Библиографическое описание:

Чеботарева М. С. Анализ структуры рынка молочной продукции России // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 134-137.

В настоящее время исследование рынка молочной продукции является очень актуальным, поскольку молоко – социально значимый продукт, входящий в состав потребительской корзины. Из этого следует необходимость государственного регулирования цен на данном рынке и изучения его структуры с целью предотвращения монополизации, которая приводит к тому, что наиболее крупные производители, пользуясь своим лидирующим положением, могут устанавливать более высокие цены на молочную продукцию.

Кроме того, входящим на рынок предприятиям знание структуры рынка необходимо для выявления сильных и слабых конкурентов, а также для определения необходимых объемов производства с целью завоевания определенных позиций на рынке. Действующим предприятиям важно систематически изучать структуру рынка, выявляя возможности расширения своего влияния, а также вытеснения мелких конкурентов в форме поглощений или слияний.

По оценкам агентства DISCOVERY Research Group, объем рынка молочной продукции за 2009 год составил порядка 456 млрд. рублей. В 2009 году в России произведено 31,4 млн. тонн молока, что на 0,9% больше 2008 года. Общее потребление упакованных молочных продуктов в Российской Федерации составило 10,1 млрд. литров. Основной оборот в группе молочных продуктов по-прежнему определяют традиционные продукты: молоко, сыр, сметана и другие [2].

В исследовании принимали участие 20 производителей молочной продукции России (из 2000 присутствующих на рынке), на долю которых приходится 32,5% рынка. В дальнейшем, для удобства расчетов, будем считать, что рынок молочной продукции России состоит из 20 производителей.

Кохвата = (149 077 190 тыс. рублей/ 456 000 000 тыс. рублей)*100% = 32,5%.

Таблица 1

Сегментация рынка по производителям молочной продукции, [3]

№ п/п


Объём продаж за 2009 год, тыс. руб.

Доля фирмы на рынке, %

Число занятых на предприятии, чел.

1.

ОАО“Вимм-Билль-Данн”

49 368 650

10,8

9 311

2.

“Юнимилк”

45 000 000

9,7

14 000

3.

“Данон

31 920 000

7

5000

4.

“Эрман”

4 890 500

1,07

950

5.

ОАО Молочный комбинат “Воронежский”

4 721 114

1,04

947

6.

ОАО “Останкинский молочный комбинат”, Москва

3 002 962

0,7

940

7.

“Кампина

2 501 345

0,5

933

8.

ЗАО “Алексеевский молочно-консервный комбинат”, Белгород

2 150 400

0,47

925

9.

ОАО “Ирбитский молочный завод”, Ирбит

1 180 598

0,26

910

10.

ОАО “Молочный мир”, Самара

860 000

0,19

650

11.

ОАО фирма "Молоко", Россошь

648 000

0,14

454

12.

ЗАО Захаровский молочный завод, Рязань

630 015

0,14

360

13.

ЗАО Молочный комбинат “Авида”, Старый Оскол

542 208

0,12

310

14.

ОАО Молочный вкус, Челябинск

480 112

0,1

387

15.

ОАО «ВЯТКА-ХОЛОД», Кировская область

435 000

0,095

316

16.

ОАО "Щекинский молочный завод ", Щекино

285 014

0,06

298

17.

ОАО "Ясногорский молочный завод", Тульская область

280 000

0,06

252

18.

ЗАО "Вельский Анком", Вельск

100 312

0,02

196

19.

ООО “Милком”, С.-Петербург

50 200

0,01

118

20.

ООО ПК "Обнинские Молочные Продукты", Калужская область

30 760

0,007

127


Всего по 20 фирмам

149 077 190

32,5

37 384


Остальные фирмы на рынке

306 922 810

67,5



Итого для рынка в целом

456 000 000

100



Для отражения относительной величины и количества фирм, действующих на рынке, рассчитаем показатели концентрации фирм на рынке:

1) Индекс концентрации:

Измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

где Yi – доля фирмы,

k – количество фирм, для которых рассчитывается показатель

CR8= 10,8 + 9,7 + 7 + 1,07 + 1,04 + 0,7 + 0,5 + 0,47 = 31,28%

2) Коэффициент Херфиндаля-Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями, и рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм, действующих на рынке.

где Yi – доля фирмы,

n – количество фирм, действующих на рынке

HHI = 116,64 + 94,09 + 49 + 1,1449 + 1,0816 + 0,49 + 0,25 + 0,2209 + 0,0676 + 0,0361 + 0,0196 + 0,0196 + 0,0144 + 0,01 + 0,009025 + 0,0036 + 0,0036 + 0,0004 + 0,0001 + 0,000049 =263,097874 %

По значениям коэффициента концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана выделяются три типа рынка:

- I тип – высококонцентрированные рынки: при 70% < CR < 100%; 2000 < HHI < 10000

- II тип – умеренноконцентрированные рынки: при 45% < СR < 70%; 1000 < HHI < 2000

- III тип – низкоконцентрированные рынки: при CR < 45%; HHI < 1000

Исходя из рассчитанного индекса концентрации и показателя Херфиндаля-Хиршмана можно сделать вывод, что рассматриваемый рынок относится к низкоконцентрированным рынкам. Концентрация производителей (продавцов) отражает относительную величину и количество фирм, действующих в отрасли. Чем больше число фирм, тем ниже уровень концентрации. Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем ниже уровень концентрации, тем в меньшей степени фирмы зависят друг от друга, тем более конкурентным будет рынок.

3) Для измерения неравномерности распределения долей между участниками рынка используется показатель дисперсии рыночных долей:

где – доля фирмы на рынке,

– средняя доля фирмы на рынке, равная ,

n – число фирм на рынке.

Дисперсия = 1/20((0,108-0,05)2 + (0,097-0,05)2 + +(0,00007-0,05)2) = 0,044/20 = 0,0022

Чем больше различаются доли фирм, тем выше значение индекса. Чем больше неравномерность распределения долей, тем, при прочих равных условиях, более концентрированным является рынок.

4) Индекс Джини:

Индекс Джини представляет собой статистический показатель вида

где Yi – объем производства i-той фирмы; Yj – объем производства j-той фирмы; n – общее число фирм.

Расчет индекса Джини показывает, что в данном случае он составляет приблизительно 0,0025. Чем выше индекс Джини, тем выше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами, и, следовательно, при прочих равных условиях выше показатель концентрации.

При использовании индекса Джини для характеристики концентрации продавцов на рынке следует учитывать два важных момента: первый связан с концептуальным недостатком индекса, он характеризует уровень неравномерности распределения рыночных долей. Следовательно, для гипотетического конкурентного рынка, где 10 000 фирм делят между собой рынок на 10 000 равных долей, и для рынка дуополии, где две фирмы делят рынок пополам, показатель Джини будет одним и тем же. Второй момент связан со сложностью подсчета индекса Джини: для его определения необходимо знание долей всех фирм в отрасли, в том числе и мельчайших [1, с. 105-106].

Рассчитаем коэффициент использования производственных мощностей для каждого предприятия на основании представленных ниже данных:

Таблица 2

Расчет коэффициента использования производственных мощностей на основе данных о выпуске продукции за год и среднегодовой производственной мощности [3]

№ п/п


Выпуск продукции в натуральном выражении за год, тыс. тонн

Производственная мощность, тыс. тонн

Коэффициент использования производственной мощности, %

1.

ОАО“Вимм-Билль-Данн”

1898,8


2518,3

75,4

2.

ОАО “Юнимилк”

1730,8

2734,3

63,3

3.

“Данон

1227,7

1495,4

82,1

4.

“Эрман”

188,1

221,3

85

5.

ОАО Молочный комбинат Воронежский”



180



216,6

83,1

6.

ОАО “Останкинский молочный комбинат”, Москва

115,5



192,5

60

7.

“Кампина

96,2

126,2

76,2

8.

ЗАО “Алексеевский молочно-консервный комбинат”, Белгород

82,7




153,1

54

9.

“Ирбитский молочный завод”, Ирбит


70


114,3

48,5

10.

ОАО “Молочный мир”, Самара


33,1


66,2

50

11.

ОАО фирма "Молоко", Россошь


25


53,2

47

12.

ЗАО Захаровский молочный завод, Рязань

24,2



74

32,7

13.

ЗАО Молочный комбинат “Авида”, Старый Оскол

20,9



38

55

14.

ОАО Молочный вкус, Челябинск

18,5


61,7

30

15.

ОАО «ВЯТКА-ХОЛОД», Кировская область

16,7



36,3

46

16.

ОАО "Щекинский молочный завод ", Щекино

11,0



23,1

48

17.



ОАО "Ясногорский молочный завод", Тульская область

10,8





16,1

67

18.

ЗАО "Вельский Анком", Вельск

3,9


9

43,3

19.

ООО “Милком”, С.-Петербург

1,9


3,3

58

20.

ООО ПК "Обнинские Молочные Продукты", Калужская область

1,2




3,5

34


Среднее значение



56,93


Всего

5733,7




Таким образом, фирмы на рынке молочной продукции России не полностью используют свои производственные мощности, среднее значение по рынку – 56,93%. Это означает, что цена превышает предельные издержки, что свидетельствует о недостаточной эффективности распределения ресурсов. Не полностью загруженные мощности фирмы и потребители, наказанные за это более высокими, нежели в условиях совершенной конкуренции, ценами, – характерные черты монополистической конкуренции.

При монополистической конкуренции не достигаются ни эффективное использование ресурсов, ни производственная эффективность. Монополистический элемент допускает некоторое количество незанятых ресурсов при производстве товаров в условиях этой рыночной структуры. Цена превышает предельные издержки в условиях равновесия в долгосрочном периоде, указывая, таким образом, на то, что дополнительные единицы этого товара общество оценивает выше, чем альтернативные продукты, которые с использованием тех же ресурсов можно было бы произвести. Отрасли с монополистической конкуренцией часто переполнены фирмами, которые действуют, не достигая оптимальной мощности.

В данном исследовании были рассмотрены лишь некоторые признаки, позволяющие отнести рынок молочной продукции России к рынку монополистической конкуренции; необходимо рассмотреть и другие аспекты анализа, а именно: определить географические границы рынка, дать характеристику товару, предоставляемому на рынок, определить барьеры входа/выхода и степень асимметричности рыночной информации, без которых выводы о типе рыночной структуры рынка молочной продукции России являются необоснованными.


Литература:

  1. Авдашева С.Б. Теория организации отраслевых рынков: учебник / С.Б. Авдашева, П.М. Розанова. – М.: Магистр, 1998. – 311 с.

  2. Аналитика рынков – (http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-11723.html).

  3. Данные официальных сайтов производителей молочной продукции – (http://www.unimilk.ru/index.wbp, http://www.molvest.ru/index.php?page=search).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle