Изучение осведомленности старшеклассников и студентов г. Москвы о плесневых грибах: констатирующее исследование | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №4 (78) апрель 2024 г.

Дата публикации: 03.04.2024

Статья просмотрена: 110 раз

Библиографическое описание:

Войцеховская, М. С. Изучение осведомленности старшеклассников и студентов г. Москвы о плесневых грибах: констатирующее исследование / М. С. Войцеховская, И. М. Новикова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 4 (78). — С. 117-120. — URL: https://moluch.ru/young/archive/78/4348/ (дата обращения: 17.12.2024).



Известно, что в экосистемах крупных городских поселений и мегаполисов широко представлены плесневые грибы родов Aspergillus, Alternaria, Cladosporium , Penicillium, Rhizopus и другие. В междисциплинарных научных исследованиях указано на естественный отбор и успешное размножение штаммов плесени на современных строительных материалах, содержащих органические и неорганические связующие компоненты. Отмечены высокий темп утилизации таких материалов микроскопическими грибами и успешная адаптация микроорганизмов к новым питательным средам с последующим их заселением [1, 2].

В современной городской среде выделены особые биологические факторы риска, связанные с жизнедеятельностью плесени. Они включают выделения плесневых грибов — споры, токсины, летучие органические вещества (MVOCs — microbial volatile organic compounds); частицы клеточных стенок грибов-деструкторов, которые успешно развиваются в строительных и отделочных материалах с содержанием гипса, полимеров и картона; большие скопления указанных выше выделений на строительной и бытовой пыли. Все выделения грибов имеют микроскопические размеры, и поэтому при движении воздух переносит их без затруднений. Например, токсины плесени выявлены в биомассе ее спор, и с этими плодовыми телами они могут при вдохе попадать в организм человека или осаждаться на слизистых оболочках глаза, носа и др. [1].

Все эти факты привели нас к выводу о том, что снизить неблагоприятное воздействие условно патогенных плесневых грибов на здоровье человека возможно только при осведомленности об их жизненном цикле, благоприятных (и неблагоприятных) для обитания и колонизации новых пространств условиях среды.

Интерес представляют и немедикаментозные меры предупреждения воздействия плесеней на организм человека. Среди них выделены устранение или уменьшение контакта с плесневыми грибами; соблюдение специальной диеты; регулярная влажная уборка помещений; снижение влажности в помещениях при организации вентиляции [3]. Нами также раскрыты условия замедления и прекращения роста и размножения условно патогенных плесневых грибов. Это обеднение питательной среды; снижение количества свободной воды; соблюдение температурного режима хранения пищевых продуктов, использование высоких температур для их приготовления и консервирования; повышение уровня щелочности среды; обеспечение доступа к колониям плесени ультрафиолетовых лучей и потоков воздуха [4].

Мы отмечаем наличие множества опубликованных исследовательских информационных проектов учащихся 3–9 классов, в которых раскрыты условия роста и размножения плесени в продуктах питания, деревянных бытовых конструкциях, пиломатериалах и других средах. Но при этом недостаточно представлены исследования констатирующего характера о содержании знаний моих сверстников и более старшей молодежи о плесневых грибах и возможностях предупреждения их негативного влияния на здоровье человека. Это позволяет указать на актуальность нашего исследования и сформулировать его проблему : что знают старшеклассники и студенты вузов о плесневых грибах?

Цель исследования — констатировать содержание осведомленности старшеклассников и студентов о плесневых грибах.

Задачи исследования: разработать анкету для получения сведений о содержании знаний школьников и студентов о плесневых грибах; провести анкетирование; проанализировать и обобщить полученные ответы; сформулировать выводы.

Объект изучения — ответы школьников и студентов, полученные при анкетировании.

Предмет исследования — содержание знаний старшеклассников и студентов о плесневых грибах, их влиянии на здоровье человека и возможностях защиты организма от воздействия плесеней.

Гипотеза исследования. Старшеклассники и студенты имеют некоторую осведомленность о плесневых грибах и необходимости защиты организма человека от их воздействия. Уточнить содержание такой осведомленности можно с помощью анкетирования и последующего обобщения его результатов.

Методы исследования — эмпирический, представлен анкетированием; теоретические, представлены сравнением, обобщением и интерпретацией полученных результатов.

Анонимное анкетирование было проведено с 12 февраля по 20 марта 2024 г. В нем приняли участие 90 человек, обучающихся в г. Москве. Среди них 60 старшеклассников 16–17 лет из 10-х классов средней общеобразовательной школы и 30 студентов 21–25 лет 4-го курса технического университета. Мы намеренно исключили анкетирование студентов медицинских и педагогических университетов, потому что допустили углубленное изучение ими учебной дисциплины «Биология» в вузах.

Результаты и обсуждение

При составлении анкеты мы учли методические рекомендации А. Р. Рафиковой [5] и М. Б. Земш [6]. С помощью вопросов анкеты мы хотели выявить следующее: наличие зрительных представлений старшеклассников и студентов о плесневых грибах, а также их осведомленность о следующем: местах обитания плесени и постоянном или временном ее присутствии в экосистемах; благоприятных для роста и размножения плесневых грибов условиях среды обитания; угнетающих или останавливающих рост и размножение плесени факторах внешней среды; влиянии плесневых грибов на состояние здоровья человека при попадании в его организм; мерах защиты человека от плесневых грибов и их спор.

Пять из девяти вопросов анкеты предполагали выбор респондентами предложенных готовых вариантов ответов и формулирование собственного ответа. Остальные четыре вопроса предполагали только собственные ответы анкетируемых.

На вопрос «Вам приходилось когда-либо видеть плесень или плесневые грибы?» утвердительно ответили 95,0 % старшеклассников и 100 % студентов. Отрицательный ответ дали 5,0 % школьников. На предполагающий продолжение вопрос «Как Вы считаете, плесневые грибы — это…» выбрали вариант ответа «наши постоянные соседи» 71,6 % старшеклассников и 80,0 % студентов. Вариант ответа «временное явление» указали 21,6 % школьников и 13,3 % студентов. Ответ «не знаю» дали 6,6 % старшеклассников.

Ответы респондентов на вопросы «Где обитает плесень в природе?» и «Где обитает плесень рядом с людьми?» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Осведомленность школьников и студентов о местах обитания плесени

Вопросы и предложенные в анкете варианты ответов

Количество выбравших ответ

школьников, %

студентов, %

1. Где обитает плесень в природе?

в лесах

91,6

70,0

на побережьях холодных северных морей и рек

18,3

13,3

в горах

35,0

6,6

в пустынях

6,6

3,3

на побережьях теплых морей и рек

40,0

16,6

в Антарктиде

10,0

3,3

на болотах

40,0

26,6

2. Где обитает плесень рядом с людьми?

на разных поверхностях улиц

55,5

30,0

в транспорте

36,6

13,3

внутри домов и квартир

73,3

60,0

в магазинах

51,6

43,3

в кафе и ресторанах

30,0

23,3

в парках и скверах

46,6

26,6

в аптеках

5,0

6,6

в школах и вузах

38,3

23,3

в больницах

21,6

16,6

в кинотеатрах и концертных залах

10,0

13,3

на гранитных памятниках архитектуры

25,0

30,0

в продуктах питания

6,6

6,6

Большинство старшеклассников и студентов осведомлено об обитании плесени в лесах, внутри домов и квартир. Среди других ответов они чаще всего отмечали «на болотах» и «на побережьях теплых морей и рек», а также «в магазинах», «в парках и скверах». Самостоятельный ответ «везде» на вопрос 1 из таблицы 1 дали 3,3 % школьников и 20,0 % студентов; такой же самостоятельный ответ на вопрос 2 из этой таблицы дали 13,3 % школьников и 23,3 % студентов.

На вопрос «Что необходимо разным видам плесени для роста и размножения?» 88,3 % старшеклассников и 80,0 % студентов ответили «влага» и «сырость». Указали «тепло» 26,6 % школьников и 40,0 % студентов. Знают о потребности плесени в питательной среде 40,0 % студентов и только 6,6 % школьников. Среди ответов были «глюкоза», «еда», «кормовая база», «грязь для питания». Необходимость низкой температуры отметили 5,0 % старшеклассников и 10,0 % студентов. Были и единичные ответы: школьники указали резкие перепады температуры, наличие кислорода, частые проветривания, а также их отсутствие. Студенты отметили темноту, свет и освещение, отсутствие или, наоборот, наличие кислорода.

При ответе на вопрос «Какие факторы окружающей среды угнетают плесень, замедляют ее рост и размножение?» 43,3 % студентов и 55,0 % школьников указали теплый сухой воздух; 26,6 % студентов и 18,3 % старшеклассников — повышение температуры внешней среды, 10,0 % студентов и 18,3 % школьников — холод и низкую температуру. На отсутствие органических веществ для питания плесневых грибов указал только один респондент (3,3 % студентов). Также 10,0 % анкетируемых студентов отметили воздействие ультрафиолетового излучения и 6,6 % студентов — темноту.

Ответы опрашиваемых на вопрос «Плесневые грибы могут попасть в организм человека. Когда это происходит?» приведены в таблице 2.

Таблица 2

Осведомленность школьников и студентов об условиях негативного влияния плесени на здоровье человека

Предложенные в анкете варианты ответов

Количество выбравших ответ

школьников, %

студентов, %

при употреблении недоброкачественных продуктов

91,6

86,6

при прикосновении к плесени

8,3

6,6

при повреждениях кожи

23,3

23,3

при вдыхании спор

10,0

3,3

Выбор респондентами ответов мы объясняем их опытом наблюдения плесени в бытовых ситуациях. Самостоятельный ответ «Все варианты ответов» дали 20,0 % студентов.

При ответе на вопрос «Какие органы могут пострадать при попадании плесневых грибов или их спор в организм человека?» многие респонденты указали легкие и желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) или кишечник. Легкие отметили 38,3 % старшеклассников и 43,3 % студентов; ЖКТ — 58,3 % школьников и 40,0 % студентов. На органы зрения и слуха указали только студенты. Из них 10,0 % анкетируемых назвали орган зрения и 3,3 % анкетируемых — органы слуха. Мы отмечаем наличие и других ответов, которые дали только один, два или три опрашиваемых. В совокупности эти респонденты назвали разные внутренние органы человека — сердце, мозг, печень, почки, а также дыхательные пути и слизистые оболочки. «Не знаю» ответили 6,6 % школьников; «любые» или «все органы» указали 3,3 % старшеклассников и 6,6 % студентов.

Ответы участников анкетирования на вопрос «Как можно защитить себя и свою семью от плесневых грибов и их спор?» представлены в таблице 3.

Таблица 3

Осведомленность школьников и студентов о возможности защиты от воздействия плесневых грибов и их спор

Самостоятельные ответы анкетируемых

Количество выбравших ответ

школьников, %

студентов, %

поддерживать чистоту; регулярно делать уборку

36,6

33,3

проводить дезинфекцию; ликвидировать плесень, использовать противогрибковые препараты

10,0

16,6

регулярно проветривать комнату (дом и др.)

5,0

26,6

снижать влажность помещений

10,0

13,3

поддерживать в помещениях умеренную освещенность

-

3,3

поддерживать в комнатах комфортную, но невысокую температуру

1,6

3,3

использовать только свежие продукты

36,6

36,6

мыть продукты

1,6

-

выполнять термообработку продуктов

-

3,3

выполнять правила личной гигиены

4,9

10,0

использовать средства индивидуальной защиты

1,6

-

обращаться за консультацией к врачам,

соблюдать СанПиН

-

6,6

не знаю

3,3

6,6

К мерам защиты человека от плесени большинство респондентов отнесло регулярную уборку, поддержание чистоты и употребление свежих продуктов. Термообработку и мытье продуктов отметили только два человека. Многие школьники и студенты не рассматривают проветривание как способ борьбы с плесенью при изменении влажности в помещениях.

Выводы

Осведомленность старшеклассников и студентов о плесени и защите организма человека от ее воздействия представлена отдельными фактами. В большинстве случаев они не систематизированы и не обобщены. Это привело к затруднениям многих участников анкетирования при ответах на вопросы. Выявленное содержание знания респондентов затрудняет аргументированный выбор ими защиты от микроскопических грибов в условиях городской среды. Следует указать на отсутствие развернутых самостоятельных ответов.

Существенные различия в содержании осведомленности старшеклассников и студентов технического вуза о плесневых грибах не выявлены.

Литература:

  1. Богомолова, Е. В. Микологические факторы риска в городской среде / Е. В. Богомолова, О. П. Уханова, И. В. Санеева. — Текст: непосредственный // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2016. — Т. 18, № 2(3). — С.637–641.
  2. Светлов Д. А., Качалов А. Н. Микробиологическая коррозия строительных материалов // Интернет-журнал «Транспортные сооружения», 2019 № 4 https://t-s.today/PDF/19SATS419.pdf?ysclid=lugozqsdpm309199841
  3. Мурашко, А. О. Немедикаментозные, профилактические и архитектурно-планировочные мероприятия по предотвращению развития заболеваемости аллергическим ринитом у взрослых и детей / А. О. Мурашко, О. О. Смолина. — Текст: непосредственный // Медицинский вестник Юга России . — 2019. — № 10(1). — С.49–58.
  4. Войцеховская, М. С. Зависимость роста и размножения условно патогенных плесневых грибов от воздействия факторов окружающей среды / М. С. Войцеховская, Ю. С. Котова. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3 (77). — С. 96–100. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4157/ (дата обращения: 31.03.2024)
  5. Рафикова, А. Р. Анкетирование как метод эмпирического исследования в педагогическом эксперименте / А. Р. Рафикова. — Текст: непосредственный // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум 2018». https://scienceforum.ru/2018/article/2018000781?ysclid=lug1c4n4ub937519785
  6. Земш, М. Б. Практикум «Методы социально-педагогических исследований»: учебно-методическое пособие [для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 050711 «Социальная педагогика»] / М. Б. Земш. — Москва: Изд. дом Академии естествознания. — 2012. — 79 с.


Похожие статьи

Особенности работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством С. А. Есенина: методические принципы и практические инновации

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Анализ уровня осведомленности школьников 9–11-х классов по вопросу информационной безопасности (на примере МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара)

Первичная профилактика зависимого поведения учащихся общеобразовательных учебных заведений: основные принципы и подходы

Влияние визуальной среды на экологическую обстановку в новостройках г. Краснодара на примере Юбилейного микрорайона

Результаты нейропсихологического изучения уровня сформированности неречевых предпосылок письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Осведомленность беременных женщин г. Гомеля об основных факторах риска развития кариеса у детей раннего возраста

Исследование наличия нитратов в продуктах питания на примере томата и капусты в условиях школьной лаборатории общеобразовательного учреждения

Исследование особенностей адаптированности местных и иногородних студентов первого курса к ВУЗу

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке химии: организация и проведение по теме «Растворы»

Похожие статьи

Особенности работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством С. А. Есенина: методические принципы и практические инновации

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Анализ уровня осведомленности школьников 9–11-х классов по вопросу информационной безопасности (на примере МБОУ СОШ № 86 г. Краснодара)

Первичная профилактика зависимого поведения учащихся общеобразовательных учебных заведений: основные принципы и подходы

Влияние визуальной среды на экологическую обстановку в новостройках г. Краснодара на примере Юбилейного микрорайона

Результаты нейропсихологического изучения уровня сформированности неречевых предпосылок письма у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Осведомленность беременных женщин г. Гомеля об основных факторах риска развития кариеса у детей раннего возраста

Исследование наличия нитратов в продуктах питания на примере томата и капусты в условиях школьной лаборатории общеобразовательного учреждения

Исследование особенностей адаптированности местных и иногородних студентов первого курса к ВУЗу

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке химии: организация и проведение по теме «Растворы»

Задать вопрос