Английское произношение — это один из самых сложных моментов в изучении английского языка. Сложность английского произношения состоит из нескольких аспектов. То, как английское слово произносится, зачастую не соответствует тому, как оно пишется. Несмотря на то, что в английском алфавите всего 26 букв, звуков в английском языке практически в два раза больше.
Особую сложность у детей школьного возраста вызывает произношение межзубного звука «th» при изучении английского языка. Это связано, в первую очередь, с тем, что в русском языке нет аналога данного звука. Этим и обоснована актуальность научно-исследовательской работы.
Цель нашего исследования: изучить звуки [Ɵ] и [ð].
Задачи:
- Выяснить, почему сочетание букв th так сложно для произношения среди изучающих английский язык.
- Рассмотреть, как правильно произносить звонкий [ð] и глухой [Ɵ] звуки.
- Провести исследование и выяснить, как ученики средней школы произносят звуки [Ɵ] и [ð] и вызывает ли их произношение сложность.
- Проанализировать, что ждет звуки [Ɵ] и [ð] в ближайшем будущем.
Гипотеза: c каждым годом изучения английского языка ученики произносят звуки [Ɵ] и [ð] более правильно.
Английский язык создан на основе латинского. Древние римляне заимствовали многое у греков, в том числе слова. Диграф th появился в латыни для передачи на письме древнегреческой буквы тэта, которая произносилась как «т» с придыханием /th/.
В русском языке также много слов греческого происхождения и до реформы правописания, проведенной большевиками в 1918 году, в русском алфавите существовали буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), Ї (и десятеричное). В старославянской азбуке Ѳ (фита) передавала звук /th/ греческой буквы тета.
Рассмотрим произношение звонкого звука [ð]. При его произношении получается вибрирующий звук. Для того, чтобы произнести такой звук, нужно поместить свой язык между зубами. Язык должен лежать плоско. Воздух должен свободно проходить между языком и верхними зубами. Если вы потрогаете свое горло во время проговаривания звонкого «th», вы непременно почувствуете, как оно вибрирует.
При произношении глухого звука [Ɵ] язык распластан и не напряжён, кончик языка образует узкую плоскую щель со всем режущим краем верхних зубов, неплотно прижимаясь к нему. В эту щель с силой проходит струя воздуха. Кончик языка не должен сильно выступать за верхние зубы или слишком плотно прижиматься к зубам. Зубы должны быть обнажены, особенно нижние, так, чтобы нижняя губа не касалась верхних зубов и не приближалась к ним.
Для оценки правильности произношения звука «th» было проведено экспериментальное исследование среди учащихся среднего звена, а именно 5-х, 7-х и 9-х классов МБОУ СОШ № 7 г. Пензы.
В эксперименте приняли участие по 6 учащихся 5а, 7а и 9а классов, имеющих оценки «4» и «5» по английскому языку. В данных классах собраны учащиеся одного уровня, о чем свидетельствует литера класса.
В период апреля-мая 2017 года учащимся указанных классов было предложено произнести ряд слов со звуком «th» в начале, в середине и конце слов.
Рассмотрим произношение глухого звука «th».
thank you, think, thought (глухой звук [Ɵ]в начале слов);
something, nothing, healthy (глухой звук [Ɵ] в середине слов);
math, mouth, both (глухой звук [Ɵ] в конце слов).
Рассмотрим произношение звонкого звука «th».
Учащихся попросили произнести следующие слова:
there, that, the (звонкий звук [ð] в начале слов);
brother, either, other (звонкий звук [ð] в середине слов);
smooth, breath (звонкий звук [ð] в конце слов).
Результаты эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Произношение звуков
Класс Звук |
Правильное произношение звуков |
||
Учащиеся 4 класса, % |
Учащиеся 7 класса, % |
Учащиеся 9 класса, % |
|
глухой звук [Ɵ] |
33 |
33 |
83 |
звонкий звук [ð] |
33 |
50 |
66 |
Можно выделить следующие ошибки при произношении указанных звуков.
Произношение глухого звука [Ɵ]:
– глухой звук [Ɵ] произносят как [t] или [s];
– в конце слов этот звук также ошибочно произносят как [f].
Произношение звонкого звука [ð]:
– звонкий звук [ð] произносят как [d] или [z].
Таким образом, мы можем видеть, что с возрастом процент учащихся, правильно произносящих звуки [Ɵ] и [ð] увеличивается. Здесь следует отметить, что 5, 7 и 9 кассы начали изучение английского языка со 2-го класса и никакой специальной подготовки перед исследованием не проводилось, что говорит о достоверности проведенного эксперимента.
Трудности в произношении изучаемых звуков возникают не только у детей школьного возраста, но и у туристов. По мнению лингвистов, к 2066 году звук «th» полностью перестанет употребляться в английской столице, потому что очень многие иностранцы испытывают большие сложности с произнесением межзубных согласных.
Таким образом, в работе были решены все поставленные задачи и достигнута цель исследования. Мы доказали выдвинутую гипотезу, а именно: c каждым годом изучения английского языка ученики произносят звуки [Ɵ] и [ð] более правильно.
Литература:
- Аракин В. Д. История английского языка: Учеб.пособие. — 2-е изд. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003 г. -272 с.
- Английский язык: Учебное пособие по фонетике/ Е. В. Кичигина, Р. А. Поперекова, Т. В. Финаева, Ю. А. Юртаева. — Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2002. — 113 с. 1. Расторгуева Т. А. История английского языка: Учебник — 2-е изд., стер. — М.: ООО «Издательство Астрель», 2003 г. — 348 с.
- Ярцева В. Н. История английского литературного языка IX-XY в.: Монография. — М.: «Наука», 1973 г. — 250 с.
- Характеристика звуков. Английские звуки. Произношение английских звуков [Электронный ресурс]: http://www.correctenglish.ru/theory/pronunciation/sounds/