Поэт и мир: «молчать» или «кричать»? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №10 (51) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 23.10.2021

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Рольбинова, А. А. Поэт и мир: «молчать» или «кричать»? / А. А. Рольбинова, Л. И. Тевелева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 10 (51). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/young/archive/51/2668/ (дата обращения: 16.11.2024).



Что делать, чтобы быть услышанным и понятым? « Молчать », чтобы не уподобиться лжецу, или « кричать », чтобы настоять на своем? Оба исхода на первый взгляд кажутся парадоксальными, если не брать в расчет историческую реальность.

В центре внимания автора настоящего исследования — проблема авторской позиции, рефлексии влирике поэтов XIX–XX вв. (В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, О. Э. Мандельштам, В. В. Маяковский).

В работе рассматривается исторический период с 1819 по 1913 годы. Для России и ее граждан это время социальных катаклизмов, несомненно, повлиявших на состояние литературного процесса (романтизм Жуковского — футуризм Маяковского).

Общий мотив , находившийся в поле зрения каждого из названных поэтов — это мотив «невыразимого» , то есть объективной невозможности человеческого языка, природы постичь и выразить масштаб мироздания.

Для России 20х годов 21 века этот выбор: « молчать » или « кричать » — по-прежнему актуален. Каждый из нас хочет обрести истину и снова, как и два века тому назад, порой говорит себе: «Молчи, скрывайся и таи…» (подобно Тютчеву) или взывает: «Послушайте!» (подобно Маяковскому). Что предпочесть?

1819 год. Поэту В . А . Жуковскому 36 лет. Лирический герой его стихотворения «Невыразимое» — герой-романтик, которого влечёт «иной» мир — естество, божественная живая природа, он хочет постичь его тайну, он пытается выразить НЕВЫРАЗИМОЕ.

Каково художественное пространство текста? Лирический герой одновременно пребывает в двух мирах: «видимом очами» («пламень облаков», «дрожанье вод», «картины берегов») и в мире «ненаречённого», «смутного». Он ощущает болезненное чувство оттого, что не может выразить словами эмоции, задаёт себе множество вопросов, но так и не может найти на них ответы. Герой в смятении, он искренне не понимает, как «высвободить», облечь в слова всё то, что находится у него в душе, поэтому и взволнован, задаёт главный вопрос: «Невыразимое подвластно ль выраженью?»

Герой Жуковского осознаёт, что душа — это хранилище впечатлений, но в ней — разлад (от несоответствия действительности и идеала). Жизнь души, как и жизнь «дивной природы», НЕВЫРАЗИМЫ, и только в молчании человек способен сосредоточиться на главном — познании самого себя («И лишь молчание понятно говорит…»).

1830 год. Поэту Ф . И . Тютчеву 27 лет. «Silentium!» — это обет, клятва, призыв лирического героя поэта. Жизнь души, жизнь «в себе самом» — это таинство, это не для посторонних. Нарушить это молчание — значит разрушить гармонию.

В центре внимания автора — романтический конфликт жизни души и «наружного шума» (действительности). Этот конфликт — вне человека, он в самом устройстве мира.

Лирический герой — романтическая личность (не приемлет несовершенный реальный мир, стремится к некому идеалу, испытывает духовное одиночество).

Философская идея Тютчева:

  1. Человек — это частица бесконечной Вселенной
  2. Истина скрыта от человека в бездне хаоса
  3. Истинная жизнь человека — это жизнь его души

Мир человеческих чувств и мыслей — мир истинный, но непознаваемый . Стоит мысли облечься в словесную, то есть внешнюю оболочку, она искажается.

Следовательно, Silentium! Это воплощённое желание автора предостеречь человека от разрушения цельности его внутреннего мира, направить его внутрь себя, то есть к истине.

Молчание больше слова, этого «бледного слепка души». Молчание поистине правдиво, так как это уподобление Творцу, который создавал мироздание и молчал…

1887 год. Поэту А. А. Фету 67 лет. В стихотворении «Как беден наш язык...!» он размышляет, в состоянии ли человек выразить «тёмный бред» души.

Пространство поэта — его воображение («крылатый слова звук») и реальный мир («трав неясный запах»). Пространство его лирического героя — «бедный язык» и то, «что буйствует в груди».

В представлении Фета человек и природа едины, конфликт имеет место внутри человека (от невозможности выразить себя).

Основная мысль стихотворения: не язык слаб, а чувство бесконечно, его нельзя, невозможно уложить в словесную формулу…

Что объединяет позиции В. А. Жуковского и А. А. Фета?

  1. Оба поэта настаивают на ограниченных возможностях человека по сравнению с «живой природой»
  2. В текстах их стихотворений активно заявлена тема истинности, первичности внутренней жизни, жизни духа
  3. И Жуковский, и Фет говорят об особой миссии поэта, который способен примирить два мира, поскольку его пространство — сердце, душа, а они молчаливы, не нуждаются в словах

Жуковский: И есть слова для … красоты…

Фет: Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету… бред души…

1910 год. Поэту О . Э . Мандельштаму 19 лет. Спустя 80 лет он пишет стихотворение «Silentium», вторя Тютчеву. Правда, не совсем вторя. Если у Тютчева это страстный призыв (в названии содержится восклицание), то у Мандельштама это предмет размышления: поэт рассуждает о природе лирики, об изначальной связи музыки и слова. В мире людей эти понятия разделены. Чтобы их соединить, нужно погрузиться в молчание, отринуть суету.

Мандельштам разделяет позицию А. Фета: «Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны. Нет музыкального настроения — нет художественного произведения».

Лирический герой наслаждается тишиной, созерцает окружающий мир, хочет, чтобы его краски и звуки сохранили первозданность («Останься пеной, Афродита, и слово, в музыку вернись…»).

«Ненарушаемая связь всего живого» — в «первоначальной немоте», как в миг создания Божьего мира. Это же — отправная точка, начало творческого процесса, внутренняя сосредоточенность, тишина, молчание.

1913 год. Поэту В . В . Маяковскому 19 лет. Его лирический герой — романтик. «Я — предтеча годов грядущей жестокости», — констатирует поэт.

Лирический герой в стихотворении «Нате!» — «бесценных слов мот и транжир» — открыл себя толпе, которая агрессивна по отношению к нему, недоверчива, груба, и его это ранит, поэтому он так резок и дерзок, «кривляется» … Эстетика Маяковского — экспрессионистская.

Экспрессионизм — это выражение боли художника-гуманиста по поводу несовершенства мира. Принцип ВЫражения преобладает над ИЗОбражением. Очень распространены мотивы боли и крика.

Полагают, что термин «экспрессионизм» был введён в 1910 году. Теоретик направления — австрийский писатель Герман Бар — заявлял: «Экспрессионист желает превыше всего выразить себя. Единый крик тревоги доносится из нашего времени».

Манифестом искусства экспрессионизма по праву считают картину норвежского художника Эдварда Мунка «Крик» (1893 год).

Концепция личности в экспрессионизме: человек — существо эмоциональное, «природное», чуждое индустриальному и рациональному, урбанистическому миру, в котором вынужден жить.

Мастер крика, ранний Маяковский, как и все экспрессионисты, не ИЗОбражает окружающий мир, а ВЫражает своё отношение к нему, стремится привлечь внимание броской метафорой, необычной лексикой, новыми ритмами.

Заглавие стихотворения — «Нате!» — страстно и энергично. Очевидна интонация вызова, надрывистого крика. Кому брошен вызов, адресован крик?

Четыре строфы текста содержат развёрнутую антитезу: «Я» лирического героя — «вы» (толпа).

Лирический герой

Толпа

Имеющий «имена»-«маски» («мот», «транжир», «грубый гунн»)

Обезличенная («ощетинит ножки стоглавая вошь»)

Возвышенный, утончённый («… бабочка поэтиного сердца»)

Обывательски ограниченная («…в усах капуста…»)

Энергичный, напористый («…я захохочу и радостно плюну…»)

Инертная, статичная («…ваш обрюзгший жир…»)

Открытый, искренний, щедрый («…я открыл столько стихов шкатулок», «…бесценных слов мот и транжир»)

Равнодушная, недоверчивая («вы смотрите устрицей из раковин вещей»)

Эпатирующий («…мне, грубому гунну, кривляться… не захочется»)

Агрессивная («толпа озвереет…»)

Творческий потенциал раннего Маяковского направлен на созидание, отсюда энергия, напор, уверенность.

Человек Маяковский — вчерашний провинциал, он потерялся в муравейнике города. Мир лирического героя стихотворения и толпы — это параллельные миры. Нет и не может быть точек соприкосновения...

Выдвинутая гипотеза : точка зрения поэта при осуществлении выбора: «молчать» или «кричать» — во многом объясняется принадлежностью к определенному литературному направлению, мировоззрением и гражданской позицией подтвердилась. Каждый из поэтов в этом смысле убедителен по-своему.

Выяснилось, что противостояние отсутствует : погружены ли поэты во внутренний мир, созерцая внешний (« молчат »), или, мечтая о гармонии, « кричат », стараясь быть услышанными, все они так или иначе заняты одним — постижением, поиском истины.



Задать вопрос