Актуальные вопросы противодействия кибертерроризму | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июнь 2018)

Дата публикации: 01.06.2018

Статья просмотрена: 1422 раза

Библиографическое описание:

Питинова, А. С. Актуальные вопросы противодействия кибертерроризму / А. С. Питинова. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/285/14313/ (дата обращения: 28.04.2024).



Внедрение новых информационных технологий, создание единого виртуального информационного пространства неизбежно приводит к возникновению новых угроз национальной и международной безопасности таких как использование средств массовой информации в экстремистских и террористических целях, кибертерроризм.

Использование информационных технологий в преступных целях представляет повышенную общественную опасность. Правоохранительные органы как в России, так и за рубежом всеми силами стремятся повысить безопасность киберпространства. Однако, в настоящее время проблемы безопасности киберпространства и противодействие киберпреступности, в частности, кибертерроризму вышли на международный уровень.

В настоящее время все ещё остается спорным вопрос о понятии кибертерроризма. Первая попытка выработать понятие «кибертерроризм» была сделана сотрудником ФБР Т. Поллиттом в 1997 году. По его мнению, «кибертерроризм — это преднамеренные, политически мотивированные атаки на информационные, компьютерные системы, компьютерные программы и данные, выраженные в применении насилия по отношению к гражданским целям со стороны субнациональных групп или тайных агентов» [6, с.32].

Существуют разные точки зрения по определению данного термина. Так, В. А. Голубев определяет кибертерроризм как «преднамеренную атаку на информацию, обрабатываемую компьютером, компьютерную систему или сеть, которая создает опасность для жизни и здоровья людей или наступления других тяжких последствий, если такие действия были совершены с целью нарушения общественной безопасности, запугивания населения или провокации военного конфликта» [5, с.249]. В. А. Васенин трактует понятие кибертерроризм как «совокупность противоправных действий, связанных с покушением на жизнь людей, угрозами расправ, деструктивными действиями в отношении материальных объектов, искажением объективной информации или рядом других действий, способствующих нагнетанию страха и напряженности в обществе с целью получения преимущества при решении политических, экономических или социальных задач» [5, с.249].

Что касается правовой регламентации кибертерроризма как на национальном, так и на международном уровне, то стоит отметить следующие нормативные правовые акты. Так, 23 ноября 2001 года государствами-участниками Совета Европы была подписана Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации, которая установила общие принципы международного сотрудничества в сфере противодействия киберпреступности, виды правонарушений, дополнительные виды ответственности и санкции. Однако, Российская Федерация отказалась от подписания данного международного акта в связи с тем, что положения пункта «b» стать 32 Конвенции сформулированы таким образом, что могут нанести ущерб суверенитету и национальной безопасности государств-участников, правам и законным интересам их граждан и юридических лиц.

16 июня 2009 года в Екатеринбурге было заключено «Соглашение между Правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности». Одной из целей заключения данного соглашения стало стремление к ограничению угрозы международной информационной безопасности, обеспечению интересов информационной безопасности государств-членов ШОС и создание международной информационной среды, для которой характерны мир, сотрудничество и гармония. В статье 2 данного документа в качестве одной из угроз в области обеспечения международной информационной безопасности был назван информационный терроризм.

Что касается Российской Федерации, то в настоящее время действует ряд нормативных правовых актов, посвященных вопросам защиты информации.

5 декабря 2016 года В. В. Путиным была утверждена новая Доктрина информационной безопасности РФ, которая представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности РФ в информационной сфере, перечисляются национальные интересы безопасности, основные информационные угрозы, цели и направления обеспечения информационной безопасности [3].

В ч.6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность [1].

В Концепции противодействия терроризму в РФ от 05.10.2009 в качестве одного из направлений кадрового обеспечения противодействия терроризму закреплена подготовка специалистов в специфических областях противодействия терроризму (противодействие идеологии терроризма, ядерному, химическому, биологическому терроризму, кибертерроризму и другим его видам) [пп. «г» п. 45]

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что в России кибертерроризм понимается как одна из угроз национальной безопасности страны. Однако, все же остается открытым вопрос о законодательном закреплении понятия «кибертерроризм» и ответственности за его совершение. В связи с этим, ряд ученых высказывались с предложением усилить уголовную ответственность за совершение террористического акта с использованием компьютерных сетей и систем [5, с. 63]. Но существует и иная точка зрения, согласно которой ст. 205 УК РФ достаточно полно охватывает кибертерроризм и введение данного понятия приведет к расширению терминологии и введение дополнительных видов преступлений, например, кибершпионаж [7, с.7].

Также первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич не исключает возможности введения понятия «кибертерроризм» в ст. 272 Уголовного кодекса РФ. По его словам, «полагать, что хакеров можно остановить, обеспечив должную защищённость компьютерных сетей, — это верх наивности. Повышение уровня безопасности не является панацеей. За хакерскими атаками стоят конкретные преступные сообщества со своими интересами, которые, однако, можно удержать в определённых рамках» [8].

Все эти мнения заслуживают отдельного обсуждения. Для эффективного противодействия кибертерроризму в России необходимо провести целый комплекс мер.

Во-первых, законодательно закрепить следующее понятие «кибертерроризма» — совершение противоправных действий, направленных на компьютерную информацию, компьютерные системы или сети и создающих угрозу безопасности личности, общества и государства с целью получения преимущества при решении политических, экономических, социальных задач. Полагаем, что следует добавить в Главу 24 «Преступления против общественной безопасности» Уголовного кодекса РФ новый состав преступления, устанавливающий уголовную ответственность за кибертерроризм.

Во-вторых, необходимо объединить свои усилия с международным сообществом по борьбе с кибертерроризмом. В частности, издать единый акт, который включал бы в себя понятие, а также цели и направления борьбы с ним. Причем международный документ должны носить универсальный характер для возможности закрепления понятия в национальном уголовном праве с учетом специфических особенностей законодательства определенного государства. Данная мера позволит более детально разработать меры борьбы с кибертерроризмом в отдельном государстве.

Кибертерроризм сегодня является не только угрозой национальной безопасности России, но и всего мира. И с каждым годом количество его проявлений растет, а вопросы противодействия приобретают всё большую актуальность. Внедрение новых предложений по борьбе с кибертерроризмом и объединение усилий государств всего мира являются первоочередными задачами на современном этапе.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448
  2. «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009)// «Российская газета», N 198, 20.10.2009
  3. Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 12.12.2016, N 50, ст. 7074
  4. Распоряжение Правительства РФ от 16.07.2009 N 984-р «Об утверждении Соглашения между правительствами государств — членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности»//«Собрание законодательства РФ», 27.07.2009, N 30, ст. 3879
  5. Алиева М. Н. Кибертерроризм как внутригосударственная и международная проблема // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. — 2017. — № 2. — С. 60–65.
  6. Кипров И. А., Королёв М. Э., Сычев В. А. Кибертерроризм как угроза основам государственного строя // Лучшая студенческая статья 2018 сборник статей XIII Международного научно-практического конкурса. В 2 частях. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. — С. 248–252.
  7. Прокопьева В. А. Политика противодействия кибертерроризму в современной России // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. — 2016. — № 4. — С. 31–38.
  8. Черкасов В. Н. Информационная безопасность. Правовые проблемы и пути их решения // Информационная безопасность регионов № 1. — 2007. — 6–14.
  9. Клинцевич: Россия может инициировать обсуждение кибертерроризма в СБ ООН // www.pnp.ru. URL: https://www.pnp.ru/politics/klincevich-rossiya-mozhet-iniciirovat-obsuzhdenie-kiberterrorizma-v-sb-oon.html (дата обращения: 7.05.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): международная информационная безопасность, Россия, компьютерная информация, международный уровень, область обеспечения, общественная безопасность, решение политических, Российская Федерация, уголовная ответственность, Уголовный кодекс РФ, цель получения преимущества.

Похожие статьи

Киберпреступность: проблемы уголовно-правовой оценки...

уголовное законодательство, норма, юридическая наука, общество, предупреждение преступлений , Российская Федерация , Уголовный кодекс РФ , эффективность .

Информационная безопасность вчера и сегодня

Ключевые слова: информация, информационная безопасность, компьютерная преступность, антивирусные программы.

Обеспечение информационной безопасности на требуемом уровне осложняется целом рядом факторов, имеющих как объективный, так и субъективный...

Проблемы борьбы с мошенничеством в сфере компьютерной...

компьютерная информация, Российская Федерация, сфера, УК РФ, информационная безопасность РФ, Информационная Безопасность, преступление, Россия, Уголовный кодекс, инновационная деятельность.

Развитие законодательства об ответственности за преступления...

УК РФ, компьютерная информация, Российская Федерация, информационная безопасность, сфера, массовая информация, компьютерная преступность, информация, Россия, преступление.

Теоретические вопросы обеспечения международной...

участник СНГ, информационная безопасность, информационная безопасность государств, CIS, Государство, международная информационная безопасность, область обеспечения, сфера обеспечения...

Понятие «электронные сети» в контексте некоторых составов...

СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (проект) [Электронный ресурс].

В связи с этим, ряд ученых высказывались с предложением усилить уголовную ответственность за совершение террористического акта с...

Правовые основы информационной безопасности общества

УК РФ, компьютерная информация, Российская Федерация, информационная безопасность, сфера, массовая информация, компьютерная преступность, информация, Россия, преступление.

Государственная информационная политика как элемент...

По мнению российских специалистов в области информационной безопасности, практически любой программный продукт, предназначенный для обеспечения функционирования ЭВМ, в силу специфики своего производства имеет уязвимости...

Кибертерроризм как угроза основам конституционного строя...

Ключевые слова: компьютерная преступность, киберугрозы, кибертерроризм, информационная безопасность.

— 240 c. Евдокимов К. Н. К вопросу о совершенствовании уголовно-правовой квалификации преступлений в сфере компьютерной информации...

Похожие статьи

Киберпреступность: проблемы уголовно-правовой оценки...

уголовное законодательство, норма, юридическая наука, общество, предупреждение преступлений , Российская Федерация , Уголовный кодекс РФ , эффективность .

Информационная безопасность вчера и сегодня

Ключевые слова: информация, информационная безопасность, компьютерная преступность, антивирусные программы.

Обеспечение информационной безопасности на требуемом уровне осложняется целом рядом факторов, имеющих как объективный, так и субъективный...

Проблемы борьбы с мошенничеством в сфере компьютерной...

компьютерная информация, Российская Федерация, сфера, УК РФ, информационная безопасность РФ, Информационная Безопасность, преступление, Россия, Уголовный кодекс, инновационная деятельность.

Развитие законодательства об ответственности за преступления...

УК РФ, компьютерная информация, Российская Федерация, информационная безопасность, сфера, массовая информация, компьютерная преступность, информация, Россия, преступление.

Теоретические вопросы обеспечения международной...

участник СНГ, информационная безопасность, информационная безопасность государств, CIS, Государство, международная информационная безопасность, область обеспечения, сфера обеспечения...

Понятие «электронные сети» в контексте некоторых составов...

СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (проект) [Электронный ресурс].

В связи с этим, ряд ученых высказывались с предложением усилить уголовную ответственность за совершение террористического акта с...

Правовые основы информационной безопасности общества

УК РФ, компьютерная информация, Российская Федерация, информационная безопасность, сфера, массовая информация, компьютерная преступность, информация, Россия, преступление.

Государственная информационная политика как элемент...

По мнению российских специалистов в области информационной безопасности, практически любой программный продукт, предназначенный для обеспечения функционирования ЭВМ, в силу специфики своего производства имеет уязвимости...

Кибертерроризм как угроза основам конституционного строя...

Ключевые слова: компьютерная преступность, киберугрозы, кибертерроризм, информационная безопасность.

— 240 c. Евдокимов К. Н. К вопросу о совершенствовании уголовно-правовой квалификации преступлений в сфере компьютерной информации...