Историко-правовые аспекты феномена экстремизма в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №5 (52) май 2013 г.

Статья просмотрена: 1053 раза

Библиографическое описание:

Бидова Б. Б. Историко-правовые аспекты феномена экстремизма в России // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 498-501. — URL https://moluch.ru/archive/52/6777/ (дата обращения: 25.06.2018).

Экстремизм — явление очень сложное и многоплановое, берущее свои истоки из вечно существовавшего и существующего национального и религиозного вопросов. В нашу жизнь экстремизм вторгся на изломе крутых перемен в политической, экономической, социальной жизни общества. С началом бурных и противоречивых изменений, захлестнувших общественную и политическую жизнь России в последние десятилетия, экстремизм стал в нашей стране повседневной реальностью, ежедневно напоминающей о себе своими страшными и жестокими проявлениями.

В XXI веке экстремизм, переживающий эволюционный подъем, стал оказывать все большее влияние на многие сферы жизни человеческого сообщества, подрывая стабильность существования населения в настоящем и их уверенность в завтрашнем дне. Поэтому все более актуальной задачей становится необходимость раскрытия сущности экстремизма, разработки понятийно-терминологического ряда, который позволил бы определить исторические, социологические, политические, психологические,информационные, правовые и другие аспекты борьбы с данным опасным явлением.

Необходимо признать, что в российской юридической науке до сих пор нет четкой позиции по поводу определения экстремизма. Отсутствует единый взгляд на его виды и формы, нет четкого разграничения смежных с экстремизмом явлений.

История развития общественных отношений убедительно доказала, что экстремизм проявлялся в разные исторические времена в разных государствах и при любых социальных условиях, даже внешне вроде бы весьма благоприятных. Природа экстремизма зиждется либо на стремлении уничтожить существующую систему государственно-правовых и общественных отношений, либо на стремлении их сохранить в неизменном виде. Идеологическое обоснование экстремизм получил в XIX веке. Немецкий радикал Карл Гейнцген провозгласил, что запрет убийства неприменим в политической борьбе и что фактическая ликвидация сотен и тысяч людей может быть оправдана, исходя из «высших интересов человечества». Он был уверен, что с помощью экстремистских акций даже небольшая группа единомышленников сумеет создать хаос в самом сильном государстве [1-с. 40].

Если явление «экстремизм» известно с древних времен, то термин «экстремизм», как представляется, многовековой истории не имеет. Мы не находим его толкования ни в Толковом словаре русского языка В. И. Даля, ни в Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, хотя определение близкого к экстремизму термина «терроризм» — в данных словарях приведено.

В отечественной политической и научной литературе термин «экстремизм» раскрывается в различных аспектах, но комплексного междисциплинарного подхода к определению этого многогранного явления не существует, что затрудняет понимание его сущности, не дает возможности выработать не только направления совершенствования общественных отношений, но и исследовать тот методологический инструментарий, который способен цивилизованно анализировать данные отношения. Как следствие, возникают затруднения с выработкой научно обоснованных рекомендаций по вскрытию причин и факторов, детерминирующих экстремизм, что, в конечном счете, снижает эффективность противодействия экстремистской деятельности [2-с. 249].

В настоящее время существую различные мнения ученых о понятии и сущности экстремизма, его проявлениях, видах и формах. Например, экстремизм связывают с фундаментализмом и радикализмом [3-с. 67].

Другие авторы рассматривают экстремизм как своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех или иных сферах общественной жизни, или как совокупность крайних форм политической борьбы [4-с. 14].

Приведенные выше определения раскрывают сущность экстремизма исключительно как политического феномена, но не раскрывают правовой природы данного явления. В то же время, учитывая, что в рассмотренных определениях заложена конфликтогенность данного явления, его определение должно содержать характеристики противоправного характера экстремистских деяний.

Первым примером международного закрепления дефиниции «экстремизм» стала Шанхайская Конвенция «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» [5]. от 15 июня 2001 г. В ней как «экстремизм» расценивается как «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них» [6-с. 52].

В отечественном нормотворчестве законодательное определение «экстремизм» проходило неоднозначно.

Так, в Уголовном кодексе РСФСР, принятом 2-й сессией ВЦИК XII созыва, введенного в действие постановлением ВЦИК 22 ноября 1926 г. [7]. понятие экстремизма отсутствует. Нет его и в УК РСФСР 1961 г. [8], как не было и законов, посвященных противодействию экстремизму.

Это, впрочем, понятно, так как в недавнем прошлом проблемы борьбы с экстремизмом не стояли так остро, как в современный период. В Советском Союзе, в России долгое время считалось, что у нашего народа после Второй мировой войны выработан стойкий иммунитет против фашизма и нет никакой надобности ужесточать законодательство для противодействия экстремизму. Любые проявления недовольства в социальной, политической, экономической сферах идеологами коммунизма объявлялись результатом антинародного воздействия западной пропаганды. Носители таких убеждений получали клеймо проводников враждебной социалистическому строю идеологии, а их попытки отстоять собственную точку зрения попадали под действие, статей действовавшего тогда УК РСФСР, например, «Антисоветская агитация и пропаганда» (ст. 70). Такой подход жесткого контроля идеологической сферы со стороны государства, безусловно, ограничивавший свободу убеждений и права граждан, играл, тем не менее, положительную роль с точки зрения предупреждения проявлений экстремизма. Практическая реализация сколько-нибудь масштабных акций становилась невозможной уже потому, что конфликту на стадии его зарождения давалась весьма жесткая идеологическая и правовая оценка, а к реальным и потенциальным участникам политически мотивированных насильственных действий государство незамедлительно применяло комплекс административных и воспитательных мер воздействия [9-с. 474].

В условиях преобразований, произошедших в Российской Федерации, ломки сложившихся схем и отношений в области политики, экономики, права, религии, социальной и иных сферах жизни государства и общества, были разрушены прежние, выработанные десятилетиями, механизмы регулирования отношений между государством, обществом и личностью, утратили свое прежнее значение и силу такие дисциплинирующие и цементирующие общественную жизнь начала, как патриотизм, чувство долга, нравственность, мораль. Был упразднен механизм профилактики преступлений. Непоследовательная реорганизация правоохранительных служб, и особенно органов безопасности, привела к ослаблению последних, а, следовательно, к формированию благоприятной среды для экстремистских проявлений.

В рассматриваемый период правовое понимание термина «экстремизм» в большей степени сводилось к его проявлению в религиозной сфере, подтверждением чему могут служить утвержденные 05.11.1998 г. Президентом Российской Федерации «Комплексный план мероприятий по противодействию исламскому экстремизму», «Перечень первоочередных мероприятий по противодействию исламскому экстремизму и предотвращению распространения радикальных исламских течений на территории Российской Федерации в 1998–2000 г.г»., Решение Совета Безопасности РФ «О дополнительных мерах по пресечению антиконституционной деятельности исламских экстремистских организаций в Российской Федерации» [10-с. 271].

Вместе с тем в Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» особо подчеркивается, что: «Для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти, сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие» (п. 20 разд. II). При этом, «экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленных на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране» отнесена в Стратегии к числу одного из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности нашей страны (п. 37 разд. IV).

В то же время, несмотря на несомненный рост экстремизма, законы, которые могли бы стать правовой основой для понимания экстремизма и борьбы с ним, на федеральном уровне не вырабатывались. Это затрудняет правовую оценку экстремистских проявлений, снижает эффективность применяемых государством мер по защите прав и законных интересов личности, общества, государства.

Отдельные субъекты Российской Федерации, не дождавшись решения вопроса на федеральном уровне, стали принимать местные нормативные акты: в Республике Дагестан был принят Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» [11], в Кабардино-Балкарской Республике — Закон «О запрете экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности» [12]; в Карачаево-Черкесской Республике принят Закон «О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории Карачаево-Черкесской Республики» и др. [13].

Общим недостатком указанных законов стало отсутствие в них научно обоснованного терминологического ряда, что неминуемо вело к нарушению конституционных прав и свобод граждан.

Неразрывная связь теории (идеологии) и практики экстремизма нашла выражение в определении экстремизма, данном В. А. Пономаренковым и М. А. Яворским: это «насильственные и (или) противоправные деяния, совершаемые по мотивам религиозной, расовой, половой и иной социальной неприязни, а также призывы к таковым деяниям» [14-с. 42].

Ю. Е. Пудовочкин и P. M. Узденов, рассматривая понятие экстремизма, предлагают следующее его определение: «Экстремизм — это совершение преступлений в соответствии с определенной системой взглядов, воззрений, убеждений, возведенных в культ, с целью достижения определенного результата, предусмотренного этой системой взглядов, в какой-либо области общественных отношений, существующий порядок в которой отрицается экстремистами» [15-с. 87].

Полагаем, что указанное определение не достаточно полное по своему содержанию.

Иное мнение к определению понятия экстремизма у Е. П. Сергуна: «под экстремизмом следует понимать приверженность к целой системе взглядов, концепций, идей или представлений, основанной на политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражде в отношении личности, какой-либо социальной группы, нации или государства, не имеющую внешнего выражения. Как только экстремистские воззрения индивида реализуются во внешнем мире в форме противоправных деяний, следует говорить об экстремистской деятельности» [16-с. 197].

Таким образом, возникает проблема — расхождение в понимании экстремизма: экстремизм определяется через приверженность или все же, как считает большинство специалистов, — это деятельность. Быть приверженцем чего-либо — означает придерживаться определенных норм, оценок, взглядов и т. д. Однако приверженность может и не находить выражения в поведении, а так и оставаться всего лишь точкой зрения. Другое дело — экстремизм как деятельность. Здесь уже имеют место конкретные деяния, которые могут быть восприняты правом. Именно так нужно рассматривать экстремизм как объект правового воздействия [17-с. 297]. В противном случае борьба с экстремизмом означала бы борьбу с убеждениями, инакомыслием. Общепризнано, что во вне своих деяний человек для права не существует. Идеи, взгляды, намерения, убеждения должны воплотиться в поведении человека и только в таком виде могут получить правовую оценку.

Литература:

1.                  Авадиалов А. С. Концепции разрушения //Право и безопасность. 2012. № 2. — С. 41.

2.                  Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Ю. С. Борцова. — М.: Изд-во коммерч. ун-та, 1997. — С. 249.

3.                  Воронцов С. А. Понятие экстремизма и его сущностные признаки // Философия права. 2007. № 4. — С. 67.

4.                  Воронов И. В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис... канд. полит. наук. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. — С. 14.

5.                  Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 41. ст. 3947.

6.                  Левшуков Р. А. Религиозный экстремизм в Карачаево-Черкесской республике: ислам и политика на Северном Кавказе. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. — С. 52.

7.                  Уголовный кодекс РСФСР от 22 ноября 1926 года //Собрание узаконений РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600. (утратил силу).

8.                  Уголовный кодекс РСФСР 1960 от 27 октября 1960года //Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591. (утратил силу).

9.                  Екимов СО. Административная деятельность органов внутренних дел: учебник / Под ред. В. П. Сальникова. — М.: Наука, 2005. — С. 474.

10.              Суслова Е. С. Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе: Автореф. дис...канд. филос. наук. — М.: Сталкер, 2004. — С. 21.

11.              Закон Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» от 22.09.1999 № 15 (в последней ред. Закона Республики Дагестан от 09.03.2007. № 10) //// http://karachaycherkessia.news-city.info/docs/sistemsr/dok_iegldi.htm (утратил силу).

12.              Закон Кабардино-Балкарской Республики «О запрете экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности» от 01.06. 2001. № 47-РЗ // http://www.ekstremizm.ru/metodika/item/179-rossiyskiy-opyt

13.              Закон Карачаево-Черкесской Республики «О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории карачаево-черкесской республики» от 04.05.2000 № 6-РЗ// http://karachaycherkessia.news-city.info/docs/sistemsr/dok_iegldi.htm (утратил силу).

14.              Пономаренков В. А., Яворский МЛ. Сущностная характеристика современного экстремизма // Юридический мир. 2008. № 2. — С. 42.

15.              Пудовочкин Ю. Е., Узденков P. M. Теоретические конструкции определения экстремизма: проблемы и перспективы // Криминологический журнал. 2005. № 2 (8). — С. 87.

16.              Сергун Е. П. Правовое обеспечение противодействия экстремистской деятельности в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2006. № 2. — С. 197.

17.              Бидова Б. Б. Специально-криминологическое противодействие молодежному экстремизму // Молодой ученый. 2012. № 11.-С. 287.

Основные термины (генерируются автоматически): экстремизм, Российская Федерация, экстремистская деятельность, правовая оценка, Карачаево-Черкесская Республика, исламский экстремизм, общественная безопасность, федеральный уровень, Дагестан, понимание экстремизма.


Похожие статьи

Экстремизм как угроза государственной целостности Российской...

Российская Федерация, экстремизм, территориальная целостность, национальная безопасность, экстремистская направленность, конституция РФ, общественная безопасность, конституционный строй...

Современное понимание экстремизма | Статья в журнале...

экстремизм, экстремистская деятельность, единая позиция, единый взгляд, единый методологический инструментарий, междисциплинарный подход, отечественная наука, российская юридическая наука, сложное...

Правовые основы противодействия экстремистской...

Российская Федерация, экстремистская деятельность, проявление экстремизма, противодействие, экстремизм, Россия, правовое обеспечение деятельности органов, глобальная компьютерная сеть...

Выявление, предупреждение и пресечение молодежной...

молодежная среда, экстремистская деятельность, Российская Федерация, орган, местное самоуправление, молодежный экстремизм, национальная безопасность, особое внимание, дело, экстремистский характер.

Религиозно-политический экстремизм и терроризм...

1. Левшуков Р. А. Религиозный экстремизм в Карачаево-Черкесской республике: ислам и политика на Северном Кавказе.

Основные термины (генерируются автоматически): религиозно-политический экстремизм, Северный Кавказ, Дагестан, Юг России, исламский...

Политически мотивированные экстремистские проявления на...

Эти угрозы нашли отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в которой отмечается, что дальнейшее развитие националистических настроений, ксенофобии, сепаратизма, национального экстремизма...

Религиозный экстремизм как фактор угрозы национальной...

экстремистская деятельность, Россия, Российская Федерация, религиозный экстремизм, том, постсоветское пространство, духовная безопасность, внутриправославное сектантство, Русская Православная Церковь...

Понятие и сущность экстремизма: анализ проблемы

По верному замечанию А. Г. Залужного, экстремистская деятельность «является

Экстремизм как общественное явление многообразен, многолик и имеет тенденции к постоянной

Бурковская В. А. К вопросу о формах криминального экстремизма в российском...

Экстремизм в национальном сознании | Статья в журнале...

Юридическое понятие экстремизма дано в ФЗ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [1], в законе подробно

Думается, в современном понимании экстремизм — «как приверженность к крайним взглядам» [2] — современное понятие, сложное и многогранное.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Экстремизм как угроза государственной целостности Российской...

Российская Федерация, экстремизм, территориальная целостность, национальная безопасность, экстремистская направленность, конституция РФ, общественная безопасность, конституционный строй...

Современное понимание экстремизма | Статья в журнале...

экстремизм, экстремистская деятельность, единая позиция, единый взгляд, единый методологический инструментарий, междисциплинарный подход, отечественная наука, российская юридическая наука, сложное...

Правовые основы противодействия экстремистской...

Российская Федерация, экстремистская деятельность, проявление экстремизма, противодействие, экстремизм, Россия, правовое обеспечение деятельности органов, глобальная компьютерная сеть...

Выявление, предупреждение и пресечение молодежной...

молодежная среда, экстремистская деятельность, Российская Федерация, орган, местное самоуправление, молодежный экстремизм, национальная безопасность, особое внимание, дело, экстремистский характер.

Религиозно-политический экстремизм и терроризм...

1. Левшуков Р. А. Религиозный экстремизм в Карачаево-Черкесской республике: ислам и политика на Северном Кавказе.

Основные термины (генерируются автоматически): религиозно-политический экстремизм, Северный Кавказ, Дагестан, Юг России, исламский...

Политически мотивированные экстремистские проявления на...

Эти угрозы нашли отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в которой отмечается, что дальнейшее развитие националистических настроений, ксенофобии, сепаратизма, национального экстремизма...

Религиозный экстремизм как фактор угрозы национальной...

экстремистская деятельность, Россия, Российская Федерация, религиозный экстремизм, том, постсоветское пространство, духовная безопасность, внутриправославное сектантство, Русская Православная Церковь...

Понятие и сущность экстремизма: анализ проблемы

По верному замечанию А. Г. Залужного, экстремистская деятельность «является

Экстремизм как общественное явление многообразен, многолик и имеет тенденции к постоянной

Бурковская В. А. К вопросу о формах криминального экстремизма в российском...

Экстремизм в национальном сознании | Статья в журнале...

Юридическое понятие экстремизма дано в ФЗ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [1], в законе подробно

Думается, в современном понимании экстремизм — «как приверженность к крайним взглядам» [2] — современное понятие, сложное и многогранное.

Задать вопрос