-магазин, интегрированный в информационную среду компании: автоматически публиковать на сайте каталоги товаров из «1С», прайс-листы, выгружать заказы, их статусы, а также данные по остаткам на складе с сайта в «1С» и обратно [5].

Существуют и другие продукты программы и платформы, предназначенные для повышения эффективности деятельности фирмы. Например, платформа «Оптимум», которая развивается и внедряется Центром Корпоративных Разработок (CDC). Программно-аппаратные комплексы на платформе «Оптимум» не предназначены для организации работы сайта компании и его управления, или продвижения компании с помощью интернет-ресурсов, но эффективно решают задачи автоматизации деятельности мобильных сотрудников предприятий (оперативных выездных бригад, сервисных инженеров, торговых представителей, мерчендайзеров и т. п.). С их помощью реализуется возможность работы вне офиса, используя мобильные терминалы/коммуникаторы с установленным на них программным решением «Оптимум». Среди заказчиков этого комплекса такие известные компании, как: Procter & Gamble, Nestle, ГК ПЕПСИ (Россия), ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», ОАО «Нижфарм», ОАО «Мегафон», Микояновский комбинат, КАМПОМОС и другие. Решения платформы «Оптимум» легко интегрируются с системами SAP, 1С, Microsoft Dynamics, ПАРУС, БЭСТ и прочими учетными системами, в том числе на основе СУБД Oracle, Microsoft SQL, Microsoft Visual FoxPro и другие. [6].

Наряду с вышеописанным программно-аппаратным комплексом существуют информационные решения для бизнеса на основе других платформ, например на базе SAP Business One. В России услуги в области построения и развития корпоративных информационных систем на платформе SAP предлагает компания «Эквитас» [7].

В современном мире существует множество способов повышения прибыльности, эффективности работы фирмы, работы с клиентами, анализа рынка, выбора ниши, рекламы, однако, по нашему мнению, всё указанное является недостижимым, если не соблюдается такое условие как соответствие стратегии предприятия и цели.

Также, описанные комплексы, программы, системы и платформы являются актуальным инновационным решением как для крупного, так и для малого и среднего бизнеса, которое позволяет предприятию осуществить рост по различным направлениям. Однако при их внедрении и реализации возникает ряд проблем, которые не способна самостоятельно решить ни одна фирма. По нашему мнению, основными проблемами и ошибками при использовании методов и систем управления могут стать следующие:

-          неэффективное целеполагание, не адекватное изменение приоритетов и целей при изменении внутренней и внешней среды предприятия;

-          несоответствие деятельности руководителей и менеджеров целям и стратегии, а также разное видение и цели деятельности сотрудников предпприятия;

-          донесение недостоверной информации, передача её в искаженном виде в результате коммуникаций между большим количеством людей;

-          неготовность фирмы внедрить и реализовать данные комплексы, системы и платформы;

-          нерациональное разделение областей контроля и управления между сотрудниками фирмы;

-          слабый контроль за мероприятиями, которые необходимо проводить для решения стратегических задач.

В соответствии с этим нами предлагается заказчикам (руководителям, владельцам фирм, внедряющим описанные системы) уделить особое внимание на такие аспекты, как:

-          человеческий потенциал предприятия, взаимоотношения в коллективе;

-          совершенствование системы определения необходимых стимулов и мотивации при решении стратегических задач деятельности предприятия;

-          гибкость принятия решений и развитие чувства ответственности за принятые решения;

-          контроль за решением стратегических задач и развитием фирмы в соответствии с принятой стратегией.

Авторы считают, что для осуществления поставленных задач необходим эффективный консалтинг. В современном мире консалтинг заключает в себе широкий спектр услуг, который полезен и малому, и среднему, и крупному бизнесу и является необходимым элементом успешной деятельности предприятия в условиях глобализации, сложности рынка, обостряющейся конкуренции и непредсказуемости внешних факторов. Успешная деятельность предприятия напрямую зависит от того, насколько грамотно и квалифицированно будут работать его управленческие системы. Но часто происходит так, что управленцы не обладают достаточными знаниями и умениями для осуществления эффективной деятельности фирмы. В этом случае фирме необходима помощь консультантов — специалистов, оказывающих консультационные услуги другим фирмам по определённому кругу вопросов. Хотя результат работы консультантов трудно оценим, поскольку проявляется с течением времени, их работа, безусловно, важна.

Литература:

1.                  ERP-система. [Электронный ресурс]. — [2012]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ERP

2.                  Внедрение ERP систем: за и против. [Электронный ресурс]. — [2012]. –Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/software2005/articles/modern_erp.shtml

3.                  Корпоративные информационные технологии. [Электронный ресурс]. — [2012]. — Режим доступа: http://technologies.su/korporativnye_informacionnye_tehnologii

4.                  ERP II. [Электронный ресурс]. — [2011]. — Режим доступа: http://www.1c80.com/systems/erpii.htm

5.                  1С-Битрикс. [Электронный ресурс]. — [2012]. — Режим доступа: http://www.1c-bitrix.ru/products/cms/

6.                  Автоматизированная система управления и мониторинга «Оптимум Мобильные решения». [Электронный ресурс]. — [2012]. — Режим доступа: http://www.cdc.ru/solutions/

7.                  Информационные решения для малого и среднего бизнеса. [Электронный ресурс]. — [2012]. — Режим доступа: http://sap.as.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle