Патриотическое воспитание детей в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алешанова, Е. А. Патриотическое воспитание детей в детском саду / Е. А. Алешанова, А. Ю. Зуева, А. В. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 15-16. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97792/ (дата обращения: 28.04.2024).



Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм … Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России.

В. В. Путин

Существенные изменения, происходящие в нашей стране за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей дошкольников, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. В современном обществе патриотическое воспитание приобретает особое значение, возникает необходимость осуществления его на качественно новом уровне.

Согласно общепринятому мнению, процесс воспитания, в том числе и патриотического, необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Патриотическое воспитание детей является одной из важных задач дошкольного образования. Многогранно по содержанию и само чувство патриотизма. Оно включает в себя и гордость за свой народ, любовь к родным местам, желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду долженбыть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, могучей страны, что они граждане России, маленькие россияне. Маленькие дети хорошо впитывают впечатления от картин родной природы, народных традиций, нравов людей.

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, что вызывает отклик в его душе. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, важно прививать детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг. Подводить ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него появляется через восхищение своим городом, своей страной. Воспитание детей осуществляется в различных видах деятельности, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Важно дать детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Фольклорные произведения: пословицы, поговорки — способствуют развитию личности в духе патриотизма, формируют любовь к традициям своего народа.

В детском саду создана предметно-развивающей среда с учётом интересов и потребностей ребёнка и включению ребёнка в разнообразную деятельность: образовательную, познавательно — игровую, продуктивную, трудовую, художественно-литературное творчество.

В группах созданы центры по патриотическому воспитанию «Моя Родина», где центральное место занимают флаги: Российской Федерации, ее столицы — города Москвы, флаг нашего родного города — Волжский. В центре имеются различные карты России, фотографии и иллюстрации с видами города Москвы и города Волжского, книгами об истории и достопримечательностях русского народа, государственной символикой, изделиями культуры, подборкой художественной литературы и музыкальных произведений, составлены картотеки: «Пословицы и поговорки о Родине», «Наши славные дела», «Стихи о Родине», альбомы «Национальные костюмы народов РФ». Мы проводим большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым Родины.

Ежегодно в детском саду проводится месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуется:

— фотовыставка «Мой папа — защитник Отечества» и др.

— акция «Посылка солдату»;

— занятия «Герои войны — наши земляки»;

— «Уроки мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего бессмертное мужество в суровое для страны время;

Неделя Памяти, которая включает в себя:

— оформление поздравительных открыток для ветеранов войны;

— занятия, беседы;

— участие в акции «Лента памяти».

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию. С их участием проводятся выставки рисунков, поделок, фотографии: «У моей мамы руки золотые», «Моя семья», «Самая лучшая бабушка», родителями оформлены рукописные книги «Волжский — город моей судьбы», «Мой дедушка — герой» и др.

В детском саду нами был разработан цикл занятий на год по нравственно-патриотическому воспитанию:

Сентябь: «Моя Родина», «Москва — мать городов русских»;

Октябрь: «День пожилого человека», «Символы родного города»;

Ноябрь: «День Народного Единства», «Историческое прошлое нашего края»

Декабрь: «День героев Отечества в России»;

Январь: «Рождественское чудо»;

Февраль: «Сталинградская битва», «Защитникам Родины славу поём»;

Март: «Великие женщины России»;

Апрель: «Дорога к звёздам»

Май: «День Победы», «Юные герои» (детям о детях);

Июнь: «День России»;

Июль: «День любви, семьи и верности», «День города»;

Август: «День Российского флага».

Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе воспитанники проявляют познавательный интерес к окружающему миру, интересуются причинно-следственными связями, проявляют эмоционально- оценочное отношение к реальным поступкам, событиям с учётом культуры и традиций родного края, проявляют патриотические чувства, ощущают гордость за свою малую родину, её достижения; обладают начальными знаниями о себе, своей семье, улице, городе, крае, стране. Ребята используют полученные знания в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.

Можно сделать вывод, что формирование у дошкольников патриотической позиции заключается, прежде всего во взаимосвязи различных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.

Хочется верить, что проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, которое будет обладать духовно — нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Литература:

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.
  2. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Управление ДОУ. — 2005. — № 1.
  3. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека / Н. Д. Никандров // Педагогика. — 1998. — С. 3–8.
  4. Выготский Л. С. Психология М.: Эксмо-прес,2000.
  5. Лихачев Д. С. Земля родная, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, патриотическое воспитание, День, ребенок, родной город, Россия, Волжский, нравственно-патриотическое воспитание, окружающий мир, чувство Родины.


Похожие статьи

Формирование основ нравственных ценностей через реализацию...

Но любое патриотическое воспитание начинается с воспитания в семье: «Любовь к родному краю, родной

Город Волжский -любимый мой город! Самый лучший и самый родной!

Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Принципы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране

Отмечая этот день, мы формировали у детей патриотические чувства и знание гимна.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс.

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс.

Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Воспитание патриотических чувств начинается с воспитания любви к «малой» Родине.

Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории...

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания

В патриотическом воспитании детей важна роль книг о защитниках Родины.

Патриотическое воспитание в детском саду. – М., 2003.

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной...

Организация взаимодействия детского сада и семьи по...

В детском саду работа по воспитанию патриотических чувств к малой родине ведется с

Часть посещающих детский сад детей и их родителей Россия не является Родиной, а

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Берникова, Л. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара) / Л. С. Берникова.

Дню города, Дню матери и др.; сбор наглядного материала детьми и родителями для использования в беседах.

Воспитание маленьких граждан и патриотов своей малой Родины...

Начиная эту работу, можно задать себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город?

Проанализировав свои знания о городе, я увидела, важность гражданско-патриотического

Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение...

Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру...

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог

Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина. Ознакомление с родным городом как средство... Дошкольное воспитание № 6–2003 год.

Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

 Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина.

Начинать работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо с

Виноградова А. М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» — 2-е изд., испр. и доп.

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей...

 Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке.

Похожие статьи

Формирование основ нравственных ценностей через реализацию...

Но любое патриотическое воспитание начинается с воспитания в семье: «Любовь к родному краю, родной

Город Волжский -любимый мой город! Самый лучший и самый родной!

Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Принципы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране

Отмечая этот день, мы формировали у детей патриотические чувства и знание гимна.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс.

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс.

Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Воспитание патриотических чувств начинается с воспитания любви к «малой» Родине.

Воспитание чувства патриотизма через любовь к истории...

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания

В патриотическом воспитании детей важна роль книг о защитниках Родины.

Патриотическое воспитание в детском саду. – М., 2003.

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной...

Организация взаимодействия детского сада и семьи по...

В детском саду работа по воспитанию патриотических чувств к малой родине ведется с

Часть посещающих детский сад детей и их родителей Россия не является Родиной, а

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Берникова, Л. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара) / Л. С. Берникова.

Дню города, Дню матери и др.; сбор наглядного материала детьми и родителями для использования в беседах.

Воспитание маленьких граждан и патриотов своей малой Родины...

Начиная эту работу, можно задать себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город?

Проанализировав свои знания о городе, я увидела, важность гражданско-патриотического

Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение...

Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру...

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог

Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина. Ознакомление с родным городом как средство... Дошкольное воспитание № 6–2003 год.

Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

 Патриотическое воспитание ребенка — это основа формирования будущего гражданина.

Начинать работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо с

Виноградова А. М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» — 2-е изд., испр. и доп.

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей...

 Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке.

Задать вопрос