Не только я, но и все окружающие, наверное, часто в речи других людей слышат разные пословицы и поговорки. Вот, например, моя бабушка и мама знают много разных пословиц, которые часто используют в общении со мной и моим братом. Однажды я задумался, откуда они их знают, и почему я не могу этим похвастаться. И решил узнать всё о пословицах: что такое пословица, кто и когда их придумал, почему их используют речи, используются ли они людьми моего поколения и можно ли пословицы придумывать самим.
Так же на этапе постановки проблемы я решил выяснить, что ребята моего класса знают о пословицах, применяют ли они их в речи и вообще знают ли, что такое пословица. Для того, чтобы это узнать, я решил провести в классе анкетирование, где попросил ребят ответить, как мне кажется, на самые значимые вопросы о пословицах. В анкетировании участвовали 86 учащихся 2–6 классов, результаты следующие.
1. Выбрать правильное определение термина пословицы смогли 96 %учащихся, 3 человека определили неправильно. Тем самым то, что пословица — это краткое народное изречение с поучительным содержанием знает большинство анкетированных учащихся.
2. Найти пословицу среди загадок и скороговорок смогли 80 учащихся, что составило 93%.
3. Выбрать правильное объяснение пословицы смогли лишь 47 человек, а 39 указали на неверное объяснение.
4. Применяют в своей речи пословицы 70 человек, в то время как16 учащихся не используют их в своей речи.
5. На самый интересный вопрос «сочиняешь ли ты сам пословицы?» только 2 ответили положительно и 84 — отрицательно.
Таким образом, мною было установлено, что большая часть респондентов знают пословицы, имеют представление о них, иногда используют их в речи, но не составляют их сами. Поэтому одной из задач моего исследования стало выделение основных приемов и создание алгоритма составления пословиц.
В толковом словаре Ожегова термин пословица означает — краткое народное изречение с назидательным содержанием. В других источниках пословица — жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме (БЭС). Народные пословицы имеют большое общественное значение. Велика их познавательная ценность. Пословицы дают весьма разносторонние знания о жизни, конденсируют в себе богатый трудовой опыт народа, обобщают его жизненные наблюдения. Велика воспитательная ценность пословиц. Она выражается в верных оценках поступков людей, в осмеянии отрицательных порядков, дурных сторон людских характеров, суеверий. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт и передают его последующим поколениям. «Что о том тужить, чего нельзя воротить», «Счастью не верь, а беды не пугайся», «Умом туп, да кошель туг», «Деньгами души не выкупишь». Эстетическую ценность пословиц не раз отмечали и такие видные художники слова, как Пушкин, Гоголь, Толстой. Эстетическая ценность заключает в себе четко и предельно кратко выраженную законченную мысль.
На этапе сбора копилки «Всё о пословицах», выяснилось, что пословиц много и соответственно сразу появилась цель: разделить их на группы по содержанию. Вот какая картотека у меня получилась:
- Пословицы о труде
- Пословицы о здоровье и гигиене
- Пословицы о временах года и природных явлениях
- Пословицы об учении
- Пословицы о войне и мире
- Пословицы, в содержании которых используются числа
- Пословицы о добре и зле
- Пословицы о любви и дружбе
После того, как картотека пословиц была создана, я решил разделить их на группы еще не только по содержанию и тематике, но и по форме их написания. Это сделано для того, чтобы понять, как они сочинялись и создавались. Так я разделил пословицы на три большие группы: рифмованные пословицы («Без труда не выловить и рыбку из пруда»); пословицы, в которых нет рифмы («У семи нянек дитя без глазу»); пословицы, в которых есть противопоставление («Одна голова хорошо — а две лучше»). Разделив пословицы по форме их написания, я попробовал составить алгоритм составления пословиц. За основу я решил взять пословицы, основанные на противопоставлениях.
Алгоритм составления пословиц
- Записать слово, обозначающее характер человека (признак объекта 1)
- Подобрать к этому слову антоним (признак объекта 2)
- К признаку объекта 1 подобрать действие, которым он обладает
- Для второго объекта подобрать действие так, чтобы оно подходило по смыслу и рифмовалось с действием для объекта 1
- Поставить в середину союз «а»
Например:
Признак объекта 1 |
Действие или свойство объекта 1 |
Признак объекта 2 (антоним) |
Действие или свойство объекта 2 |
добрый |
любит |
злой |
губит |
Вот такие пословицы у меня получились.
Голодный хочет есть, а сытый лечь.
Весёлый улыбается, а грустный мается.
Щедрый даёт, а жадный берет.
Красивый наряжается, а страшный обижается.
Умный обещает, а дурак выполняет.
Добрый любит, а злой губит.
Богатый спит, а бедный работает.
Друг помогает, а враг обижает.
Глупый только свистнет, а умный уже мыслит.
С помощью данного алгоритма и картотеки антонимов пословицы может придумать каждый, главное уметь фантазировать и рифмовать.
Работая над своим исследованием, я понял, что пословицы — это неотъемлемая часть нашего языка, в нашей речи их использовать можно и нужно, так как это украшает нашу речь, делает ее более выразительной.