Пензенский железнодорожный узел: направление «Пенза — Рузаевка». Историческая реконструкция в объективе проектной технологии | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Исследование о родном крае Высокая теоретическая значимость

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №3 (55) март 2022 г.

Дата публикации: 04.03.2022

Статья просмотрена: 750 раз

Библиографическое описание:

Степанов, Д. И. Пензенский железнодорожный узел: направление «Пенза — Рузаевка». Историческая реконструкция в объективе проектной технологии / Д. И. Степанов, Е. А. Гуськов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 3 (55). — С. 19-24. — URL: https://moluch.ru/young/archive/55/2829/ (дата обращения: 22.11.2024).



Рельсы-рельсы,

Шпалы-шпалы,

Ехал поезд запоздалый...

(Отрывок из детской песни)

Удивительно, как много людей знают этот стишок из детства. Сразу представляется позитивная картина: рельсы, устремляющиеся в бесконечную даль, гудок поезда и мелькание вагонов. Но не все люди, отправляясь в дорогу и предпочитающие поезд, знают историю становления железнодорожного вида транспорта и его развития. В данной работе произведена историческая реконструкция процесса становления и развития Пензенского железнодорожного узла в объективе проектной технологии.

Если посмотреть на карту «Транспортные магистрали Пензенской области», то Пензенский железнодорожный узел- ничем необычным не покажется, тем более человеку далекому от железной дороги — обычное пересечение двух линий, одна из которых идет с запада на восток, другая пересекает её с севера на юг. Пензенский узел особенный и крупный.

https://c.radikal.ru/c25/2108/1f/c1e3be3e8320.gif

Здесь имеется четыре станций с названием «Пенза»: Пенза I, Пенза II, Пенза III, Пенза IV)- по одной на каждом направлении. По территории сёл Ухтинка, Бессоновка, Грабово, Вазерки, Пыркино и Проказна Бессоновского района Пензенской области проложен участок Куйбышевской железной дороги (РЖД) в направлении «Пенза-Рузаевка». Изучению состава данного участка, характеристик железнодорожных станций будет уделено пристальное внимание в ходе реконструкционной работы.

По данным Свободной энциклопедии «Векипедия» железнодоро́жный у́зел — пункт пересечения или примыкания нескольких железнодорожных линий (минимум трёх), ряд связанных соединительными ходами станций, работающих по единой технологии (во взаимодействии) и другой железнодорожной инфраструктуры.

Общий обзор исторического пути становления Пензенского железнодорожного узла составлен по материалам издания «Пензенская энциклопедия». Пенза — один из крупнейших железнодорожных узлов в центральной части России, связывающий Москву с районами Урала, Сибири, Дальнего Востока, государствами Средней Азии и Казахстаном. По территории Пензенской области проходят две ведущие железные дороги страны: Куйбышевская и Юго-Восточная.

Пензенский железнодорожный узел сформировался в несколько этапов с 1874 года и до 30–60-х годов XX века, что было уже при СССР.

Самой первой в город пришла Сызрано-Вяземская дорога, которую проложили из центральной России к Сызрани в 1874 году.

В мае 1870 г. «Пензенские губернские ведомости» писали о том, что «близ деревни Глебовки [недалеко от Башмаково] начаты работы по устройству полотна Моршанско-Сызранской железной дороги на протяжении одной версты». Ровно через три года та же газета сообщала: «В городе сильно распространен слух о том, что до Пензы от Моршанска полотно нашей вновь строящейся дороги будет готово к осени, и с августа по нему начнется движение рабочих поездов. Во всяком случае, одно можно утверждать положительно, что в самом неотдаленном будущем линия Моршанско-Сызранской железной дороги соединит нас со всем цивилизованным миром, и теперь мы, можно сказать, доживаем последние дни нашего захолустного одиночества. Приходит конец нашей замкнутости, и незавидное экономическое положение губернии, без сомнения, должно измениться к лучшему». На северной окраине Пензы полным ходом шла стройка паровозного сарая на два стойла, экипировочных помещений для паровозов и поворотного треугольника. На берегу Суры в 1874 г. была построена водокачка. Строительными работами руководил опытный инженер Борейша. Позже она станет станцией Пенза I. Пенза I и сейчас является главной пассажирской станцией Пензенской области.

На имя пензенского губернатора поступила телеграмма: «Господин Министр путей сообщения разрешил открыть на Моршанско-Сызранской железной дороге постоянное движение пассажирских и товарных поездов 11 октября сего года, о чем имею честь доложить вашему превосходительству». 12 октября 1874 года участок Моршанск — Пенза — Сызрань протяженностью 520 км открылся для грузовых и пассажирских поездов. Трасса была однопутной, ширина колеи 1524 мм. От Моршанска на Пензу в 15 часов 25 минут был отправлен скорый поезд № 1. К этому времени железнодорожный подвижной состав насчитывал 16 товарно-пассажирских паровозов серии «А» Коломенского завода, 26 товарных паровозов, 52 пассажирских и 15 багажных вагонов. Грузовой парк имел 530 крытых вагонов и 146 платформ.

От Моршанска до Сызрани было 23 станции, из которых 2 — первого класса, в Пензе и Сызрани, 4 — второго, а остальные — третьего и четвертого классов.

Открывается паровозное депо, ныне локомотивное депо Пенза-III, имевшее 4 паровозных стойла.

В 1880 году в Пензе открыто техническое железнодорожное училище Моршанско-Сызранской железной дороги. Выпускники направлялись на работу в паровозное депо, мастерские и технические пункты по ремонту вагонов.

В 1889 году Моршанско-Сызранская железная дорога была выкуплена правительством, слита с другими участками и преобразована в Сызранско-Вяземскую.

К концу 1870-х годов товарооборот возрос вдвое. Через станцию Пенза в сутки проходило 2пары пассажирских и свыше 10 товарных составов. Центр и Запад страны, в том числе балтийские порты, через этот путь связывались с районами, богатыми хлебом и другой сельскохозяйственной продукцией, — Волгой, Уралом, Сибирью, Средней Азией.

В 1895 году была построена новая линия Рузаевка — Пенза, Московско-Казанской железной дороги, которая пришла в Пензу с севера. По этой линии узел получил связь с Казанью и Ромодановским вокзалом Нижнего Новгорода, того самого что стоял некогда на южном берегу Оки. Эту линию практически сразу же начали продолжать на юг, к станции Ртищево Рязано-Уральской дороги. Участок на Ртищево построили в 1896 году.

16 декабря 1895 года был открыт участок Пенза — Рузаевка, соединивший Московско-Казанскую и Сызрано-Вяземскую дороги. Губерния получила выход на Сибирь, к верхней Волге и второй путь на Москву, который был длиннее первого на 43 км. В районе дороги имелись избытки хлеба, пеньки, лука и другой продукции. Трасса использовалась и для транзитных грузов.

Таким образом к началу XX столетия Пензенский узел в общих чертах был сформирован. 1 декабря 1896 года началось движение по линии, связавшей Пензу через Ртищево с южными губерниями России, с Черным и Азовским морями. Пенза становится крупным железнодорожным узлом, имеющим общероссийское значение. В это время строится несколько станций, а также внутриузловые транспортные развязки. Станция Пенза-III выполняла роль передаточного пункта между Рязано-Уральской и Сызрано-Вяземской дорогами. При отсутствии судоходных рек и шоссейных дорог железная дорога решала проблему вывоза сельскохозяйственных продуктов, способствовала дальнейшему развитию производительных сил края.

После окончания Гражданской войны началось дальнейшее развитие железнодорожного транспорта. В 1923 году обновился подвижной состав. В 1923 году станция Пенза I получает новый более крупный вокзал, строить который начали еще до революции.

В 1924 году были установлены решетчатые светофоры. В 1927 году стрелочные переводы оборудованы контрольными замками, в 1928 году установлены телефоны и селекторные аппараты. В 20-е годы построили перемычку от станции Пенза IV, которая стоит на выходе на север в сторону Рузаевки, к сортировочной грузовой Пенза III, образовав сквозной проезд через узел с севера на юг и съезд-петлю со стороны Пензы IV и Рузаевки к западной горловине пассажирской станции Пенза I.

В 30 годы в связи с индустриализацией страны было принято решение сделать 2-х путной железную дорогу от Сызрани до Пензы и далее с поворотом на 90 градусов на юг, к Ртищево, Балашову и Харькову.

Эта дорога должна была связать индустриальный восток Украины, с районами Урала и Поволжья. Тогда же была заложена громадная сортировочная станция Пенза III, стоящая на выходе из узла на юг, в сторону Ртищево.

Вот именно это решение на много десятилетий вперед определило конфигурацию Пензенского железнодорожного узла, сформировало его в нынешнем виде.

В феврале 1939 года создается Пензенская железная дорога, которая состояла из главной линии Таловая — Поворино — Балашов — Кузнецк. В 1946 году организовано Пензенское отделение Куйбышевской железной дороги, которое работает и поныне.

Таким образом образовался крупный стыковой узел, через который проходило три магистральных направления.

Одно — самое важное и транзитное, от Сызрани до Ртищево. Второе которое его дополняло от Рузаевки, по нему поезда через Пензу шли на юг от Горького (Нижнего Новгорода), а также от Казани и северной части Уральского промышленного района.

И наконец третье магистральное направление это — самая первая историческая линия от Ряжска, которая примерно с середины прошлого века так и осталась второстепенной, однопутной и тепловозной.

Основной стыковой станцией всего узла, где меняются грузовые электровозы стала Пенза III- станция, которая тянется на юг на много километров со своими бесконечными депо и грузовыми парками. Для пассажирских поездов стыковой является Пенза I. Сюда с юга заезжают под замену пассажирские электровозы переменного тока. Небольшой участок Пенза III — Пенза I работает в режиме переключения с одного рода тока на другой.

Все пассажирские поезда, которые идут с востока на юг, заезжают на станцию Пенза I, где меняют тягу на «переменную» и заодно направление движения. Те, что идут с севера, как наш крымский поезд, попадают на станцию Пенза I по петле со стороны западной горловины и направление движения при смене тяги не меняют.

Иногда через Пензу I со стороны Ряжска идут грузовые поезда, так им тягу меняют либо на станции Пенза II, если они дальше идут на Сызрань, либо на Пенза III, если они двигаются на Ртищево.

В таком виде Пензенский узел существует примерно с середины 60-х годов прошлого века.

В материалах статьи Александра Савенкова «Пройти путь от кочегара до главы правления железной дороги», опубликованной в газете «Куйбышевский железнодорожник» 06.09.2019 и 13.09.2019, упоминается период начала строительства участка Пенза — Рузаевка, соединившего Московско-Казанскую и Сызрано-Вяземскую дороги, и приводятся сведения о личности, стоявшей у истока строительства. «Общество Московско-Казанской железной дороги получило разрешение на строительство линии Рузаевка — Сызрань — Пенза — Батраки с боковой веткой Инза — Симбирск в 1895 году.

В статье говорится о «Семействе «железнодорожных королей» фон Мекков», один из представителей которых занимал выдающееся место как в экономической, так и в общественной и культурной жизни России… Более всего известно имя фон Мекков как выдающихся строителей железных дорог. Достойным продолжателем дела стал старший семейства — Николай Карлович, человек многогранный и талантливый, честно послуживший России. Современники отмечали не только его высокую работоспособность, но и наследственную хватку предпринимателя. Не имея инженерного образования (он был юристом), но готовясь к транспортной карьере, Николай добросовестно овладевал железнодорожными знаниями. Свой рабочий путь на «чугунке» он начал с азов: с кочегара на паровозе, затем машиниста, конторщика службы движения, стрелочника, дежурного по станции, таксировщика, работал в депо и на путях.

В 1891 году Николай Карлович был избран членом, а затем и председателем правления общества Московско-Казанской железной дороги. На посту председателя он находился долгих 27 лет, до осени 1918 года, когда все частные дороги были национализированы.Став руководителем Московско-Казанской железной дороги, Николай Карлович фон Мекк многое сделал для её развития.Николай фон Мекк оказывал максимальную поддержку инженерной мысли, видя в высоком современном техническом оснащении магистрали её мощь и конкурентоспособность. Дорога постоянно выявляла творческих людей, не случайно она стала своеобразной лабораторией, полигоном для новых машин, современной системы связи, продуманных погрузочно-разгрузочных операций. Наиболее интенсивный период строительства приходится на 1894–1913 годы. Это период прокладки дороги до Казани, линии Рузаевка — Пенза, Рузаевка — Батраки, Инза — Симбирск.

Этот исторический факт упоминается и в книге «Во благо Отечества: из истории предпринимательства Пензенской губернии» советского и российского историка и краеведа, журналиста, писателя Алекса́ндра Васи́льевича Тю́стина. Он отмечает, что «…Своим железнодорожным выходом в Северном направлении Пенза обязана талантливым предпринимателям фон Меккам, соединившим возможности частнохозяйственных конфессий и государственной финансовой поддержки…при Николае Карловиче был построен участок Рузаевка-Пенза, протяженностью 143 км. Крупные станции этой дороги превратились в центры специфических рыночных районов — Араповского, Булычевского, Танеевского, Лунинского, Бессоновского. Они тяготели к Нижегородской губернии, что способствовало активному перемещению товаров на Нижегородскую ярмарку».

По данным издания «Пензенская энциклопедия» участок Пенза — Рузаевка, соединивший Московско-Казанскую и Сызрано-Вяземскую дороги был открыт 16 декабря 1895 года. На сайте жд.билеты размещено расписание движения Скорого поезда номер 276Й по маршруту Пенза 1 — Рузаевка. Проведено изучение расписания движения, определены остановочные пункты на пути следования.

На линии организовано 24 остановочных пункта, из них: 10 станций; 14 остановочных пунктов-платформ. промежуточные станции. В ходе выполнения проекта установлено, что участок Куйбышевской железной дороги (РЖД) в направлении «Пенза-Рузаевка» располагается на территориях к северу от города Пензы, в пределах Бессоновского, Лунинского, Иссинского районов.

Посещены и изучены станции, организованные на территории Бессоновского района Пензенской области. Всего их на участке Куйбышевской железной дороги (РЖД) в направлении «Пенза-Рузаевка» организовано 3 станции в населенных пунктах Бессоновка, Грабово, Проказна и 3 остановочных пунктов: 1 дополнительно в селе Бессоновка, 1 в селе Грабово, 2 в Вазерках, 1 в Пыркино.

Разработаны чек-листы с заданиями, по которым, в ходе посещения объектов, составлялась характеристика железнодорожных станций. В качестве примера приводится Чек-лист характеристики железнодорожной станции в селе Бессоновке.

  1. Наименование станции- Бессоновка
  2. Адрес места расположения (наименование населенного пункта, улицы и дома): Пензенская область, Бессоновский р-он, с.Бессоновка, ул. Пристанционная, д. 25а
  3. Дата и время посещения.
  4. Историческая справка. Бессо́новка — промежуточная железнодорожная станция Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги, располагается в районном центре Бессоновка Пензенской области. Через станцию осуществляется пригородное сообщение на Пензу, Рузаевку. Открыта в 1926 году на линии Пенза — Рузаевка. Электрифицирована постоянным током в 1969 году
  5. Географические координаты: 53°с. ш. 45°02′в. д.
  6. Наличие посадочных платформ, здания станции: Количество путей. Путевое развитие состоит из 5 путей: 2 главных (№ 1, 2), 2 приёмо-отправочных (№ 3, 4) и 1 отправочного (№ 5) [4]. В чётной горловине к станции примыкает двухпутный перегон Бессоновка — Пенза-4; в нечётной — однопутный перегон Бессоновка — Грабово. В нечётной горловине станции располагается неохраняемый переезд. Особенности организации деятельности станции (продажа пассажирских билетов; отправка грузов,и т. д.); Станция включена в диспетчерскую централизацию участка Пенза — Красный Узел. Станция переведена на диспетчерское управление. Управление стрелками и сигналами при передаче станции на сезонное или резервное управление осуществляется дежурным по станции. Деятельность: продажа пассажирских билетов; приём и выдача повагонных отправок грузов (открытые площадки). Начальник станции с 1998 года Наталья Анатольевна Кузьмина

По результатам проведенной работы составлена интерактивная карта с указанием остановочных пунктов и станций на территории Бессоновского района Пензенской области на участке Куйбышевской железной дороги (РЖД) в направлении «Пенза-Рузаевка» с целью транслирования информации о наличии остановочных платформ и железнодорожных станций посредством популярных мессенджеров.

Литература:

  1. А.Савенков «Пройти путь от кочегара до главы правления железной дороги» \Газета «Куйбышевский железнодорожник», номера от 06.09.2019г., 13.09.2019г.
  2. Во благо Отечества: Из истории предпринимательства Пензенской губернии: [Справочно- учебное пособие]. Издательство: Москва: Изд-во Института философии РАН (ИФ РАН), 2004. Серия: Золотая книга России.
  3. Пензенская энциклопедия: / Гл. ред. К. Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.


Похожие статьи

Вышневолоцкий краеведческий музей: история создания и развитие экспозиций

Роль природно-ландшафтной ситуации в возникновении и развитии города Борисоглебска

Из опыта архивных исследований Юринского историко-художественного музея: местное кирпичное и гончарное производство

Забытые страницы истории Кемеровской области. История села Христорождественского, ставшего в дальнейшем Островской площадкой

Программа по краеведению «Город на 150-й версте»

Ишим в годы Великой Отечественной войны (на примере фондов Ишимского историко-краеведческого музея)

Сказочная традиция земли Арзамасской: прошлое и настоящее

Пассажирский транспорт г. Курска в годы довоенных пятилеток

Малый город России: в поисках культурного своеобразия

Храм, посвященный преподобному Онуфрию Великому в городе-курорте Анапа: историко-архитектурный аспект изучения

Похожие статьи

Вышневолоцкий краеведческий музей: история создания и развитие экспозиций

Роль природно-ландшафтной ситуации в возникновении и развитии города Борисоглебска

Из опыта архивных исследований Юринского историко-художественного музея: местное кирпичное и гончарное производство

Забытые страницы истории Кемеровской области. История села Христорождественского, ставшего в дальнейшем Островской площадкой

Программа по краеведению «Город на 150-й версте»

Ишим в годы Великой Отечественной войны (на примере фондов Ишимского историко-краеведческого музея)

Сказочная традиция земли Арзамасской: прошлое и настоящее

Пассажирский транспорт г. Курска в годы довоенных пятилеток

Малый город России: в поисках культурного своеобразия

Храм, посвященный преподобному Онуфрию Великому в городе-курорте Анапа: историко-архитектурный аспект изучения

Задать вопрос