Библиографическое описание:

Балашова Е. Е., Трифонов О. А. Причины появления и развития экстремизма в образовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1421-1423.



В данной статье рассматривается проблема молодежного экстремизма в образовательной организации. Большое внимание уделено подходам к понятию экстремизма, выделены главные его составляющие, а также рассмотрены особенности молодежных экстремистских организаций в России. Главный вывод статьи — образовательная организация не служит главной причиной, которая способствует появлению экстремизма среди учащихся, но не исключает возможность для его развития.

Ключевые слова: обеспечение безопасности, экстремизм, причины, развитие, молодежь, образовательная организация.

Молодежный экстремизм до сих пор является одной из наиболее актуальных проблем, и особое внимание его появлению и развитию уделяется в образовательной среде. Молодежный экстремизм является одной из тем, широко обсуждаемых научной и педагогической общественностью.

На сегодняшний день государство ставит перед собой множество целей, и одними из них является победа над различными направлениями экстремизма и привлечение их участников к ответственности. Противодействие подразумевает в первую очередь борьбу с идеологией, за счет которой и пополняются экстремистские группы, появлением и развитием этого течения.

В силу своих социальных и психологических особенностей молодежь всегда была легкой добычей, как наиболее восприимчивая к идеологическим воздействиям. За молодые умы ведется настоящая борьба, и в этой борьбе применяются все возможные средства, предпринимаются попытки использовать современные процессы и методы. Молодежный экстремизм как массовое явление начал проявлять себя лишь в последние десятилетия нашей жизни.

Образовательная сфера является той сферой, где подростки и молодежь формируют свои ценности, взгляды и установки. Эта сфера играет не последнюю роль в становлении поведения. Но проблемы современного образования являются бесконечным предметом споров и дискуссий в средствах массой информации и различных государственных структурах.

В современном мире «экстремизм» очень часто путают с таким понятием как «терроризм» и является, практически, синонимом ему. В различных источниках понятие экстремизм трактуется по-разному. В обыденном понимании, на простой и доступный язык, оно означает противоправную и агрессивную деятельность, которая опасна тем, что может нести угрозу для жизни и здоровья людей в целом. Чтобы дать наиболее полное определение, необходимо проанализировать то, что рассматривается под этим понятием в разных источниках для различных сфер. Стоит отметить, что в современной науке экстремизм рассматривается как феномен, который безусловно граничит с таким явлением как терроризм. Различные подходы, которые используются для понимания сущности экстремизма, также помогают выявить его причины.

Яхьяев М. Я [8] в своей статье говорит о том, что в нынешней науке до сих пор не разработана четкая методика, позволяющая изучать экстремизм как сущность и проводить над ним исследование. Только полное и понятное теоретическое осмысление данного понятия может способствовать созданию базы для эффективной борьбы против данного явления.

Он также отмечает экземплярный подход к определению экстремизма. Этот подход заключается в перечислении действий или явлений, в которых находит свое отражение экстремизм, или которые наиболее подходят к нему. Так по результатам Фонда общественного мнения, 36 % россиян не смогли дать определение этому феномену, и только 37 % сумело перечислить действия и события, которые, по их мнению, являются экстремизмом:

− агрессивность, насилие, жестокое обращение, злоба— 11;

− террористические и бандитские действия — 8;

− крайние формы выражения идеологических взглядов — 8;

− фашизм, национализм — 7;

− деятельность против государства, намеренный захват власти — 3.

Переходя от научной статьи автора, обратимся к нормативному документу, в котором тоже есть объяснения определения.

В федеральном законе РФ № 114 [1] даны предположения, что обозначает экстремизм. Это такие положения как:

− изменение основных положений Конституции Российской Федерации с помощью насилия, а также рушение целостности страны;

− оправдание террористических действий перед публикой, включая иные противоправные действия;

− разжигание конфликтов на расовой, религиозной, национальной и социальной почве;

− широкая пропаганда и демонстрация исключительности, превосходства или же унижение человека по принадлежности его к другой расе, религии, социальному положению;

− демонстрация и восхваление нацистской символики или её атрибутики, либо же то, что походит на нацистскую символику и атрибутику вплоть до их смешения.

В этом законе, что признают сами авторы и их поправки, внесенные в закон, определение сущности экстремизма и квалификация видом экстремистских деятельностей нуждается в уточнении.

Рассмотрев подход и положения, стоит обратиться к ещё одному источнику — научной статье, где описываются сразу три подхода, которые взаимосвязаны друг с другом.

Егоров М. И. [2] в своей работе отмечает ещё несколько подходов, для изучения более полного понятия сущности явления под названием экстремизм.

В рамках цивилизованного подхода экстремизм понимается как конфликт, возникший в цивилизациях. На сегодняшний момент принято говорить о конфликтах западной и восточной цивилизации, которые различны в своих ценностях, включая культурную и историческую память. На человека наиболее значимо влияет давление цивилизации и побуждения его от него на экстремистскую деятельность. К основным корням экстремизма можно отнести социальный, который основан на классовой борьбе, социально-культурный, который несет в себе огромные различия между цивилизациями, культурный, который выражает критическое рациональное мышление.

Социальные и экономические подходы обнажают классовую основу многих проблем современности. Использование этих подходов вызывает осложнение в силу того, что не все классовые очертания в обществе социальных групп явные и точные.

Экстремизм является сложным явлением. В разных странах, документах и источниках он трактуется по-разному, но охватывает и повторяет одну единую идею. Чтобы дать наиболее точное понятие этому феномену, стоит рассмотреть комплексный подход, который охватывает сразу все сферы возможного его проявления. Необходимо пересматривать не только ценности, моральные устои и обычаи, на почве которых и зарождается эта опасная деятельность, но и формирование нового мышления, особенно в подсознании молодого поколения, материальной и экономической базы общества.

В экстремизме есть главные составляющие, которые определяют его сущность, его цели. Первое — это экстремистская идеология, являющаяся базисом, второе — экстремистская деятельность, которая воплощает в жизнь экстремистскую идеологию, третье — экстремистская организация, как форма социальной организации экстремистской деятельности. Рассмотрим более подробно каждый из этих элементов.

Экстремистская идеология с одной стороны заключается в пропаганде, в распространении на социальные слои общества, в охвате наибольшей численности людей, с другой стороны это противоправные действия, насильственные меры, запугивание, которые осуществляются в ходе защиты и отстаивания своих ценностей и интересов. Именно поэтому экстремизм часто сравнивают с терроризмом, но он не предполагает наличие жертв. Из идеологии можно отследить и идею экстремисткой деятельности. Она проявляется в возникновении розни на различных основах (социальной, религиозной, демографической и т. д.), в нарушении устоев, так как преследует собственные цели, призывы и пропаганда к осуществлению противоправного поведения, демонстрации превосходства человека по разным иным аспектам, нарушения прав и свободе человека в зависимости от его принадлежности и многое другое. Что касается самой экстремисткой организации, то здесь принято рассматривать как объединения, либо как организации, которые намерены осуществлять экстремистскую деятельность, опираясь на основы своей идеологии.

В России у молодежных экстремистских организаций есть свои особенности. Об этом говорит автор Николаева Н. А. [4] в своей научной статье.

  1. Участниками молодежных неформальных организаций (групп) экстремистской и националистической направленности чаще всего становятся лица в несовершеннолетнем возрасте от 14 до 18 лет, которые недавно окончили школу или колледжи. Именно такой возраст является наиболее оптимальным для «впитывания» националистических, ксенофобских и экстремистских идей.
  2. Активные действия молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет в экстремистских организованных и массовых акциях, а также их спонтанные объединения в отдельные группировки, носящие экстремистско-националистический характер.

Завьялова Н. В [3] в своей работе делится итогами проведенного расследования, где выявила экстремистские установки среди учащихся, которые наглядно показывают, что понятие экстремизма носит широкий характер. А также выявила характерные черты, позволяющие описать картинку того, под чем понимается экстремизм среди молодежи: низкая самооценка и правовой культуры, высокая агрессивность, отсутствие занятости в свободное от учебы время.

В свою очередь, Панина Г. В. [5] в статье об образовательной среде как средстве преодоления молодежного экстремизма, подчеркивает, что экстремизм является неким осознанным выбором, зависимостью, в отличие от свободного человека, так как экстремисты придерживаются крайних взглядов и убеждений, создают свою культуру и обозначают рамки, обозначают экстремизм как форму жизнедеятельности. Поведение таких людей обладает широким инновационным воздействием на социальный и культурный процесс.

Трифонов О. А. в статье рассматривает развитие тревожной ситуации. В обществе увеличивается масса «физически здоровых людей», но, видимо, воспитанных с детского, юношеского и даже с молодого возраста в духе аморальности и безнравственности, воровства и коррупции, неуважения традиций и истории, стариков и ветеранов, убийства, жажды крови и наживы, безнаказанности за преступления и пренебрежения к закону. Для государства и общества такие люди являются больными людьми, злокачественной опухолью, болезнетворной бациллой, приносящих только зло. Этих людей необходимо лечить всеми доступными средствами. Глобальная же коммуникационная сеть и многие отечественные средства массовой информации способствуют распространению этой эпидемии. А это мощная угроза безопасности образовательно-воспитательной среды и национальной безопасности страны в целом [6, с. 101].

На основе рассмотренных научных трудов, статей и нормативного документа можно сделать итог о том, что понятие экстремизма очень сложное и многогранное. Экстремизм — это сложное социальное явление, требующее комплексного подхода в своем понимании и изучении, это приверженность крайним взглядам, мерам, противопоставление и борьба, отстаивание своих интересов всегда насильственным, запугивающим и устрашающим методом. Молодежь каждый день может стакиваться с проявлением экстремизма как в своем окружении, так и в образовательных учреждениях. Большинство из них имеет в общих чертах имеет представление о характерных чертах участников экстремизма, а также на что они способны. СМИ играют второстепенную роль на влияние умов молодежи. Моральная деградация населения лишь частично является главной причиной экстремизма, но не выделяется главенствующей на общем фоне. К наиболее важным причинам появления и распространения экстремиста относятся общество и семья, где растут будущие экстремисты. Образовательная организация не является той значимой почвой, которая порождает начало противоправных действий, но не исключает той возможности, чтобы экстремизм распространялся среди массы.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации — 2002 г. — № 30 — ст. 3031.
  2. Егоров М. И. Экстремизм: понятие, сущность, подходы к изучению и осмыслению [Текст] / М. И. Егоров // Молодой ученый. 2011. № 3. Т. 2. С. 83–84.
  3. Завьялова Н. В. Образовательная среда как пространство профилактики экстремизма // Историческая и социально-образовательная мысль. Санкт-Петербург. — 2014. — № 1. — С. 7.
  4. Николаева Н. А., Муртазина И. А. Проблемы молодежного экстремизма в образовательной среде // Психология, социология и педагогика. — 2013. — № 4. — С. 11.
  5. Панина Г. В. Образовательная среда как средство преодоления молодежного экстремизма // Alma Mater: Вестник высшей школы. — 2009. — № 8. — С. 21–28.
  6. Трифонов О. А. Обеспечение безопасности в сфере образования. // Материалы ХI Международной научно-практической конференции «Проблемы экономики и информатизации образования» — Тула, 24–25 апреля 2014 г. Тула: НОО ВПО НП Тульский институт экономики и информатики, 2014. С. 97–108.
  7. Яхьяев М. Я. Экстремизм: методологические подходы к исследованию проблемы // Экстремизм. — 2010. — № 8. — С. 9.
Основные термины (генерируются автоматически): молодежного экстремизма, Молодежный экстремизм, преодоления молодежного экстремизма, сущности экстремизма, понятие экстремизма, источниках понятие экстремизм, проблема молодежного экстремизма, различными направлениями экстремизма, понимания сущности экстремизма, молодежных экстремистских организаций, появлению экстремизма, современной науке экстремизм, определение сущности экстремизма, развития экстремизма, понятию экстремизма, цивилизованного подхода экстремизм, образовательной среде, отражение экстремизм, определению экстремизма, основным корням экстремизма.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос