В статье автор пытается рассмотреть методы борьбы с коррупцией деятелей прошлого и на основе изученного выделить наиболее эффективные методы по борьбе с коррупцией для современности.
Ключевые слова: коррупция, государственный аппарат, законодательство.
Коррупция — одна из главных проблем России на протяжении всей ее истории. Она является угрозой для национальной безопасности нашей страны, нарушает принципы сложившейся в нашей стране демократии. С Х века это явление так и осталось нерешенной проблемой для нашей родины, несмотря на большое количество людей, предпринимавших различные методы борьбы с ней в разные времена, начиная от великих древнерусских и заканчивая советскими политиками. Но их труды не увенчались успехом — коррупция все так же продолжает свое существование, нанося ущерб справедливости, стабильности и безопасности, позитивным преобразованиям в нашей стране. В данной статье вы узнаете, как это явление стало одной из главных проблем российского государства, почему его не удалось побороть государственным деятелям прошлого и можно ли одолеть его в наши дни,
История появления термина «коррупция»
В России издревле для обозначения коррупции использовали термины «мзда», «казнокрадство» (вознаграждение за совершение действий в интересах дающего), «посул», «лихоимство» (вознаграждение за совершение незаконных действий).
Впервые понятие «коррупция» было прописано в Толковом словаре русского языка под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова с пометой «публицистическое». «Коррупция –подкуп, соблазнение, развращение взятками (должностных лиц)» [1].
Интересно проследить разницу в определении понятия коррупции в энциклопедических словарях разных времен. Так, в энциклопедии Брокгауза и Ефрона «взяточничество представляет собою специально-должностное преступление; субъектом его может быть только должностное лицо, безразлично какого ведомства. Оно заключается в получении имущественной выгоды от частных лиц за действия и бездействие в пределах служебной компетенции должностного лица». Помимо этого, словарь сообщает об отсутствии данного термина в юриспруденции XIX века и уголовной ответственности за данный вид преступлений: «Взяточничество, как и уголовный юридический термин, не встречается вовсе в нашем уголовном законодательстве, которое исчисляет лишь отдельные виды корыстных преступлений, не обнимая их одним наименованием» [2].
Советское понятие этого слова звучит так: «Коррупция — преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения. Характерна для буржуазного государства и общества» [3]. Как можно заметить, идеология СССР накладывает свой отпечаток на понимание коррупции. В обществе укоренилась мысль о том, что коррупция является пережитком капитализма.
Истоки возникновения коррупции в России
Источником возникновения коррупции в России можно назвать «систему кормлений», созданную еще в Древней Руси. Князь отправлял своих подопечных бояр властвовать в города и поселения, а люди, проживающие в этих местах, были обязаны содержать за свой счет должностных лиц, их родственников и челядь в течение всего периода службы. В правовом кодексе «Русская правда», созданном в XI веке, Ярослав Мудрый прямо указал на ответственность простых людей за содержание госслужащих и установил четкие и весьма суровые наказания за его невыполнение [4]. Для чиновников же в документе были прописаны нормы на определенное количество продуктов, которые население должно было выдавать каждому боярину и его челяди. Государственный служащий и его люди имели право получить «корм» три раза в год (на Рождество, Пасху и Петров день), но из-за отсутствия системы контроля, кормленщики нередко могли собирать больше, чем предписывал закон: распространённым был четвёртый регулярный «корм» осенью; кормленщика обычно сопровождала семья (члены которой, как правило, тоже получали подношения), а иногда и собственной дворецкий, которому также шли «корма».
От Древней Руси до царской России
Возникшее негативное явление вызывало потребность в борьбе с ним. Первыми попытались устранить коррупционную деятельность, тверской и псковский князья, Александр Михайлович и Константин Дмитриевич, в Псковской грамоте 1467 года впервые ввели «крестное целование» (присягу) для судей, которые должны были дать клятву «тайных посулов не имати ни князю, ни посаднику».
Следующим борцом со взяточничеством можно назвать князя Ивана III Васильевича. Его Судебник 1497 года устанавливал пределы компетенции боярского суда, ограничивал произвол должностных лиц и вводил запрет на дачу и получение взятки государственными служителями. Таким образом, во время правления Великого князя Московского было наказано 235 чиновников различного ранга, но устранить коррупцию не удалось, так как отсутствовала система контроля за соблюдением новых законов и ничто не мешало взяточникам воровать дальше.
Продолжил дело Ивана III его внук, запомнившийся всем как один из самых безжалостных правителей нашей страны — Иван IV Васильевич, по прозвищу Грозный. Он вел непримиримую борьбу с коррупцией, которая, несмотря на жестокость, имела свои плоды. В Судебнике 1550 года он ужесточил наказание за взяточничество: теперь коррупционеров лишали жизни. По итогам правления Ивана IV было казнено около 8 тысяч чиновников, что составляло 34 % от общего числа государственных служащих. Несмотря на жестокость антикоррупционных мер, они были одними из самых эффективных за всю историю России.
Коррупция при Романовых
После окончания Смутного времени в 1613 году на престол взошла династия Романовых. Воцарение было отнюдь не радостным: новому государю Михаилу Романову и его подопечным досталась разоренная Москва, опустевшая казна, обезлюдевшие области. В это время страна сильно зависела от элиты общества, которая должна была за счет своих финансовых средств поднять Россию с колен. Но вместо этого они воспользовались кризисным положением страны: чиновники отбирали последние крохи у простых людей, судьи брали взятки в огромном количестве, а в государственном аппарате царил абсолютный произвол. Помимо этого, важную роль в распространении коррупции сыграло сосредоточение судебной власти в приказах, что повлекло за собой злоупотребления cо стороны воевод и дьяков, не получавших жалование от государства [5, с. 18].
Повлиять на ситуацию решился первый российский император — Петр I. Он поставил перед собой задачу устранить коррупцию в государственном аппарате. Начать борьбу с взяточничеством император решил с собственного примера: отказавшись от всех положенных ему привилегий, он вызвался жить на стандартное офицерское жалование. Но такое благородство не сильно впечатлило чиновников. Тогда Петр разработал целый комплекс антикоррупционных мероприятий: 2 марта 1711 года был создан специальный орган, предназначением которого было тайное слежение за судопроизводством и соблюдением законов. Служащие в этой организации назывались фискалами. 24 декабря 1714 года был издан именной указ Его Величества «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное». С этого момента злоупотребление должностными полномочиями стало считаться серьезным преступлением, за которым могли последовать такие наказания, как битье, тюремное заключение и даже смертная казнь.
Благодаря этим мерам было ликвидировано немалое количество взяточников, но многие остались и безнаказанными: например, А. Д. Меншиков, генералиссимус, губернатор Петербурга и ближайший друг Петра I. Исследователи смело называют его самым жадным вельможей в Российской империи: по подсчетам самого императора, он своровал у казны более 2 миллионов рублей золотом и набрал взяток еще на 1,5 миллиона — в совокупности эта сумма составляла более 130 % всего государственного бюджета.
Дочь Петра I, Елизавета Петровна, сразу же после смерти отца сделала многие антикоррупционные реформы недействительными в целях укрепить свою позицию на российском престоле. Приняв решение об отмене наказаний за взяточничество и обязанности государства выплачивать чиновникам жалованье, она фактически вернула систему кормлений. Последующие правители эпохи дворцовых переворотов тоже не стремились ограничивать чиновничий аппарат: им было необходимо поддерживать свое шаткое положение за счет высших сословий общества.
Возобновила борьбу с взяточничеством Екатерина II. 18 июля 1762 года, спустя несколько недель после ее восшествия на престол, новая императрица издала «Манифест о лихоимстве» [6]. Данный документ запрещал брать взятки, но не предусматривал ответственности и наказаний за антикоррупционные преступления, поэтому чиновники спокойно продолжали воровать. Поспособствовал развитию мздоимства и фаворитизм, получивший особенное распространение при Екатерине II.
Следующий за Екатериной император — Павел I — всерьез занялся проблемой лихоимства. Являясь противником коррупции и фаворитизма, он выгнал с государственной службы около 20 тыс. чиновников и фаворитов предшествующей царицы, вновь ввел телесные наказания и существенно упразднил привилегии дворянского сословия. Данные действия вызвали огромное недовольство знати, которая и послужила причиной последнего дворцового переворота 12 марта 1801 года, в ходе которого Павел I был убит сторонниками собственного сына.
Таким образом, свергнув с престола отца, на пост государя российского взошел Александр I, который также предпочел не оставлять без внимания проблему взяточничества. Указами от 1809 и 1811 годов он утвердил антикоррупционное законодательство, принятое еще при Павле I, а надсмотр за деятельностью суда и чиновников осуществляли отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии и корпус жандармов. Стоит отметить антикоррупционные мероприятия императора на таможне: в 1811 году был издан указ, по которому все контрабандные товары и денежные штрафы за данный род преступной деятельности поступали не в казну, а самим таможенникам, разоблачившим преступников, и в их пенсионный фонд [5, с. 18].
Расцвет коррупции в Российской империи пришелся на Николаевскую эпоху: за время правления Николая I число чиновников выросло в шесть раз, а как следствие этого — увеличилось и количество взяток. Воровали везде, а больше всего — в армии и монополиях [7]. Воровство чиновников активно обсуждалось в обществе и прессе. Поэтому именно в данный период проблема коррупции поднялась на государственный уровень. По инициативе Николая I было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, главной задачей которого был контроль деятельности должностных лиц.
Александр II, как и его предшественник, не оставил проблему лихоимства без внимания: он велел публиковать сводки об имущественном положении чиновников, а следующий император — Александр III — в свою очередь ввел ряд ранее не существовавших запретов для должностных лиц: запрет на получение комиссии (лично чиновником) при размещении государственного займа, запрет на участие в деятельности частных акционерных обществ и др.
Вновь коррупция вышла на высокий уровень в предреволюционный период во время правления Николая II. К причинам резкого роста коррупции историки относят увеличение количества чиновников в государственном аппарате, экономические кризисы, возникшие на фоне рабочих забастовок, крестьянских выступлений и русско-японской войны, а также плохую проработанность антикоррупционного законодательства и отсутствие серьезной ответственности за преступления данного вида: люди придумывали все больше новых способов, которые позволяли им с легкостью обходить правила и легально получать прибыль из различных источников. Стремительный рост коррупции вызвал у государства необходимость вплотную заняться данной проблемой. В Уголовном уложении 1903 г. были разработаны такие понятия, как «должностное лицо», «взяточничество», «лихоимство» (последние два в действующее законодательство введены не были).
Взяточничество в СССР
25 октября (7 ноября) 1917 года произошло событие, полностью изменившее старый уклад российского государства и определившее его развитие на дальнейшее столетие — Октябрьская социалистическая революция, которая превратила Россию в новое государство — Союз Советских Социалистических Республик.
Полная национализация всех сфер жизни и тоталитаризм все же не смогли избавить новую державу коррупции, от одной из главных проблем ее предшественницы — Российской империи. Но в отличие от последней, в СССР значительно большую роль играли хорошие связи и кумовство, нежели деньги, так как на государственную службу принимали людей, оценивая их биографии и характеристики, которые давали им партийные функционеры. Также развитию лихоимства поспособствовали постоянное увеличение количества номенклатурных работников и отсутствие частного предпринимательства. Последнее явилось причиной того, что в СССР началось формирование теневой экономики, которая была тесно связана с советской властью. Хозяева такого бизнеса подкупали сотрудников правоохранительных органов и руководителей государственных организаций с целью получения невмешательства правительства в их деятельность.
В период правления И. В. Сталина борьба с коррупцией велась в основном формально: до суда доходили лишь немногие дела, чаще всего только те, что были освещены в прессе или связаны с политическими махинациями. В 1962 году следующим руководителем СССР Н. С. Хрущевым была введена новая мера наказаний за взяточничество — смертная казнь. Но, как и при его предшественнике, до нее доходило редко.
Активное развитие лихоимства в Советском Союзе началось при Л. И. Брежневе. Даже сам управляющий не стеснялся пользоваться своим высоким положением: например, можно вспомнить известные случаи награждения Брежневым самого себя различными медалями и орденами.
Следующий руководитель Советского Союза Ю. В. Андропов начал жестокую борьбу с коррупцией еще до прихода к власти, будучи руководителем КГБ. Он занимался расследованием особо резонансных дел, связанных с лихоимством. Большое внимание уделялось сфере торговли, которая на тот момент являлась лидером по количеству взяток. В 1985 году руководителем Советского Союза стал К. У. Черненко. Особого внимания проблеме коррупции он не уделял.
В эпоху М. С. Горбачева, следующего руководителя Советского Союза и его первого президента, лихоимство на высших уровнях власти стало одной из самых обсуждаемых тем благодаря новому закону о свободе слова. Но в качестве борца с коррупцией Горбачев не отличился. Более того, он поспособствовал развитию коррупции, а также сформировал задатки экономического кризиса 1990-х годов. В 1990 году было положено начало приватизации[1] собственности, за счет которой бывшие руководители предприятий и крупные чиновники сумели стать владельцами фабрик, заводов и различных торговых комплексов [5, с. 67]. «Закон о кооперации» обеспечил отток финансовых средств к кооперативам[2], за счет чего возник дефицит продовольствия и товаров повседневного спроса.
Коррупция в конце XX и начале XXI века
Развал Советского Союза имел множество последствий для нашей страны: массовая безработица, рост преступности и экономические кризисы, от которых Россия начнет оправляться только после 2000-х годов.
В 1991 году страна уже была на грани кризиса. Б. Н. Ельцин, президент нового государства, планировал в кратчайшие сроки перейти к рыночной экономике путем «шоковой терапии», автором которой был глава правительства Е. Т. Гайдар, но экономические преобразования президента лишь усугубили ситуацию. С 1 января 1992 года была введена либерализация цен: отныне производители были вправе самостоятельно выбирать розничную цену на собственные товары. Очень скоро цены выросли в 10–15 раз, а в конце года они увеличились почти в 150 раз [5, с. 74]. В тот же год государство начало проведение ваучерной приватизации, целью которой являлось распределить между гражданами собственность, ранее принадлежавшей государству. В октябре 1992 года начались выпуск и выдача приватизационных чеков (ваучеров), которые давали право получить определенное количество акций различных предприятий [8]. Данные документы разрешалось перепродавать, так как они не были привязаны к имени владельца. Этим воспользовались крупные чиновники и руководители предприятий: скупив несколько тысяч и более ваучеров, они фактически стали новыми русскими капиталистами [5, с. 74].
Экономические преобразования Б. Н. Ельцина поспособствовали финансовому расслоению населения: большая его часть обнищала, но появилась и олигархическая прослойка, которая возникла за счет легализации частной собственности и ваучерной приватизации. Конечно же, эти явления подготовили почву для развития коррупции и злоупотреблений со стороны правительства и богачей-капиталистов.
В целях устранения данного явления планировалось и составлялось большое количество разных законов и проектов. Но из них в действие были приведены лишь немногие: например, 4 апреля 1992 года первым президентом РФ был принят закон «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» и «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР в связи с принятием федерального закона “О борьбе с коррупцией”». Но, как мы можем заметить, законодательная власть справляться с взяточничеством не помогала.
Заключение
Основываясь на изученной информации, можно сделать вывод о том, в России коррупция постепенно укреплялась в общественном сознании, став неотъемлемой частью государственной власти. В 2020 году Россия заняла 129 место в рейтинге из 179 стран по индексу восприятия коррупции, разделяя одну строчку с Азербайджаном, Габоном, Мали и Малави. В предыдущие годы наша страна также не отличалась успехами в борьбе со взяточничеством: в 2019 году Россия занимала 137-ю позицию, в 2017-м — 135-ю, а в 2012–2014 годах — 136-ю.
Укрепление коррупции в российском обществе устраивало далеко не всех: на протяжении всей истории большое количество людей — политических деятелей, писателей, царей — пыталось побороть это негативное явление, используя различные методы борьбы с ним: введение административной и уголовной ответственности за антикоррупционные правонарушения, отстранение от должности, суровые наказания (каторга, битье) вплоть до смертной казни. Но, к сожалению, практически все приведенные в действие меры в нашей стране не прижились. Особой эффективностью отличилась только смертная казнь, введенная Иваном IV. Поэтому следует рассмотреть иностранные методики по искоренению данного явления, которые были проверены на практике и имели успехи. В качестве примера предлагаю взять одну из наименее коррумпированных стран в мире — Сингапур.
История этого государства имеет некоторое сходство с Россией 90-х годов XX века: после обретения независимости в 1965 году англичане оставили Сингапур в ужасном состоянии. Обнищание населения, высокий уровень безработицы, неопределенность будущего и полностью коррумпированный государственный аппарат — молодой стране предстояло разобраться со всеми этими проблемами.
Укреплению коррупции в обществе Сингапура способствовали скромные заработные платы государственных служащих, а также низкий уровень образования и правовой культуры. Люди просто не видели иного выхода для повышения своих небольших доходов, кроме как взяточничество.
Такое положение дел не устроило первого премьер-министра Сингапура — Ли Куан Ю. В июне 1959 года вместе с партией «Народное действие» он пришел к власти и начал полную модернизацию страны. Под лозунгом «Хочешь победить коррупцию, будь готов отправить за решётку своих друзей и родственников» он начал жесточайшую борьбу с коррупцией, разрушая прежнюю систему власти. Первым делом под его руководством правительство разработало специальную антикоррупционную программу, включающую в себя ряд таких мер, как:
1) обеспечение прозрачности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими;
2) введение ротации чиновников, чтобы избежать формирования коррупционных связей;
3) проведение внезапных инспекций;
4) совершенствование процедур взаимодействия с гражданами и организациями с целью исключения бюрократических проволочек;
5) обеспечение независимости СМИ.
Неизвестно, могут ли прижиться такие меры по борьбе с коррупцией в России, так как в ее случае необходимо учитывать и такие факторы, как большая территория государства и другой менталитет, порядки и устои ее жителей. Огромные размеры страны не позволяют четко прослеживать действия всех регионов, а в сознании ее граждан коррупция закреплялась на протяжении всего развития государства: люди привыкли поступать так же, как их отцы и деды (в качестве примера этому можно привести такие литературные произведения, как вышеупомянутый «Ревизор» Н. В. Гоголя и «Горе от ума» А. С. Грибоедова).
Но даже если учесть все нюансы и создать идеальную систему по борьбе с коррупцией, успех ее будет зависеть не только от ее совершенства, но и от обычных граждан России. Если они будут закрывать глаза на данную проблему, считая, что она должна обойти их стороной, то они глубоко ошибаются: когда взяточничество проникнет во все сферы жизни, любые должности, места, звания, решения в политике, правосудии и, возможно, даже образовании будут покупаться и продаваться. Тогда человек не сможет за счет своей честности, трудолюбия, знаний и способностей работать по профессии, учиться в хорошем заведении или надеяться на справедливый вердикт в суде, так как победа будет автоматически присуждаться тому, кто больше заплатил. Кроме того, коррупция оказывает влияние и на качество жизни большей части населения нашей страны, поскольку представляет угрозу для справедливости, безопасности и позитивных преобразований. Своим бездействием люди только усугубляют ситуацию, позволяя данному негативному явлению запускать свои корни в государстве все глубже. Поэтому в первую очередь стоит призвать людей к активной поддержке своей гражданской позиции и участию в развитии их собственного государства. Особенно важно донести это до нынешнего подрастающего поколения: именно от него зависит наше будущее.
Литература:
- Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935. Т. 1.
- Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Т. 6: Венцано — Винона. СПб., 1892.
- Советский энциклопедический словарь. Под ред. А. М. Прохорова. М., 1982.
- Тихонов Сергей. Непобедимое зло? // Информационное агентство «Эксперт». 12.11. 2013. [Электронный ресурс]: https://expert.ru/2013/11/12/nepobedimoe-zlo/
- Глазкова Л. В. . Государственный чиновник: история коррупции в России. М., 2018.
- Поляков Д. Екатерина Великая: взяточничество и казнокрадство без возмездия // «Московская правда». 28.10.2019
- Коррупция при Николае I как национальная идея // «Росбалт» 17.03.2017 [Электронный ресурс]: https://www.rosbalt.ru/blogs/2016/03/17/1498897.html
- Официальный сайт банка «Открытие» [Электронный ресурс]: https://journal.open-broker.ru/
[1] Приватизация – это передача (продажа) принадлежащих государству предприятий, средств транспорта, жилых зданий и т. П. в частную собственность (Большой экономический словарь. Под. ред. А. Н. Азрилияна. М., 1997).
[2] Кооператив – это объединение граждан или организаций на основе членства с целью достигнуть общих социальных, экономических и других целей (Большой толковый словарь русского языка. Под. ред. С. А. Кузнецова. СПб., 1998).