В настоящее время предпринимательская деятельность становится всё более популярной среди молодёжи. Уже не первый раз мы слышим новости о том, что вести своё дело начинают школьники 15–16 лет. У них «предпринимательская жилка» появляется ещё в детстве. Уже в юношестве дети играют в «магазин», продают свои вещи другим людям и т. д. Подобными поступками дети сеют семена, выращивают зачатки своей будущей профессии. В более взрослой жизни уже выросшие люди используют навыки, приобретённые в детстве, для ведения собственной предпринимательской деятельности.
В связи с увеличивающимся числом частных предприятий по всей стране, в одной отрасли может быть так много рабочих компаний, что нередко возникает нешуточная конкуренция за более выгодное привлечение клиентов и получение прибыли. Возникает вопрос — какими качествами лучше всего воспользоваться, чтобы получить максимальную выгоду от своего бизнеса? На этот вопрос я постараюсь ответить в этой статье.
Прежде всего, следует изучить деятельность уже активно работающих на данный момент бизнесменов. Их биография, поступки, мышление — всё это может дать нам идеи, как начать или продолжить собственный бизнес.
Рассмотрим некоторые качества на примере Павла Дурова — основателя социальной сети ВКонтакте и мессенджера Telegram. Способности к программированию у него появились уже в детстве: известна его выходка, когда он сменил заставку всех школьных компьютеров на фотографию учителя информатики с подписью «Must die» (с англ. — «Должен умереть»). Дурова лишали доступа к компьютерам, но он взламывал пароли к ним. Поступив после окончания школы в СПбГУ, Павел создал электронную библиотеку файлов вуза и форум для общения. Идея создания ВКонтакте к нему пришла после того, как друг Дурова, вернувшийся из США после учёбы, рассказал ему о платформе Facebook, на котором люди общались, используя реальные имена и фотографии. В 2006 году Павел создал похожую на американскую площадку для общения, первоначально называвшуюся как Студент.ру, однако позже название было изменено на ВКонтакте. Уже в 2007 году эта социальная сеть стала третьим по популярности сайтом в русскоязычном сегменте интернета [1]. На данный момент Павел разрабатывает собственный мессенджер Telegram. В качестве цитаты, характеризующей весь процесс деятельности Павла, приведу эти строки:
Страх не имеет смысла. За время управления «ВКонтакте» было многое — DDoS-атаки, уголовные дела, акционерные войны, плавящиеся сервера, медийные войны, иски, интриги. Эмоции не продуктивны — делайте то, что нужно сделать.
Таким образом, Дурова отличают два основных качества: природные задатки к определённому виду деятельности, которые в будущем он воплотил в предпринимательскую деятельность, приносящую людям пользу, а также умение быть стрессоустойчивым и сохранять самообладание в любых ситуациях.
Но не только талант, данный с рождения, способен привнести успех в жизнь человека. Фёдор Овчинников, основатель сети пиццерий «Додо Пицца», сначала занимался книжным бизнесом. Затем он прогорел, и решил попробовать себя в доселе неизвестной ему отрасли — он создал свою компанию, специализирующуюся на пицце. Даже спустя несколько неудачных происшествий, таких как закрытие пиццерии в городе Алматы или нахождение в одном из филиалов закладок наркотиков, компания «Додо Пицца» растёт и развивается, становясь интернациональной компанией, открыв пиццерии даже в США. Об оглушительном успехе компании говорит тот факт, что совсем недавно о ней никто ничего не слышал, а сейчас пиццерия «Додо Пицца» известна на всю Россию.
Таким образом, Фёдор Овчинников, как предприниматель, обладает умением организовывать командную деятельность, а также смелостью и решительностью, что подтверждается фактом открытия собственных пиццерий, потому что ничем подобным ранее он не занимался.
Мы рассмотрели два наиболее интересных на мой взгляд случаев, раскрывающих предпринимателей с точки зрения их профессиональных качеств. Теперь я хочу рассказать о том, как эти качества можно развить.
Для начала следует систематизировать полученные знания и выписать те навыки, которыми обладают вышеописанные бизнесмены, и те, которые лично я отметила как важные.
К ним относятся:
— Смелость и решительность;
— Аналитические способности;
— Стрессоустойчивость;
— Способность предвидеть ситуацию и мыслить широко;
— Управление командой и мотивирование других людей;
— Предпринимательское мышление (отношение к любой задаче как к собственному бизнесу);
— Ориентация на результат, а не на процесс.
Невозможно описать все качества, поскольку их очень много. Давайте остановимся лишь на нескольких.
Что такое стрессоустойчивость? Это способность человека переносить тяжёлые испытания без проблем. Некоторые люди обладают таким качеством с детства, а некоторым нужно постараться, чтобы его развить. В предпринимательской деятельности данное качество необходимо, поскольку деятельность бизнесмена всегда полна неожиданных ситуаций, и нужно научиться справляться с ними.
Следует сказать, что полностью оградиться от негативно влияющих факторов невозможно, так как мы все живём в мире, в котором всегда может произойти непредвиденная ситуация. Однако возможно относиться более спокойно ко всем другим известным случаям, будь то плохая оценка в школе, выговор от начальства или же отказ любимого человека.
Развить стрессоустойчивость можно двумя путями:
— Осознать неизбежность происходящего;
— Относиться ко всему оптимистично
В совокупности эти два фактора дадут более сильный эффект.
Поймите, что некоторые моменты избежать не удастся. Например, доподлинно известно, что человек, болеющий тяжёлой неизлечимой болезнью, может умереть. Чем раньше вы поймёте невозможность наступления иного исхода, тем лучше будет для вас. Да, поначалу будет больно, но неприятные ощущения со временем начнут стихать, и ко времени наступления негативного события вы уже будете к этому готовы, так как весь спектр эмоций уже был испытан.
Не стоит забывать и о выражении своих чувств, что так же важно при развитии стрессоустойчивости. Чувства помогать оценить происходящее; конкретно негативные доносят до нас, что что-то не так, и на основании пережитых ощущений вы сможете понять, что делать дальше. Если вы знаете, какие эмоции вы испытываете при тех или иных обстоятельствах, вы сможете заранее узнать, как отреагируете, и успеете к этому подготовиться. Также немаловажно делиться чувствами с близкими людьми. Сопереживание не только укрепляет организм и повышает устойчивость к стрессу, но и способствует развитию хороших отношений между людьми.
Сделаем вывод: нельзя скрывать свои чувства. При развитии навыков стрессоустойчивости они дают указания к дальнейшим действиям. В предпринимательстве эмоции, пережитые при разных обстоятельствах, скажем, при увольнении недавно пришедшего сотрудника, позволят понять, принесло данное событие больше пользы или вреда для компании.
Теперь поговорим про оптимистичное отношение к происходящему. Обычно к хорошим событиям большинство людей относятся так же хорошо, а к плохим, разумеется, плохо. При развитии стрессоустойчивости к событиям важно относиться максимально положительно, воспринимая их как жизненный урок и опыт. Конечно, не стоит радоваться, если вас уволили с работы. Но также не стоит и впадать в уныние, забывая обо всех остальных делах. Здесь важно найти золотую середину: этой серединой и служит оптимистичный настрой. Следует воспринимать данное событие как факт того, что что-то ранее было сделано неверно, и в следующий раз оно будет обыграно по-другому. Это позволит вам проанализировать полученный опыт и понять, как поступить в другой раз, что немаловажно при развитии навыка стрессоустойчивости.
Итак, весь секрет умения сохранять самообладание при стрессе состоит в том, как вы относитесь к событию: отрицательно или положительно, воспринимая каждый случай как возможность набраться опыта.
Затронем другую тему: ориентацию на результат, а не на процесс. Большинство работников трудятся ради процесса, «работая ради работы», потому что в обществе так принято, либо же подвергаясь иллюзии «чем больше я работаю, тем будет лучше». Но наиболее успешные люди ориентируются на результат. С другой стороны, человек подвержен влиянию стрессов, возникающих в процессе деятельности, а как справляться со стрессом, сказано выше.
Так как же заставить себя работать на результат? Стоит понять, для чего вы работаете. Может, вы хотите купить себе дом, самореализоваться в карьере, или вам нужно обеспечить себе безбедное проживание в старости. От осознания смысла работы будут зависеть дальнейшие действия.
Есть три основных мотива работы:
— Заработок средств к существованию;
— Самореализация;
— Глобальный, направленный на будущее: например, обеспечение себе богатой жизни на пенсии.
Если вашим результатом работы будет заработок денег, вам нужно развивать в себе такие качества как стрессоустойчивость и тайм-менеджмент. Стрессоустойчивость необходима для того, чтобы при непредвиденных обстоятельствах сохранять самообладание и работать дальше. Также, возможно, может потребоваться работа в сверхурочные часы. Тайм-менеджмент же нужен, чтобы правильно организовать свой день и распланировать все действия. Ещё он будет полезен, когда опять-таки придётся работать сверхурочно, чтобы понять, как восполнить часы после трудового дня.
Если результатом вашей работы является самореализация, нужно развивать в себе умение управлять своей командой и предпринимательское мышление. К любой возникшей во время работы задаче вы должны относиться как к собственному бизнесу: вам нужно время обдумать произошедшее и составить план действий.
Если вы смотрите в будущее, вам поможет навык предвидения ситуации. Чтобы не возникало неприятностей, из-за которых можно потерять всё и прогореть, нужно выработать стратегию для каждых из возможных случаев. Чем более умело вы будете реагировать, тем более чётко поступите и тем более вероятно сохраните то, что у вас было для дальнейшего использования.
Подведём итоги: развитие предпринимательских качеств — дело долгое и сложное, однако, оно необходимо для того, чтобы достичь успеха.
Литература:
- Дуров, Павел Валерьевич. — Текст: электронный // Wikipedia: [сайт]. —URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %94 %D1 %83 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B2,_ %D0 %9F %D0 %B0 %D0 %B2 %D0 %B5 %D0 %BB_ %D0 %92 %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %B5 %D1 %80 %D1 %8C %D0 %B5 %D0 %B2 %D0 %B8 %D1 %87 (дата обращения: 02.04.2021).
- «Мы такие же наивные, как птица додо». — Текст: электронный // Ведомости: [сайт]. — URL: https://www.vedomosti.ru/business/characters/2018/03/26/754846-ovchinnikov-dodo (дата обращения: 02.04.2021).