Влияние конкурентной среды на производство в молочной промышленности Московского региона | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Отраслевая экономика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, август 2015)

Дата публикации: 06.08.2015

Статья просмотрена: 629 раз

Библиографическое описание:

Бырдина, К. С. Влияние конкурентной среды на производство в молочной промышленности Московского региона / К. С. Бырдина. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/204/8586/ (дата обращения: 06.10.2024).

Пищевая промышленность любого государства играет важную роль в экономике. Доля российской пищевой промышленности составляет более 10 % в общем объёме производства страны [5]. Молочная промышленность, которая объединяет предприятия по выработке продукции из молока, является отраслью пищевой промышленности. С каждым годом растут уникальность и масштабы производства молочной продукции. Благодаря своим лечебным и диетическим свойствам, молочная продукция пользуется широким спросом среди всех слоёв населения страны.

Таким образом, молочные продукты являются продуктами массового спроса и неотъемлемой частью продуктовой корзины россиян. Более того, Россия является одним из пяти мировых лидеров производителей молока и молочной продукции. Несмотря на это, Россия относится к странам с дефицитом молочного производства [6], то есть о России можно говорить как о стране, представляющей крупный молочный рынок, имеющий потенциал роста.

Сегмент кисломолочной продукции является наиболее перспективным и высокодоходным в связи с разнообразием продукции, которая имеет не только превосходные вкусовые качества, но и позволяет потребителям заботиться о своем здоровье. Сейчас кисломолочные продукты являются продуктами массового спроса и неотъемлемой частью продуктовой корзины россиян, доля которых растёт. Однако, по оценке Российского молочного союза, показатель самообеспечения населения страны молочной продукцией составил 79,6 % на конец 2012г.

В России стагнация производства молока является основным фактором неуверенного развития производства молочной и кисломолочной продукции. Можно выделить основные причины, тормозящие развития рынка молочных продуктов: продолжающееся сокращение поголовья коров; слабая сырьевая техническая база;высокая стоимость сырья и большой разброс цен в зависимости от региона.Выше перечисленные проблемы прямым образом влияют на динамику производства кисломолочной продукции, в которой также отсутствует устойчивой рост выпуска продукции. Однако в 2012 году отмечен прирост более чем на 4 %, что в абсолютном значение составило 119 тысяч тонн.

Рис. 3. Составлено автором [7, 8]

 

При этом большинство производственных мощностей по выпуску кисломолочной продукции находится в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Бессменными лидерами в производстве кисломолочной продукции в Центральном ФО остаются Москва и Московская область — суммарно на их долю приходится почти четверть объема производства, что обусловлено рядом причин. Именно в этих регионах располагаются крупнейшие в стране молокоперерабатывающие предприятия, сосредоточен основной потребительский сегмент ввиду значительного количества проживающих здесь людей и сравнительно высокого дохода, а розничные цены на 20–25 % больше среднероссийских [3, с.160–165].

Таким образом, Московский регион представляет особый интерес в плане исследования рынка кисломолочной продукции на выявление степени конкуренции. Для того чтобы исследовать рынок кисломолочных продуктов Московского региона в полной мере, требуется рассчитать некоторые индексы. Как правило, одного индекса будет недостаточно, поэтому будет рассчитано комплекс индексов, которые помогут проявить целостную картину исследуемого рынка и компаний, действующих на нём [13].

Для анализа выбранной отрасли были выбраны лидирующие по выпуску продукции ряд предприятий: «ВБД», «Данон индустрия», «Эрман», «Кампина», «Останкинский молочный комбинат» с помощью системы СПАРК Интерфакс. Неизменным лидером по производству кисломолочной продукции является «ВБД». Не сильно отстает российское подразделение «Данон индустрия» мирового лидера по производству кисломолочных продуктов. Это связано не только с повышенным выпуском рекламных роликов на ведущих телеканалах страны, но с запуском нескольких проектов. Поставщики молока для продукции компании выбираются на основе особого аудита, и те фермерские хозяйства, которые продемонстрировали потенциал для дальнейшей работы, становятся участниками программы развития поставщиков. Она включает различные меры по поддержке фермерских хозяйств, одна из которых особенно интересна — обучение персонала. Для этого даже был создан уникальный проект по обучению специалистов молочной промышленности новым практикам и методам — Молочная Бизнес Академия. Таким образом компания имеет постоянных поставщиков и обеспечивает себя качественным молоком, что особенно важно в условиях внешних вызовов.

Как бы ни пытались соперники «обогнать» «Вимм-Билль-Данн», им это пока не удается. Опыт показывает, что победителем в конкурентной борьбе оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода [3, с.221–230]. Одним из самых эффективных способов на рынке кисломолочной продукции является инвестирование в агропромышленный комплекс. Если компания Danone занялась этим только в 2012 году, то Вимм-Билль-Данн еще в далеком 1999 году разработала программу “Молочные реки России”, благодаря которой компания преуспела. Другим важным конкурентным преимуществом «ВБД» являются сильные и диверсифицированные товарные бренды, такие как «Домик в деревне» (по рейтингу журнала Forbes, входит в ТОР-10 самых крупных российских брендов), Имунеле, Чудо, БиоМакс, Весёлый Молочник. А старейшее предприятие Москвы — Останкинский молочный комбинат — в 2013 году приобрело и ввело в эксплуатацию оборудование компании Elopak по фасовке продукции в инновационную упаковку типа Mini Diamond Curve [15].

Имея данные о лидирующих компаниях, можно определить степень конкуренции рынка. На основании индекса охвата, рассчитанного автором за период 2009–2012 гг., можно сделать вывод о том, что выпуск продукции данных пяти компаний является явно доминирующей на рынке кисломолочных продуктов в Москве и Московской области. Индекс охвата равен 94,45 % в 2009 год и 96,72 % в 2012 г., что говорит о растущем потенциале исследуемых компаний.

Индекс концентрации очень высок, что говорит о взаимной зависимости фирм и, как следствие, малой конкуренции на рынке, хотя между компаниями-лидерами происходит обратное: каждый производитель старается внести коррективы в свой бизнес, вкладывает немалые средства в инновации, чтобы завоевать «свое место под солнцем». Но у инноваций существует и отрицательная сторона. Современные технологии позволяют приготовить кисломолочный продукт «без использования молока», добавив различные химикаты и вредные пищевые добавки, этот «продукт», как правило, имеет чрезмерно высокие сроки годности, вследствие чего качество продукции очень страдает. Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана тоже высоко, хотя наблюдается тенденция к его незначительному снижению. Это говорит о высоком уровне монополизации отрасли.

Низкое значение индекса энтропии указывает, что компании не имеют большой возможности влиять на рыночную цену, что, несомненно, является большим плюсом для потребителей, так как подавляющее число продукции на прилавках представлено исследуемыми компаниями. Однако и самим компаниям в условиях такой жесткой конкуренции невыгодно завышать цены, так как потребитель в условиях изобилия разнообразия товара легко найдет замену подорожавшему продукту.

Выбранные компании производят не только кисломолочную продукцию, например, компания Вимм-Билль-Данн выпускает минеральную воду, соки и нектары. Для того чтобы оценить долю производства кисломолочной продукции в общем объеме производства, был рассчитан индекс специализации. Компания «ЭРМАНН» является абсолютным лидером по уровню специализации — 100 % ее производства приходится на кисломолочную продукцию, хотя по объемам выпуска и, соответственно, рыночной доле, компания занимает третье место. Абсолютный лидер «ВБД», по значению индекса специализации отстаёт, однако у данной компании имеются огромные производственные мощности и ряд других преимуществ, которые автор уже отмечал. Компания «ДАНОН ИНДУСТРИЯ» занимает второе место по объемам производства и третье — по значению коэффициента специализации. Важно отметить, что такая компания, как «КАМПИНА», равно как и «ЭРМАНН», лидирующие по уровню специализации, существенно отстают по объемам производства продукта и, соответственно, по значению рыночных долей.

Значительную роль в исследовании рынка на степень конкуренции играет индекс Херфиндаля-Хиршмана, который за рассматриваемый период довольно высок, что свидетельствует о высокой монополизации отрасли. Таким образом, другим компаниям на рынок кисломолочной продукции Московского региона будет очень непросто войти и занять свою нишу на данном рынке, так как это потребует значительных вложений, большого профессионализма персонала компании. Анализируя индекс Херфиндаля-Хиршмана и индекс концентрации, автор пришел к выводу, что исследуемый рынок кисломолочной продукции является высококонцентрированным. При этом возможности влияния исследуемых предприятий на состояние конъюнктуры данного рынка различны, о чем свидетельствует показатель дисперсии рыночных долей.

 

Литература:

 

1.                  Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»

2.                  Авдашева С. Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков: учебное пособие — М.: Магистр, 1998.

3.                  Новая экономика и российская экономика: кластеры, отрасли, инновации / Под редакцией к. э.н., доц. Щербины М. В. — М.: Издательство «ТрансЛит», 2014.

4.                  Сборник научных статей I Межвузовской студенческой научной конференции «Кластерное развитие экономики регионов России: развитие, динамика, отраслевой анализ» / Под ред. д.э.н., доц. Бурцева Т. А. — Обнинск: ФГБУ «ВНИИГМИ-МЦД», 2014.

5.                  Ермакова Е. Е. Современное состояние и перспективы развития молочной промышленности РФ / Е. Е. Ермакова, Ш. А. Атабаева // Молодой ученый. — 2014. — № 7. — С. 338–340.

6.                  Косикова Ю. А. Перспективы развития мировой и российской молочной индустрии / Ю. А. Косикова, Н. В. Литвинова // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 460–462.

7.                  Российский статистический ежегодник, 2013: Стат.сб./Росстат. –М.,2013.

8.                  Российский статистический ежегодник, 2010: Стат.сб./Росстат. –М.,2010.

9.                  Российский статистический ежегодник, 2008: Стат.сб./Росстат. –М.,2008.

10.              Российский статистический ежегодник, 2005: Стат.сб./Росстат. –М.,2005.

11.              Российский статистический ежегодник, 2003: Стат.сб./Росстат. –М.,2003

12.              Щербина М. В. Определение уровня конкуренции на товарных рынках российской федерации: отраслевой анализ //

13.              Экономика. Налоги. Право. — 2014. —№ 5. С. 22–28.

14.              В Минсельхозпроде Московской области прошло совещание с производителями молока: [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства РФ, 2014. URL:http://www.mcx.ru/news/news/v7_show_print/10715.78.htm

15.              «Вимм-Билль-Данн» выкупил у Danone 18,4 % своих акций: [Электронный ресурс] // РБК Экономика, 2014. URL: http://top.rbc.ru/economics/28/10/2010/489277.shtml

16.              История останкинского молочного комбината: [Электронный ресурс] // Официальный сайт ОАО «ОМК»URL:http://www.omk-moloko.ru/#!company-history/c161y

Основные термины (генерируются автоматически): кисломолочная продукция, компания, молочная продукция, Россия, Московский регион, рынок, абсолютный лидер, массовый спрос, Московская область, продуктовая корзина россиян.

Похожие статьи

Влияние банковского сектора на экономическое развитие и эффективную работу субъектов малого и среднего предпринимательства в Тюменской области

Влияние экономического кризиса на развитие малого предпринимательства в Самарской области

Влияние социально-экономических факторов на уровень конкуренции аптечных учреждений региона

Направления повышения экономической эффективности производства молочной продукции

Инновационное развитие управляющих компаний в жилищно-коммунальной сфере

Роль целевого финансирования малого бизнеса предприятий Нижегородской области

Формирование продуктовой политики в винодельческой отрасли Севастополя

Анализ качества гостиничных услуг на предприятиях Оренбурга и Оренбургской области

Влияние систем менеджмента качества на финансовые показатели гостиничных предприятий

Влияние туристской деятельности школьников на учебный процесс

Похожие статьи

Влияние банковского сектора на экономическое развитие и эффективную работу субъектов малого и среднего предпринимательства в Тюменской области

Влияние экономического кризиса на развитие малого предпринимательства в Самарской области

Влияние социально-экономических факторов на уровень конкуренции аптечных учреждений региона

Направления повышения экономической эффективности производства молочной продукции

Инновационное развитие управляющих компаний в жилищно-коммунальной сфере

Роль целевого финансирования малого бизнеса предприятий Нижегородской области

Формирование продуктовой политики в винодельческой отрасли Севастополя

Анализ качества гостиничных услуг на предприятиях Оренбурга и Оренбургской области

Влияние систем менеджмента качества на финансовые показатели гостиничных предприятий

Влияние туристской деятельности школьников на учебный процесс