Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

Филология, лингвистика
03.02.2021
923
Поделиться
Библиографическое описание
Анциферова, Е. Г. Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец») / Е. Г. Анциферова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 443-445. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78316/.


В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Ключевые слова: современная детская литература, сказка, образ персонажа, время, пространство.

Среди определений литературной сказки наиболее полным представляется формулировка Брауде: «Литературная сказка — авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле; произведение, преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей» [2, с. 104].

Определение, которое дает Л. Ю. Брауде, указывает на почти неограниченную свободу в выборе приемов , которые и формируют своеобразный жанр.

Творчество Людмилы Петрушевской — прозаика и драматурга — одно из ярких явлений рубежа XX-XXI веков. Оно вызвало оживленные споры среди читателей и литературоведов, как только вышла из печати её первая книга прозы.

Исследователи затрудняются в определении направленности ее творчества, относя его то к «особому типу реализма», «наивному», «магическому реализму», то называя «прозой шоковой терапии», «соционатурализмом», «примитивом», причисляя то к «другой», «альтернативной» прозе, то к «новой натуральной школе», то к «женской прозе», хотя сама писательница вообще отрицает существование женской литературы.

Большинство ученых связывает имя Людмилы Петрушевской с явлением постмодернизма. Так, И. Скоропанова, причисляет писателя к восточной модификации постмодернизма, с ее излишней политизированностью, деконструкцией языка соцреализма, а также юродствованием как специфическим компонентом русской парадигмы постмодернизма. Н. Иванова относит творчество Петрушевской к «натуральному» течению постмодернизма. О. Богданова считает возможным причислить писателя к концептуалистам, отмечая особую конструктивную выстроенность и технологическую выделанность ее прозы [1, с. 16].

На данном этапе место писателя в современном литературном процессе определено целым рядом черт: оригинальный стиль, художественный язык, проблематика произведений, выбираемые автором темы и жанры.

Для характеристики творчества Л. Петрушевской посредством анализа была выбрана сказка «Отец».

Художественное время в сказке носит мифологический и символический характер. Можно отметить следующее:

1) Нет конкретного указания на время: « Жил на свете один отец », — только по определенным признакам читатель может понять, что это современность (электричка).

2) « Поезд почему-то шел весь день с большими остановками и наконец, когда стало темнеть, дополз до платформы «Сороковой километр» » [3] — время растянуто. Так подчеркивается нетерпение героя.

3) В определенный момент время «теряется», становится размытым (это связано с пространством избушки, которое словно бы отделено от общего хода времени).

4) В то же время в пространстве избушки время ускоряется, его течение не заметно: « Но прошло некоторое время , и женщина как будто согрелась и странно похорошела. Глаза у нее засияли, впалые щеки разрумянились... Изменился и ребенок. Он уменьшился и теперь был похож на старичка с одутловатым носом и с глазками, как щелочки. Все это показалось человеку странным, — то, как изменились на его глазах женщина и ребенок, буквально за одно мгновение » [3].

5) Все, что связано с внешним миром обладает «чувством» времени. «- Я пойду, скоро моя электричка» [3] .

Мы видим несколько возвращений героя в пространство избушки, где образуется особый вневременной мир со своими законами, преобразующими действительность: окончательный выход из нее изменившихся героев происходит в неопределенное пространство.

Путешествие героев составляет особый цикл, внутри которого также наблюдается закольцованность (уход из избушки, возвращение в нее, уход и снова возвращение).

Путешествие Отца и Женщины симметричны и проходят по одному сценарию до встречи с ребенком.

Изменение пространства тесно связано с внутренним изменением героев. Рассмотрим их более детально.

Отец сначала «будущий», потом «несостоявшийся», затем «новоявленный». Постепенно он становится сознательнее, его поступки более обдуманны. Изменения начинают происходить в момент встречи с ребенком и женщиной. Каждый раз, покидая избушку, он внутренне преображается.

Женщина, будучи страдающей и измученной, становится похорошевшей, но все еще бессильной. Примечателен факт, что она остается босой до того момента, пока ей не принесет валенки Отец, который позаботился и о ней, и об их ребенке.

Ребенок на протяжении сказки становится все младше: от мальчика — до младенца. Возможно, это обусловлено взглядом на него Отца и Женщины: для мужчины ребенок это «мальчик», которого уже нужно чему-то учить, одевать его, укладывать спать; для женщины же ребенок — дитя, которое просто нужно любить, целовать край его одеяла, наблюдать за спящим.

Название сказки «Отец» и странствие героя показывают читателям, что стать родителем и реализоваться в этом — задача непростая. Наверное, в этом должна быть доля фантастики и мистики, чтобы в этом мире найти ту самую Женщину и того самого Ребенка. Герою приходится преобразиться, взять на себя ответственность. Именно это и составляет путь к совместному счастью.

Литература:

  1. Берсанов М. Д. Отклики постмодернизма в творчестве Л. С. Петрушевской и Т. Н. Толстой. «Вестник науки» № 2 (23) Т.2. 2020 г. С. 15–18.
  2. Намычкина Елизавета Валентиновна Сказка как литературный жанр // Вестник ВятГУ. 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skazka-kak-literaturnyy-zhanr (дата обращения: 01.02.2021).
  3. https://www.skazka.ru/story/petrush/otets/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
современная детская литература
сказка
образ персонажа
время
пространство
Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 443-445):
Часть 6 (стр. 401-485)
Расположение в файле:
стр. 401стр. 443-445стр. 485

Молодой учёный