Автор: Ермакова Ирина Александровна

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

V международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 05.03.2017

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Ермакова И. А. Значение оценки конкурентоспособности предприятия в современных условиях на примере ООО «Суксунское» [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 66-69. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12034/ (дата обращения: 12.12.2017).



В данной статье рассмотрены основные определения конкурентоспособности предприятия. На примере ООО «Суксунское» проведен STEP (PEST)-анализ для определения значения оценки конкурентоспособности в современных условиях.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, STEP (PEST)-анализ, молочный подкомплекс АПК

Смысл конкуренции в бизнесе заключается в обеспечении собственного интереса предприятия, экономического выживания и некой борьбы «всех против всех». Конкуренция — это экономический процесс взаимодействия, а также борьба между действующими на рынке предприятиями и предпринимателями для обеспечения благоприятных возможностей производства и сбыта продукции, удовлетворения различных потребностей потребителей [1, с. 144].

Относительная характеристика, которая выражает степень отличия данного предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей потребителей, называется конкурентоспособностью предприятия. Именно конкурентоспособность показывает уровень развития данного предприятия в сравнении с уровнем развития предприятия-конкурента [2, с. 326].

Каждое предприятие имеет свои преимущества, которые способствуют его успешному развитию и закреплению своих позиций на рынке. Конкурентоспособность можно выявить только при помощи методов сравнения между собой этих предприятий, как в пределах рынка страны, так и в масштабах мирового рынка.

В свою очередь, под конкурентным преимуществом предприятия подразумевается какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает предприятие и которая дает ему превосходство перед конкурентами. Они зависят от эффективности использования различных ресурсов в процессе производства, сбыта и последующего удовлетворения потребностей потребителей [1, с. 145].

Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, условно можно разделить на 2 группы:

К внутренним факторам, обеспечивающим конкурентоспособность предприятия, относятся: потенциал маркетинговых служб, финансово-экономический, кадровый, экологический потенциал; эффективность рекламы; уровень материально-технического обеспечения; уровень подготовки и разработки производственных процессов; эффективность производственного контроля; уровень технического обслуживании в постпроизводственный период; сервисного, гарантийного обслуживания. То есть к внутренним факторам относятся потенциальные возможности самого предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.

К внешним факторам относятся: меры государственного воздействия, как экономического характера — амортизационная политика, налоговая, финансово-кредитная политика, система государственного страхования; участие в международном разделении труда, так и административного характера — разработка, совершенствование и реализация законодательных актов; государственная система стандартизации и сертификации продукции; государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований и стандартов; правовая защита интересов потребителя. То есть все то, что определяет внешние правила деятельности субъекта хозяйствования на региональном или мировом рынке.

Представленные факторы тесно связаны между собой. И оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия, в частности на его конкурентоспособность [1, с. 150].

Для оценки конкурентоспособности предприятия разработано огромное количество методов. Например, SWOT-анализ, STEP (PEST)-анализ, метод сравнительных преимуществ, метод равновесия фирм и отрасли (на базе теории А. Маршалла), метод «профилей» и качества.

Для определения значения оценки конкурентоспособности предприятия необходимо обозначить среду, т. е. рынок, на котором оно действует, и выявить приоритетные направления развития предприятия. STEP-анализ (также обозначается, как PEST-анализ) позволяет выделить социальные, технологические, экономические и политические факторы, которые способствуют, либо препятствуют развитию бизнеса.

Применим STEP–анализ для оценки конкурентоспособности ООО «Суксунское».

ООО «Суксунское» образовалось в сентябре 2009 года путем реорганизации СХПК «Суксунский». ООО «Суксунское» расположено с северо-западной части Суксунского района недалеко от поселка Суксун.

Предприятие производит и реализует сельскохозяйственную продукцию, выполняет работы и услуги. Целью деятельности ООО «Суксунское» является получение прибыли от производства сельскохозяйственной продукции. Миссия предприятия заключается в удовлетворении потребностей покупателей в молочной продукции.

Проведем сравнительный анализ по объему производства молока и молочной продукции Пермского края за 2011–2016 гг. (рис. 1) [4].

C:\Users\Alex\Desktop\Рисунок1.jpg

Рис. 1. Объем производства молока и молочной продукции за 2011–2016 гг. в Пермском крае

В настоящее время рынок молочной продукции представлен следующими предприятиями-производителями: ООО «Маслозавод Нытвенский» (26,74 %), ОАО «Кунгурский молочный комбинат» (13,16 %), ЗАО «Вемол» (16,06 %), ООО «Ашатли» (5,13 %), Филиал «Молочный комбинат «Пермский» ОАО компании «Юнимилк — Данон» (36,74 %), ООО «Суксунское» (0,5 %) — это связано с небольшими объемами производства. На рисунке 2 представлены доли рынка, занимаемые данными предприятиями [3].

Рис. 2. Доли рынка, занимаемые производителями молочной продукции

Дадим оценку конкурентоспособности ООО «Суксунское» на основе проведения STEP-анализа (таблица 1).

Таблица 1

STEP-анализ для предприятия ООО «Суксунское»

Группа факторов

Фактор

Проявление

Экономические факторы

− Торговая политика.

− Затраты на сырье предприятия.

− Экономический рост.

− Уровень инфляции.

Колебание закупочных цен на молоко.

Прогнозирование увеличения спроса на продукцию, в том числе и на молочную.

Повышение цен на продукцию из-за увеличения себестоимости.

Достижение соглашения между местной администрацией, производителями продуктов питания первой необходимости и представителями ведущих предприятий торговли областного центра в области ценообразования.

Социальные факторы

− Снижение реальных доходов населения.

Изменение структуры «моделей покупки», т. е. смещение спроса в сторону совершения покупок товаров по более низкой цене, в ущерб вопросам качества.

Технологические факторы

− НТП в сфере производства.

Появление нового оборудования, новой технологии производства, обработки.

Совершенствование технологии обработки, например, усиленная пастеризация и ультрапастеризация, позволит увеличить сроки хранения молочной продукции.

Совершенствование холодильного оборудования повысит качество продукции.

Таким образом, все факторы — экономические, социальные, технологические — взаимосвязаны между собой. Экономические факторы способствуют выявлению ведущих направлений деятельности данного предприятия. Социальные факторы, в свою очередь, отражают реальную ситуацию спроса на молочную продукцию. А технологические факторы способствуют модернизации производства предприятия.

Итак, на основе проведенных исследований можно сделать вывод, что конкуренция — это постоянный поиск и создание лучших условий для производителя, продавца и покупателя. Быть конкурентоспособным значит опережать своих соперников-конкурентов в привлекательности производства, сбыта и удовлетворения потребностей потребителей. В современных реалиях своевременная и точная оценка конкурентоспособности предприятия способствует выбору приоритетных направлений развития и стабильной деятельности предприятия.

Литература:

  1. Белкин В. Н. Теоретические основы конкурентоспособности предприятий / В. Н. Белкин, Н. А. Белкина, Л. Б. Владыкина // Экономика региона. — 2015. — № 1. — С. 144–155.
  2. Демин С. А. Понятие конкурентоспособности предприятия в современных условиях / С. А. Демин // Вестник Омского университета. — 2013. — № 3. — С. 325–329.
  3. Пермьстат. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — URL: http://permstat.gks.ru/.
  4. Сельское хозяйство Пермского края. Аналитическая статья, подготовленная специалистами Экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ab-centre.ru/.
  5. Черникова С. А. Повышение конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса путем рекструктуризации учетных систем / С. А. Черникова // Известия Уральского государственного университета. — 2012. — № 4. — С. 97–102.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентоспособности предприятия, оценки конкурентоспособности, оценки конкурентоспособности предприятия, молочной продукции, удовлетворения потребностей потребителей, значения оценки конкурентоспособности, конкурентоспособность предприятия, определения конкурентоспособности предприятия, Понятие конкурентоспособности предприятия, оценка конкурентоспособности предприятия, современных условиях, конкурентоспособности предприятий, определения значения оценки, Значение оценки конкурентоспособности, конкурентным преимуществом предприятия, собственного интереса предприятия, модернизации производства предприятия, направления развития предприятия, конкурентоспособностью предприятия, деятельность предприятия.

Ключевые слова

конкурентоспособность, конкуренция, конкурентные преимущества, STEP (PEST) -анализ, молочный подкомплекс АПК

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос