Идейно-художественный анализ стихотворения Н.Зиновьева «Ода на рождение автомобиля» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Исследование о родном крае Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №8 (28) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 29.08.2019

Статья просмотрена: 621 раз

Библиографическое описание:

Галимзянова, Л. Р. Идейно-художественный анализ стихотворения Н.Зиновьева «Ода на рождение автомобиля» / Л. Р. Галимзянова, Г. Т. Чучалина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 8 (28). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/young/archive/28/1562/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

Вступление.

2019 год в городе Набережные Челны объявлен пятидесятым юбилейным годом «КамАЗа». Ровно пятьдесят лет назад, в 1969 году, был вынут первый ковш земли на промышленной площадке будущего автогиганта на Каме. А уже через 7 лет был выпущен первый в Советском Союзе большегруз «КамАЗ». Именно эти события послужили толчком для быстрого роста экономики страны и, самое главное, для развития нашего города.

Сейчас мало кто вспоминает, с каким энтузиазмом началось здесь строительство, сколько молодежи приехало сюда со всех концов страны, какие фантастические проекты должны были воплотиться в жизнь! Сохранились фотографии, кадры хроники, но все же ощущение времени точнее передают художественные произведения. О «КамАЗе» писали много, и не только местные авторы — молодежная стройка была делом государственной важности. Наше внимание привлекло стихотворение московского поэта Николая Зиновьева «Ода на рождение автомобиля».

Именно оно стало предметом нашего исследования.

Стихотворение как нельзя лучше передает атмосферу самого яркого события тех лет: атмосферу дня, когда с конвейера завода (наконец-то!) сошел первый грузовик.

Актуальность работы мы видим в возможности передать современному читателю чувство гордости за свой город, за легендарный завод, за людей, которые его построили. Это были наши дедушки и бабушки. Это их молодость и наша общая история. А, как известно, невозможно оценивать настоящее, не зная прошлого.

Цель работы — выявить художественные и лингвистические особенности произведения, основываясь на литературных закономерностях и субъективном восприятии этого стихотворения.

Мы ставим перед собой следующие задачи:

  1.               Сделать анализ произведения с точки зрения языковых и идейно — художественных средств.
  2.               Сопоставить факты из поэтического текста с фактами из истории «КамАЗа» и биографии поэта.

В работе использовался сравнительно — сопоставительный и аналитический метод исследования.

Основная часть.

«Ода на рождение автомобиля» Н. Зиновьева — одно из многих поэтических произведений, посвященных выходу в свет первого в истории Советского Союза большегруза «КамАЗ». Точная дата создания «Оды»... неизвестна. Однако тема произведения и история его написания позволяют нам предположить, что родилось стихотворение в семидесятые годы ХХ века. Именно это время в истории Набережных Челнов ознаменовано периодом строительства мощного автокомплекса «КамАЗ». Тогда к этому уникальному явлению было приковано, без преувеличения, внимание всей страны. Настоящее творческое шефство над Всесоюзной ударной стройкой на себя взяли редакции очень популярных в ту пору столичных журналов «Огонек», «Новый Мир», «Молодой коммунист». Писатели, журналисты регулярно приезжали в Набережные Челны, чтобы подробно передать читателям свои «отчеты с передовой». В число таких гостей города вошел и московский поэт Николай Зиновьев, член творческой делегации от журнала «Новый мир». Выйдя в свет в 70 — е годы прошлого века наряду со многими другими произведениями о «КамАЗе», «Ода»... Н. Зиновьева отличалась художественным и стилистическим своеобразием, производящим впечатление и на современного читателя. «Ода»... — это не только описание главного для нашего города события последних десятилетий прошедшего века, но и прославление достигнутого — «КамАЗа» как завода и как грузовика.

Все в произведении составляет одну большую картину, где каждый предмет пропитан чувством гордости и переживания за «КамАЗ». Приковывает наше внимание название стихотворения, определяющее и его жанр — «Ода на рождение автомобиля». Оно представляет собой своеобразную, талантливо обыгранную поэтом метафору: ода — торжественное стихотворение в честь важного события, событие — «появления на свет», рождение нового «чуда», большегруза «КамАЗ». То есть автор ознаменовал выход в свет первого «КамАЗа» как рождение новой «жизни». Причем, читай подтекстом — жизни огромного, нового, технически передового на тот момент автогиганта — завода, жизни нового, мощного грузовика, жизни нового, молодого города. И каждая «жизнь» со своим будущем, на которое возлагаются большие надежды.

«Ода»... Николая Зиновьева — восемьдесят торжественных строк, помимо такого емкого метафоричного названия, отражающего глубокий идейный замысел поэта, отличается и композиционными особенностями. Мы сразу отмечаем, что в стихотворении отсутствует разделение на главы, строфы, но при внимательном чтении можно выделить смысловые части. Всего в «Оде»... таких частей четыре, каждая обладает индивидуальным ритмом, своеобразной стилистикой.

Первые двадцать четыре строки стихотворения, по нашему мнению, образуют смысловую главу, которую можно назвать «Обратный отсчет». Эта часть самая напряженная. В ней отражены кадры волнительного, заключенного в двенадцать секунд ожидания выхода в свет первого, «особого», «КамАЗа». Здесь читаем:

Волненье с трудом переносим…

Тревога. Надежда. Честь…

Волнуются, ждут камазовцы....

«Особый» этот «КамАЗ», потому что именно он в дальнейшем послужит «великим отцом» других грузовых автомобилей:

Пусть все машины, как дети, сейчас улыбнутся в мире.

Тревожность момента сопровождается разорванностью сознания ожидающих, их растерянностью. В тексте поэт передает это состояния с помощью большого количества односоставных (назывных) предложений, в то же время отражающих динамику эмоций и переживаемых чувств:

Тревога. Надежда. Честь.

Почти байконурский ветер...

Стоим в ожидании пуска.

Останавливает взгляд яркая метафора «удары звездного пульса». Она, изображая частоту возрастающего напряжения, моментально переключает наше внимание на другую важную мысль поэта. Эта мысль о значимости ожидаемого события. Уже в этой части «Оды»... Николай Зиновьев постепенно начинает раздвигать рамки повествования «о рождении» «КамАЗа». Автор расширяет границы до уровня Вселенной, увеличивает «вес» события до самого большого в истории человечества прошедших десятилетий:

...почти байконурский ветер...

...как будто в стоп-кадре века.

Этим же оправданы использованные во многих предложениях многоточия. Они, одновременно передавая разорванность сознания, также обозначают большие пределы его существования.

Конец первой части плавно переходит в начало второй, части, где мы уже не на митинге, поэт переносит нас в автосборочный цех, в чрево, где «зарождается» «душа» КамАЗа.

Николай Зиновьев опять уделяет внимание масштабности описываемого события. Особое значение приобретают категории времени и пространства. Они постоянно меняются, переплетаясь, образуют хронотоп. Поэт говорит о значимости именно этого места именно в это время:

Налево — робот. Направо — робот.

Станков там — там.

И чуткий, цепкий робота хобот — то тут, то там....

Все это связано со стремительным темпом стройки, с надеждами на технический прорыв в конце ХХ века, толчком для которого послужил именно «КамАЗ», его создание.

Юрий Петрушин, руководитель проекта, посвященного 40 — летию с начала строительства «КамАЗа» и 90 — летию ВЛКСМ, писал о том, что 70 — е годы ХХ века "... нашей страны позже были оценены историками как период экономической и политической стагнации. Однако уникальное явление под названием КАМАЗ никак не вписывается в рамки эпохи застоя: напротив — здесь царила атмосфера непоказного энтузиазма, неподдельного вдохновения, коллективной души».

Николай Зиновьев же в «Оде»... отмечает это явление словами:

Нас время затормозило

и, новый заряд даруя,

на скорость переключило -

космическую, вторую!..

Передать ощущение накала, динамизма происходящего помогают эллиптические предложения, где тире на месте сказуемого создают ощущение быстротечности времени:

Секунда — деталь. Минута — машина…

А навстречу — движенья стальная магия!

Налево — робот. Направо — робот.

Помимо динамики движения, Н.Зиновьев в этом отрывке говорит о новых технологиях. Механизм производства «КамАЗов» впечатляет и поражает поэта. Невольно Н. Зиновьев сравнивает его с «многоруким» Богом, уничтожающим мир и других богов для обновления и создания лучшего — с Богом Шивой:

О автогигант, многорукий Шива!

В этом масштабность происходящего. «Появление на свет» новых грузовиков оказывает большое влияние не только на экономику Советского Союза, но и на весь мир:

...на Кубе, в Анголе, в Йемене эту машину ждут....

Здесь впервые появляется образ реки из автомобилей:

Как будто река форелью,

сверкая, движется сталь!

Вспомним, что в литературе это вполне устойчивый символ, символ мирового потока явлений, символ уходящего времени.

Третья часть «Оды»... — самая маленькая. Это небольшой отрывок, служащий переходом к самому главному — четвертому. Здесь появляется лирический герой. Его глазами мы видим реку из «КамАЗов». Она поражает масштабами, мы слышим «рядом с Камой шум новой, большой реки!".

Лирический герой ведет непринужденную беседу с читателем, тема ее — «КамАЗ». Мы узнаем, что в нем совмещены черты нового и старого:

...черты допотопного «АМО» на миг показались вдруг.

Герой «слышит» время, идет с ним в ногу и не спешит. Он впитывает в себя все самое лучшее и в то же время выступает символом «нового» и «светлого».

О движении времени мы вспоминаем, когда рядом с «КамАЗом» в стихотворении возникает его главный символ — конь Аргамак. Конь олицетворяет скорость, красоту, грацию и благородство. И действительно, «КамАЗ» — настоящий «стальной конь», уверенно скачущий вперед. Непрекращающееся движение коня поэт искусно передает с помощью художественного приема — аллитерации:

Как будто бы ветров ропот

и топот, топот, топот,

коней уходящих цокот....

Четвертая часть, несомненно, центральная в «Оде».... В этом отрывке Н. Зиновьев проводит черту между прошлым и будущим, возвращаясь к развернутой метафоре. Река — источник жизни человека. В прошлом это был естественный поток воды, в настоящем — нескончаемый «ПОТОК» машин, во главе с «КамАЗом». И тот, и этот совмещены в сознании человека в единую «артерию» жизни:

У рек назначенье свято…

Любил у реки задумываться

всяк русский во все века....

Но автор, проводя параллель со стихотворением Есенина «Сорокоуст» («Пей, жеребенок хороший, тумана теплый кумыс!"), отмечает, что «старое» и приходящее ему на смену «новое» немыслимы вместе:

У каждой свой звездный час.

Была Ангара когда — то,

сегодня — река КамАЗ!

В любом противостоянии всегда побеждает «новое». Поэт тоже возлагает большие надежды на «новое» — на «КамАЗ»:

... я вижу — в море будущего

впадает авторека!

Н. Зиновьев верит в светлое и счастливое будущее, где источником жизни и успеха человека будет большая «река КамАЗ».

Композиция стихотворения кольцевая. В конце четвертой части поэт снова возвращает нас к толпе зрителей, жаждущих встретить «КамАЗ»:

И вот он — первый, особый,

вдали гудит наконец,

сияющий, краснолобый

девятитонный малец!

Все описанное поместилось в двенадцать секунд тревожного ожидания...

Заключение.

Итак, знаменательное событие в истории нашего родного города — строительство мощного автокомплекса и выпуск «КамАЗа» — отразилось в творчестве не только поэтов — земляков, но и в поэзии российских писателей. «Ода на рождение автомобиля» Николая Зиновьева — торжественный гимн, посвященный и «КамАЗу», и автогиганту заводу, и его строителям. В стихотворении есть сквозные метафорические образы, которые помогают соотнести параллели: «КамАЗ» — «стальной конь», своим скачком вперед зародивший начало большого и быстрого течения реки, нескончаемого ПОТОКА новых машин.

Поэт в «Оде»... — оправданный мечтатель о светлом будущем «КамАЗа». Это стихотворение — возможность погрузиться в эпоху, пережить волнение тех лет, стать ближе младшему и старшему поколению челнинцев. Можно с уверенностью сказать, что «Ода на рождение автомобиля» — большой подарок нашему родному городу и нашей истории.

 

Литература:

 

  1.               «Под небом высоким»: Антология челнинской поэзии. — Казань: 2008. (под редакцией Николая Алешкова).
  2.               Пути анализа художественного произведения. Русская литература 20 века. В 2ч. Часть 2/ Е. А. Папкова; МГИМО(У) МИД России, 2007. -200с.
Основные термины (генерируются автоматически): поэт, Советский Союз, стихотворение, лирический герой, московский поэт, мощный автокомплекс, родной город, современный читатель, уникальное явление, жизнь нового.


Похожие статьи

Попытка культурологического рассмотрения экзистенциальных идей в пьесе А. С. Пушкина «Каменный гость»

Окказиональные сравнения в прозе О. Славниковой (на материале рассказа «Любовь в седьмом вагоне»)

Мотив расторжения брака в повести К. В. Назарьевой «Специалист»: к вопросу об особенностях поэтики и проблематики беллетристики

Поэзия XXI века — `бронзовый век` русской литературы. Целостный анализ лирического стихотворения И.Жданова «Соломенную кладку полусвета…»

Анализ лингво-культурологического кода как путь к пониманию художественного текста (на материале стихотворения В. Ф. Ходасевича «Перед зеркалом»)

О структуре художественного образа (на материале романа А. Рекемчука «Нежный возраст»)

Цикл «Стихи к Блоку» как выражение субъективных представлений Марины Цветаевой о Блоке

Ключевые слова тематической группы «внешность героев», их ассоциативно-вербальные связи в лексической структуре текста повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Словообразовательный анализ производной лексики романа В. П. Аксёнова «Вольтерьянцы и вольтерьянки»

Употребление фразеологизмов в творчестве М. М. Пришвина (на примере произведений «Кладовая солнца», «Кащеева цепь»)

Похожие статьи

Попытка культурологического рассмотрения экзистенциальных идей в пьесе А. С. Пушкина «Каменный гость»

Окказиональные сравнения в прозе О. Славниковой (на материале рассказа «Любовь в седьмом вагоне»)

Мотив расторжения брака в повести К. В. Назарьевой «Специалист»: к вопросу об особенностях поэтики и проблематики беллетристики

Поэзия XXI века — `бронзовый век` русской литературы. Целостный анализ лирического стихотворения И.Жданова «Соломенную кладку полусвета…»

Анализ лингво-культурологического кода как путь к пониманию художественного текста (на материале стихотворения В. Ф. Ходасевича «Перед зеркалом»)

О структуре художественного образа (на материале романа А. Рекемчука «Нежный возраст»)

Цикл «Стихи к Блоку» как выражение субъективных представлений Марины Цветаевой о Блоке

Ключевые слова тематической группы «внешность героев», их ассоциативно-вербальные связи в лексической структуре текста повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Словообразовательный анализ производной лексики романа В. П. Аксёнова «Вольтерьянцы и вольтерьянки»

Употребление фразеологизмов в творчестве М. М. Пришвина (на примере произведений «Кладовая солнца», «Кащеева цепь»)

Задать вопрос