Личные имена в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 28.05.2023

Статья просмотрена: 157 раз

Библиографическое описание:

Левина, Э. М. Личные имена в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина / Э. М. Левина, Ю. А. Ткачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 450-452. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103281/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье дано полное и развернутое описание понятия «личные имена», определен их смысл в контексте «Повестей Белкина» А. С. Пушкина.

Ключевые слова: личные имена, ономастика, онимы, антропонимика, антропонимы.

Ономастика — наука, которая занимается изучением, возникновением, исторической трактовкой, изменением и переделыванием имен собственных.

Ономастические проблемы выделяются из основного аспекта лингвистического круга и обуславливаются определенными законами имен собственных в языке. Так, существует два термина, определяющих общее понятие ономастики:

— во-первых, ономастика обуславливается как обобщенная, то есть комплексная наука об именах собственных;

— во-вторых, − сами имена собственные. В данном значении также допустим термин «онимия».

По мнению А. В. Суперанской, построение общей теории имени собственного — это «выявление общих закономерностей, присущих данной лексической категории, это поиски закономерных свойств имен (онома), независимо от языка, в котором они созданы или употребляются» [2, с. 6].

Основные отличительные признаки имен собственных:

— даются индивидуальному объекту, а не классу объектов, имеющих черту, характерную для всех индивидов, входящих в этот класс;

— именуемый с помощью имени собственного объект всегда четко определен, отграничен, очерчен;

— имя не связано непосредственно с понятием и не имеет на уровне языка четкой и однозначной коннотации [2, с. 324].

Антропонимика (с греческого — имя человека) − один из разделов ономастики. Данный раздел занимается изучением имен людей (антропонимов). Известно, что имена могут быть употреблены в различных формах.

Имена в цикле повестей А. С. Пушкина «Повести Белкина» − это определенный способ исследования и познания автором самих героев его произведения.

Личные имена в цикле повестей можно разделить на определенные подгруппы:

  1. Социальное положение (мужик, господин, помещик, барышня, дама).
  2. Семейное положение (жених, любовник, суженый, папенька, родители, жена и др.).
  3. Пол (мужчина, парень, женщина и др.).
  4. Возраст (мальчик, старик, девчонка, старушка и др.).
  5. Национальность (француз).
  6. Взаимоотношения (друг, подруга).
  7. Место жительства (сосед).
  8. Чин военный (гусар, капитан-исправник, прапорщик, солдат, офицер и др.).
  9. Занятость (заседатель, землемер, смотритель, горничная и др.).
  10. Государственный статус (государь и др.).
  11. Общественная деятельность (свидетель, проводник, победитель, искатель и др.).
  12. Религия (священник, поп).
  13. Верховное божественное существо (Бог).

Важную роль в цикле «Повести Белкина» среди наименований лиц мужского пола занимает Бог, царь и отец. Это неотъемлемая часть художественного мира, ведь именно верховное божественное существо помогает главным героям повестей выбрать правильный путь и обрести чувство покаяния.

Подповесть «Гробовщик» имеет сюжет глубоко-религиозный и мистический: все перемены в главном герое происходят в богослужебное время. В подповести «Станционный смотритель» судьба Авдотьи Самсоновны Выриной — прототип истории Евангелия о блудном сыне. Божественное счастье Дуни наступает через несчастье ее отца. Именно так А. С. Пушкин описывает чувство покаяния героев данной повести. В «Барышне-крестьянке» законы Божие происходят только лишь с помощью родительской воли. Ярый конфликт, сравнимый с Добром и Злом, Богом и Дьяволом А. С. Пушкин показывает в подповести «Выстрел», а в «Метели» главная героиня — Марья Гавриловна отправляется к своему жениху и уверена в том, что именно он предназначен ей Богом.

В антропонимике цикла повестей употребляется определенным образом равное количество женских и мужских имен. Имена Иван, Григорий, Гаврил, Акулина, Аксинья, Дуня, Марья, Лиза используются в тексте произведения более одного раза. Большому числу действующих лиц, они же являются сюжетными и внесюжетными, А. С. Пушкин присвоил лишь должность, чин, но не назвал по имени.

«Повести Белкина» объединили героев различных социальных слоев. Обратимся к подповести «Метель». Мы знакомимся с прекрасной богатой девушкой семнадцати лет — Марьей Гавриловной и ее избранником — бедным прапорщиком Владимиром. Девушка предстает перед нами веселой, задорной, подвижной. Главная героиня «…стройная, бледная и семнадцатилетняя девица, «была воспитана на французских романах и следственно была влюблена». Она считалась «богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей» [1, с. 44]. В тексте произведения имя Марья употребляется и в другой форме: Маша (разг.). А. В. Суперанская отмечает и другие формы этого имени: анг. Мэри, нем. Мари, ит. Мария, рус. разг. Марья, сокр. Маня, Маша, Мара, Муся, Маруся, Мура [3, с. 312–313].

Гаврила Гаврилович − человек, которому невозможно солгать, а если и случится подобное, то отвечать придется перед самим Богом; отец Марьи Гавриловны. А. С. Пушкин представляет читателю героя доброжелательного и гостеприимного: «добрый Гаврила Гаврилович Р*», «он славился во всей округе гостеприимством и радушием, соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою» [1, с. 43–44]. Гаврила — древнееврейское имя, образовано от основ со значением сильный муж + Бог. Антропоним имеет следующие формы: церк. Гавриил, разг. Гаврил, Гаврило, анг. Гейбриил, рус. сокр. Гавря, Гаврик, Ганя, Гаша [3, с. 70]. Характер главных героев А. С. Пушкин показывал с помощью семантики имени.

Помимо распространенных и известных всем имен, автор в подповести «Выстрел» употребил имя Сильвио, которое не характерно для обычного русского человека эпохи А. С. Пушкина. Таким именем автор произведения наделил главного героя — бывшего гусара, лет 35. Стоит отметить, что другие действующие лица «Выстрела», имен не имеют.

Иван Петрович Белкин является главным рассказчиком цикла повестей А. С. Пушкина. Автор рассказал читателю, что именно покойный И. П. Белкин записал различные сюжеты, услышанные им от «разных особ».

Стоит разобраться в трактовке происхождения антропонима Иван. Итак, данный антропоним произносился как Йоханаан в древней Иудее. «Ванами» в древние времена были названы все славяне. Можно предположить, что русское имя Иван произошло с помощью прибавления христианством начальной буква «и» к имени прародителя славян — Вана. В XIX — начале XX веков данный антропоним пользовался популярностью среди крестьянского населения (каждого четвертого из них называли Иваном).

Иван Петрович Белкин создан А. С. Пушкиным как герой, рассказчик, который смог соединить мир вымышленный и провинциальный, а соединить эти миры повествователь смог именно собой.

А. С. Пушкин в цикле «Повести Белкина» показывает, насколько важна истинная жизнь героев повестей с Богом. Герои произведения каждый по-своему относятся к вере в Бога. Болдинский цикл показывает одну из жизненных сторон идеалом, который возможно достичь с помощью веры. Это то, что есть в каждом человеке, что изначально заложено Творцом.

А. С. Пушкин показал пример того, какой должна быть русская литературно-художественная ономастика как общность наименований, типизированно воссоздающих действительность и выражающих отношение к ней, как важный элемент образно-художественной структуры произведения.

Анализ текста позволяет сделать вывод о том, что все имена собственные в рамках художественного текста приобретают дополнительные смыслы и выполняют специфические функции. В частности, было установлено, что различные типы онимов используются автором для раскрытия образа главных героев, создания хронотопического образа эпохи в качестве «строительного материала» нового творческого метода.

Литература:

  1. Пушкин А. С. Повести Белкина. — «Public Domain», 1831.
  2. Суперанская А. В. Общая теории имени собственного. — М.: ЛКИ, 2007.
  3. Суперанская А. В. Словарь русских личных имен. — М.: Эксмо, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, имя, антропоним, Бог, верховное божественное существо, главная героиня, главный герой, текст произведения, цикл повестей.


Похожие статьи

Функции психологических прилагательных в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на материале повести «Княжна Мери»)

Статья посвящена характеристике психологических прилагательных лексико-семантической группы «Внутренние качества личности» в художественном тексте на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Объект рассмотрения — повесть «Княжна Мери...

Использование устаревшей лексики в произведении А. С. Пушкина «Борис Годунов»

В статье на примерах показано использование устаревшей лексики в произведении А. С. Пушкина «Борис Годунов»

Роль колоронимов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В данной статье рассматривается роль колоронимов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Анализируется их значение в произведении, общая смысловая нагрузка и степень участия в раскрытии образов персонажей.

Внутренний мир человека в поэзии. Способы его отражения

В данной статье представлена серия художественных анализов по произведениям А. С. Пушкина, А. А. Фета и В. А. Жуковского. Подробно рассмотрено значение пейзажей в их лирике.

Роль и функция пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

В статье, посвященной анализу повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», рассматриваются особенности изображения природы, а также их роль и функция.

К вопросу о функционально-семантических особенностях глосс в произведениях М. Шевердина

В данной работе рассматривается вопрос о функционально-семантических глоссах в произведениях М. И. Шевердина. Приводятся определения, предложенные известными учеными-лингвистами и примеры глосс. Отмечается, что изучение данного вопроса является важны...

Ономастикон сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

В статье рассматриваются особенности ономастического пространства сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

К вопросу классификации фразеологизмов (на примере рассказов А. П. Чехова)

В данной работе классифицируются фразеологические единицы как средство характеристики человека в рассказах А. П. Чехова по происхождению и с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств.

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина

В статье рассматривается понятие женского образа и анализ его на основе героинь творчества А. С. Пушкина и героинь древнерусской литературы и фольклора. По результатам исследования определены черты женского идеала у современной молодёжи и определено,...

Фразеологические единицы в речи персонажей испанской писательницы Кармен Рико-Годой

В статье автор пытается проанализировать фразеологизмы в речи персонажей двух произведений Кармен Рико-Годой и выявить особенности их употреблений на основе семантической, лексико-грамматической и стилистической классификациях фразеологических единиц...

Похожие статьи

Функции психологических прилагательных в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на материале повести «Княжна Мери»)

Статья посвящена характеристике психологических прилагательных лексико-семантической группы «Внутренние качества личности» в художественном тексте на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Объект рассмотрения — повесть «Княжна Мери...

Использование устаревшей лексики в произведении А. С. Пушкина «Борис Годунов»

В статье на примерах показано использование устаревшей лексики в произведении А. С. Пушкина «Борис Годунов»

Роль колоронимов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В данной статье рассматривается роль колоронимов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Анализируется их значение в произведении, общая смысловая нагрузка и степень участия в раскрытии образов персонажей.

Внутренний мир человека в поэзии. Способы его отражения

В данной статье представлена серия художественных анализов по произведениям А. С. Пушкина, А. А. Фета и В. А. Жуковского. Подробно рассмотрено значение пейзажей в их лирике.

Роль и функция пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

В статье, посвященной анализу повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», рассматриваются особенности изображения природы, а также их роль и функция.

К вопросу о функционально-семантических особенностях глосс в произведениях М. Шевердина

В данной работе рассматривается вопрос о функционально-семантических глоссах в произведениях М. И. Шевердина. Приводятся определения, предложенные известными учеными-лингвистами и примеры глосс. Отмечается, что изучение данного вопроса является важны...

Ономастикон сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

В статье рассматриваются особенности ономастического пространства сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

К вопросу классификации фразеологизмов (на примере рассказов А. П. Чехова)

В данной работе классифицируются фразеологические единицы как средство характеристики человека в рассказах А. П. Чехова по происхождению и с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств.

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина

В статье рассматривается понятие женского образа и анализ его на основе героинь творчества А. С. Пушкина и героинь древнерусской литературы и фольклора. По результатам исследования определены черты женского идеала у современной молодёжи и определено,...

Фразеологические единицы в речи персонажей испанской писательницы Кармен Рико-Годой

В статье автор пытается проанализировать фразеологизмы в речи персонажей двух произведений Кармен Рико-Годой и выявить особенности их употреблений на основе семантической, лексико-грамматической и стилистической классификациях фразеологических единиц...

Задать вопрос