Мы сталкиваемся с рекламой повсюду, везде, где бы мы не находились мы видим или слышим рекламные объявления, рассказывающие о новых товарах или услугах. Главная цель рекламы — заинтересовать потребителя и подтолкнуть к покупке рекламируемого товара. И, как правило, она достигает главной цели: формирует у потребителя стойкое желание приобрести рекламируемый товар. В статье рассматриваются вопросы влияния рекламы на психику человека.
Ключевые слова: реклама, психология рекламы, психика человека, способы влияния, виды рекламы.
Главная цель рекламы — заинтересовать потребителя и подтолкнуть к покупке рекламируемого товара. Но зачастую потенциальный покупатель сопротивляется воздействию и не желает совершать покупку. Как повлиять на человека, чтобы побудить его к действиям и не вызвать раздражение? Здесь на помощь приходит психология рекламы.
Психология рекламы — это отдельная отрасль психологии, которая занимается обоснованием теоретических и практических способов повышения эффективности и результативности рекламных материалов методом воздействия на психические процессы и явления [2,8].
Так какое же влияние оказывает реклама на психику человека? Этот вопрос стал популярен и заботит немало людей. Некоторые, конечно, отрицают влияние рекламы на психику человека как такового и считают эти мысли глупостью и слабостью характера. Другие же бьют тревогу, потому что не знающими людьми легче управлять и получать то, что нужно.
Цель нашей работы: выяснить как психологические и манипулятивные приемы рекламы действуют на наше сознание и подсознание, заставляя нас, не задумываясь о качестве товара, приобретать именно рекламируемые товары.
Ключевое понятие для нашего исследования — это «реклама».
Термин «реклама» происходит от латинского «reclamare», что означает откликаться, возражать, выкрикивать, выражать неудовольствие.
Современные города пресыщены наружной рекламой: билборды, баннеры, растяжки, на транспорте, реклама на уличных экранах (рис.1).
Рис.1. Виды наружной рекламы
Отличительная особенность рекламного рынка в России заключается в том, что он не стоит на месте и находится в постоянном развитии. Реклама в интересах рыночной торговли постоянно и настойчиво навязывает аудитории свои ценности, активно влияет на массовое сознание [1,12].
Существуют различные способы воздействия на аудиторию с одной целью — покупатель должен купить товар или услугу. Например:
Метод информирования. Самый нейтральный метод воздействия. Главное назначение информации — запечатление в памяти рекламного материала. К таким способам воздействия относятся объявления в виде колонок в газетах, журналах, на сайтах.
Главный метод психологического воздействия рекламы на человека — это убеждение. Убеждающая реклама — это наиболее агрессивный вид рекламы, главной задачей которого является сформировать спрос потребителя на предлагаемый товар. Но метод убеждения действует, только если потребитель заинтересован в товаре.
Для «рекламщиков», чья задача — создать хорошо продающую рекламу, помимо методов воздействия на человека важно знать и специальные обороты речи, усиливающие воздействие рекламы. Например, при рекламе сникерса используют слоган: «Ты не ты, когда голоден!»
Метод внушения. Как правило, это преднамеренное или непреднамеренное воздействие одного человека на психику другого. Может быть скрытым или с согласия внушаемого. Главное отличие — отсутствие адекватного осознания преподносимой информации. Этот метод влияния рекламы оказывает действие не на всех людей. Проведенные исследования доказывают, что проще внушить людям с невысоким уровнем образования и молодежи. Женщины более внушаемы нежели мужчины, это связано с природными особенностями женской психики.
Метод побуждения к покупке. Все приемы и методы психологического воздействия рекламы на потребителя в итоге сводятся к одному: побуждению человека купить. Задача этого метода — вызвать нужную реакцию на рекламируемый товар или услугу, что в итоге побудит покупателя приобрести продукт. Так как цель такого вида рекламы — привлечение клиентов и покупка, в ней используется четкое послание для потребителя в виде побуждающего слогана. Например: «Предложение действует только до …» или «До конца акции осталось …», «Количество мест (товара) ограничено» и т. д.
Психологические и манипулятивные приемы рекламы
Цвет в дизайне рекламы — одно из самых эффективных визуальных средств. Поэтому значительная часть времени и средств для создания рекламы уходит именно на поиски цветовой гаммы, который заставит клиента обратить внимание на предлагаемые услуги или товар.
Психология формы. Воздействие определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позднее специальными исследованиями было научно установлено, что форма, как и цвет, эмоционально воздействует на человека.
Квадратная, прямоугольная, круглая, овальная, треугольная плоскости по-разному распределяют внимание зрителя. Простые геометрические формы быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются по сравнению со сложными неправильными формами.
Нестандартная реклама. Среди нетрадиционных рекламоносителей можно найти все что угодно — начиная от деревьев и скамеек и заканчивая людьми! Реклама на людях, как явление, существует давно, но только в современном мире она порой может «выстрелить» лучше, чем многомиллионная реклама по ТВ. В первую очередь, за счет своей оригинальности и креативном подходе создателей [2,12].
Мы рассказали только о некоторых психологических и манипулятивных приемах. На самом деле их гораздо больше. Маркетологи, разрабатывающие рекламу, могут найти массу психологических способов для того, чтобы обмануть покупателя и создать все условия для приобретения продукта. Однако думающего человека, который имеет собственное мнение на происходящее вокруг него и в его жизни, обмануть практически невозможно.
Литература:
- Лебедев А. Н. Особенности психологического воздействия в российской рекламе. — М. 1995.
- Мокшанцев Р.И Психология рекламы. — М-Новосибирск, 2000.