Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 03.02.2021

Статья просмотрена: 754 раза

Библиографическое описание:

Анциферова, Е. Г. Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец») / Е. Г. Анциферова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 443-445. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78316/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Ключевые слова: современная детская литература, сказка, образ персонажа, время, пространство.

Среди определений литературной сказки наиболее полным представляется формулировка Брауде: «Литературная сказка — авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле; произведение, преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей» [2, с. 104].

Определение, которое дает Л. Ю. Брауде, указывает на почти неограниченную свободу в выборе приемов , которые и формируют своеобразный жанр.

Творчество Людмилы Петрушевской — прозаика и драматурга — одно из ярких явлений рубежа XX-XXI веков. Оно вызвало оживленные споры среди читателей и литературоведов, как только вышла из печати её первая книга прозы.

Исследователи затрудняются в определении направленности ее творчества, относя его то к «особому типу реализма», «наивному», «магическому реализму», то называя «прозой шоковой терапии», «соционатурализмом», «примитивом», причисляя то к «другой», «альтернативной» прозе, то к «новой натуральной школе», то к «женской прозе», хотя сама писательница вообще отрицает существование женской литературы.

Большинство ученых связывает имя Людмилы Петрушевской с явлением постмодернизма. Так, И. Скоропанова, причисляет писателя к восточной модификации постмодернизма, с ее излишней политизированностью, деконструкцией языка соцреализма, а также юродствованием как специфическим компонентом русской парадигмы постмодернизма. Н. Иванова относит творчество Петрушевской к «натуральному» течению постмодернизма. О. Богданова считает возможным причислить писателя к концептуалистам, отмечая особую конструктивную выстроенность и технологическую выделанность ее прозы [1, с. 16].

На данном этапе место писателя в современном литературном процессе определено целым рядом черт: оригинальный стиль, художественный язык, проблематика произведений, выбираемые автором темы и жанры.

Для характеристики творчества Л. Петрушевской посредством анализа была выбрана сказка «Отец».

Художественное время в сказке носит мифологический и символический характер. Можно отметить следующее:

1) Нет конкретного указания на время: « Жил на свете один отец », — только по определенным признакам читатель может понять, что это современность (электричка).

2) « Поезд почему-то шел весь день с большими остановками и наконец, когда стало темнеть, дополз до платформы «Сороковой километр» » [3] — время растянуто. Так подчеркивается нетерпение героя.

3) В определенный момент время «теряется», становится размытым (это связано с пространством избушки, которое словно бы отделено от общего хода времени).

4) В то же время в пространстве избушки время ускоряется, его течение не заметно: « Но прошло некоторое время , и женщина как будто согрелась и странно похорошела. Глаза у нее засияли, впалые щеки разрумянились... Изменился и ребенок. Он уменьшился и теперь был похож на старичка с одутловатым носом и с глазками, как щелочки. Все это показалось человеку странным, — то, как изменились на его глазах женщина и ребенок, буквально за одно мгновение » [3].

5) Все, что связано с внешним миром обладает «чувством» времени. «- Я пойду, скоро моя электричка» [3] .

Мы видим несколько возвращений героя в пространство избушки, где образуется особый вневременной мир со своими законами, преобразующими действительность: окончательный выход из нее изменившихся героев происходит в неопределенное пространство.

Путешествие героев составляет особый цикл, внутри которого также наблюдается закольцованность (уход из избушки, возвращение в нее, уход и снова возвращение).

Путешествие Отца и Женщины симметричны и проходят по одному сценарию до встречи с ребенком.

Изменение пространства тесно связано с внутренним изменением героев. Рассмотрим их более детально.

Отец сначала «будущий», потом «несостоявшийся», затем «новоявленный». Постепенно он становится сознательнее, его поступки более обдуманны. Изменения начинают происходить в момент встречи с ребенком и женщиной. Каждый раз, покидая избушку, он внутренне преображается.

Женщина, будучи страдающей и измученной, становится похорошевшей, но все еще бессильной. Примечателен факт, что она остается босой до того момента, пока ей не принесет валенки Отец, который позаботился и о ней, и об их ребенке.

Ребенок на протяжении сказки становится все младше: от мальчика — до младенца. Возможно, это обусловлено взглядом на него Отца и Женщины: для мужчины ребенок это «мальчик», которого уже нужно чему-то учить, одевать его, укладывать спать; для женщины же ребенок — дитя, которое просто нужно любить, целовать край его одеяла, наблюдать за спящим.

Название сказки «Отец» и странствие героя показывают читателям, что стать родителем и реализоваться в этом — задача непростая. Наверное, в этом должна быть доля фантастики и мистики, чтобы в этом мире найти ту самую Женщину и того самого Ребенка. Герою приходится преобразиться, взять на себя ответственность. Именно это и составляет путь к совместному счастью.

Литература:

  1. Берсанов М. Д. Отклики постмодернизма в творчестве Л. С. Петрушевской и Т. Н. Толстой. «Вестник науки» № 2 (23) Т.2. 2020 г. С. 15–18.
  2. Намычкина Елизавета Валентиновна Сказка как литературный жанр // Вестник ВятГУ. 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skazka-kak-literaturnyy-zhanr (дата обращения: 01.02.2021).
  3. https://www.skazka.ru/story/petrush/otets/
Основные термины (генерируются автоматически): пространство избушки, ребенок, XX-XXI, время, женщина, Литературная сказка, сказка.


Похожие статьи

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Изучение мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах (на примере романа «Мастер и Маргарита»)

Данная статья рассматривает аспекты изучения мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах. Выделены основы анализа мифопоэтического мира произведений. Рассмотрены различные мифологические образы, ситуац...

Жанровое своеобразие «Книг джунглей»

В статье широко рассмотрена жанровая своеобразность в творчестве Редьярда Киплинга, а именно в произведениях «Книги Джунглей» и «Сказки просто так» Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности с...

«Маленький человек» в русской и немецкой литературе

В статье рассматривается тема «маленького человека» в произведениях русской и немецкой литературы. Приведены исторические факты, которые повлияли на появление данной темы в литературе обеих стран.

«Мойдодыр» К. И. Чуковского: выразительный профиль текста

В статье предпринимается опыт систематизации выразительных средств, использованных К. И. Чуковским в литературной сказке «Мойдодыр». Особое внимание уделяется тропам и моментам языковой игры, направленным на развитие творческих способностей читателя-...

Диалог ребенка с Богом в современной детской литературе

В статье автор рассматривает проблему обращения ребенка к религии, Богу на примере произведения Ю. Вознесенской.

«Снегурочка» А. Н. Островского: сказка или социальная драма?

В статье проводится всесторонний анализ пьесы А. Н. Островского «Снегурочка», которая является уникальным синтезом народной сказки и социальной драмы. В статье рассматривается, как в пьесе переплетаются мифологические мотивы с реалистическими элемент...

Художественное воплощение национального характера в творчестве В. С. Яковлева-Далана

В статье уделяется внимание авторской концепции в изображении национального характера народа саха в романах В. С. Яковлева-Далана, а также делается попытка раскрыть основные черты, представляющие национальную самобытность якутского народа.

Образ тургеневской девушки как прототип женского портрета героинь Э. М. Ремарка (на примере романов «Три товарища» и «Жизнь взаймы»)

В данной статье рассматривается образ «тургеневской девушки» и его анализ в контексте популярной молодежной литературы XX-XXI вв. на примере романов Э. М. Ремарка «Три товарища» и «Жизнь взаймы». Обосновывается идея того, что именно героини И. С. Тур...

Нейрокопирайтинг в творчестве И. С. Шмелёва: актуальность и значимость в современном обществе

Нейрокопирайтинг — это один из современных методов создания текста с применением специальных психологических средств и приёмов для влияния на мировоззрение читателей. Основная цель работы заключается в анализе текста И. С. Шмелёва в аспекте нейрокопи...

Похожие статьи

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Изучение мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах (на примере романа «Мастер и Маргарита»)

Данная статья рассматривает аспекты изучения мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах. Выделены основы анализа мифопоэтического мира произведений. Рассмотрены различные мифологические образы, ситуац...

Жанровое своеобразие «Книг джунглей»

В статье широко рассмотрена жанровая своеобразность в творчестве Редьярда Киплинга, а именно в произведениях «Книги Джунглей» и «Сказки просто так» Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности с...

«Маленький человек» в русской и немецкой литературе

В статье рассматривается тема «маленького человека» в произведениях русской и немецкой литературы. Приведены исторические факты, которые повлияли на появление данной темы в литературе обеих стран.

«Мойдодыр» К. И. Чуковского: выразительный профиль текста

В статье предпринимается опыт систематизации выразительных средств, использованных К. И. Чуковским в литературной сказке «Мойдодыр». Особое внимание уделяется тропам и моментам языковой игры, направленным на развитие творческих способностей читателя-...

Диалог ребенка с Богом в современной детской литературе

В статье автор рассматривает проблему обращения ребенка к религии, Богу на примере произведения Ю. Вознесенской.

«Снегурочка» А. Н. Островского: сказка или социальная драма?

В статье проводится всесторонний анализ пьесы А. Н. Островского «Снегурочка», которая является уникальным синтезом народной сказки и социальной драмы. В статье рассматривается, как в пьесе переплетаются мифологические мотивы с реалистическими элемент...

Художественное воплощение национального характера в творчестве В. С. Яковлева-Далана

В статье уделяется внимание авторской концепции в изображении национального характера народа саха в романах В. С. Яковлева-Далана, а также делается попытка раскрыть основные черты, представляющие национальную самобытность якутского народа.

Образ тургеневской девушки как прототип женского портрета героинь Э. М. Ремарка (на примере романов «Три товарища» и «Жизнь взаймы»)

В данной статье рассматривается образ «тургеневской девушки» и его анализ в контексте популярной молодежной литературы XX-XXI вв. на примере романов Э. М. Ремарка «Три товарища» и «Жизнь взаймы». Обосновывается идея того, что именно героини И. С. Тур...

Нейрокопирайтинг в творчестве И. С. Шмелёва: актуальность и значимость в современном обществе

Нейрокопирайтинг — это один из современных методов создания текста с применением специальных психологических средств и приёмов для влияния на мировоззрение читателей. Основная цель работы заключается в анализе текста И. С. Шмелёва в аспекте нейрокопи...

Задать вопрос