В статье автор показывает на конкретном примере загадок собственного сочинения, что сложный исторический материал можно творчески переработать и представить в доступном формате для успешного восприятия информации детьми младшего школьного возраста .
Ключевые слова: Петр I, реформы, авторские загадки, дети.
В 2022 году в России отмечается 350 лет со дня рождения Петра I. По итогам правления его принято называть Великим, а сам он себя провозгласил первым Императором Всероссийским. Именно его деяния послужили основой моего творческо-исследовательского проекта «История в загадках: Царь — реформатор». Острые дискуссии о роли этой личности не утихают как в российской, так и в зарубежной исторической науке по сей день, что подтверждает актуальность выбранной мной темы. Поэтому я с интересом работал над материалом о традициях России, вдохновленных образом и стилем правления Петра I. И выбрал предметом исследования реформы, касающиеся жизни горожан.
Реформы Петра — это очень большой труд, который коснулся всех сфер государства. Некоторые изменения были настолько важны, что Россия могла реализовывать новые возможности и принимать вызовы соответствия европейским странам. Этот исторический факт должны знать даже дети, но в облегченной и игровой форме. Поэтому я поставил себе цель донести суть указов Петра I до детей младшего школьного возраста в привычном для них формате загадок. Но я непросто взял готовый материал из интернета и вставил его в свою работу, а приложил собственные творческие усилия. Ознакомившись с историческим материалом, я переработал его и сочинил уникальные авторские загадки.
Для реализации творческо-исследовательского проекта мне необходимо было решить следующие задачи :
- Ознакомиться с материалами, посвященными Петру I и его реформам;
- Составить перечень указов, с которыми стоит познакомить современных младших школьников;
- Переработать историко-литературный материал;
- Сочинить авторские загадки;
- Проанализировать проделанную работу и сделать выводы.
Опираясь на литературные источники, я понял, что конец XVII и начало XVIII века считают началом новой вехи в русской истории — «Петровской эпохой». Все сферы русской жизни затронула деятельность Петра — реформатора. И направление тем изменениям задавал сам, опираясь на собственные увлечения и жизненные установки.
Петр шагал в ногу со временем и пытался реализовать в России идеи просвещения, которыми проникся во время путешествия по странам Европы. Главенствующая роль в этой эпохе принадлежала силе человеческого разума. Считалось, что неординарные умы, в совокупности с сильными личностными качествами способны не только на познание мира, но и на его изменение. Именно на такой силе человеческого разума и воли основаны все реформы Петра I. А споры о том, готово ли было общество к культурным преобразованиям, мне кажутся незначительными, ведь все продуманные нововведения остались частью нашей жизни. Именно с его подачи коньки стали прикручивать к обуви, к напиткам добавился кофе, садоводы получили радость разводить тюльпаны, а в отпуск мы можем отправиться в культурную столицу России — Санкт-Петербург.
К темам, с которыми следует познакомить младших школьников в рамках преобразований Петровской эпохи относятся следующие:
- Личность Петра I;
- Великое посольство;
- Социальная реформа;
- Культурная реформа;
- Военная реформа;
- Образовательная реформа.
Именно данные темы легли в основу сочиненных мной загадок. А доступный язык авторской загадки, составленной в соответствии с возрастом отгадывающего, способен оставить положительный след для предстоящих открытий в среднем звене.
Петр I : Личность реформатора
Он царь-плотник, царь-кузнец,
Царь-солдат полка венец.
В 10 лет взошел на трон
И зовут его… (Петром)
Петром за свою жизнь было освоено 14 ремесел: изготовление бумаги, кораблестроение, навигация, изготовление часов; брал уроки рисования и граверного дела; осваивал ремесло плотника, каменщика, садовника, кузнеца; практиковался в хирургии и даже увлекался стоматологией и др. Он с энтузиазмом стремился к знаниям в разных областях и вникал во все детали совершаемого им дела.
Великое посольство: Реформы
Из Великого Посольства
Для России вышла польза.
Насмотревшись на Европу
Начал царь в стране … (Реформу)
Реформу практически всех сферобщественной жизни начал Петр I, как закончилось Великое посольство. Внимательно изучив европейский опыт, он старался учитывать все детали предстоящих перемен: от устройства кораблей и государственной власти до смены календаря и одежды. А благодаря указу, о введении светского алфавита, упростившего написание букв, русское общество перешло от старославянского к современному русскому языку.
Культурная реформа: Указ о бороде
Вот указ, а в нем вся сила
Слово царское обрило.
С граждан русских навсегда
Была сбрита … (Борода)
Борода с указом Петра I была запрещена вместе с усами у людей боярского и дворянского сословия. Чтобы продолжать её носить, необходимо было заплатить налог. После уплаты денег выдавался специальный «бородовой» знак — ДЕНЬГИ ВЗЯТЫ.
Культурная реформа: Указ о праздновании Нового года
Не славянский — Юлианский
Календарь заокеанский.
Новый год не в сентябре,
Как в Европе, в … (Январе)
В январе 1700 года по указу Петра I в России началось новое летоисчисление — от Рождества Христова. Начало Нового года со всеми праздничными мероприятиями было перенесено с сентября на 1 января. По велению царя появилась традиция украшать дом ёлкой, веселиться с 1 по 7 января и поздравлять друг друга с Новым годом!
Культурная реформа: Указ о ношении немецкого платья
Петр I — костюмер,
Моду ввел без полумер.
Отменил одежду «в пол»
И велел носить … (Камзол)
Камзол , веденный указом Петра I, был сначала на венгерский, а позднее немецкий манер и носили его с укороченным кафтаном и штанами. Костюм дополнялся кружевным жабо, манжетами и чулками. Завершали образ кожаные башмаки с тупым носком, на каблуке и квадратной пряжкой.
Культурная реформа: Указ о выпуске первой газеты
Просвещенный весь народ
В свой добавил обиход
Узнавать — сколь чуда в свете
Прочитав это в … (Газете)
В Газете «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах» жители России впервые могли прочитать новости. Первый номер Первой Российской газеты был напечатан в январе 1703 г. согласно указу Петра I о печатании газет.
Культурная реформа: Указ о сборе диковинных вещей
Все диковинки, да диво
Собраны царем в едино.
Нет коллекции странней,
Чем Кунсткамера — … (Музей)
Музей «редкостей» образовался на основе личной коллекции Петра I. Согласно его указу, жители всей России должны были собирать раритеты, созданные природой и руками человека. В 1714 году коллекция переехала в Петербург, в Кунсткамеру — старейший естественно-научный музей России.
Культурная реформа: Указ о разработке правил этикета
Младым отрокам доколе
Разрешается все вволю?
Светским людям наконец
Был прописан … (Этикет)
Этикет был прописан в книге «Юности честное зерцало», составить которую велел сам Пётр I. Пособие состояло из двух частей для обучения и воспитания детей дворянского сословия. В первой части были изложены основы грамотности, а во второй — правила поведения юных особ в обществе. Эта книга сегодня считается первым пособием в обучении письму светским шрифтом и арабскими цифрами, которые ввел указ Петра I в 1708 г.
Военная реформа: Указ об основании Морского флота
Он лично строил корабли,
Пути с Азова проложил.
Горда Петровская эпоха
Созданием Морского … (Флота)
Флота до Петра I не было в России. Он был основан 20 октября 1696 года благодаря указу «Морским судам быть». Именовался он в то время Российским Императорским флотом. Началось всё с Азовского флота, который насчитывал 50 кораблей. Затем был Черноморский, но самым крупным являлся Балтийский флот, укомплектованный 150 кораблями.
Социальная реформа: Указ об открытии первых аптек
Быть аптекарем доходно,
За лекарством шли охотно.
Чтоб здоров был человек
Восемь создали … (Аптек)
Аптек вРоссии для людей всех сословий в допетровскую эпоху не было. На Руси государственная аптека обслуживала только царя. С указом Петра I появилось сразу восемь аптек, которые стали обеспечивать лекарствами всех горожан. Владельцы обязательно должны были иметь фармацевтическое образование и обычно жили тут же, при аптеке, чтобы даже среди ночи обслужить посетителей.
Образовательная реформа: Указ о всеобщем начальном образовании
Русь не грамотной была.
Изменилось все с Петра.
Он детей хоть против воли
Отправлял учиться в … (Школу)
В школу до Петра I на Руси никто не ходил. В то время ученические классы были организованы при монастырях и храмах. А благодаря реформам петровской эпохи в России появилась целая сеть школ. Сначала возникли гарнизонные школы — для детей военных, потом школы духовные — для детей священников. А позднее появились циферные школы для детей всех сословий.
Промышленная реформа: Указ о строительстве заводов и городов
И еще Петра заслуга –
Построенье Петербурга.
Вслед за ним град-металлург
Славный … (Екатеринбург)
Екатеринбург Был заложен Василием Татищевым и Вильямом де Гениным в 1723 году для обслуживания нового железоделательного завода на Урале. Название Катеринбурхъ городу дал де Генин, а позднее Петр I официально разрешил именовать его в честь своей жены — императрицы Екатерины I. Получилось, что Санкт-Петербург — город императора Петра Первого и Святого Апостола Петра, а Екатеринбург — город императрицы Екатерины Первой и Святой Екатерины, покровительницы горного дела.
Выводы.
В 1725 году завершилось правление первого русского императора. Петр I навсегда останется в истории как царь — реформатор. Целью всей его деятельности было создание Российского государства в качестве великой Империи. Реформаторские изменения Петровской эпохи укрепили государство, расширили его границы, способствовали развитию торговли и науки, а самое главное, подняли авторитет России среди Европейских государств. Конечно, некоторые реформы в последствии имели много негативных моментов, но благодаря высшей цели создания наилучшего блага для государства личность Петра I до сих пор остается самой значимой в истории России.
Работа над проектом позволила мне лучше познакомиться с Российской историей, углубиться в исторические события современных явлений и даже переработать факты в творческом аспекте, отформатировав материал под особенности восприятия детей младшего школьного возраста, заключив их в форму авторской загадки.
Подводя итог вышеописанного вида работы, можно сделать вывод, что он сочетает в себе исследовательскую деятельность с творческим подходом в подаче материала для определенной возрастной категории слушателей, что определяет высокую степень его уникальности среди обычных ретрансляторов историко-литературных источников.
Если рассматривать выполненную работу с точки зрения практической значимости , то в рамках учебной деятельности она успешно может быть использована на уроках Окружающего мира в младших классах. В качестве внеклассной работы данный материал был представлен тематической беседой в 4б классе БМАОУ СОШ № 32 (г. Березовский), в соответствии с указом президента РФ, Путина В. В., «О праздновании 350-летия со дня рождения Петра I».
Про Романова загадки,
Про Петра, что I был.
Я писал, а вас отгадки
Хором отвечать просил.
Он мой тезка, Я — Романов,
Павел I, но не царь.
И без боя барабанов
Огласил проект школяр.
Литература:
- Веллер М. Петр I и его реформы. Как Россия стала великой державой. [Электронный ресурс] // Еженедельник «Аргументы и факты» № 5. 2010. Интернет-сайт: aif.ru. URL: https://aif.ru/society/history/16080
- Каменский А. Все, что нужно знать о Петре I, в 8 пунктах. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: arzamas.academy. URL: https://arzamas.academy/materials/1154
- Каминская Н. М. История костюма. Вышел указ Петра I «О ношении платья на манер венгерского» [Электронный ресурс] // Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина. 2022. Интернет-сайт: prlib.ru. URL: https://www.prlib.ru/history/618943
- Мельников Э. А. Реформа Петра I — полностью определялись менталитетом их вершителя. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: swsu.ru. URL: https://swsu.ru/sbornik-statey/reformy-petra-polnostyu-opredelyalis-mentalitetom-ikh-vershitelya.php
- Соловьев К. Петр Великий: история, традиция, миф. Петровское наследие. Империя и реформы. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: historyrussia.org. 2020. URL: https://historyrussia.org/sobytiya/petrovskoe-nasledie-imperiya-i-reformy.html
- Бородатый указ Петра I. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: tunnel.ru. 2013. URL: https://tunnel.ru/post-borodatyjj-ukaz-petra-i
- Все, что нужно знать о Петре I. 15 фактов. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: unium.ru. 2018. URL: https://unium.ru/blog/everything-you-need-to-know-about-1-peter/
- Реформы Петра I. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: ru.wikipedia.org. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Реформы_Петра_I
- Указы Петра I (Великого). [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: cgon.rospotrebnadzor.ru. URL: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/33/2902
- 347 лет со дня рождения Петра Великого — первого Российского императора. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт: historyrussia.org. 2019. URL: https://historyrussia.org/sobytiya/347-let-so-dnya-rozhdeniya-petra-velikogo.html