Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шамова, М. Н. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста / М. Н. Шамова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9655/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011–2015 гг». утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795. Она определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Этот факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос — как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в нашем детском саду создан детско-родительский клуб «Растишка». Целью создания клуба «Растишка» послужило развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада по патриотическому воспитанию. А также воспитание личности ребенка, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, формирование нравственно-духовного начала. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина — Россия, она одна на всех. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным.

Задачи, которые мы наметили выполнять — это воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада, упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Для создания условий по патриотическому воспитанию дошкольников была разработана система и установлена последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. В своей работе используем различные технологии: игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, визуальные, проектные, ИКТ. Большое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству. Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей позволила создать тематические блоки: Блок — «Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые». Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама — лучше всех», «Дети и родители» и т. д.

Блок — «Культура и традиции». Знакомим детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия-развлечения «Масленица», «Осенины», «Русские матрешки». Также, у нас в саду работает клуб «Казачата — дружные ребята», где дошкольники знакомятся с традициями казаков нашей области. Для того, чтобы дети лучше узнали быт казаков, были сшиты казацкие костюмы, в которых наши ребята выступают на различных казачьих мероприятиях с песнями и плясками. Посещают музей Казачества, где встречаются с казаками нашего города, просматривают фильмы о казаках. В группах оформлены уголки по казачеству.

Блок — «Я и Родина». Знакомим дошкольников с родным городом, областью и родной страной — процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую ставим перед собой при подготовке каждого занятия — подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно. Следующим этапом в этом году было знакомство детей с достопримечательностями нашего города. Мы вместе с детьми и родителями посетили Губкинский театр юного зрителя, посмотрели сказку «Муравьишка» местного автора В.Варфоломеева. Провели экскурсии в краеведческий музей, на Губкинский хлебозавод. В проведении таких экскурсий большую помощь нам оказывают родители.

Блок — «Этих дней не смолкнет слава». Приглашаем на занятия, утренники, праздничные концерты ветеранов Великой Отечественной войны и Боевой Славы, солдат Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинов Российской армии. Воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов. На парад, посвященный Победе в ВОВ, дети вместе с родителями и сотрудниками ДОУ несли портреты своих прадедов и прабабушек — участников войны.

Блок — «Вижу чудное раздолье…», в котором расширяются представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стали совместные с родителями походы, во время которых дети не только имели возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и полюбоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Традицией клуба «Растишка» стало в зимнее время забота о птицах нашего города. Во время прогулки дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями и следами на снегу. Во время походов собираем разнообразный природный материал, из которого впоследствии делаем всевозможные поделки.

Блок — «Педагогическое сопровождение семьи». В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В работе с родителями используем разнообразные формы: КВН, «Круглый стол», семинары — практикумы, посиделки, конкурсы, выставки, походы, игровые программы. Провели родительское собрание на тему «Приобщение к истокам народной культуры через устное народное творчество». На этом собрании прошла презентация самодельных книг. Активное участие в презентации приняли семьи Скрынниковых («Сонины сказки»), Брюхановых («Настины рассказы»), Свинцовых («Никиткина книжка»), Шамовых («Читает вся моя семья мама, папа, кот и я»), Елисеевых («Кирилкины рассказы»). А также был проведен конкурс «Самая читающая семья».

На родительском собрании «Семья и родной дом», которое прошло в форме посиделок, решались задачи: формировать представление о мире семьи, актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, пониманию, взаимопомощи в семейной жизни. Наши родители принимают активное участие в жизни детского сада. В течение нескольких лет мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей. Прошел конкурс «Корона для наших милых девочек» среди родителей. Участие в этом конкурсе приняли мамы и бабушки наших девочек. Родители показали свою творческую индивидуальность.

Изучив теоретические основы проблемы воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста, свою работу начали с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовали технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно — патриотического воспитания в детском саду и начальной школе». На основании диагностических данных выявилось:

Начало учебного года — высокий уровень -40 %, средний- 60 %

Конец учебного года — высокий уровень- 75 %, средний- 25 %

Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает: значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, у детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края, особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными, детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.

У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в детском саду. Мы очень надеемся, что наша работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней. При рождении ребенок — чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

 

Литература:

 

  1. Артемов В. В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2005.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795.
  3. Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2011.
  4. Доможакова Т. И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
  5. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, родитель, нравственно-патриотическое воспитание детей, патриотическое воспитание, родной край, активное участие, дошкольный возраст, родной дом, устное народное творчество.

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

ребенок, игра, патриотическое воспитание, родитель, детский сад, окружающий мир, родной край, участие родителей.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Народное творчество как средство воспитания любви...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Поэтому важным условием патриотического воспитания, по нашему мнению, является тесная взаимосвязь детей с родителями и активное участие последних в различных воспитательных мероприятиях.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Система работы по сохранению и развитию духовных...

В настоящее время важнейшее значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Воспитание патриотизма с помощью старинной народной игры...

патриотическое воспитание, ребенок, детский сад, беседа, родной край, окружающий мир, Кубань, воспитатель, воспитание патриотизма, Россия. Организация взаимодействия детского сада и семьи по...

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

ребенок, игра, патриотическое воспитание, родитель, детский сад, окружающий мир, родной край, участие родителей.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Народное творчество как средство воспитания любви...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Поэтому важным условием патриотического воспитания, по нашему мнению, является тесная взаимосвязь детей с родителями и активное участие последних в различных воспитательных мероприятиях.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Система работы по сохранению и развитию духовных...

В настоящее время важнейшее значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Воспитание патриотизма с помощью старинной народной игры...

патриотическое воспитание, ребенок, детский сад, беседа, родной край, окружающий мир, Кубань, воспитатель, воспитание патриотизма, Россия. Организация взаимодействия детского сада и семьи по...