Способы определения понятий в учебниках 6 класса | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №1 (4) январь 2016 г.

Дата публикации: 25.04.2016

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Прямостанов С. М., Стекольникова О. А. Способы определения понятий в учебниках 6 класса // Юный ученый. — 2016. — №1.1. — С. 45-47. — URL https://moluch.ru/young/archive/4/394/ (дата обращения: 23.01.2020).



В статье описываются способы определения понятий, и приведены примеры определения понятий в школьных учебниках.

Ключевые слова: логика, понятия, определение понятий.

В учебнике русского языка есть параграф «Определение научного понятия», в котором говориться о понятиях, терминах и способе определения понятия и представлена схема построения логического понятия:

Рассмотрим, как строится логическое определение понятия «стилистика»:

- Называется термин — стилистика;

- Указывается широкое (родовое) понятие — наука;

- Сообщается отличительный (видовой) признак — которая изучает стили речи.

Далее в учебнике написано, что «Если вы научитесь правильно строить определения научных понятий, то вам не нужно будет заучивать формулировки различных понятий по всем школьным предметам-вы сможете самостоятельно сформулировать любое определение». Мне захотелось научиться определять понятия и стало интересно, какие еще способы определения понятий существуют.

Содержание понятия фиксируется в его определении; определить понятие — это значит, так или иначе, раскрыть его содержание.

Существуют различные виды определения понятий.

Математика

Русский язык

Естествознание

Остенсивные

11

1

2

Контекстуальные

6

9

44

Род и видовое отличие

9

17

3

Генетические

(конструктивные)

7

1

2

В учебнике «Математика» больше всего остенсивных определений, так как большинство понятий из геометрии. В «Русском языке» через род и видовое отличие, и в «Естествознании» большинство контекстуальных определений

Примеры разных способов определения понятий:

Остенсивные определения понятий:

Род и видовое отличие

Генетические (конструктивные) определения понятий:

В моих учебниках предложены различные способы определения понятий: в учебниках «Математика» и «Русский язык» больше определений через род и видовое отличие, в учебнике «Естествознание» больше контекстуальных определений понятий.

Литература:

  1. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002. — 1455 с.
  2. Гетманова А. Д. Учебник по логике, Москва: «ВЛАДОС», 1995. — 303 с.
  3. Математика. Арифметика. Геометрия. 6класс: учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. На электрон. носителе Е. А. Бунимович Л. В. Кузнецова С. С. Минаева и др.;Рос. Акад. Наук.,Рос. Акад.образования, изд-во «просвещение».- 2-ое изд. — М.:Просвещение 2013
Основные термины (генерируются автоматически): видовое отличие, учебник, русский язык.


Похожие статьи

учебник, Разумовская, русский язык, слово, класс, раздел...

Затем рассмотрим некоторые учебники по русскому языку для средней школы с целью выяснения того, какой материал по лексике предлагается учащимся в

В 5-ом классе учащимся по учебнику «Русский язык» Т. А. Ладыженской предлагается изучить в разделе «Лексика.

Грамматические категории русского языка в обучении нерусских

Основная мотивация изучения русского языка иностранными учащимися — получение

Разнооформленные видовые пары глаголов, например, достигать — достичь, нарезать

Так, во многих языках, в отличие от русского, отсутствуют категории прилагательного, равно как и...

Принципы построения учебника по русскому языку для...

Принципы построения учебника по русскому языку для овладения базовым уровнем языка. Тер-Саркисян Луиза Александровна, кандидат филологических наук, доцент. Ереванский государственный университет (Армения).

Анализ содержания учебников по обучению русскому языку...

Большинство лингвистов и методистов, одними из самых важных и доступных обучающих средств считают учебники. Отметим, что средства обучения иностранному языку разнообразные.

Сравнительный анализ толкований слова «чай», представленных...

Анализируя концепт «чай» в языковых картинах мира китайского и русского языков, мы в первую очередь обращаемся к их словарному фонду, так как особый интерес для нас представляет рассмотрение именно вариантов языкового воплощения изучаемого концепта.

Применение «метода моделей» при обучении неродному языку...

Перед преподавателем русского языка в техническом вузе в Узбекистане встает двойная задача: обучение русскому языку как неродному и обучение русскому как одному из средств освоения будущей специальности студентом. Уровень владения тем или иным видом речевой...

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку...

На сегодняшний день учителю русского языка в общеобразовательной школе приходится невероятно трудно, т. к. в классе они имеют дело

Это связано с разными методиками обучения абсолютно несовместимыми с традиционной методикой преподавания русского языка.

Обучение русскому языку детей-мигрантов на ступени основного...

В настоящее время в связи с беспрерывными миграционными процессами в школах Санкт-Петербурга растёт число учащихся-инофонов. Низкий уровень владения русским языком не позволяет ученикам усваивать материал в нужном объеме.

Сопоставительная характеристика категории рода в русском...

В русском языке категория рода является одним из основных морфологических признаков имени существительного. Выделяют четыре вида грамматического рода: мужской, женский, средний и общий.

Похожие статьи

учебник, Разумовская, русский язык, слово, класс, раздел...

Затем рассмотрим некоторые учебники по русскому языку для средней школы с целью выяснения того, какой материал по лексике предлагается учащимся в

В 5-ом классе учащимся по учебнику «Русский язык» Т. А. Ладыженской предлагается изучить в разделе «Лексика.

Грамматические категории русского языка в обучении нерусских

Основная мотивация изучения русского языка иностранными учащимися — получение

Разнооформленные видовые пары глаголов, например, достигать — достичь, нарезать

Так, во многих языках, в отличие от русского, отсутствуют категории прилагательного, равно как и...

Принципы построения учебника по русскому языку для...

Принципы построения учебника по русскому языку для овладения базовым уровнем языка. Тер-Саркисян Луиза Александровна, кандидат филологических наук, доцент. Ереванский государственный университет (Армения).

Анализ содержания учебников по обучению русскому языку...

Большинство лингвистов и методистов, одними из самых важных и доступных обучающих средств считают учебники. Отметим, что средства обучения иностранному языку разнообразные.

Сравнительный анализ толкований слова «чай», представленных...

Анализируя концепт «чай» в языковых картинах мира китайского и русского языков, мы в первую очередь обращаемся к их словарному фонду, так как особый интерес для нас представляет рассмотрение именно вариантов языкового воплощения изучаемого концепта.

Применение «метода моделей» при обучении неродному языку...

Перед преподавателем русского языка в техническом вузе в Узбекистане встает двойная задача: обучение русскому языку как неродному и обучение русскому как одному из средств освоения будущей специальности студентом. Уровень владения тем или иным видом речевой...

Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку...

На сегодняшний день учителю русского языка в общеобразовательной школе приходится невероятно трудно, т. к. в классе они имеют дело

Это связано с разными методиками обучения абсолютно несовместимыми с традиционной методикой преподавания русского языка.

Обучение русскому языку детей-мигрантов на ступени основного...

В настоящее время в связи с беспрерывными миграционными процессами в школах Санкт-Петербурга растёт число учащихся-инофонов. Низкий уровень владения русским языком не позволяет ученикам усваивать материал в нужном объеме.

Сопоставительная характеристика категории рода в русском...

В русском языке категория рода является одним из основных морфологических признаков имени существительного. Выделяют четыре вида грамматического рода: мужской, женский, средний и общий.

Задать вопрос