В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».
Ключевые слова: современная детская литература, сказка, образ персонажа, время, пространство.
Среди определений литературной сказки наиболее полным представляется формулировка Брауде: «Литературная сказка — авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле; произведение, преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей» [2, с. 104].
Определение, которое дает Л. Ю. Брауде, указывает на почти неограниченную свободу в выборе приемов , которые и формируют своеобразный жанр.
Творчество Людмилы Петрушевской — прозаика и драматурга — одно из ярких явлений рубежа XX-XXI веков. Оно вызвало оживленные споры среди читателей и литературоведов, как только вышла из печати её первая книга прозы.
Исследователи затрудняются в определении направленности ее творчества, относя его то к «особому типу реализма», «наивному», «магическому реализму», то называя «прозой шоковой терапии», «соционатурализмом», «примитивом», причисляя то к «другой», «альтернативной» прозе, то к «новой натуральной школе», то к «женской прозе», хотя сама писательница вообще отрицает существование женской литературы.
Большинство ученых связывает имя Людмилы Петрушевской с явлением постмодернизма. Так, И. Скоропанова, причисляет писателя к восточной модификации постмодернизма, с ее излишней политизированностью, деконструкцией языка соцреализма, а также юродствованием как специфическим компонентом русской парадигмы постмодернизма. Н. Иванова относит творчество Петрушевской к «натуральному» течению постмодернизма. О. Богданова считает возможным причислить писателя к концептуалистам, отмечая особую конструктивную выстроенность и технологическую выделанность ее прозы [1, с. 16].
На данном этапе место писателя в современном литературном процессе определено целым рядом черт: оригинальный стиль, художественный язык, проблематика произведений, выбираемые автором темы и жанры.
Для характеристики творчества Л. Петрушевской посредством анализа была выбрана сказка «Отец».
Художественное время в сказке носит мифологический и символический характер. Можно отметить следующее:
1) Нет конкретного указания на время: « Жил на свете один отец », — только по определенным признакам читатель может понять, что это современность (электричка).
2) « Поезд почему-то шел весь день с большими остановками и наконец, когда стало темнеть, дополз до платформы «Сороковой километр» » [3] — время растянуто. Так подчеркивается нетерпение героя.
3) В определенный момент время «теряется», становится размытым (это связано с пространством избушки, которое словно бы отделено от общего хода времени).
4) В то же время в пространстве избушки время ускоряется, его течение не заметно: « Но прошло некоторое время , и женщина как будто согрелась и странно похорошела. Глаза у нее засияли, впалые щеки разрумянились... Изменился и ребенок. Он уменьшился и теперь был похож на старичка с одутловатым носом и с глазками, как щелочки. Все это показалось человеку странным, — то, как изменились на его глазах женщина и ребенок, буквально за одно мгновение » [3].
5) Все, что связано с внешним миром обладает «чувством» времени. «- Я пойду, скоро моя электричка» [3] .
Мы видим несколько возвращений героя в пространство избушки, где образуется особый вневременной мир со своими законами, преобразующими действительность: окончательный выход из нее изменившихся героев происходит в неопределенное пространство.
Путешествие героев составляет особый цикл, внутри которого также наблюдается закольцованность (уход из избушки, возвращение в нее, уход и снова возвращение).
Путешествие Отца и Женщины симметричны и проходят по одному сценарию до встречи с ребенком.
Изменение пространства тесно связано с внутренним изменением героев. Рассмотрим их более детально.
Отец сначала «будущий», потом «несостоявшийся», затем «новоявленный». Постепенно он становится сознательнее, его поступки более обдуманны. Изменения начинают происходить в момент встречи с ребенком и женщиной. Каждый раз, покидая избушку, он внутренне преображается.
Женщина, будучи страдающей и измученной, становится похорошевшей, но все еще бессильной. Примечателен факт, что она остается босой до того момента, пока ей не принесет валенки Отец, который позаботился и о ней, и об их ребенке.
Ребенок на протяжении сказки становится все младше: от мальчика — до младенца. Возможно, это обусловлено взглядом на него Отца и Женщины: для мужчины ребенок это «мальчик», которого уже нужно чему-то учить, одевать его, укладывать спать; для женщины же ребенок — дитя, которое просто нужно любить, целовать край его одеяла, наблюдать за спящим.
Название сказки «Отец» и странствие героя показывают читателям, что стать родителем и реализоваться в этом — задача непростая. Наверное, в этом должна быть доля фантастики и мистики, чтобы в этом мире найти ту самую Женщину и того самого Ребенка. Герою приходится преобразиться, взять на себя ответственность. Именно это и составляет путь к совместному счастью.
Литература:
- Берсанов М. Д. Отклики постмодернизма в творчестве Л. С. Петрушевской и Т. Н. Толстой. «Вестник науки» № 2 (23) Т.2. 2020 г. С. 15–18.
- Намычкина Елизавета Валентиновна Сказка как литературный жанр // Вестник ВятГУ. 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skazka-kak-literaturnyy-zhanr (дата обращения: 01.02.2021).
- https://www.skazka.ru/story/petrush/otets/