История в загадках. Петр I. Царь-реформатор | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Самые юные ученые

Рубрика: Великие имена

Опубликовано в Юный учёный №3 (55) март 2022 г.

Дата публикации: 11.02.2022

Статья просмотрена: 3134 раза

Библиографическое описание:

Романов, П. С. История в загадках. Петр I. Царь-реформатор / П. С. Романов, В. Н. Лылова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 3 (55). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/young/archive/55/2801/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор показывает на конкретном примере загадок собственного сочинения, что сложный исторический материал можно творчески переработать и представить в доступном формате для успешного восприятия информации детьми младшего школьного возраста .

Ключевые слова: Петр I, реформы, авторские загадки, дети.

В 2022 году в России отмечается 350 лет со дня рождения Петра I. По итогам правления его принято называть Великим, а сам он себя провозгласил первым Императором Всероссийским. Именно его деяния послужили основой моего творческо-исследовательского проекта «История в загадках: Царь — реформатор». Острые дискуссии о роли этой личности не утихают как в российской, так и в зарубежной исторической науке по сей день, что подтверждает актуальность выбранной мной темы. Поэтому я с интересом работал над материалом о традициях России, вдохновленных образом и стилем правления Петра I. И выбрал предметом исследования реформы, касающиеся жизни горожан.

Реформы Петра — это очень большой труд, который коснулся всех сфер государства. Некоторые изменения были настолько важны, что Россия могла реализовывать новые возможности и принимать вызовы соответствия европейским странам. Этот исторический факт должны знать даже дети, но в облегченной и игровой форме. Поэтому я поставил себе цель донести суть указов Петра I до детей младшего школьного возраста в привычном для них формате загадок. Но я непросто взял готовый материал из интернета и вставил его в свою работу, а приложил собственные творческие усилия. Ознакомившись с историческим материалом, я переработал его и сочинил уникальные авторские загадки.

Для реализации творческо-исследовательского проекта мне необходимо было решить следующие задачи :

  1. Ознакомиться с материалами, посвященными Петру I и его реформам;
  2. Составить перечень указов, с которыми стоит познакомить современных младших школьников;
  3. Переработать историко-литературный материал;
  4. Сочинить авторские загадки;
  5. Проанализировать проделанную работу и сделать выводы.

Опираясь на литературные источники, я понял, что конец XVII и начало XVIII века считают началом новой вехи в русской истории — «Петровской эпохой». Все сферы русской жизни затронула деятельность Петра — реформатора. И направление тем изменениям задавал сам, опираясь на собственные увлечения и жизненные установки.

Петр шагал в ногу со временем и пытался реализовать в России идеи просвещения, которыми проникся во время путешествия по странам Европы. Главенствующая роль в этой эпохе принадлежала силе человеческого разума. Считалось, что неординарные умы, в совокупности с сильными личностными качествами способны не только на познание мира, но и на его изменение. Именно на такой силе человеческого разума и воли основаны все реформы Петра I. А споры о том, готово ли было общество к культурным преобразованиям, мне кажутся незначительными, ведь все продуманные нововведения остались частью нашей жизни. Именно с его подачи коньки стали прикручивать к обуви, к напиткам добавился кофе, садоводы получили радость разводить тюльпаны, а в отпуск мы можем отправиться в культурную столицу России — Санкт-Петербург.

К темам, с которыми следует познакомить младших школьников в рамках преобразований Петровской эпохи относятся следующие:

  1. Личность Петра I;
  2. Великое посольство;
  3. Социальная реформа;
  4. Культурная реформа;
  5. Военная реформа;
  6. Образовательная реформа.

Именно данные темы легли в основу сочиненных мной загадок. А доступный язык авторской загадки, составленной в соответствии с возрастом отгадывающего, способен оставить положительный след для предстоящих открытий в среднем звене.

Петр I : Личность реформатора

Он царь-плотник, царь-кузнец,

Царь-солдат полка венец.

В 10 лет взошел на трон

И зовут его… (Петром)

Петром за свою жизнь было освоено 14 ремесел: изготовление бумаги, кораблестроение, навигация, изготовление часов; брал уроки рисования и граверного дела; осваивал ремесло плотника, каменщика, садовника, кузнеца; практиковался в хирургии и даже увлекался стоматологией и др. Он с энтузиазмом стремился к знаниям в разных областях и вникал во все детали совершаемого им дела.

Великое посольство: Реформы

Из Великого Посольства

Для России вышла польза.

Насмотревшись на Европу

Начал царь в стране … (Реформу)

Реформу практически всех сферобщественной жизни начал Петр I, как закончилось Великое посольство. Внимательно изучив европейский опыт, он старался учитывать все детали предстоящих перемен: от устройства кораблей и государственной власти до смены календаря и одежды. А благодаря указу, о введении светского алфавита, упростившего написание букв, русское общество перешло от старославянского к современному русскому языку.

Культурная реформа: Указ о бороде

Вот указ, а в нем вся сила

Слово царское обрило.

С граждан русских навсегда

Была сбрита … (Борода)

Борода с указом Петра I была запрещена вместе с усами у людей боярского и дворянского сословия. Чтобы продолжать её носить, необходимо было заплатить налог. После уплаты денег выдавался специальный «бородовой» знак — ДЕНЬГИ ВЗЯТЫ.

Культурная реформа: Указ о праздновании Нового года

Не славянский — Юлианский

Календарь заокеанский.

Новый год не в сентябре,

Как в Европе, в … (Январе)

В январе 1700 года по указу Петра I в России началось новое летоисчисление — от Рождества Христова. Начало Нового года со всеми праздничными мероприятиями было перенесено с сентября на 1 января. По велению царя появилась традиция украшать дом ёлкой, веселиться с 1 по 7 января и поздравлять друг друга с Новым годом!

Культурная реформа: Указ о ношении немецкого платья

Петр I — костюмер,

Моду ввел без полумер.

Отменил одежду «в пол»

И велел носить … (Камзол)

Камзол , веденный указом Петра I, был сначала на венгерский, а позднее немецкий манер и носили его с укороченным кафтаном и штанами. Костюм дополнялся кружевным жабо, манжетами и чулками. Завершали образ кожаные башмаки с тупым носком, на каблуке и квадратной пряжкой.

Культурная реформа: Указ о выпуске первой газеты

Просвещенный весь народ

В свой добавил обиход

Узнавать — сколь чуда в свете

Прочитав это в … (Газете)

В Газете «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах» жители России впервые могли прочитать новости. Первый номер Первой Российской газеты был напечатан в январе 1703 г. согласно указу Петра I о печатании газет.

Культурная реформа: Указ о сборе диковинных вещей

Все диковинки, да диво

Собраны царем в едино.

Нет коллекции странней,

Чем Кунсткамера — … (Музей)

Музей «редкостей» образовался на основе личной коллекции Петра I. Согласно его указу, жители всей России должны были собирать раритеты, созданные природой и руками человека. В 1714 году коллекция переехала в Петербург, в Кунсткамеру — старейший естественно-научный музей России.

Культурная реформа: Указ о разработке правил этикета

Младым отрокам доколе

Разрешается все вволю?

Светским людям наконец

Был прописан … (Этикет)

Этикет был прописан в книге «Юности честное зерцало», составить которую велел сам Пётр I. Пособие состояло из двух частей для обучения и воспитания детей дворянского сословия. В первой части были изложены основы грамотности, а во второй — правила поведения юных особ в обществе. Эта книга сегодня считается первым пособием в обучении письму светским шрифтом и арабскими цифрами, которые ввел указ Петра I в 1708 г.

Военная реформа: Указ об основании Морского флота

Он лично строил корабли,

Пути с Азова проложил.

Горда Петровская эпоха

Созданием Морского … (Флота)

Флота до Петра I не было в России. Он был основан 20 октября 1696 года благодаря указу «Морским судам быть». Именовался он в то время Российским Императорским флотом. Началось всё с Азовского флота, который насчитывал 50 кораблей. Затем был Черноморский, но самым крупным являлся Балтийский флот, укомплектованный 150 кораблями.

Социальная реформа: Указ об открытии первых аптек

Быть аптекарем доходно,

За лекарством шли охотно.

Чтоб здоров был человек

Восемь создали … (Аптек)

Аптек вРоссии для людей всех сословий в допетровскую эпоху не было. На Руси государственная аптека обслуживала только царя. С указом Петра I появилось сразу восемь аптек, которые стали обеспечивать лекарствами всех горожан. Владельцы обязательно должны были иметь фармацевтическое образование и обычно жили тут же, при аптеке, чтобы даже среди ночи обслужить посетителей.

Образовательная реформа: Указ о всеобщем начальном образовании

Русь не грамотной была.

Изменилось все с Петра.

Он детей хоть против воли

Отправлял учиться в … (Школу)

В школу до Петра I на Руси никто не ходил. В то время ученические классы были организованы при монастырях и храмах. А благодаря реформам петровской эпохи в России появилась целая сеть школ. Сначала возникли гарнизонные школы — для детей военных, потом школы духовные — для детей священников. А позднее появились циферные школы для детей всех сословий.

Промышленная реформа: Указ о строительстве заводов и городов

И еще Петра заслуга –

Построенье Петербурга.

Вслед за ним град-металлург

Славный … (Екатеринбург)

Екатеринбург Был заложен Василием Татищевым и Вильямом де Гениным в 1723 году для обслуживания нового железоделательного завода на Урале. Название Катеринбурхъ городу дал де Генин, а позднее Петр I официально разрешил именовать его в честь своей жены — императрицы Екатерины I. Получилось, что Санкт-Петербург — город императора Петра Первого и Святого Апостола Петра, а Екатеринбург — город императрицы Екатерины Первой и Святой Екатерины, покровительницы горного дела.

Выводы.

В 1725 году завершилось правление первого русского императора. Петр I навсегда останется в истории как царь — реформатор. Целью всей его деятельности было создание Российского государства в качестве великой Империи. Реформаторские изменения Петровской эпохи укрепили государство, расширили его границы, способствовали развитию торговли и науки, а самое главное, подняли авторитет России среди Европейских государств. Конечно, некоторые реформы в последствии имели много негативных моментов, но благодаря высшей цели создания наилучшего блага для государства личность Петра I до сих пор остается самой значимой в истории России.

Работа над проектом позволила мне лучше познакомиться с Российской историей, углубиться в исторические события современных явлений и даже переработать факты в творческом аспекте, отформатировав материал под особенности восприятия детей младшего школьного возраста, заключив их в форму авторской загадки.

Подводя итог вышеописанного вида работы, можно сделать вывод, что он сочетает в себе исследовательскую деятельность с творческим подходом в подаче материала для определенной возрастной категории слушателей, что определяет высокую степень его уникальности среди обычных ретрансляторов историко-литературных источников.

Если рассматривать выполненную работу с точки зрения практической значимости , то в рамках учебной деятельности она успешно может быть использована на уроках Окружающего мира в младших классах. В качестве внеклассной работы данный материал был представлен тематической беседой в 4б классе БМАОУ СОШ № 32 (г. Березовский), в соответствии с указом президента РФ, Путина В. В., «О праздновании 350-летия со дня рождения Петра I».

Про Романова загадки,

Про Петра, что I был.

Я писал, а вас отгадки

Хором отвечать просил.

Он мой тезка, Я — Романов,

Павел I, но не царь.

И без боя барабанов

Огласил проект школяр.

Литература:

  1. Веллер М. Петр I и его реформы. Как Россия стала великой державой. [Электронный ресурс] // Еженедельник «Аргументы и факты» № 5. 2010. Интернет-сайт: aif.ru. URL: https://aif.ru/society/history/16080
  2. Каменский А. Все, что нужно знать о Петре I, в 8 пунктах. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: arzamas.academy. URL: https://arzamas.academy/materials/1154
  3. Каминская Н. М. История костюма. Вышел указ Петра I «О ношении платья на манер венгерского» [Электронный ресурс] // Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина. 2022. Интернет-сайт: prlib.ru. URL: https://www.prlib.ru/history/618943
  4. Мельников Э. А. Реформа Петра I — полностью определялись менталитетом их вершителя. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: swsu.ru. URL: https://swsu.ru/sbornik-statey/reformy-petra-polnostyu-opredelyalis-mentalitetom-ikh-vershitelya.php
  5. Соловьев К. Петр Великий: история, традиция, миф. Петровское наследие. Империя и реформы. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: historyrussia.org. 2020. URL: https://historyrussia.org/sobytiya/petrovskoe-nasledie-imperiya-i-reformy.html
  6. Бородатый указ Петра I. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: tunnel.ru. 2013. URL: https://tunnel.ru/post-borodatyjj-ukaz-petra-i
  7. Все, что нужно знать о Петре I. 15 фактов. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: unium.ru. 2018. URL: https://unium.ru/blog/everything-you-need-to-know-about-1-peter/
  8. Реформы Петра I. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: ru.wikipedia.org. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Реформы_Петра_I
  9. Указы Петра I (Великого). [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: cgon.rospotrebnadzor.ru. URL: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/33/2902
  10. 347 лет со дня рождения Петра Великого — первого Российского императора. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: historyrussia.org. 2019. URL: https://historyrussia.org/sobytiya/347-let-so-dnya-rozhdeniya-petra-velikogo.html


Ключевые слова

дети, реформы, Петр I, авторские загадки

Похожие статьи

Детская книга в жизни современных детей

В статье автор подчёркивает важность проблемы детского чтения и даёт характеристику технологии Storysack как средства приобщения детей к художественной литературе.

Уроки истории в 6-м классе с использованием деятельностно-ценностных задач

В статье автор описывает уроки истории в 6 классе с использованием деятельностно-ценностных задач.

Авторский лэпбук «Галина Цыпленкова — сызранская писательница». Методические рекомендации по созданию и применению лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В статье авторы дают методические рекомендации по созданию и применению авторского лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Наполеон II: детство и политическая пропаганда

В статье рассматриваются идеологические и политические аспекты детства Наполеона II, а также на базе иллюстративных источников рассмотрен вопрос использования образа ребёнка в наполеоновской пропаганде.

Изучение личности нации — Александра Невского на уроках русского языка в 6-м классе

В статье автор подобрал тексты для обучающихся 6 класса, которые можно использовать на уроках русского языка. Через них ученики знакомятся с личностью Александра Невского.

Образ Петра I по историческим и литературным источникам: сравнительный анализ

Данная работа посвящена исследованию образа Петра I по историческим и художественным источникам. В работе представлены взгляды известных историков и литераторов, их отношение к данной персоне, а также черты сходства и различия исторического и художес...

Семейные ценности взгляд поколений. Уроки семейного воспитания Л. Н. Толстого

В статье рассмотрены различные аспекты современной семьи, которые были исследованы анкетой «Наше поколение выбирает…» и дали возможность сравнить представления о семье современного молодого человека XXI века с тем, какой видел семью человек XIX века ...

Феномен детского правления: факторы возникновения и развития

В отличие от сложившейся традиции рассматривать детские годы правителя как часть его биографии в контексте эпохи, мы выделяем детское правление как особый исторический феномен, рассматриваем факторы его возникновения и развития, и определяем его знач...

Методические рекомендации по организации уроков истории в 8-м классе по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I» с помощью методики «Квадрат знаний»

В статье описывается методика «Квадрат знаний», предложены методические приемы организации уроков истории по теме «Россия в эпоху Петра I». Автор предлагает использовать квадрат знаний в комплексе с рабочим листом. В рабочем листе представлены пять р...

Роль загадок в формировании словаря детей дошкольного возраста

В статье автор исследует роль загадок в формировании словаря детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Детская книга в жизни современных детей

В статье автор подчёркивает важность проблемы детского чтения и даёт характеристику технологии Storysack как средства приобщения детей к художественной литературе.

Уроки истории в 6-м классе с использованием деятельностно-ценностных задач

В статье автор описывает уроки истории в 6 классе с использованием деятельностно-ценностных задач.

Авторский лэпбук «Галина Цыпленкова — сызранская писательница». Методические рекомендации по созданию и применению лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В статье авторы дают методические рекомендации по созданию и применению авторского лэпбука в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Наполеон II: детство и политическая пропаганда

В статье рассматриваются идеологические и политические аспекты детства Наполеона II, а также на базе иллюстративных источников рассмотрен вопрос использования образа ребёнка в наполеоновской пропаганде.

Изучение личности нации — Александра Невского на уроках русского языка в 6-м классе

В статье автор подобрал тексты для обучающихся 6 класса, которые можно использовать на уроках русского языка. Через них ученики знакомятся с личностью Александра Невского.

Образ Петра I по историческим и литературным источникам: сравнительный анализ

Данная работа посвящена исследованию образа Петра I по историческим и художественным источникам. В работе представлены взгляды известных историков и литераторов, их отношение к данной персоне, а также черты сходства и различия исторического и художес...

Семейные ценности взгляд поколений. Уроки семейного воспитания Л. Н. Толстого

В статье рассмотрены различные аспекты современной семьи, которые были исследованы анкетой «Наше поколение выбирает…» и дали возможность сравнить представления о семье современного молодого человека XXI века с тем, какой видел семью человек XIX века ...

Феномен детского правления: факторы возникновения и развития

В отличие от сложившейся традиции рассматривать детские годы правителя как часть его биографии в контексте эпохи, мы выделяем детское правление как особый исторический феномен, рассматриваем факторы его возникновения и развития, и определяем его знач...

Методические рекомендации по организации уроков истории в 8-м классе по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I» с помощью методики «Квадрат знаний»

В статье описывается методика «Квадрат знаний», предложены методические приемы организации уроков истории по теме «Россия в эпоху Петра I». Автор предлагает использовать квадрат знаний в комплексе с рабочим листом. В рабочем листе представлены пять р...

Роль загадок в формировании словаря детей дошкольного возраста

В статье автор исследует роль загадок в формировании словаря детей дошкольного возраста.

Задать вопрос