Значение оценки конкурентоспособности предприятия в современных условиях на примере ООО «Суксунское» | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

V международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 05.03.2017

Статья просмотрена: 301 раз

Библиографическое описание:

Ермакова И. А. Значение оценки конкурентоспособности предприятия в современных условиях на примере ООО «Суксунское» [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 66-69. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12034/ (дата обращения: 21.06.2018).



В данной статье рассмотрены основные определения конкурентоспособности предприятия. На примере ООО «Суксунское» проведен STEP (PEST)-анализ для определения значения оценки конкурентоспособности в современных условиях.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, STEP (PEST)-анализ, молочный подкомплекс АПК

Смысл конкуренции в бизнесе заключается в обеспечении собственного интереса предприятия, экономического выживания и некой борьбы «всех против всех». Конкуренция — это экономический процесс взаимодействия, а также борьба между действующими на рынке предприятиями и предпринимателями для обеспечения благоприятных возможностей производства и сбыта продукции, удовлетворения различных потребностей потребителей [1, с. 144].

Относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей потребителей, называется конкурентоспособностью предприятия. Именно конкурентоспособность показывает уровень развития данного предприятия в сравнении с уровнем развития предприятия-конкурента [2, с. 326].

Каждое предприятие имеет свои преимущества, которые способствуют его успешному развитию и закреплению своих позиций на рынке. Конкурентоспособность можно выявить только при помощи методов сравнения между собой этих предприятий, как в пределах рынка страны, так и в масштабах мирового рынка.

В свою очередь, под конкурентным преимуществом предприятия подразумевается какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает предприятие и которая дает ему превосходство перед конкурентами. Они зависят от эффективности использования различных ресурсов в процессе производства, сбыта и последующего удовлетворения потребностей потребителей [1, с. 145].

Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, условно можно разделить на 2 группы:

К внутренним факторам, обеспечивающим конкурентоспособность предприятия, относятся: потенциал маркетинговых служб, финансово-экономический, кадровый, экологический потенциал; эффективность рекламы; уровень материально-технического обеспечения; уровень подготовки и разработки производственных процессов; эффективность производственного контроля; уровень технического обслуживании в постпроизводственный период; сервисного, гарантийного обслуживания. То есть к внутренним факторам относятся потенциальные возможности самого предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.

К внешним факторам относятся: меры государственного воздействия, как экономического характера — амортизационная политика, налоговая, финансово-кредитная политика, система государственного страхования; участие в международном разделении труда, так и административного характера — разработка, совершенствование и реализация законодательных актов; государственная система стандартизации и сертификации продукции; государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований и стандартов; правовая защита интересов потребителя. То есть все то, что определяет внешние правила деятельности субъекта хозяйствования на региональном или мировом рынке.

Представленные факторы тесно связаны между собой. И оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия, в частности на его конкурентоспособность [1, с. 150].

Для оценки конкурентоспособности предприятия разработано огромное количество методов. Например, SWOT-анализ, STEP (PEST)-анализ, метод сравнительных преимуществ, метод равновесия фирм и отрасли (на базе теории А. Маршалла), метод «профилей» и качества.

Для определения значения оценки конкурентоспособности предприятия необходимо обозначить среду, т. е. рынок, на котором оно действует, и выявить приоритетные направления развития предприятия. STEP-анализ (также обозначается, как PEST-анализ) позволяет выделить социальные, технологические, экономические и политические факторы, которые способствуют, либо препятствуют развитию бизнеса.

Применим STEP–анализ для оценки конкурентоспособности ООО «Суксунское».

ООО «Суксунское» образовалось в сентябре 2009 года путем реорганизации СХПК «Суксунский». ООО «Суксунское» расположено с северо-западной части Суксунского района недалеко от поселка Суксун.

Предприятие производит и реализует сельскохозяйственную продукцию, выполняет работы и услуги. Целью деятельности ООО «Суксунское» является получение прибыли от производства сельскохозяйственной продукции. Миссия предприятия заключается в удовлетворении потребностей покупателей в молочной продукции.

Проведем сравнительный анализ по объему производства молока и молочной продукции Пермского края за 2011–2016 гг. (рис. 1) [4].

C:\Users\Alex\Desktop\Рисунок1.jpg

Рис. 1. Объем производства молока и молочной продукции за 2011–2016 гг. в Пермском крае

В настоящее время рынок молочной продукции представлен следующими предприятиями-производителями: ООО «Маслозавод Нытвенский» (26,74 %), ОАО «Кунгурский молочный комбинат» (13,16 %), ЗАО «Вемол» (16,06 %), ООО «Ашатли» (5,13 %), Филиал «Молочный комбинат «Пермский» ОАО компании «Юнимилк — Данон» (36,74 %), ООО «Суксунское» (0,5 %) — это связано с небольшими объемами производства. На рисунке 2 представлены доли рынка, занимаемые данными предприятиями [3].

Рис. 2. Доли рынка, занимаемые производителями молочной продукции

Дадим оценку конкурентоспособности ООО «Суксунское» на основе проведения STEP-анализа (таблица 1).

Таблица 1

STEP-анализ для предприятия ООО «Суксунское»

Группа факторов

Фактор

Проявление

Экономические факторы

− Торговая политика.

− Затраты на сырье предприятия.

− Экономический рост.

− Уровень инфляции.

Колебание закупочных цен на молоко.

Прогнозирование увеличения спроса на продукцию, в том числе и на молочную.

Повышение цен на продукцию из-за увеличения себестоимости.

Достижение соглашения между местной администрацией, производителями продуктов питания первой необходимости и представителями ведущих предприятий торговли областного центра в области ценообразования.

Социальные факторы

− Снижение реальных доходов населения.

Изменение структуры «моделей покупки», т. е. смещение спроса в сторону совершения покупок товаров по более низкой цене, в ущерб вопросам качества.

Технологические факторы

− НТП в сфере производства.

Появление нового оборудования, новой технологии производства, обработки.

Совершенствование технологии обработки, например, усиленная пастеризация и ультрапастеризация, позволит увеличить сроки хранения молочной продукции.

Совершенствование холодильного оборудования повысит качество продукции.

Таким образом, все факторы — экономические, социальные, технологические — взаимосвязаны между собой. Экономические факторы способствуют выявлению ведущих направлений деятельности данного предприятия. Социальные факторы, в свою очередь, отражают реальную ситуацию спроса на молочную продукцию. А технологические факторы способствуют модернизации производства предприятия.

Итак, на основе проведенных исследований можно сделать вывод, что конкуренция — это постоянный поиск и создание лучших условий для производителя, продавца и покупателя. Быть конкурентоспособным значит опережать своих соперников-конкурентов в привлекательности производства, сбыта и удовлетворения потребностей потребителей. В современных реалиях своевременная и точная оценка конкурентоспособности предприятия способствует выбору приоритетных направлений развития и стабильной деятельности предприятия.

Литература:

  1. Белкин В. Н. Теоретические основы конкурентоспособности предприятий / В. Н. Белкин, Н. А. Белкина, Л. Б. Владыкина // Экономика региона. — 2015. — № 1. — С. 144–155.
  2. Демин С. А. Понятие конкурентоспособности предприятия в современных условиях / С. А. Демин // Вестник Омского университета. — 2013. — № 3. — С. 325–329.
  3. Пермьстат. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — URL: http://permstat.gks.ru/.
  4. Сельское хозяйство Пермского края. Аналитическая статья, подготовленная специалистами Экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ab-centre.ru/.
  5. Черникова С. А. Повышение конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса путем рекструктуризации учетных систем / С. А. Черникова // Известия Уральского государственного университета. — 2012. — № 4. — С. 97–102.
Основные термины (генерируются автоматически): STEP, молочная продукция, PEST, конкурентоспособность предприятия, предприятие, мировой рынок, доля рынка, оценка конкурентоспособности ООО, Пермский край, сельскохозяйственная продукция.

Ключевые слова

конкурентоспособность, конкуренция, конкурентные преимущества, STEP (PEST) -анализ, молочный подкомплекс АПК, STEP (PEST)-анализ

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос