Кефир — эликсир здоровья | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Отличные иллюстрации Высокая практическая значимость

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №1 (31) январь 2020 г.

Дата публикации: 03.01.2020

Статья просмотрена: 881 раз

Библиографическое описание:

Поднебесных, В. А. Кефир — эликсир здоровья / В. А. Поднебесных, Н. В. Мамонова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 1 (31). — С. 25-29. — URL: https://moluch.ru/young/archive/31/1824/ (дата обращения: 17.12.2024).



Из всех молочных продуктов кисломолочные являются самыми древними. Кисломолочные продукты — это молочные продукты, созданные из цельного молока или его производных (сливок, обезжиренного молока и сыворотки) путем брожения (введения в него закваски — культур молочнокислых бактерий или дрожжей) [3].

В нашей стране особенно широко кисломолочные продукты стали применяться с начала XX века, когда И. И. Мечников впервые изучил значение их в питании человека. Он установил, что молочнокислые бактерии, попадая в кишечник, создают кислую среду, благодаря чему препятствуют развитию гнилостных бактерий. Как оказалось, кисломолочные продукты усваиваются организмом в разы быстрее и легче. Кроме того, регулярное употребление известных всем нам кефира, айрана, простокваши обеспечивает комфортную работу кишечника, нормализует деятельность печени и почек [1, 2]. Но именно прочтение книги Григория Остера «Петька-микроб» побудило меня заняться темой кисломолочных продуктов.

Цель данного исследовательского проекта — изучение кефира как продукта, созданного с помощью молочнокислых бактерий.

Для достижения цели решались вот такие задачи :

1) Провести обзор кисломолочных продуктов в разных источниках информации;

2) Выполнить практическую часть проекта: провести микроскопическое исследование кефира и йогурта и создать свои кисломолочные продукты разными способами;

3) Выполнить образовательную часть проекта: анкетирование учащихся, мастер класс и экскурсия на завод «Деревенское молочко».

Кроме видимого окружающего мира, существует мир невидимый, таинственный, микроскопический. Чтобы в него заглянуть нужен особый прибор, которым является микроскоп [5]. С его помощью можно изучать бактерии, создающие кисломолочные продукты. Одной из целей моего проекта и было желание с помощью микроскопа познакомиться с «Петькой-микробом», о котором написал в своей книге Г. Остер.

В качестве объектов изучения я взял несколько образцов кефира: от компании «Деревенское молочко», от компании «Калина-малина» и несколько образцов кефира, приготовленного в домашних условиях с помощью разных заквасок (фирмы «Бифидом» (г. Новосибирск) и «Vivo» (г. Москва) и молочного грибка.

Почему я выбираю приготовление кисломолочных продуктом самостоятельно в домашних условиях? Потому что нет уверенности, что в производстве в них не добавили консерванты, стабилизаторы, загустители и прочее. В некоторых, я думаю, и живых бактерий нет в составе.

Технология приготовления кисломолочных продуктов , в том числе кефира, в домашних условиях довольная проста. Нужно взять молоко комнатной температуры (я использовал молоко «Деревенское молочко» 4–6 % жирности), добавить в него по инструкции закваски и поместить в специальный бытовой прибор йогуртницу на 8 ч. Принцип работы йогуртницы — поддержание постоянной температуры 37–38 о С, именно при такой температуре бактерии из заквасок начинают свою работу по сквашиванию молока.

Перед работой с микроскопом, я провел еще 2 дополнительных исследования. Во-первых, я решил узнать, не добавляют ли в промышленном производстве в кефир крахмала для придания густоты продукта. С помощью капли йода очень легко можно обнаружить крахмал в продуктах. Оба промышленных образца прошли проверку — крахмал в них отсутствует (йод нигде не посинел).

Во-вторых, готовясь к исследованию, я узнал, что для всех кисломолочных продуктов очень важным показателем является их мера кислотности, которая называется pH (водородный показатель) [4]. Для всех кисломолочных продуктов без исключения значение этого показателя должно быть меньше 4–5 единиц. Это означает, что среда кислая, а вот если больше 5, то это означает, что среда щелочная, а в такой среде молочнокислые бактерии выжить не могут.

Для определения этого показателя есть разные химические методы, мне они пока не доступны, но в специализированных магазинах продается специальная индикаторная бумага, с помощью которой можно определить кислотность образцов. Все образцы прошли проверку — у всех кислотность соответствовала норме. Затем я приступил к изучению образцов с помощью микроскопа, с максимальным увеличением в 600 раз. Для этого я готовил препараты (предметное стекло + капля образца + покровное стекло сверху).

Во всех образцах был хорошо виден большой молочный сгусток. Были видны и молочнокислые бактерии, похожие на порванные бусы. К сожалению, в домашних условиях рассмотреть все группы микроорганизмов не получилось, но и того, что я увидел, достаточно, чтобы познакомиться с «Петькой-микробом». Также я попытался сфотографировать то, что было видно в микроскоп. Опять же, фотографии на телефон не смогли передать все картину, но было интересно.

Фотографии микроскопических наблюдений Фотографии микроскопических наблюдений Фотографии микроскопических наблюдений Фотографии микроскопических наблюдений Фотографии микроскопических наблюдений

Фотографии микроскопических наблюдений Фотографии микроскопических наблюдений Фотографии микроскопических наблюдений

Рис. 1. Фотографии микроскопических наблюдений

В конце моего исследования я провел сравнительную дегустацию всех образцов. По вкусу больше всего мне понравились образцы, полученные с помощью заквасок фирмы «Vivo». Кефир из этой закваски был самым приятным на вкус, мягким, с приятным послевкусием.

Также я решил проверить, через сколько дней испортятся образцы. Для этого я оставил их при комнатной температуре и стал наблюдать. В качестве контрольного образца я взял молоко. Первым испортился образец домашнего кефира с молочным грибком. Произошло отслоение сгустка и сыворотки. На вторые сутки неприятный дрожжевой запах появился у домашнего кефира из закваски. Кефир «Деревенское молочко» приобрел неприятный запах на третий день. Молоко же через три дня приобрело консистенцию плотного сгустка с характерным запахом прокисшего молока. Данные наблюдения говорят о натуральности всех исследуемых образцов.

Также я решил провести анкетирование в своем классе, чтобы узнать, знают ли мои одноклассники, что такое кисломолочные продукты и как часто они употребляют кефир. Я разработал собственную анкету из 9 вопросов и раздал ребятам. В анкетировании приняли участие 27 человек.

Результаты анкетирования по некоторым вопросам

Рис. 2. Результаты анкетирования по некоторым вопросам

Как оказалось, ребята знают из кисломолочных продуктов: кефир, йогурт, творог, сметана, снежок, ряженка. Почти половина класса пьет кефир, но все-таки желающих приобретать кефир в школьном буфете в качестве перекуса оказалось немного.

На вопрос о пользе кефира для человека было не так много ответов, почти 10 человек указали, что ничего о нем не знают. 6 человек указали, что польза кефира заключается в бактериях, 4 человека — в наличии кальция, 4 человека написали, что он полезен для укрепления костей и зубов.

На вопрос «Откуда ты знаешь о пользе кефира» большинство ответило, что от родителей. Как делают кефир, тоже для многих ребят неизвестно. Многие указали, что его делают из скисшего молока, и только несколько указали, что путем добавления специальных бактерий (8 чел.).

По результатам опроса, стало понятно, что в большинстве семей кефир и прочие кисломолочные продукты покупают не так часто, как они того заслуживают.

Выяснив, что большинство моих одноклассников мало знает о кисломолочных продуктах и об их пользе, я обратился на разные предприятия нашего города, где производят кисломолочные продукты. На фирме «Деревенское молочко» внимательно отнеслись к моей просьбе и согласились провести специальный мастер-класс для нашего класса, чтобы познакомить ребят с кисломолочными продуктами. На мастер-классе ребята узнали много новой информации, каждый создал свой собственный йогурт с разным наполнением и получили подарки от «Деревенское молочко». А еще нас пригласили на экскурсию на завод, куда мы с классом поедем в феврале.

Итак, оказывается в домашних условиях можно не только создавать собственные кисломолочные продукты, но и изучать их. С помощью микроскопа мне удалось увидеть молочнокислые бактерии, которые есть во всех кисломолочных продуктах и которые стали героями книги Г. Остера «Петька-микроб». Анкетирование одноклассников показало, что ребята мало знают о пользе кисломолочных продуктов, но с удовольствием готовы принимать участие в мастер-классах и экскурсиях и узнавать новую информацию о своем питании и здоровье.

Литература:

  1. Бабурина А. Д., Задёра М. И. О пользе кисломолочных продуктов // Юный ученый. — 2017. — № 2. — С. 122–124. — URL https://moluch.ru/young/archive/11/869/
  2. Бельмер С. В., Малкоч А. В. Кишечная микрофлора и значение пребиотиков для ее функционирования // Лечащий врач — 2006 — № 04/06.
  3. Кисломолочные продукты — в чем заключается польза? https://www.everydayme.ru/zdorovyj-obraz-zhizni/tvoe-zdorove/polza-kislomolochnyh-produktov
  4. Крусь Г. Н., Шалыгина А. М., Волокитина З. В. Методы исследования молока и молочных продуктов/ Под общ.редакцией А. М. Шалыгиной. — М.: Колос, 2000. — 368 с.
  5. Мазур О. Удивительный микроскоп. Иллюстрированный путеводитель — Эксмо, 2015–96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): продукт, бактерия, кефир, Остер, помощь микроскопа, домашний кефир, комнатная температура, молочный грибок, польза кефира, домашние.


Задать вопрос