Влияние продуктов категории «фастфуд» на рост и развитие организма, а также на его когнитивные функции | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №3 (6) май 2016 г.

Дата публикации: 22.03.2016

Статья просмотрена: 2241 раз

Библиографическое описание:

Арутюнян, А. А. Влияние продуктов категории «фастфуд» на рост и развитие организма, а также на его когнитивные функции / А. А. Арутюнян, Е. В. Долгова, Л. Г. Распопина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 3 (6). — С. 159-163. — URL: https://moluch.ru/young/archive/6/337/ (дата обращения: 23.12.2024).



Большая часть современного населения живет в больших городах — мегаполисах, где темп жизни динамичный. В 20 веке фастфуд совершил революцию в питании и прочно занял лидирующее место в рационе современного человека. Идея быстрого питания стала удобной настолько, что охватывает уже и меньшие по численности населенные пункты, и разные возрастные группы. Это нарушает веками сложившиеся предпочтения в культуре питания людей, забываются национальные кухни. Современные люди не приучены не только к рациональному питанию, но и к режиму потребления пищи. Отсутствие культуры питания дома, высокий ритм современной жизни приводит к тому, что мы всё чаще употребляем еду быстрого приготовления. Нужно сказать, такое питание не является ни полезным, ни правильным. Поэтому говорить о вреде, наносимом продуктами фастфуда нашему здоровью, важно и актуально.

Цель работы: Оценить влияние употребления в пищу продуктов фастфуда на состояние организма, а также на его когнитивные функции.

Объект исследования: продукты категории фастфуд.

Предмет исследования: оценка состояния организма (линейных мышей) при употреблении продуктов категории фастфуд.

Что такое фастфуд?

После просмотра словарей и энциклопедий объединяя определения, делаем выводы:

Во-первых, это блюда, которые готовятся в кафе или передвижных киосках быстрого питания. Сюда входят картофель — фри, картофель с наполнителями, гамбургеры, хот-доги, шаурма, блинчики с наполнителями и т. д.

Во-вторых, к фастфуду следует отнести все продукты быстрого приготовления, которые можно просто развести водой: лапшу, картофельное пюре, супы и каши, бульонные кубики.

В-третьих, фастфудом являются мелкие закуски, продающиеся в магазинах: чипсы, сухарики, орешки, печенье — крекеры, газированные напитки.

В-четвертых, полуфабрикаты, продаваемые в продуктовых магазинах. Но в целом, фастфуд — это то, что можно съесть на ходу, почти не отрываясь от дел.

Опрос населения

Насколько часто люди прибегают к услугам сервиса фастфуда, и какие его формы наиболее популярны среди населения, для выяснения этого был составлен опросник, содержащий тринадцать вопросов. Он предъявлялся социальным группам, разбитым по возрастным категориям: школьники (с 1-го по 11-й классы); студенты; один из членов молодой семьи; люди старше 45 лет. Такая классификация помогла выявить потребление продуктов фастфуда людьми в возрасте от 7 до 60 лет. В каждой группе было опрошено 50 человек.

Анализ результатов показал, что практически все знают о вреде такой еды, но это не останавливает потребителя (рис.1)

Рис. 1. Диаграмма опроса

Школьники и студенты являются самыми многочисленными потребителями фастфуда. Школьники употребляют чаще всего то, что можно купить в магазине (чипсы, кириешки, газированные напитки и др.) — 93 % из опрошенных. А вот студенты — 98 %, ежедневно питаются в кафе, закусочных, так как для них фастфуд — основной доступный вид питания в течение дня. Употребление в своем рационе питания полуфабрикатов, продуктов глубокой заморозки и заказы готовых блюд на дом наиболее характерны для молодых семей — 86 %. Это экономит время приготовления, что является важным фактором для семей с маленькими детьми и работающими родителями. В группе опрашиваемых в возрасте старше 45 лет не нашлось сторонников вредной еды. Только эта возрастная категория осознанно подходит к вопросам выбора продуктов питания.

Эксперимент

Чтобы проследить, к чему ведет злоупотребление фастфудом на человеческий организм, в качестве организма сравнения были взяты лабораторные мыши инбредной линии СВА, потому что геномы мыши и человека совпадают на 95 %. Во всём мире лабораторные мыши используются в качестве ведущей экспериментальной модели биологии человека и его заболеваний. Для эксперимента в Институте Цитологии и Генетики СО РАН было выделено 28 самцов лабораторных мышей инбредной линии СВА. На первом этапе эксперимента мыши были разделены на четыре группы по семь особей. Им были созданы одинаковые условия содержания при различных видах кормления:

I группа «контрольная» — полнорационный корм для лабораторных грызунов (гранулированный корм ПК 120–1, Москва) и вода; II группа — здоровая человеческая еда цельно зерновые готовые завтраки «Дивинка» и вода;

III группа — лапша быстрого приготовления «Ролтон» и вода; IV группа — чипсы «Lays» и 25 % раствор CocaCola (т. е. напиток был в 4 раза разбавлен водой);

Проводилось систематическое взвешивание, было посчитано среднее значение веса, которое использовалось для сравнения и построения графика (рис.2). А также производилось взвешивание употребляемого корма за сутки, что составило около 3 гр. на каждую мышь в каждой группе.

Рис. 2. График изменения веса

Итоги данной части эксперимента говорят о том, что легко усваивается и дает необходимые компоненты для роста и развития мышей, обеспечивает прибавку в весе (в среднем по группе +1,5 гр) — традиционный корм для лабораторных мышей. Незначительные изменения веса в группе на «чел. здоровой еде» (- 0,2гр) и в группе на «Ролтоне» (+0,5гр), указывают на то, что такой корм не поставляет необходимых веществ. Резкое снижение веса группы на «чипсах и Coca Colе» говорит о выраженном вреде такого вида питания на их здоровье, рост и поведение.

Проводилось также наблюдение за поведением животных в группах. Мыши контрольной и группы на «чел. здоровой еде» вели себя спокойно. Мыши группы «Ролтон» и группы питающейся «чипсами и CocaCola» были очень активны, тревожны и их биоритм был нарушен. Внутри этих групп наблюдались конфликтные ситуации и стычки. Проводимые наблюдения были сопоставлены с научным описанием поведения животных. В группе мышей, потребляющих в пищу лапшу «Ролтон», преобладало агрессивное поведение, включающее комплекс поз и движений ритуальной угрозы (без нанесения вреда партнеру), а в группе, питающейся «чипсами и Coca Cola» наблюдалось выраженное агрессивное поведение с атаками и схватками между самцами, о чем свидетельствовали их поврежденные хвосты (рис 3).

Рис. 3. Слева: мышь из контрольной группы; справа: мышь из группы «чипсы»

Для проведения второго этапа эксперимента, был изготовлен Т-образный лабиринт. Он использовался для изучения уровня формирования когнитивных функций. Под когнитивными функциями, в данном случае, мы понимаем: внимание, ориентацию, память и поисковые функции.

Каждая мышь проходила лабиринт пять раз в течение дня. При этом фиксировалось время прохождения и количество допускаемых ошибок. По зафиксированному времени была составлена диаграмма (рис 4).

Рис. 4. Диаграмма среднего времени прохождения лабиринта у разных групп мышей

По данным этой части эксперимента: в среднем дольше всего проходила лабиринт группа питающиеся «Ролтоном», затем группа «чипсы и Coca Cola», значительно лучше показатели у группы на «чел. здоровой еде». Контрольная группа показала лучшее время и меньшее количество ошибок. Такие различия в показателях времени прохождения лабиринта и в количестве использованных попыток говорит о разной степени обучаемости мышей каждой отдельной группы. На этом этапе эксперимента можно сделать вывод о том, что питание влияет на когнитивные функции у испытуемых животных.

На третьем этапе все группы были переведены на корм для лабораторных мышей. После уменьшения разницы в весе и восстановления биоритма животных эксперимент был переведен на следующий этап. При этом было замечено, что у мышей группы «Ролтон» началось интенсивное облысение кожных покровов (рис 5)

Рис. 5. Мыши из группы «ролтон» с облысением

На четвертом этапе эксперимента было возобновлено прохождение лабиринта. Снова фиксировалось время прохождения и количество ошибок. Были выведены средние значения и построена диаграмма (рис 6)

Рис. 6. Диаграмма среднего времени прохождения лабиринтамышей после перевода всех животных на сбалансированный корм

Результаты повторного прохождения лабиринта после перевода на сбалансированный корм для лабораторных грызунов, практически не отличаются от результатов второго этапа. Из этого можно сделать вывод, что когнитивные функции мышей, получающих теперь правильный корм, остались на прежнем уровне. При переводе на качественное питания, этот уровень уже не изменился.

Выводы:

  1. Проведенный опрос показал, что наиболее популярно питание фастфудом среди молодого поколения, несмотря на просвещенность о вреде такого типа питания.
  2. Экспериментальная часть работы показала, что употребление продуктов фастфуда негативно влияет:

 на обменные процессы в организме (наблюдается значительное, до 20 %, снижение веса экспериментальных животных);

 на психоэмоциональное состояние организма (повышается агрессивность экспериментальных мышей, наблюдается постоянное тревожное состояние);

 на состояние кожных покровов мышей (наблюдается обширное облысение);

  1. Существует прямая зависимость между качеством питания и обучением подопытных животных: животные, получавшие в качестве источника питания продукты фастфуда хуже обучаются, хуже ориентируются в лабиринте, практически полностью теряют поисковый рефлекс и любопытство.
  2. Когнитивные функции экспериментальных мышей, получавших продукты фастфуда, не восстанавливаются в полном объёме при переходе от фастфуда к здоровому питанию.

Заключение

Активный рост рынка, а также возрастающая популярность питания фастфудом у молодых возрастных групп людей, заставляет задуматься с какими последствиями придется столкнуться в будущем. Настоящая работа очень ярко характеризует последствия неправильного питания на организм млекопитающих (экспериментальных мышей). У таких животных происходит ухудшение когнитивных функций, нарушение биоритма, появляются признаки агрессивного поведения, нервозности, нарушение кожных покровов. Более того, со временем, даже при переходе на сбалансированное питание, эти показатели не восстанавливаются. Каждый человек волен самостоятельно выбирать свой образ жизни и питания, но необходимо осознавать, что вред от питания фастфудом, нанесенный в молодом возрасте, не пройдет бесследно.

Литература:

  1. Большой энциклопедический словарь «Биология». Под ред. Гилярова М. С., М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 864с.
  2. Зорина З. А., Полетаева И. И., Резникова Ж. И. Основы этологии и генетики поведения: учебное пособие 2-е изд. — М.: «Высшая школа», 2002. — 383 с.
  3. Кроукрофт П. Артур, Билл и другие (Все о мышах) Перевод с английского И. Г. Гуровой. Под редакцией и с послесловием доктора биологических наук Н. П. Наумова. — 1970г — [электронный ресурс] — Режим доступа.-http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KROUKROFT_Piter/_Kroukroft_P..html (дата обращения 20.08.2014)
Основные термины (генерируются автоматически): группа, мышь, быстрое приготовление, здоровая еда, агрессивное поведение, быстрое питание, инбредная линия, контрольная группа, III, время прохождения.


Похожие статьи

Влияние уровня комплаенса на клинико-функциональные показатели бронхиальной астмы

Влияние уровня эмоционального интеллекта на психологическое здоровье и развитие лидерских качеств

Роль музыкальной терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Влияние индивидуальных биоритмов на успеваемость и социальную активность школьников

Положительные аспекты влияния продуктивной деятельности (лепка) на развитие детей дошкольного возраста

Влияние личностных качеств на предрасположенность к аддиктивным отклонениям в младшем школьном возрасте

Изучение процесса приготовления шоколада и его влияние на организм человека

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра

Похожие статьи

Влияние уровня комплаенса на клинико-функциональные показатели бронхиальной астмы

Влияние уровня эмоционального интеллекта на психологическое здоровье и развитие лидерских качеств

Роль музыкальной терапии в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Влияние индивидуальных биоритмов на успеваемость и социальную активность школьников

Положительные аспекты влияния продуктивной деятельности (лепка) на развитие детей дошкольного возраста

Влияние личностных качеств на предрасположенность к аддиктивным отклонениям в младшем школьном возрасте

Изучение процесса приготовления шоколада и его влияние на организм человека

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра

Задать вопрос