Применение метода графических ассоциаций при запоминании написания новых слов и текстов | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (77) март 2024 г.

Дата публикации: 27.03.2024

Статья просмотрена: 261 раз

Библиографическое описание:

Гамаюнова, Л. И. Применение метода графических ассоциаций при запоминании написания новых слов и текстов / Л. И. Гамаюнова, Т. А. Бригида. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3.1 (77.1). — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4281/ (дата обращения: 16.12.2024).



Обычно большинство людей думает о памяти как об органе, от которого зависит способность запоминать и забывать. Однако память не является органом, производящим воспоминания. Память невозможно увидеть, подвергнуть рентгеновскому обследованию или пересадить от одного человека к другому. В мозгу человека нельзя обнаружить место нахождения его памяти, а также установить, находится она в хорошем или плохом состоянии. Это означает, что ученым не удалось обнаружить в мозгу человека особое место, в котором производятся воспоминания.

Поэтому, когда речь идет о памяти, наиболее точной будет ссылка на запоминательную деятельность, т. е. на процесс, который развивается не только в одном органе или структуре организма. Более того, речь идет о различных структурах головного мозга, одновременно функционирующих во время психологического процесса, результатом которого будет возникновение воспоминаний. Следует упомянуть о том, что этот процесс тоже не является простым. В его осуществлении участвуют несколько связанных между собой сложных подсистем, отвечающих за производство процедуры запоминания, помимо них существуют различные типы воспоминаний и виды памяти.

Процесс запоминания, прежде всего, начинается с восприятия (получения) информации из окружающего мира.

Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, общепринятая (идет от Аристотеля) градация которых: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Зрение реагирует на частоту, силу сигнала и на пространственное расположение источник света. Зрительные образы — универсальные средства, которые доступно описывают информацию, поступающую от других органов чувств: слуха, обоняния, вкуса, осязания. Поэтому его можно отнести к первому по информативности чувству человека. [1]

В связи с этим, у меня появилась гипотеза, что, т. к. мы большее количество информации получаем через глаза, то и метод графических ассоциаций будет наиболее эффективным для запоминания информации.

Ключевые слова : память, приёмы запоминания, орфограммы, визуальное изображение, метод графических ассоциаций.

Выражение «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» может показаться довольно старым, но суть от этого не меняется. Использование зрительных образов позволяет нам закодировать большое количество воспоминаний. Каждое визуальное изображение несет в себе множество слов, запомнить которые гораздо труднее, чем какой-либо зрительный образ.

Слова, вызывающие определенные зрительные образы, более эффективны в качестве будущих воспоминаний, чем слова, не имеющие подобного свойства. Двойное кодирование информации создает более мощное воспоминание, поскольку вы кодируете не только слово, но и соответствующий ему зрительный образ. Сила зрительных образов может сохраняться в вашей памяти на протяжении многих лет.

Но давайте рассмотрим, какие приемы запоминания новых слов бывают. В школе новые слова и тексты чаще всего мы изучаем на уроках русского и иностранного языка (в частности, английского)

Метод последовательных ассоциаций [8] используется при запоминании последовательности слов (например, ключевые слова текста изложения). Суть метода в том, что запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Собственно запоминания как такового как бы нет — есть творчество. При этом каждое последующее слово связывается с предыдущим точно так же, как если бы это была просто пара слов.

В итоге у вас должен получиться сюжет (или рассказ, или цепочка ассоциаций) из всех слов, входящих в список Пример: Вот 12 произвольно взятых слов, мы будем связывать их при помощи метода последовательных ассоциаций: ОГУРЕЦ, ЛОДКА, КОМАР, КОНВЕРТ, ГУСЕНИЦА, КНИГА, РИС, ФОНТАН, ФАРЫ, МЕДВЕДЬ, ТЕЛЕФОН, ЦВЕТЫ.

Вот один из возможных вариантов: Я представляю, как разрезаю ОГУРЕЦ вдоль, и получается ЛОДКА. Лодка плывет и на всей скорости сталкивается с КОМАРОМ. Комар от страха залезает в КОНВЕРТ. Конверт улетает и, сворачиваясь, превращается в ГУСЕНИЦУ. Гусеница ползет, натыкается на КНИГУ и заползает в нее. В книге вместо букв — РИС. Он начинает разбухать и бьет оттуда как ФОНТАН. Брызги этого рисового фонтана залепляют ФАРЫ проезжающей рядом машины. Фары разлетаются на мелкие кусочки, и один из них по форме очень напоминает МЕДВЕДЯ. Он на моих глазах превращается в настоящего... и т. п.

При запоминании иностранных слов и терминов можно использовать также метод фонетических ассоциаций [8]. Метод заключается в подборе русских слов с данными звуками. Например, Слово LOOK (смотреть). Похоже на ЛУК. Придумываем фразу «Не могу СМОТРЕТЬ, когда режут ЛУК.

Данным методом можно запоминать также трудные имена. Например, Уитцилопочтли (один из богов ацтеков) — «уйти циклопу на почту». В данном случае непонятные слоги ассоциируются со знакомыми словами.

Метод оживления [8]

Данный метод хорошо развивает воображение и образное мышление. Он очень эффективен при запоминании дат. Возьмем начало царствования Ивана Грозного — 1533 год. 1 можно не запоминать. Во времена Грозного была создана первая типография в Москве. Поэтому 5 можно представить как типографский пресс, а 33 — страницы книги.

Метод Цицерона [8]

Этот метод назван так в честь одного из самых блестящих ораторов Древнего Рима. Это простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон.

Все эти методы позволяют запоминать тексты, звучание, однако, правописание слов с их помощью не запомнишь. А также минус данных приемов в том, что нужно время для составления своей истории, рассказа.

И наконец, метод графических ассоциаций . Сюда же отнесем и метод пиктограмм .

У нас, детей, хорошо развита непроизвольная память, т. е. память, основанная на эмоциях и интересе, когда легко запоминается всё яркое, новое, интересное.

Поэтому необходимо привлекать внимание, развивать интерес, вызывать удивление и желание понять, а не просто механически заучить.

Решением проблемы может стать использование занимательных заданий. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями не становятся полезными.

В толковом словаре Ожегова и Шведова «занимательный» толкуется как «способный занять внимание, воображение, интересный», а «задания» — «то, что назначено для выполнения». Следовательно, «занимательные задания» — «то, что назначено для выполнения, способное занять внимание, воображение».

Существует много методов запоминания правописания слов, но лишь метод графических ассоциаций наиболее эффективный и продуктивный. Это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей); замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Как же помочь своей памяти запомнить в данных словах именно эту букву? Нужно сделать её выразительной, незабываемой, найти яркие необычные ассоциации (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. Метод графических ассоциаций — это ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации. Т.е., запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа — картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова становится уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой. Этот приём способствует расширению общего и лингвистического кругозора, развивает творческое воображение. Графический метод запоминания правописания слов состоит в обыгрывании запоминаемой буквы в рисунке. То есть для запоминания сложного слова нужно нарисовать картинку, на которой будет изображено само запоминаемое слово и «проблемная» буква.

Требования к ассоциативному образу:

  1. Ассоциация обязательно должна быть связана со словом каким-то общим признаком.
  2. Ассоциация должна иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной при произношении.
  3. Ассоциация должна иметь образность запечатления — запоминание, опирающееся на образы.
  4. Несомненно, должна быть яркость восприятия [5, c. 59].

Рисунок может быть очень и очень схематичным, никаких художественных данных для овладения этим способом не потребуется, ведь рисуем мы только для себя.

Вот как, например, можно запомнить букву О в слове ОГУРЕЦ.

Рис. 1. Графическое изображение слова «Огурец»

— Придумать про букву что –то особенное, чтобы никогда не забыть, например, нарисовать вместо О огурец — продолговатый как сама буква О.

— Представить, как широко раскрывается рот, когда откусываем огурец, можно нарезать огурец кружочками.

— Вообразить, что О поёт песенку «Огурец, огурец, ох, какой ты молодец!»

— Опасное место превратить в сказку, представить, как О пришла из какой-то сказки и осталась в ней жить.

На самом деле, нет такого слова, которое невозможно было бы изобразить графически. Главное — побольше фантазии. Есть слова более сложные, в которых надо запомнить сразу две или три буквы. Причем иногда эти буквы прямо «противоположные», например: «А» и «О», «Е» и «И». Эти буквы могут встретиться вам в одном слове, как в слове «вЕлОсИпед». Для того, чтобы противоположные буквы не перепутались, на рисунке они должны быть расположены последовательно: сверху вниз и слева направо. При использовании этого метода мы запоминаем не абстрактную букву, состоящую из палочек и кружочков, а вполне конкретный образ, поэтому усвоить правописание слова становится гораздо легче. После того, как образ создан, картинка нарисована, постарайтесь оживить ее, заставить двигаться. Например, для того, чтобы запомнить, что в слове «собака» пишется буква «О», нетрудно нарисовать свернувшуюся в клубок собаку, напоминающую по форме «О». И даже такое сложное для нас, младших школьников, слово «вермишель», в котором надо запомнить целых две и к тому же «противоположных» буквы «Е» и «И», совсем несложно усвоить, нарисовав сначала свисающую с вилки в виде буквы «Е» вермишель, а под ней тарелку с одной уже упавшей вермишелинкой, ставшей похожей на червячок в виде буквы «И»…

Почему еще метод графических ассоциаций так эффективен? Ученые установили, что картинка воспринимается в 60 000 раз быстрее, чем слово. Вдумайтесь в эту цифру: в 60 000 раз! Автомобилисты давно въехали бы на полной скорости в тупик пока прочитали и поняли «Въезд запрещён». Вместо этого на родной «кирпич» водители реагируют в 2 секунды. XXI век — эпоха пиктограмм. Хотя рисуночное письмо известно ещё со времён египетских фараонов.

Древние пиктограммы украшают и стены пирамиды Хеопса. Но и сейчас: для школьной задачи «как быстро запомнить стих» одно из лучших решений — пиктограммы.

Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем (пиктограмм) основывается на установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. [6] Картинка помогает нам понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Т. е. содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание. А можно и каждое слово зашифровать.

Примеры:

Стихотворение Б. Беловой

Рис. 2. Стихотворение Б. Беловой

Давайте возьмем что-нибудь сложное, взрослое… Например:

Смотрели в окна мы, где липы

чернели в глубине двора.

Вздыхали: снова снег не выпал,

а ведь пора ему, пора.

И снег пошел, пошел под вечер.

Он, покидая высоту,

летел, куда подует ветер,

и колебался на лету.

(«Третий снег», Е. Евтушенко)

Стихотворение Е. Евтушенко «Третий снег»

Рис. 3. Стихотворение Е. Евтушенко «Третий снег»

Пиктограммы, как и ассоциации, у каждого свои, отражение индивидуальности.

Правила просты:

  1. Каждое слово рисуем
  2. Слово, которое невозможно нарисовать, сокращенно пишем
  3. Нужен простой значок. Тогда получается даже у тех, кто не умеет рисовать
  4. Одну строчку рисуем под другой
  5. В значках можно прятать первую букву слова или окончание

Закройте оригинальный текст стихотворения и повторяйте строчки по картинкам, в которых вы зашифровали слова поэта. Стоит сделать «расшифровку» несколько раз подряд, и вы не заметите, как выучите стих наизусть. Благодаря методу пиктограмм, вопрос «как быстро запомнить стих» отпадёт сам собой.

В своем классе мы с моим педагогом и одноклассниками исследовали применение метода графических ассоциаций для запоминания новых слов. Мы изображали словарные слова, орфограммы прорисовывали так, чтобы картинка помогла запомнить орфограмму. Затем словарный диктант с этими словами мы написали легко!

Примеры применения метода графических ассоциаций на уроке

Рис. 4. Примеры применения метода графических ассоциаций на уроке

Мне очень нравится метод графических ассоциаций, и я решила составить свою «Шпаргалку сложных слов».

Шпаргалка сложных слов

Рис. 5. Шпаргалка сложных слов

Анкетирование, проведенное мною среди учеников и родителей нашего класса, показало, что метод графических ассоциаций действительно является самым применимым в процессе запоминания правописания слов.

Вопросы анкетирования:

  1. Используете ли Вы метод графических ассоциаций при запоминании новых слов? Результат: 87,5 % (9 из 10)
  2. Согласны ли Вы, что использование метода графических ассоциаций делает процесс изучения легче и интереснее? Результат 87,5 % (9 из 10)
  3. Применяете ли Вы метод графических ассоциаций при запоминании терминов по другим школьным предметам? Результат: 87,5 % (9 из 10

Таким образом, в своем исследовании я доказала, что метод графических ассоциация является наиболее эффективным и продуктивным при изучении написания новых слов и запоминании новых слов, а также текстов. Наш опыт — мой и моих одноклассников — показывает, что применение метода графических ассоциаций способствует успешному запоминанию новых слов. Мы находились в постоянном поиске, творческий процесс приносил радостные эмоции и удовольствие от работы и, самое главное — качество наших знаний словарных слов русского языка повысилось!

Метод графических ассоциаций очень интересный и занимательный. С помощью этого метода можно запомнить не только правописание слов, но и рассказы или стихи. Если зашифровать целые слова в виде каких-либо картинок, рисунков или пиктограмм, то ассоциативный ряд мгновенно вызовет в памяти то, что необходимо запомнить. А когда процесс запоминания становится занимательным, то и любой язык — перестает быть трудным!

Литература:

  1. Галанов Е. К. «Физическая природа чувств». Международный журнал «Инновационная наука» № 12/2017
  2. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. — М.: Просвещение, 1966
  3. Валеева Н. А. «Приёмы мнемотехники на уроках русского языка»
  4. Сборник научно-методических материалов конференции. МИОО, Москва, 2011 Субботин Д. И. Методика работы над словарными словами с использованием приёмов мнемотехники на уроках русского языка в средней школе.
  5. М. Гафитулин и Т. Попова «Слово о словарном слове»// Начальная школа. — 1997. — № 1.
  6. Бурачевская О. В., Бурачевская Н. И. Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1.
  7. Франц Лёзер «Тренировка памяти» http://mnemotexnika.narod.ru/ist_19.htm
  8. Локтева И. В. Технологии развития памяти и их применение в педагогической практике / И. В. Локтева // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 18 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (4). — С. 173–175. — ISSN 2413–3981.
  9. Додонова Е. Как быстро запомнить стих? Подключаем воображение http://iq230.com/330-kak-bystro-zapomnit-stih-podklyuchaem-voobrazhenie


Ключевые слова

память, приёмы запоминания, орфограммы, визуальное изображение, метод графических ассоциаций

Похожие статьи

Результаты исследования по определению уровня развития математического воображения у детей подготовительной группы дошкольного образования

На сегодняшний день всё более актуализируется проблема формирования у детей математического мышления, в соответствии с их развитием, возрастными и умственными особенностями. Это необходимо для реализации программы дошкольного образования, направленн...

Роль визуализации и визуальных приемов в обучении детей с клиповым сознанием

В данной статье идет речь о клиповом мышлении — новом виде мышления современных школьников, возникшем как реакция на существование человека в режиме непрерывного потребления информации, его достоинствах и недостатках. Проблема состоит в том, что данн...

Участие зеркальных нейронов в реабилитационных мероприятиях

Коррекция двигательных нарушений является глобальной проблемой, решение которой позволило бы вернуть полную трудоспособность части лиц, перенесших травму крестообразной связки. Одним из перспективных методов реабилитации является зеркальная терапия ...

Обзор методик и приемов диагностики пространственного мышления младших школьников

В статье характеризуются методики, тесты, задания и пробы, позволяющие оценить уровень развития различных структурных компонентов пространственного мышления младших школьников. Для исследования пространственного мышления диагностируются такие структу...

Влияние цифровизации на когнитивную сферу у детей

В статье говорится о том, что дети с раннего возраста оказываются погруженными в виртуальную среду. Ведущим видом деятельности современных дошкольников является игра на цифровых устройствах. В традиционной игре ребёнок является создателем воображаемо...

Особенности зрительного восприятия в младшем школьном возрасте

Представлено описание структуры и особенностей зрительно-пространственного восприятия в младшем школьном возрасте. У младших школьников 6-7 лет выявлены уже сформированные компоненты зрительно-пространственного восприятия (зрительная память, координа...

Влияние общения на коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста

В современном мире коммуникация становится все более ключевой компетенцией. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Данный возраст является ответственным в первую очередь и в...

Прогнозирование индивидуальных черт характера человека на основе анализа почерка

Когда мы знакомимся с новыми людьми, мы пытаемся предсказать черты их характера. Наше поведение по отношению к человеку во многом зависит от предсказаний, которые мы делаем. Личность состоит из характерных мыслей, чувств и шаблонов поведения, которые...

Роль развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

Фонематическое восприятие является критически важным компонентом процесса овладения речью и письмом у детей дошкольного возраста. В данной статье рассматривается значение фонематического восприятия для речевого и когнитивного развития, описываются ме...

Гностическая деятельность младших школьников с задержкой психического развития

Данная статья описывает изучение зрительного и слухового гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Гнозис — это способность воспринимать, осознавать и понимать информацию, получаемую через зрительные и слуховые каналы. В р...

Похожие статьи

Результаты исследования по определению уровня развития математического воображения у детей подготовительной группы дошкольного образования

На сегодняшний день всё более актуализируется проблема формирования у детей математического мышления, в соответствии с их развитием, возрастными и умственными особенностями. Это необходимо для реализации программы дошкольного образования, направленн...

Роль визуализации и визуальных приемов в обучении детей с клиповым сознанием

В данной статье идет речь о клиповом мышлении — новом виде мышления современных школьников, возникшем как реакция на существование человека в режиме непрерывного потребления информации, его достоинствах и недостатках. Проблема состоит в том, что данн...

Участие зеркальных нейронов в реабилитационных мероприятиях

Коррекция двигательных нарушений является глобальной проблемой, решение которой позволило бы вернуть полную трудоспособность части лиц, перенесших травму крестообразной связки. Одним из перспективных методов реабилитации является зеркальная терапия ...

Обзор методик и приемов диагностики пространственного мышления младших школьников

В статье характеризуются методики, тесты, задания и пробы, позволяющие оценить уровень развития различных структурных компонентов пространственного мышления младших школьников. Для исследования пространственного мышления диагностируются такие структу...

Влияние цифровизации на когнитивную сферу у детей

В статье говорится о том, что дети с раннего возраста оказываются погруженными в виртуальную среду. Ведущим видом деятельности современных дошкольников является игра на цифровых устройствах. В традиционной игре ребёнок является создателем воображаемо...

Особенности зрительного восприятия в младшем школьном возрасте

Представлено описание структуры и особенностей зрительно-пространственного восприятия в младшем школьном возрасте. У младших школьников 6-7 лет выявлены уже сформированные компоненты зрительно-пространственного восприятия (зрительная память, координа...

Влияние общения на коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста

В современном мире коммуникация становится все более ключевой компетенцией. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Данный возраст является ответственным в первую очередь и в...

Прогнозирование индивидуальных черт характера человека на основе анализа почерка

Когда мы знакомимся с новыми людьми, мы пытаемся предсказать черты их характера. Наше поведение по отношению к человеку во многом зависит от предсказаний, которые мы делаем. Личность состоит из характерных мыслей, чувств и шаблонов поведения, которые...

Роль развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

Фонематическое восприятие является критически важным компонентом процесса овладения речью и письмом у детей дошкольного возраста. В данной статье рассматривается значение фонематического восприятия для речевого и когнитивного развития, описываются ме...

Гностическая деятельность младших школьников с задержкой психического развития

Данная статья описывает изучение зрительного и слухового гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Гнозис — это способность воспринимать, осознавать и понимать информацию, получаемую через зрительные и слуховые каналы. В р...

Задать вопрос