Ключевые слова: закрепление грамматического материала, различать случаи употребления и сравнения времен Present Simple и Present Continuous.
Совместно с руководителем проекта мы составили технологию формирования грамматических навыков времен Present Simple и Рresent Сontinuous и их сравнения. На дополнительных занятиях английского языка в 4х классах в двух группах 2 месяца по вторникам и средам проводились занятия.
Изучение времен Present Simple и Present Continuous проходят во второй половине 3го класса, а в 4ых класс идет сравнение этих времен. Далее, в более старших классах, материал углубляется и пройденные темы необходимо употреблять уверенно без долгих раздумий.
Технология включает в себя следующие этапы:
- Повторение Present Simple.
- Работа с упражнениями по Present Simple.
- Повторение Present Continuos.
- Работа с упражнениями Present Continuos.
- Разбор сравнения Present Simple с Present Сontinuos.
- Проведение проверочной работы на усвоение сравнения Present Simle с Present Continuos.
По каждому этапу, кроме пятого, выполнялись тестовые материалы в 2х вариантах, рассчитанных на 2 группы. Грамматический материал представлялся на доске и в виде карточек для домашнего повторения.
Первое занятие — повторение Present Simple.
Занятие проводился следующим образом:
- Повторение грамматики: совместный разбор у доски
- Заполнение подготовленного тестового материала совместно.
Present Simple помогает рассказать о своих привычках и предпочтениях, то, что умеем и делаем каждый день. Используется в описании действий, которые происходят постоянно, на регулярной основе, но привязан к моменту речи.
Построение предложений:
Утвердительная форма — subject + verb:
I/we/you/they + verb — I go to school every day. They usually play tennis.
He/she/it + verb + s (es) — She rides a bike
Отрицательная форма — subject+don’t/doesn’t+verb:
I/we/they/you +don’t — They don’t drink juice.
He/she/it +doesn’t — He doesn't drive the car.
Вопросительная форма — Do/does+ subject + verb?:
Do + I/we/you/they + verb? — Do you like ice cream?
Does + she/he/it + verb? — Does he live in China? [2]
Исключение составляет третье лицо единственного числа (he / she / it) — к нему прибавляется:
– - s, если глагол оканчивается на гласную,Iwalk — She walks;
– - es, если глагол оканчивается на -s, -ss, -sh, -ch, -x, -o, I go — He goes;
– - s, если глагол оканчивается на -y , а ему предшествует гласная, I play — She plays;
– - es, eсли глагол оканчивается на -y, а ему предшествует согласная и -y заменяется на –i: I study — He studies.
Маркеры времени Present Simple: always, usually, often, sometimes, rarely, never. [1]
После повторения правил переходили к заполнению тестового материала совместно с учителем. [5, 6]
Второе занятие — работа с упражнениями по Present Simple
Занятие проводился следующим образом:
- Разбор диалога по теме занятия [1]
- Заполнение подготовленного тестового материала индивидуально, проверка результатов совместно с учителем. [5,6]
Третье занятие — повторение Present Continuos
Занятие проводился следующим образом:
- Повторение грамматики: совместный разбор у доски.
- Заполнение подготовленного тестового материала совместно.
Present Continuos используется, когда нужно выделить длительность действий. Обычно к глаголу прибавляется окончание -ing:
Example: play — playing, laugh — laughing, do — doing.
Построение предложений:
Утвердительная форма — подл.+ to be (am, is, are) + сказ. с
окончанием -ing.
I + am + verb -ing — I am working.
he/she/it + is + verb -ing — She is going to cinema.
we/you/they + are + verb — ing — You are playing the piano.
Отрицательная форма — подл.+ to be (am, is, are) + not +сказ. С
окончанием -ing.
I + am + not + verb -ing — I am not having lunch now.
he/she/it + is + not + verb -ing — He is not taking.
we/you/they + are + not + verb — ing — They aren’t listening.
Вопросительная форма — вспомогательный глагол (am, is, are) + подлежащее + основной глагол с окончанием -ing.
Am + I + verb –ing? — Am I eating?
Is + he/she/it + verb –ing? — Is she studying?
Are + we/you/they + verb –ing? — Are they writting? [3, 4]
Исключения, если глагол оканчивается на:
– гласную -e, то она опускается: make — making (делать);
– -ie, то эти две буквы заменяются на –y: lie — lying (лгать);
– гласную + l — удваиваем согласную: travel — travelling (путешествовать)
– одну согласную букву, перед которой есть ударный гласный звук, то согласная буква на конце удваивается: begin — beginning (начать).
Маркеры времени Present Сontinuos: today, tomorrow, this/next year, tonight, now, still, at this moment, currently.
После повторения правил переходили к заполнению тестового материала совместно с учителем. [5, 6]
Четвертое занятие — работа с упражнениями Present Сontinuos
Занятие проводился следующим образом:
- Разбор диалога по теме занятия [1]
- Заполнение подготовленного тестового материала индивидуально, проверка результатов совместно с учителем. [5, 6]
Пятое занятие — разбор сравнения Present Simple с Present Сontinuos.
Занятие проводился следующим образом:
- Повторение грамматики: совместный разбор у доски.
- Заполнение подготовленного тестового материала совместно.
Разбираем разницу в построении предложений времен Present Simple и Present Continuos с помощью составления сводной таблицы. Вспоминаем первое и третье занятие, табл. 1.
Таблица 1
Построение предложений
Разбираем разницу Present Simple и Present Continuos на примере различных случаев употребления данных времен, табл. 2.
Таблица 2
Различные случаи употребления данных времен
Вспоминаем маркерные слова (time marker) времен Present Simple и Present Continuos в предложениях, табл. 3.
Таблица 3
Маркерные слова в предложениях
После повторения правил переходили к заполнению тестового материала сравнения Present Simple с Present Continuos индивидуально, проверка результатов совместно с учителем, табл. 4.
Таблица 4
Пробный тест сравнения Present Simple с Present Continuos
Шестое занятие — проведение проверочной работы на усвоение сравнения Present Simple с Present Continuos.
Проводилось итоговое тестирование (табл. 5) на усвоение сравнения Present Simple с Present Continuos. Ученики 4 классов заполняли формы 45 минут и сдавали учителю на проверку. Каждому заданию, за правильный ответ, присваивались баллы. После проведения проверки работ мы сделали сводную таблицу и график результатов.
Таблица 5
Итоговый тест на усвоение сравнения Present Simple с Present Continuos
После тестирования была проведена обработка итоговых результатов сравнения времен Present Simple и Present Continuos путем подсчета правильных ответов и перевода в бальную шкалу. Результаты отобразила в диаграммах, которые приведены ниже по тексту.
Среднеарифметические результаты двух групп по 6 заданиям в % соотношении по определению Present Simple или Present Continuous представлены на диаграмме рисунка 1.
Рис. 1. Среднеарифметические результаты 2 групп по 6 заданиям в % соотношении
Сводная диаграмма, на рисунке 6, показала:
– более высокий уровень результатов 1 группы, объясняющийся также лучшей посещаемостью занятий учащихся этой группы;
– удовлетворительный результат всех участников тестирования, 51–77 балов, при переводе в пятибалльную шкалу.
Индивидуальные результаты участников двух групп по всем заданиям в процентном соотношении усвоения материала по определению времени представлены на диаграмме рисунка 2.
Рис. 2. Индивидуальные результаты 2 групп по всем заданиям в % соотношении
Диаграмма, на рисунке 7, показала, что самым слабым местом по освоению времен оказалось упражнение на внимательность — внесение исправлений в предложения.
Технология формирования грамматических навыков учащимися 4 классов по использованию времен Present Simple и Present Continuous, с поэтапными заданиями и итоговым сравнительным тестом показала положительный результат.
Ученики 4 классов освоили тему и научились различать случаи употребления и сравнения времен Present Simple и Present Сontinuos, что позволит им в дальнейшем получать высокие результаты.
Литература:
- Н. И. Быкова, Д.Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс. Studen’s Book Sportlight 4 — М.: АО «Издательство «Просвещение», 2018. — 182с.
- Н. И. Быкова, Д.Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс. Workbook Sportlight 4 — М.: АО «Издательство «Просвещение», 2022. — 99с.
- Д. Г. Юшина. Грамматический тренажёр. Учебное пособие — М.: АО «Издательство «Просвещение», 2022. — 127с.
- Н. И. Быкова, М. Д. Поспелова. Сборник упражнений. Учебное пособие — М.: АО «Издательство «Просвещение», 2022. — 127с.
- И. А. Шишкина. Тесты по английскому языку: к учебнику Н. И. Быковой и др. «Sportlightю Английский в фокусе. 4 класс» — М.: Издательство «Экзамен», 2022. — 80с.
- Н. И. Быкова, Д.Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс. Test Booklet Sportlight 4 — М.: АО «Издательство «Просвещение», 2022. — 59с.