Изучение особенностей образов насекомых в произведениях К. И. Чуковского «Муха — Цокотуха», «Тараканище», «Федорино горе» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №1 (4) январь 2016 г.

Дата публикации: 25.04.2016

Статья просмотрена: 2785 раз

Библиографическое описание:

Кожемякин, Л. А. Изучение особенностей образов насекомых в произведениях К. И. Чуковского «Муха — Цокотуха», «Тараканище», «Федорино горе» / Л. А. Кожемякин, Г. И. Талапчук. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 1.1 (4.1). — С. 28-29. — URL: https://moluch.ru/young/archive/4/379/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье сравнено характер и образ насекомых в реальной жизни и в художественной литературе.

Ключевые слова: характер и образ насекомых.

Тема насекомых мне очень близка. Я давно интересуюсь их жизнью, средой обитания, разновидностями. Мне очень нравится за ними наблюдать. В своем исследовании я решил сравнить характер и образ насекомых в реальной жизни и в художественной литературе. За основу я взял сказки русского писателя Корнея Ивановича Чуковского. В них довольно часто встречаются насекомые в роли героев сказок.

Корней Иванович Чуковский (1882–1969) — великий русский писатель, поэт, переводчик, литературовед. Настоящее имя и фамилия — Николай Васильевич Корнейчуков. Самые известные его произведения для детей: «Тараканище», «Приключения Бибигона», «Муха — Цокотуха», «Путаница», «Бармалей», «Телефон», «Федорино горе», «Айболит», «Краденное солнце» и другие сказки.

Наиболее ярко образ насекомых передаётся в сказках «Муха-Цокотуха» — муха и комар, «Тараканище» и «Федорино горе» — тараканы. Заметим, что эти насекомые в нашей обычной жизни являются вредителями.

В сказке «Муха — Цокотуха» главная героиня муха показана нам как гостеприимная хозяйка, которая всем нравится.


Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

(Описание внешнего вида мухи.)

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»


Если в сказке муха — это положительная героиня, то в реальной жизни мы относимся к ней как к назойливому разносчику заразы. Надоедливое жужжание и щекочущие прикосновения мух выведут из себя даже очень уравновешенных и спокойных людей. Отсюда и название мухи — «цокотуха», то есть тараторка, болтушка, говорунья, трещотка.

В сказке «Муха — Цокотуха» мы встречаемся ещё с одним героем — комаром. Комар предстаёт храбрым героем. А всё потому, что, несмотря на свой маленький размер, комар очень увёртлив, к тому же он снабжён опасным оружием — острым хоботком-жалом. Именно комар спасМуху-Цокотухуот злобного паука, не побоявшись отрубить ему голову своей сабелькой. Ведь надо заметить, что все остальные насекомые, гости мухи, побоялись сразиться с пауком. В этой сказке К. И. Чуковскогокомар становится положительным героем, справедливо наказывающим своего врага.


Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

«Где убийца, где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всём скаку

Голову срубает!


Мы довольно часто встречаемся с комарами в своей жизни. Их паразитический способ питания и назойливость делают их одними из самых раздражающих насекомых. Самая большая опасность комаров заключается не в укусе, а в паразитах, которые переносятся на комарином жале и могут попасть в кровь. Все — таки в реальной жизни комар очень отличается от своего сказочного героя.

В сказке «Тараканище» перед нами предстает образ таракана.


Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый

Та-ра-кан!


Автор назвал своего героя не просто тараканом, а тараканищем, тем самым предав ему образ наглого, кровожадного, ненасытного чудовища, издевающегося над другими насекомыми и животными. При этом автор изобразил таракана в натуральную величину, не сделал его гигантским монстром. Наоборот, таракан остался маленьким, но имел власть даже над большими животными, такими, как волки, носороги, слоны, быки. Эта власть держалась не на физической силе или габаритах, а на страхе и запугивании. В этом случае можно применить пословицу «У страха глаза велики».

В сказке «Федорино горе» тараканы так же являются отрицательными героями. Они живут в доме, где хозяйка очень нечистоплотна, а им как раз это и надо. Среди беспорядка и грязи тараканы чувствуют себя как дома.

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Люди с давних времен испытывают неприязнь к тараканам. Бороться с ними крайне тяжело. Война с тараканами ведётся не одна сотня лет, но пока без видимых результатов.

И в сказке, и в жизни роль и характер тараканов одинаковы. Только в сказке они всегда побежденные, а в реальной жизни пока остаются победителями.

Сказки К. И. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. В них возможно то, чего не бывает в жизни. Потому что герои там необыкновенные — сказочные! Муха и комар предстали перед нами в сказках добрыми, положительными героями. Хотя в реальной жизни они нам доставляют неудобства и являются паразитами. Таракан в сказках является наглым отрицательным героем, к которому все испытывают неприязнь, впрочем, как и в жизни. В сказках его всегда побеждают, в жизни с ним продолжают бороться. Замечательный сказочник Корней Иванович Чуковский сумел сделать так, что мы смогли полюбить то, что в жизни нам неприятно.

Литература:

  1. Захваткин Ю. А., Митюшев И. М., Третьяков И. Н. Биология насекомых. — М.: Либроком, 2013.
  2. Козлов М. А., Олигер И. М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. — М.: Просвещение, 1991г.
  3. Русские писатели. Библиографический словарь (в 2 ч.) Ч.II. — М.: Просвещение, 1990г.
  4. Чуковский К. Большая книга стихов и сказок, М.: 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): реальная жизнь, сказка, образ насекомых, муха, таракан, комар, художественная литература, герой, жизнь, насекомое.


Ключевые слова

характер и образ насекомых

Похожие статьи

Роль художественной детали в раскрытии образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

В статье рассматривается один из ключевых приёмов раскрытия образов в поэме — художественная деталь. Доказывается, что именно эта особенность играет главную роль в передаче характеров помещиков, а также изучаются быт и одеяние героев.

«Мойдодыр» К. И. Чуковского: выразительный профиль текста

В статье предпринимается опыт систематизации выразительных средств, использованных К. И. Чуковским в литературной сказке «Мойдодыр». Особое внимание уделяется тропам и моментам языковой игры, направленным на развитие творческих способностей читателя-...

Феномен «неквадратности» в повести Н. В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»

В статье обнаруживается и анализируется музыкальный феномен «неквадратность», в аллегорической форме присутствующий в повести Н. В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Делается вывод о том, что данный феномен непосредственно влияет на сюже...

Роль и функция пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

В статье, посвященной анализу повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», рассматриваются особенности изображения природы, а также их роль и функция.

Функции психологических прилагательных в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на материале повести «Княжна Мери»)

Статья посвящена характеристике психологических прилагательных лексико-семантической группы «Внутренние качества личности» в художественном тексте на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Объект рассмотрения — повесть «Княжна Мери...

Образ тургеневской девушки как прототип женского портрета героинь Э. М. Ремарка (на примере романов «Три товарища» и «Жизнь взаймы»)

В данной статье рассматривается образ «тургеневской девушки» и его анализ в контексте популярной молодежной литературы XX-XXI вв. на примере романов Э. М. Ремарка «Три товарища» и «Жизнь взаймы». Обосновывается идея того, что именно героини И. С. Тур...

Вымышленное и реальное в рассказе Н. С. Лескова «Человек на часах»

В статье анализируется образ часового как типичный в литературе, а также исследуется роль часового при изображении русской действительности в рассказе Н. С. Лескова «Человек на часах».

Проблема рассказа в трилогии Чехова

В данной статье описываются рассказы А. П. Чехова, которые вошли в его известную трилогию: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви». Выявляется общая проблематика этих произведений. Она в неприязни духовной ограниченности человека и так называемо...

Личные имена в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина

В статье дано полное и развернутое описание понятия «личные имена», определен их смысл в контексте «Повестей Белкина» А. С. Пушкина.

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Похожие статьи

Роль художественной детали в раскрытии образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

В статье рассматривается один из ключевых приёмов раскрытия образов в поэме — художественная деталь. Доказывается, что именно эта особенность играет главную роль в передаче характеров помещиков, а также изучаются быт и одеяние героев.

«Мойдодыр» К. И. Чуковского: выразительный профиль текста

В статье предпринимается опыт систематизации выразительных средств, использованных К. И. Чуковским в литературной сказке «Мойдодыр». Особое внимание уделяется тропам и моментам языковой игры, направленным на развитие творческих способностей читателя-...

Феномен «неквадратности» в повести Н. В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»

В статье обнаруживается и анализируется музыкальный феномен «неквадратность», в аллегорической форме присутствующий в повести Н. В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Делается вывод о том, что данный феномен непосредственно влияет на сюже...

Роль и функция пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

В статье, посвященной анализу повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», рассматриваются особенности изображения природы, а также их роль и функция.

Функции психологических прилагательных в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на материале повести «Княжна Мери»)

Статья посвящена характеристике психологических прилагательных лексико-семантической группы «Внутренние качества личности» в художественном тексте на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Объект рассмотрения — повесть «Княжна Мери...

Образ тургеневской девушки как прототип женского портрета героинь Э. М. Ремарка (на примере романов «Три товарища» и «Жизнь взаймы»)

В данной статье рассматривается образ «тургеневской девушки» и его анализ в контексте популярной молодежной литературы XX-XXI вв. на примере романов Э. М. Ремарка «Три товарища» и «Жизнь взаймы». Обосновывается идея того, что именно героини И. С. Тур...

Вымышленное и реальное в рассказе Н. С. Лескова «Человек на часах»

В статье анализируется образ часового как типичный в литературе, а также исследуется роль часового при изображении русской действительности в рассказе Н. С. Лескова «Человек на часах».

Проблема рассказа в трилогии Чехова

В данной статье описываются рассказы А. П. Чехова, которые вошли в его известную трилогию: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви». Выявляется общая проблематика этих произведений. Она в неприязни духовной ограниченности человека и так называемо...

Личные имена в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина

В статье дано полное и развернутое описание понятия «личные имена», определен их смысл в контексте «Повестей Белкина» А. С. Пушкина.

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Задать вопрос