Анализ и интерпретация сюжетов Чаринского фольклора в этнографическом контексте | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №7 (27) июль 2019 г.

Дата публикации: 13.06.2019

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Габышева А. П., Габышев П. Д. Анализ и интерпретация сюжетов Чаринского фольклора в этнографическом контексте // Юный ученый. — 2019. — №7.1. — С. 6-8. — URL https://moluch.ru/young/archive/27/1623/ (дата обращения: 26.01.2020).



 

В течение ряда лет усилиями членов кружка «Поиск» в изучении Чаринского фольклора были достигнуты определенные успехи. Однако сюжетные интерпретации легенд и преданий еще не была предметом специального изучения. В настоящее время актуально исследование локальных фольклорных традиций в свете новых археологических и этнографических изысканий. Мифы, легенды и предания Чаринских якутов еще слабо изучены, а между тем она представляет богатый этнографический материал самобытным сюжетом, композицией и содержанием который дает возможность реконструировать материальную и духовную культуру Чаринских якутов.

Изучение Чаринских преданий, легенд и мифов как уникального архаичного пласта народной культуры позволяет приблизиться к пониманию всей системы традиционного фольклора якутов, и актуальны для дальнейших исторических и этнографических исследований, и может в дальнейшем послужить сохранению исторической памяти потомков родового племени Мэйик. Все вышесказанное объясняет тот факт, что научное осмысление, изучение и анализ фольклора Чаринских якутов выдвигается в ряд наиболее актуальных проблем в истории изучения родного края.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является анализ и интерпретация сюжетов Чаринского фольклора в этнографическом контексте

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

–        определить фольклорно-этнографический фон формирования Чаринского фольклора

–        провести сюжетную интерпретацию и систематизацию фольклорного материала;

–        выявить особенности мифов, легенд и преданий в свете общеякутских фольклорных традиций.

Объект исследования — мифы, легенды и предания Чаринских якутов.

Предмет исследования — сюжеты сказочного, фольклорного и охотничьих традиций

Методологическую основу исследования составили работы

Г. В. Ксенофонтова, Г. У. Эргиса, С. И. Боло и др.; историко-этнографические работы кружка «Поиск».

Работа основа на сравнительно историческом анализе и интерпретации преданий и легенд.

Новизна и практическая значимость исследования

В первую очередь новизна работы заключается в том, что впервые дается попытка изучения фольклора Чаринских якутов этнографическом контексте.. Результаты исследования могут быть полезны в изучении истории родного края и даст возможность изучение местных преданий и легенд и дополнит историю Олекминского улуса фольклором чаринских якутов.

Источниковедческая база исследования. Исследование основано на ранее исследованных работах членов кружка «Поиск», и на материалах, хранящихся в архиве школьного музея.

Из истории собирания фольклора в Жарханском национальном наслеге.

Богатое и разнообразное устное творчество народа саха уникально и создавалось на протяжении всей его многовековой истории.

История собирания местного фольклора связана с именем учительницы якутского языка Анной Михайловной Багачановой. После создания кружка «Поиск» руководимый учителем истории Габышевым П. Д. началась активная собирательская деятельность, так 1987, 1989 году были организованы экспедиции с. Бес-Кель. Выбор маршрута экспедиции был не случайным и обусловлен необходимостью сбора не только фольклора, но и сбор музейного экспоната.

В Бесь-Келе еще проживали носители старейшины носители преданий. Это Аргылова В. И., Хастаева А., Хастаев Д. и др. было записано три предания и несколько бытовых рассказов связанные дореволюционным прошлым.

Были записаны и собраны варианты о Кудай -боотуре, о шаманов и богачах с. Олбут, Молбо, Бес-Келе и Токко.

Следующий этап собирания местного фольклора связан с систематизацией и изучением. Так, 1999 года члены кружка «Поиск» представили свои первые работы в улусной научно-практической конференции. Одна из работ, была основана на фольклорном материале, в которой исследуется методы народного лечения связанные с деятельностью незаурядных личностей, из числа местных жителей.

Более содержательный фольклорный материал содержится в брошюре С. Д. Сигаева, в реферате студента — заочника Сокорутова А. В., богатый фольклорный материал содержит в сборнике работ Багачановой А.М

Особое место в изучении дописьменной истории родного края заслуженно занимает кружок «Поиск». На научно-практических конференциях были представлены исследования этнической истории Чаринских якутов и топонимическое пространство бассейна реи Чары, т др.

В 17 веке основная масса якутов жила на средней Лене и по ее притокам, преимущественно в Лено-Амгинском междуречье. Этот период в истории Якутии получил «кыргыз уйэтэ», что значить «век войны» или «век битв и резни» А. П. Окладников в работе в «История Якутской АССР» в записях Линденау приводит сведения о том, что в Тыгынова время намский род присоединил Мэйитскую волость.(2)

Судя по историческому фольклору достигнув могущества и власти Тыгын, по словам Линденау, решил покорить и подчинить своей власти якутские роды.(3) Многие роды в том числе и Мэйикский род покинули родные места в поисках новой родины. И путь пролегал через Олекминский край.

Река Чара издавна привлекала многих якутских племен обилием пушнины, дикими животными, изобилием рыбы, многочисленными озерами, но скудность пастбищных лугов была основной причиной малочисленности якутского населения, которая компактно проживала в местах пригодных для разведения скота, находясь в окружении тунгусских племен, она сумела сохранить свой язык и культуру.

Совместное проживание наложило отпечаток на духовную и материальную культуру Чаринских якутов.

Итак, появление Мэйитского рода на реке Чара предположительно можно отнести к концу 16 века.

Анализ и интерпретация сюжетов Чаринского фольклора в этнографическом контексе

Предания — распространенный среди якутов фольклорный жанр. Исследователи отмечают, что в преданиях упоминают о встречи якутов с тунгусскими племенами, жившими по рекам Олекме и Вилюю. Иногда между ними происходят военные столкновения из-за охотничьих угодий или в результате межплеменного антагонизма. В одном из таких преданий повествуется о воинственном племен чангит, которые постоянно нападали на олекминских эвенков. Последнее сражение произошло на реке Токко у переката, которое носит название «ойун уорана». Эвенки сражались с чангитами в тесном ущелье. С обеих сторон был свой шаман, который камлал перед сражением, чтобы одержать победу. Из всех участников битвы остался в живых лишь эвенкийский шаман, по перекату — изгибу он перешел р. Токко остался жить на р. Тяня.По сведению охотников, что остатки стрел и наконечников тех времен и сейчас сохранились в деревьях, благодаря смоле. законсервировавшей их

Кто такие чангиты? по мнению Г. М. Васильевич «чангит» название очень древнего племени, которое постоянно нападала на эвенков.

По всей вероятности столкновение происходило из-за охотничьих угодий, которым славится бассейн реки Токко. По другим версиям это было столкновение двух шаманов якутского и эвенкийского. Они выбрали место, где река была мелкая и с перекатами. Забравшись на высокую скалу с противоположного берега, посылали стрелы друг в друга. Один из шаманов превратившийся в лося переходит перекат и пронзенной стрелой противника замертво падает, с тех пор это место называется перекат шамана.

Анализируя данное предание можно предположить, Чангиты контролировали территорию богатую пушниной, и вторжение незваных гостей, выходцев из другого эвенкийского рода привела к столкновению и происходила в то время, когда отдельные якутские роды обживали пригодные места.

Ясно одно, что событие происходило до прихода русских, относится оно к 17 веку и отражает целый период в истории народа саха. Этот периоду якутов получил название «кыргыс уйэтэ», что значит век «век войны».

Что касается нашего предания то это единичное упоминания кровавого столкновения. В целом оживания происходило мирным путем.

Замечательным знатоком старины и хранительницей преданий была 87 летняя жительница Бес-Келя Аргылова В. И., которая могла рассказать не только о происхождении своего наслега, но знала родословную многих жителей.

Так распространенная фамилия Худаев берет родословную с легендарного силача «Кудай- боотур». О похождении силача и события, связанных с ним рассказывается в нескольких преданий в различных вариантах и сюжетах.

Интересно то, что название «Кудай» или «Худай» встречаются в названиях местностей, например в Кыллахе «1 –Нерюктяя».

Дальнейшее историко-сравнительное изучение этнонима «Худай» раскроет древнюю историю заселение бассейна реки Чары тюрко-монгольскими племенами. Это касается и этнонимов «Оргул» и «Хаа». Один из интересных сюжетов связан с происхождением фамилий среди местных жителей. Информатор Селляев В. М. о происхождении своей фамилии говорит, что раньше, когда крестили, местный поп спросил их далеких предков, кого рода и племени то будешь, на то якобы ответил, что мы люди Эллэйя, что стародавнее время прибыли на Олекму с Эллэйем, тогда ответил священник отныне ты будешь носить фамилию Селляев. В некоторых преданиях, записанных С. И. Боло в 1920-х годах, рассказывается о путешествии Омогоя со своими сорока людьми их верховьев Лены. Сперва они остановились около устья Олекмы и доплыли до долины Туймады, в некоторых сюжетах Эллэй тоже останавливался в устье Олекмы.

Более поздний вариант легенда об Элэмэсэ человеке с белыми ногами носит легендарный характер. Переходя от поколения к поколению, оброс мифологическими мотивами и сказочной фантастикой. В этой легенде мы видим, как человек после смерти перевоплощается в непобедимого коня. Через 300 лет, родился жеребенок. В память о быстроногом прародителе назвали его Элэмэс. Оправдывая свое название, не было ему равных лошадей на скачках.

Итак, цикл о родоначальниках пополнился легендой о элэмэс-человеке.

Следующий цикл преданий касается шаманского цикла. Анализ имеющихся материалов показывает, что фольклор о шаманах имеют тесную связь с фольклором якутов центральных и вилюйских группой якутов.

Как и во всех легендах, шаманам придаются сказочность и чудеса. Заслуживает внимание предание связанные с именем удаганки Катерины и шамана Оргула.

Следующий цикл преданий мифология, связанная с охотой. Одним из почитаемых животных является медведь. Медвежий культ был общим для всех групп якутов. До сегодняшнего дня охотники почитают и соблюдают правила охоты, как и их предки, прибегают к иносказаниям: «тыата5ы»- таежный, «дьэлээх»- имеющий дом. Неисполнение ритуалов и правил ведет к неудачной охоте. Например, в предании Встреча с медведем мы видим, похвальба до начала охоты приводит к печальному результату.

Наряду с почитанием медведя в промысловом культе Чаринских якутов заметное место занимает обряды и поверья, связанные с добычей лисицы, глухаря, лебедя. Пережитки архаичных культов мы можем рассмотреть в предании о лебедином проклятии.

Заключение

Анализ и интерпретация сюжетов Чаринского фольклора в этнографическом контексте показывает, что отличается значительной архаичностью разнообразием сюжетов. Содержание произведений преданий во многом подтверждается историческими документами выводами наших исследований о том, что род Мэйик как составная часть Олекминских якутов обосновалась в бассейне реки Чара и постепенно продвигалась, осваивая новые территории.

Данные топонимики и топонимических преданий косвенно свидетельствуют о мирном освоении территории, подвергли ассимиляции тунгусов проживающих в бассейне реки Чары Легенды и преданья связаны с этнонимом «Худай» «Хаа» отражает один из древних историй освоения бассейна Чара монгольские племенами связанные с курыканами. Дальнейшее исследование топонимики бассейна Чары и археологические раскопки памятников средневековья могут приоткрыть древнюю историю Якутию Шаманский цикл Чаринских якутов во многом повторяют сюжеты и мотивы повествований о шаманах всего якутского фольклора о шаманах.

Информаторы:

Аргылова В. И. 85 лет, жительница Бес-Келя.

Габышева А. А. 72 года Токко.

Павлов В. Н. 67лет.

Габышев П. Д. 49 лет

 

Литература:

 

  1. А. П. Окладников «История Якутской АССР.
  2. Ксенофонтов Г. В. Шаманизм. Избранные труды. Якутск 1992.с.102.
  3. Багдарыын Сулбэ Топонимика Якутии Якутск 2004 с.155
  4. Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина 18 века).-
  5. Боло С. И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену.(По преданиям якутов бывшего Якутского округа),-М.: Якут.гос. изд-во, 1938.с.22
Основные термины (генерируются автоматически): предание, якут, этнографический контекст, шаман, родной край, легенда, интерпретация сюжетов, местный фольклор, Шаманский цикл, древняя история.


Похожие статьи

Исторические предания якутов Усть-Алданского, Намского...

Из полного содержания предания видно, что верхоянские якуты имеют происхождение от

Первыми в Верхоянский край пришли якуты из Намской земли и стали первопредками

Таким образом, исторические, генеалогические предания якутов отражают древнюю историю...

Фольклорно-этнографический компонент в художественной...

События, сюжеты многих его произведений известны в народном представлении из фольклора, но стилевые и

К фольклору восходят и женские образы повести. Так, образ тангутской ханши Гурбельжин

Писатель создает свою интерпретацию жанра кюй-аныз (кюй-легенда), создав...

Из истории изучения олонхо в секторе якутского фольклора...

В целях изучения якутского фольклора выделялась самостоятельная структурная единица или отдельная

В своей историко-этнографической статье «Якутская сказка (олонхо), её сюжет и содержание»

Г. В. Ксенофонтов известен как этнограф, собиравший исторические предания.

Костюм светлого шамана по материалам якутских этнографов

Головной убор шамана состоит из цельной шкуры головы жеребенка с торчащими ушами и

Описание костюма абыйского шамана в деталях совпадает с шубой из Средней Колымы.

Значит, якуты-кангаласцы утеряли древние тотемистические черты шаманской атрибутики...

История башкирского народа в легендах и преданиях

В истории башкирского народа предания и легенды занимают особое место, так как вся история

Ямилю Бабсак привез из Киргизского края, она была настоящей красавицей.

Первыми собирателями и исследователями башкирского фольклора были русские ученые и...

Реликты шаманизма у северных саха Средней Колымы и Верхоянья

Шаман: рассказы о шаманах и шаманских обрядах.

Костюм светлого шамана по материалам якутских этнографов. На самом отдаленном уголке улуса расположено с. Алеко-Кюёл, где саха до сих пор сохранили обычай убиения жертвенного коня при смерти человека.

Аналогия образов мифологических персонажей и сюжетных...

Однако в произведениях Пушкина можно отыскать мотивы, заимствованные из фольклора других

Нетрудно догадаться, что интерес к русским сказкам и преданиям был связан с влиянием

Нюргун Боотур и Айтами Куо попрощались с родными и спустились в средний мир.

Предания Арзамасского края: традиции и современное состояние

Ахмедшин Б. Г. Жанры преданий и легенд в трудах арзамасских фольклористов и

В статье рассматривается созданный в фольклоре Арзамасского края образ народных заступников

Фольклор Арзамасского края и историческая действительность. Город Арзамас, по одной из...

Исследование эпоса «Шахрияр» в фольклористике

Представляет особый интерес сопоставительное изучение сюжетов дастанов с сюжетами

В частности, дастан «Шахрияр» имеет непосредственную связь с легендами, преданиями и

В его книге «Сказка А. С. Пушкина и фольклор народов Средней Азии» дается обзор...

Похожие статьи

Исторические предания якутов Усть-Алданского, Намского...

Из полного содержания предания видно, что верхоянские якуты имеют происхождение от

Первыми в Верхоянский край пришли якуты из Намской земли и стали первопредками

Таким образом, исторические, генеалогические предания якутов отражают древнюю историю...

Фольклорно-этнографический компонент в художественной...

События, сюжеты многих его произведений известны в народном представлении из фольклора, но стилевые и

К фольклору восходят и женские образы повести. Так, образ тангутской ханши Гурбельжин

Писатель создает свою интерпретацию жанра кюй-аныз (кюй-легенда), создав...

Из истории изучения олонхо в секторе якутского фольклора...

В целях изучения якутского фольклора выделялась самостоятельная структурная единица или отдельная

В своей историко-этнографической статье «Якутская сказка (олонхо), её сюжет и содержание»

Г. В. Ксенофонтов известен как этнограф, собиравший исторические предания.

Костюм светлого шамана по материалам якутских этнографов

Головной убор шамана состоит из цельной шкуры головы жеребенка с торчащими ушами и

Описание костюма абыйского шамана в деталях совпадает с шубой из Средней Колымы.

Значит, якуты-кангаласцы утеряли древние тотемистические черты шаманской атрибутики...

История башкирского народа в легендах и преданиях

В истории башкирского народа предания и легенды занимают особое место, так как вся история

Ямилю Бабсак привез из Киргизского края, она была настоящей красавицей.

Первыми собирателями и исследователями башкирского фольклора были русские ученые и...

Реликты шаманизма у северных саха Средней Колымы и Верхоянья

Шаман: рассказы о шаманах и шаманских обрядах.

Костюм светлого шамана по материалам якутских этнографов. На самом отдаленном уголке улуса расположено с. Алеко-Кюёл, где саха до сих пор сохранили обычай убиения жертвенного коня при смерти человека.

Аналогия образов мифологических персонажей и сюжетных...

Однако в произведениях Пушкина можно отыскать мотивы, заимствованные из фольклора других

Нетрудно догадаться, что интерес к русским сказкам и преданиям был связан с влиянием

Нюргун Боотур и Айтами Куо попрощались с родными и спустились в средний мир.

Предания Арзамасского края: традиции и современное состояние

Ахмедшин Б. Г. Жанры преданий и легенд в трудах арзамасских фольклористов и

В статье рассматривается созданный в фольклоре Арзамасского края образ народных заступников

Фольклор Арзамасского края и историческая действительность. Город Арзамас, по одной из...

Исследование эпоса «Шахрияр» в фольклористике

Представляет особый интерес сопоставительное изучение сюжетов дастанов с сюжетами

В частности, дастан «Шахрияр» имеет непосредственную связь с легендами, преданиями и

В его книге «Сказка А. С. Пушкина и фольклор народов Средней Азии» дается обзор...

Задать вопрос