Создание моделей многогранников для уроков математики и геометрии | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая практическая значимость

Рубрика: Математика: алгебра и начала анализа, геометрия

Опубликовано в Юный учёный №5 (79) май 2024 г.

Дата публикации: 26.04.2024

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Домрачев, А. В. Создание моделей многогранников для уроков математики и геометрии / А. В. Домрачев, М. М. Галеева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 5 (79). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/young/archive/79/4419/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена описанию создания геометрических моделей средствами программы для трёхмерного моделирования Blender.

Ключевые слова : модель, моделирование, геометрическое тело, многогранник.

В школе знакомство с геометрическими фигурами и телами происходит уже в первом классе. Ученики решают задач на нахождение объема и площади поверхности куба и прямоугольного параллелепипеда. В 5–6 классах в учебниках математики появляются темы о пирамидах, призмах, тетраэдрах и телах вращения. Изучение этих тел помогает развивать пространственное мышление. Все окружающие человека объекты имеют форму геометрических тел.

Многие учащиеся испытывают затруднения при изучении многогранников: не могут представить объект, назвать количество граней, ребер, вычислить площадь или длину рёбер. Одним из решений проблемы является создание учениками бумажных моделей с помощью разверток. Ниже представлено задание из учебника математики для 6 класса (см. рис. 1).

Создание модели с помощью развертки [1, с.213]

Рис. 1 Создание модели с помощью развертки [1, с.213]

Бумажные модели имеют следующие недостатки: недолговечность — их можно помять, порвать; непрозрачность — невозможно увидеть модель внутри; чтобы сделать много моделей требуется время. Требовалось автоматизировать процесс создания моделей геометрических дел.

Так как я занимаюсь в кружке «3D-моделирование», то решением проблемы стало создание трехмерных компьютерных моделей. Такие модели можно быстро распечатать, они относительно крепкие. Есть возможность регулировать размер.

Для моделирования использовалась программа Blender. В ней есть готовые mesh-объекты, но они являются сплошными, а не каркасными. Стояла задача, используя возможности программы, в т. ч. модификаторы, создать каркасные трехмерные модели многогранников.

Первой была создана модель куба. С помощью mesh-объекта Куб и инструмента Inset Faces в режиме редактирования был сделан каркас (см. рис.2)

Каркасная модель куба в Blender

Рис. 2 Каркасная модель куба в Blender

Далее была смоделирована четырехугольная пирамида. При добавлении на сцену mesh-объекта Конус количество точек в основании было уменьшено с 32 до 4. Далее действия выполнялись аналогично. Каркасная модель четырехугольной пирамиды представлена на рисунке 3.

Каркасная модель пирамиды в Blender

Рис. 3 Каркасная модель пирамиды в Blender

Для создания модели треугольной призмы использовался mesh-объект цилиндр. При добавлении количество вершин в основании было изменено с 32 до 3. В режиме редактирования были вырезаны грани (см. рис.4)

Каркасная модель призмы в Blender

Рис. 4. Каркасная модель призмы в Blender

Подобным способом можно создать и другие пирамиды и призмы с любым количеством вершин.

Готовые модели сохранены в папке в виде файлов с расширением *.blend. Для постановки на печать модель нужно экспортировать в формат *.stl и подготовить к печати. При настройке параметров печати, например в программе Ultimacker Cura, следует повысить плотность печати, чтобы модели были более прочными. После печати прототип нужно обработать, и он готов к применению.

Применение каркасных прозрачных моделей помогает лучше запомнить фигуры, понять, как они выглядят изнутри. На таких моделях проще показывать элементы многогранников: ребра, грани, высоты, диагонали. Такие модели можно будет применять и в старших классах.

Литература:

  1. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 240 с.


Ключевые слова

модель, моделирование, многогранник, геометрическое тело

Похожие статьи

Процедура создания компонентной табличной модели

В статье описана процедура создания новой компонентной технологии математического моделирования в электронных таблицах.

Решение физических графических задач по кинематике в 9-м классе с использованием языка программирования Python

В статье автор предлагает решать физические задачи по кинематике в 9-м классе с помощью программирования их на языке Python

Частые ошибки при построении CSG-моделей

Рассмотрены основные ошибки при построении CSG-моделей алгоритмом, работающим с полигональными объектами, а также предложены методы их решения.

Методика создания трехмерных моделей топографических поверхностей

В статье предлагается методика выполнения инженерных решений при построение топографических поверхностей на автоматизированной системе AutoCAD, а также рассмотрена новые методы обучение начертательной геометрии и компьютерной графики.

К вопросу об использовании виртуальных математических сред при обучении школьников решению математических задач

В статье рассмотрены возможности виртуальных сред для обучения математике в современной школе. Также перечислены программные модули, которые можно применять для решения математических задач.

Интегрированный урок по математике и биологии «Координаты на плоскости»

В статье авторы показывают преимущества проведения интегрированных уроков по математике перед традиционными уроками.

Основные принципы создания 3D-моделей. Понятия и методы оптимизации в трёхмерной графике

В статье ставится задача рассмотреть основные виды оптимизации инструментов и технологий для создания трехмерных моделей.

Моделирование комбинаторных систем при помощи сводимости

Статья посвящена моделированию систем, ее реализации в компьютере, в частности с использованием сводимости, в то же время рассматривается теория алгоритмов и возможность ее применения к моделированию.

Моделирование квантового алгоритма Гровера для поиска схемотехнического решения в прикладной программе MATLAB

Целью статьи является ознакомление с разработанной имитационной моделью алгоритма Гровера в прикладной программе MATLAB, а также с результатами его работы, которые представлены в виде вычислений и графиков. Коротко описаны основы квантовых вычислений...

Моделирование при обучении решению текстовых задач по математике в начальной школе

В данной статье рассматривается актуальность использования моделирования при обучении младших школьников решению текстовых задач.

Похожие статьи

Процедура создания компонентной табличной модели

В статье описана процедура создания новой компонентной технологии математического моделирования в электронных таблицах.

Решение физических графических задач по кинематике в 9-м классе с использованием языка программирования Python

В статье автор предлагает решать физические задачи по кинематике в 9-м классе с помощью программирования их на языке Python

Частые ошибки при построении CSG-моделей

Рассмотрены основные ошибки при построении CSG-моделей алгоритмом, работающим с полигональными объектами, а также предложены методы их решения.

Методика создания трехмерных моделей топографических поверхностей

В статье предлагается методика выполнения инженерных решений при построение топографических поверхностей на автоматизированной системе AutoCAD, а также рассмотрена новые методы обучение начертательной геометрии и компьютерной графики.

К вопросу об использовании виртуальных математических сред при обучении школьников решению математических задач

В статье рассмотрены возможности виртуальных сред для обучения математике в современной школе. Также перечислены программные модули, которые можно применять для решения математических задач.

Интегрированный урок по математике и биологии «Координаты на плоскости»

В статье авторы показывают преимущества проведения интегрированных уроков по математике перед традиционными уроками.

Основные принципы создания 3D-моделей. Понятия и методы оптимизации в трёхмерной графике

В статье ставится задача рассмотреть основные виды оптимизации инструментов и технологий для создания трехмерных моделей.

Моделирование комбинаторных систем при помощи сводимости

Статья посвящена моделированию систем, ее реализации в компьютере, в частности с использованием сводимости, в то же время рассматривается теория алгоритмов и возможность ее применения к моделированию.

Моделирование квантового алгоритма Гровера для поиска схемотехнического решения в прикладной программе MATLAB

Целью статьи является ознакомление с разработанной имитационной моделью алгоритма Гровера в прикладной программе MATLAB, а также с результатами его работы, которые представлены в виде вычислений и графиков. Коротко описаны основы квантовых вычислений...

Моделирование при обучении решению текстовых задач по математике в начальной школе

В данной статье рассматривается актуальность использования моделирования при обучении младших школьников решению текстовых задач.

Задать вопрос