Автор: Платонова Марина Сергеевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 25.08.2016

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Платонова М. С. Психологическая стабильность молодежи — гарант защиты от экстремизма // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 305-308.



The article considers the problems of increasing among young people with extremist tendencies. Presents the results of the study in the form of a questionnaire survey. The main purpose of the study was to measure the psychological stability among the youth of the Republic of Khakassia, as well as obtaining quantitative characteristics of respondents ' information about extremism as a social phenomenon.

Key words: extremism, youth, psychological stability, xenophobia, aggressiveness

Проблема экстремизма, в молодежной среде — явление чрезвычайное, зачастую влекущие за собой серьезные последствия для государства, общества и личности. Проявления экстремизма в молодежной среде в настоящее время стали носить более опасный для общества характер, чем за все прошлые периоды существования государства. Экстремизм в молодежной среде стал в нашей стране массовым явлением [4].

В Федеральном Законе «О противодействии экстремистской деятельности» № 114 — ФЗ от 25 июля 2002 г. экстремистская деятельность (экстремизм) определяется как:

− деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

  1. насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  2. подрыв безопасности Российской Федерации;
  3. захват или присвоение властных полномочий;
  4. создание незаконных вооруженных формирований;
  5. осуществление террористической деятельности;
  6. возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
  7. унижение национального достоинства;
  8. осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
  9. пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
  10. пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  11. публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;
  12. финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий [5].

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма — это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения [3].

Как указывают отдельные авторы, «в ценностной структуре сознания и поведения молодежи появляется все больше угрожающих личности элементов (криминализация сознания, экстремизм, агрессивность и др.). Социальное самочувствие большинства молодых людей может быть описано в терминах «разочарование», «пессимизм», «неуверенность», «безнадежность», «растерянность», «апатия», «агрессивность», «злость», «экстремизм» и т. п». [1].

В этой связи некоторые авторы предлагают и обосновывают решение проблемы формирования культуры ненасильственного типа в российском обществе и молодежной среде. В первую очередь необходимо выделить такое направление деятельности, как психолого-педагогические исследования современного состояния проблемы, что необходимо для подбора особых мер воздействия на факторы, условия, способствующие возникновению и распространению ксенофобных и экстремистских идей, взглядов и установок, а также сложившихся практик экстремистской деятельности [2].

Профилактика терроризма и экстремизма должна проводиться и в образовательной системе. Данная работа по профилактике в первую очередь начинается с формирования у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Также необходимо разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ, которые будут направлены на профилактику терроризма и экстремизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи.

Вместе с тем, анализ существующих программ по противодействию идеологии экстремизма позволяет констатировать односторонность подходов к решению проблемы, недостаточную разработанность системы превентивных мер, интегрирующих сегменты государственно-правового регулирования, развития культуры и образования, оптимизации функционирования СМИ, совершенствования социально-культурной деятельности.

Поэтому с целью измерить психологическую стабильность среди молодежи Республики Хакасия, а также получения количественных характеристик информированности респондентов об экстремизме как общественном явлении, о существовании и деятельности организаций экстремистского толка и выявить их отношение к экстремизму, нами было проведено исследование в виде анкетного опроса.

Анкета состоит из вопросов открытого и закрытого типа. Объем выборки составил 120 человек. Все они учащиеся Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова.

Исследование показало, что значительное большинство респондентов утверждают, что знают значение слова «экстремизм», 54 % из них определили экстремизм, как приверженность националистическим, шовинистским, расовым взглядам, заметно меньше количество респондентов (11,4 %) считают, что экстремизм это ни что иное, как непосредственное участие в разжигании межнациональной, межрелигиозной и иной розни и наконец, 21,6 % опрошенных не смогли дать правильное определение этому понятию, и посчитали, что оно произошло от слова «экстрим», совершение опасных для жизни человека действий с целью получения эмоционального удовлетворения. И почти 100 % опрошенных признали, что необходимо открыто обсуждать тему экстремизма в нашем обществе. В целом эти данные говорят о высоком уровне информированности студентов в области, поставленной проблемы.

На вопрос о том являетесь ли вы по своим взглядам экстремистом, более 80 % студентов ответили категорически отрицательно, и только 1 человек из всей выборки отнес себя, по своим взглядам близко к экстремистским.

Далее респондентам было предложено выделить основные причины его распространенности среди молодежи. И как оказалось, 38 % опрошенных видят причину, связанную с особенностями молодого возраста и с их стремлением изменить мир, 35 % связывают это с низким уровнем интеллекта, 25 % респондентов считают, что это происходит вследствие подверженности чужому влиянию, мнению.

При этом 74 % студентов считают нужным проведение предупреждающих мероприятий против экстремизма.

Ответы респондентов на поставленный вопрос о механизмах борьбы с проявлениями экстремизма в молодежной среде (не более 3 вариантов) выявили следующую картину:

  1. работа с проявлениями экстремизма должна осуществиться через развитие молодежного движения, работу спортивных, культурных и иных учреждений (75 %);
  2. через правовое и духовно-нравственное воспитание молодежи (48 %);
  3. с помощью активной деятельности администрации города по трудоустройству молодежи, ее социальной защищенности (27 %);
  4. через выработку новой государственной идеологической политики (8 %);
  5. через активную работу правоохранительных и судебных органов (2 %).

Так же был задан открытый вопрос о необходимых мероприятиях в студенческой среде для предупреждения экстремизма, который показал, что основными приемлемыми формами для большинства, являются: беседы, конференции, лекции с привлечением работников правоохранительных органов, публикации, буклеты, тренинги, направленные на повышение толерантности.

Анализ последующих ответов позволяет сделать вывод, что большинство опрошенных достаточно терпимы к другим конфессиям (вероисповедание), нациям, социальным меньшинствам, другим людям (55 %). Однако 40 % респондентов не имеют социальных противоречий, пока не затронуты их личные интересы.

Стоит так же отметить, что 56 % студентов не являются приверженцами, какой-либо идеологии и категорически исключают такой вариант, однако 41 % не исключает возможности принятия идеологии при определенных обстоятельствах. Что может сигнализировать о высокой психологической лабильности и неустойчивости в молодежной среде.

Анализ мнений респондентов по поводу имеет ли оправдание терроризм, и иная террористическая деятельность дал достаточно оптимистический результат, практически все 100 % респондентов категорически осуждают терроризм и считают, что он не имеет, ни каких оправданий.

Так же обнадеживающим оказалось и то, что 98 % студентов готовы сообщить в органы правопорядка о готовящимся или совершенном преступление, если им вдруг станет известен такой факт.

В целом же, можно отметить достаточно высокую психологическую стабильность среди молодежи Республики Хакасия, условий для разжигания национальной розни нет. Тем не менее, факторы, влияющие на формирование экстремистских установок у молодежи города, существуют, что может приводить к ситуативным вспышкам экстремизма. В связи с этим необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на пропаганду толерантности и критики экстремизма, а так же регулярные мониторинги в виде анкетных опросов, для того, чтобы не пропустить возможный всплеск экстремистских настроений.

Предупреждение молодёжного экстремизма должно быть связано с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемами педагогики, воспитания, общения и в целом понимания молодыми людьми друг друга и самих себя. Необходимо внедрение инновационных методов профилактической работы, которые должны содержать косвенные, «мягкие» формы включения молодёжи в позитивную деятельность.

Литература:

  1. Афанасьева Р. М. Социокультурные аспекты противодействия экстремизму в молодежной среде // Власть. – 2007. – № 5. – 0,7 п. л.
  2. Афанасьева Р. М. Молодежь и проблема экстремизма в современной России // Труды МГУУ Правительства Москвы. Вып. № 10. – М., 2007. – 1, 1 п. л.
  3. Дробижева Л., Паин Э. Политический терроризм и экстремизм // Век толерантности. — М., 2003.
  4. Кузьмин А. В. Социально-культурная профилактика экстремизма в молодежной среде: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тамбов, 2012. 22 с.
  5. Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114 — ФЗ от 25 июля 2002 г.
Основные термины (генерируются автоматически): молодежной среде, экстремизма должна, проявлениями экстремизма, противодействию идеологии экстремизма, Проблема экстремизма, Развитие молодежного экстремизма, Проявления экстремизма, проявлениями экстремизма должна, совершению указанных действий, «О противодействии экстремистской, противодействии экстремистской деятельности», тему экстремизма, Социально-культурная профилактика экстремизма, ситуативным вспышкам экстремизма, Предупреждение молодёжного экстремизма, молодежи Республики Хакасия, проблема экстремизма, предупреждения экстремизма, критики экстремизма, характеристик информированности респондентов.

Ключевые слова

экстремизм, молодежь, агрессивность, психологическая стабильность, ксенофобия

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос