Библиографическое описание:

Нурыев Ф. Ф. Изучение отношения современной молодежи к проблеме экстремизма // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 750-754.



В настоящее время экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Очень часто совершаются насильственные преступления, в том числе наиболее серьезные, по расовым, этническим и религиозным признакам. В обществе продолжают нарастать межэтнические и межконфессиональные конфликты в связи увеличением потока мигрантов, повышается социальная напряженность. А террористические акты на территории России либо за ее пределами в отношении граждан РФ вызывают в сознании общества недовольство, агрессию, нетерпимое отношение к представителям других национальностей и вероисповеданий. Нетерпимость и агрессия между различными социальными группами, приверженцами различных культур и вероисповеданий, общественных и политических движений, менталитетами и национальностями проявляется как способ достижения личных выгод либо определенной власти определенными лицами. Поэтому она активно поддерживается ими и является искусственно навязанной.

По словам профессора Л. С. Рубан, доктора социологических наук, наиболее активным участником межэтнических или каких-либо других конфликтов обычно выступает молодежь, поскольку ей очень удобно манипулировать, по причине недостатка у нее социального опыта. Молодежь так же имеет относительно сильную внушаемость, она излишне эмоциональна при оценке событий и не может трезво и адекватно реагировать на них.

Экстремизм среди молодежи с каждым годом продолжает расти, а вместе с ней растет и актуальность проблемы профилактики экстремизма. Это связано с тем, что экстремизм приобретает все новые и новые формы. А меры, которые принимаются по его профилактике, далеко не всегда оказываются действенными. По этой причине, научные и практические меры по предупреждению экстремизма среди обучающихся, являются крайне необходимыми и значимыми. Часть государственной политики по национальной безопасности так же направлена на предупреждение проявления экстремизма среди молодежи.

Меры, которые предпринимаются в целях профилактики экстремизма, должны учитывать социально-психологические и социально-возрастные особенности обучающихся. Необходимо акцентировать основное внимание на семье, школе, уличных неформальных объединениях молодежи и средствах массовой информации, так они являются основными сферами формирования сознания и психики молодежи.

С целью изучения отношения обучающихся к проблемам экстремизма и необходимости профилактических мероприятий, нами был проведен социологический опрос. В опросе приняли участие 100 студентов ФГБОУ ВО Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. В исследуемую группу вошли студенты института филологического образования и межкультурных коммуникаций, а так же физкультурного, исторического, художественно-графического и физико-математического факультетов. Выбор исследуемых групп студентов был произведен случайным методом. Для проведения опроса, нами была разработана анкета, которая состояла из 20 вопросов, в большинстве своем закрытого типа. Анкетирование было произведено раздаточным способом, все анкеты были анонимными. Основной акцент в этой анкете был сделан на определение уровня осведомленности респондентов касательно экстремизма. Возраст опрашиваемых варьировался от 17 до 21 года. Респонденты в возрасте 17 лет составляли 3 % от числа всех опрашиваемых, 18 лет — 42 %, 19 лет — 21 %, 20 лет — 27 %, от 21 года и старше — 6 %. Участвующие в опросе респонденты распределились следующим образом: 18 % лиц мужского пола, 82 % — женского.

Нас интересовало мнение респондентов о причинах возникновения конфликта между людьми или повышения напряженности между ними. Как следует из рисунка 1, 58 % опрошенных считают, что неумение уважать и понимать других людей, является главной причиной конфликта, 51 % — неспособность или нежелание пойти на компромисс, 25 % — внутренняя склонность многих индивидов к агрессивному поведению, 19 % — неумение самих людей вести себя в сложных ситуациях, которые могут привести к конфликту.

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что способствует возникновению напряженности и конфликтам между людьми?», в %

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Каковы причины возникновения экстремизма?», в %

Следующий вопрос нашей анкеты содержал причины, которые способствуют возникновению экстремизма на их взгляд. Как следует из рисунка 2, большинство опрашиваемых — 47 %, посчитали, что это является следствием отсутствия толерантности населения, его низкой правовой культуры. Так же немалое количество — 35 %, выбрали вариант целенаправленного разжигания националистической агрессии. Из всех вариантов, меньше всего голосов было получено за вариант многонациональности населения — всего 8 %.

Данные рис. 3 демонстрируют результаты, согласно которым наиболее эффективными методами противодействия возникновению и профилактики экстремизма является ужесточение уголовной ответственности за экстремизм — 76 %. За вариант тотальной цензуры — 11 %, за введение только административной ответственности за экстремизм выступают 9 % опрошенных и 3 % респондентов выбрали отсутствие цензуры.

Рис. 3. Субъективная оценка респондентов эффективных методов профилактики экстремизма, в %

Для изучения мнения молодежи относительно актуальности данной проблемы, были включены соответствующие вопросы. Как показано на рисунке 4, более половины опрашиваемых — 51 %, считают ее скорее актуальной, против 8 % считающих ее скорее не актуальной. 39 % согласны, что такое явление, как экстремизм, довольно актуальная проблема для России на сегодняшний день. Так же было выявлено, что абсолютное меньшинство — 1 %, считают проблему экстремизма не актуальной для нашей страны.

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Насколько актуальна проблема экстремизма в России на сегодняшний день», в %

Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Приходилось ли Вам сталкиваться с проявлением экстремизма в повседневной жизни?», в %

Нами было выявлено, что большинство опрашиваемых — 60 % — никогда не сталкивались с таким явлением, как экстремизм, 19 % — сталкивались несколько раз, 15 % — хотя бы один раз, а 5 % — сталкиваются с экстремизмом достаточно часто.

Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Вы когда-нибудь участвовали в конфликтах на национальной почве лично?», в %

Так же мы посчитали необходимым выяснить, приходилось ли нашим респондентам когда-либо лично участвовать в конфликтах на национальной почве. 17 % респондентов ответили, что им приходилось принимать участие в таких конфликтах, а 9 % затруднились ответить. Остальные 74 % ответили, что они никогда не принимали в таких конфликтах участие.

В Российской Федерации за возбуждение вражды по национальному признаку предусмотрена уголовная ответственность, согласно статье 282 УК РФ. Сюда можно отнести распространение расистской, экстремистской, сепаратистской и других подобных идеологий, а так же провокации на межэтнические конфликты. Как показал проведенный нами опрос, больше всего с литературой экстремистского характера опрашиваемых сталкивались в Интернете — 44 %, в телевизионных передачах и фильмах, соответственно по 25 % и 22 %, в полученный листовках — 13 %, и 10 % — это экстремистский материал, полученный из книг.

Нами было так же изучено применение к молодежи дискриминации по национальному, религиозному или иному признаку. Мы получили довольно тревожные данные: четверть отпрошенных — 25 % хотя бы однажды подвергались дискриминации, 12 % — несколько раз, 5 % — достаточно часто подвергаются дискриминации. Лишь 58 % могут сказать, что по отношению к ним не применялась дискриминация по какому-либо признаку.

В исследовании ставилась задача выяснения отношения опрашиваемых к национальности, и какую роль она играет при общении с людьми. Ответы респондентов по данному вопросу распределись в следующем порядке: национальность не играет роли при общении лишь у 65 % респондентов, а 17 % затруднились ответить. А у 18 % опрошенных, как показало наше исследование, отношение к собеседнику и к человеку зависит от его принадлежности к какой-либо национальности.

Для выяснения отношения респондентов к деятельности экстремистских организации и непосредственно к самим экстремистам, в нашу анкету были включены соответствующие вопросы. С абсолютной уверенностью осудили их действия 58 % опрошенных, скорее осуждают — 23 %, не осуждают — 16 %. Среди числа всех опрошенных не оказалось никого, кто бы одобрял действие экстремистов.

На предмет выявления информированности молодежи о структурах, в которые при необходимости могут обратиться при обнаружении фактов проявления экстремизма, было выяснено, что 48 % всех опрошенных не знают, куда им обратиться, а 26 % затруднились ответить. Знают в какие учреждения обращаться только 26 % опрошенных.

Данные нашего исследования демонстрируют, что оказывать помощь сотрудникам правоохранительных органов при противодействии экстремизму готовы четверть всех респондентов — 25 %, скорее готовы оказать помощь — 45 %, скорее нет — 18 %, а отказываются содействовать этому — 11 % всех опрошенных.

Таким образом, проведенное исследование показало, что к основным причинам, вызывающим напряженность и конфликты между людьми, наши респонденты относят неумение уважать и понимать других людей и неумение пойти на компромисс. Так же нам удалось выяснить, что к причинам возникновения экстремизма относят многонациональность населения лишь 8 % респондентов. Стоит отметить, что проведенное нами исследование имеет выделяющие его факторы. К ним мы можем отнести разнообразность контингента, который был выбран для исследуемой группы. Здесь были как молодые люди, которые только окончили школу и лишь недавно сели на университетские скамьи, так и ребята, которые уже успели отслужить в рядах вооруженных сил и в скором времени станут дипломированными специалистами в своем направлении обучения. Все они представляли различные социальные группы, являются жителями самых разнообразных регионов как республики Башкортостан, так и России в целом. Отсюда следует, что они относились к различным этническим группам и национальностям, отличались между собой вероисповеданиями или вообще отношением к вере в целом. Все эти факторы играют немаловажную роль при формировании этнического самосознания, в частности в образовательных учреждениях. Это связано с тем, что развивающаяся личность должна быть освобождена от стереотипного представления культуры других национальностей и различных предрассудков. Решив эти задачи, мы можем показать подрастающему поколению, насколько многообразна наша страна в плане культуры. Мы можем приобщить их к жизни в поликультурном обществе, к общечеловеческим ценностям, научить межконфессиональной солидарности и толерантности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle