Высоким слогом русского романса | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №4 (24) апрель 2019 г.

Дата публикации: 16.03.2019

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Шарыгина, А. В. Высоким слогом русского романса / А. В. Шарыгина, Е. В. Ромаданова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 4 (24). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/young/archive/24/1447/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

«Утро. Падает снег. Я иду на урок посреди неразбуженных улиц. Мои ученики, талантливые и любознательные, наверное, только проснулись. Какой день предстоит мне сегодня? Я пока не знаю. Но точно понимаю, что иду за СЧАСТЬЕМ». Именно так для учителя Нины Николаевны Опритовой начинался каждый её школьный день. Учительское счастье... Что же это такое?

Это счастье работать в школе, богатой своей историей и традициями. Это счастье учить детей и учиться вместе с ними, дарить тайны открытий и радость познания, помогать им понять окружающий мир. Это счастье гордиться своими выпускниками, сумевшими стать достойными людьми. Всё это есть у Нины Николаевны.

Годы работы позади, но учитель вновь идёт в школу.

Как эта встреча отзовётся в её душе? Вот знакомая дверь, удивительный школьный порог, за которым огромный мир. Но прежде чем ступить через него, она обязательно поднимет глаза на мемориальную доску, что у входа в школу, и скажет: «Как я горжусь вами, солдаты, безусые мальчишки!» Эту же гордость она много раз читала в глазах своих учеников и коллег. Пройдясь по школьным этажам, она скажет: «Да, учиться и работать в школе — почётно!».

Сегодня в жизни у Нины Николаевны большая перемена, вместе с ней в вальсе школьной жизни кружатся её дети, внуки, друзья, коллеги по работе и, конечно же, выпускники. Школьный романс продолжается….

Много лет назад, когда Нина Николаевна ещё была молодой, всех поразил совмещенный урок музыки и литературы. Он был посвящен романсу. Проходил урок в актовом зале школы, который напоминает богатую гостиную: позолоченные лепные стены, зеркала, свечи в канделябрах. Свободная середина, на которой танцуют мазурку, вальс ученики старших классов. Читают стихи. Звучит фортепиано, и Нина Николаевна исполняет прекрасные романсы русских композиторов «Он виноват», «Утро туманное». Поют и ученики. Романсы очаровывают всех. Они исполняются и под оркестр народных инструментов, в котором есть ученики и учителя. И хотя на уроках не принято аплодировать, но как еще можно выразить благодарность своим наставникам.

image1Нина Николаевна родилась в 1946 г. в селе Елховка Кошкинского района Куйбышевской области в семье инженера-землеустроителя. В 1952г. отец переведен на работу в Сергиевск, где Нина Николаевна окончила среднюю школу. В 1971г. окончила Куйбышевский пединститут литфак, была направлена в Б.Толкайскую среднюю школу Похвистневского района. В 1973г. по семейным обстоятельствам переехала в Сергиевск, где работала в Сергиевской средней школе № 1, завучем и учителем русского языка, воспитателем группы продленного дня, а с 1980–1985г. инспектором школ РОНО. Работа в отделе образования дала Нине Николаевне очень много, так как способствовала расширению кругозора, приобретению опыта, развитию личностных качеств. Приходилось общаться с большим количеством директоров школ, наблюдать много уроков, учиться находить в работе педагогов не только недостатки, но и (и это главное!) положительный опыт. За 5 лет работы инспектором побывала во всех школах района, во многих школах Самары, Тольятти, Новокуйбышевска, Чапаевска, Сызрани. Так что, когда в 1985 году перешла в Сергиевскую школу № 2, больших затруднений в исполнении обязанностей заместителя директора по учебно-воспитательной работе не испытывала. Нина Николаевна пользовалась авторитетом среди педагогов, всегда отзывчивая, в любую минуту оказывала помощь своим коллегам. И время было интересное: годы, когда широко использовался опыт учителей- новаторов: Амоношвили, Шаталова, Ильина, Лысенковой, когда появились новые методические журналы, а «Учительская газета» стала выходить с приложениями «Первое сентября», где содержались методические рекомендации по всем предметам. Всё это прочитывалось, «переваривалось», по возможности внедрялось в практику на своих уроках. Широко использовали «шаталовские» конспекты, адаптированную систему обучения, стремились создать атмосферу свободного общения. На уроках литературы практиковали форму «Литературная гостиная». Дети любили приходить в 10-й кабинет, где вместо парт были столики и мягкие кресла, перед началом урока звучала музыка, иногда пели романсы, где читали стихи, где в каждом уважали Человека. В ответ дарили признания. Для учителя нет награды дороже этих неумелых, часто неуклюжих строчек. Она очень редко повышала голос, всегда ровная и спокойная, в отношениях, как с учащимися, так и с коллегами по работе. Часто в перемену в учительской, чтобы разрядить обстановку и просто порадовать преподавателей, читала свои замечательные стихи.

Нина Николаевна имеет награды: Грамота «Министерства Просвещения». Значок «Отличник Просвещения». Медаль: «Ветеран Труда». Нина Николаевна принимала активное участие в делах школы, была руководителем УВЦ литературы и русского языка, членом Совета школы. Нина Николаевна из тех людей, о которых говорят: «Редкой души человек». И это действительно так: доброта, справедливость, профессионализм и тактичность — все сочетается в ней. С ноября 2001 года находится на заслуженном отдыхе.


***

О, как мне хочется туда,

Где мне как прежде рады,

Где получала я в награду

Слова любви, любви слова...

Но голова моя седа,

А мысли просто разбежались...

Нет, хорошо, что мы расстались.

Увы, пора, мой друг, пора...

Но в час, когда моя страна

Шагает с ранцем за плечами

Я у окна стою в печали

И вновь мне хочется туда.

О, как мне хочется туда,

Где мне как прежде рады,

Где получала я в награду

Слова любви, любви слова...

Опритова Н. Н. декабрь 2008г.

***

Есть в России село.

Здесь прошло моё детство.

Моя юность и зрелость. И вся моя жизнь...

Я гляжу на него — не могу наглядеться.

Мне дороже оно всех богатств и святынь.

Есть в России село.

Здесь все скромно и просто.

Под горою — река.

Над рекою — камыш.

Глянешь в воду — и сердце забьётся,

И ни слова не сможешь сказать, и смолчишь.

Да и что говорить?

Ведь любить можно молча.

Лишь бы рядышком: вместе светло и тепло.

Кто уехал отсюда однажды — вернется!

Здесь — родительский дом, здесь родное село...

Опритова Н. Н. 2009г.

 


 

Литература:

 

  1.               Альманах «Учителя, вы в каждом сердце остаетесь навсегда», с Сергиевск, 2009г
  2.               Архивные материалы краеведческого музея с. Сергиевск, Сергиевск, 2007г.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, Россия, любовь слова, слово любви, работа, урок, учитель, школа.


Задать вопрос