Воздействие масс-медиа на социум | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Актуальная тема исследования

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №10 (30) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 01.12.2019

Статья просмотрена: 5943 раза

Библиографическое описание:

Шалаев, А. Ю. Воздействие масс-медиа на социум / А. Ю. Шалаев, С. В. Выставкин. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 10 (30). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/young/archive/30/1798/ (дата обращения: 17.12.2024).



 

В наши дни информационной эры, также именуемой цифровой, воздействие масс-медиа на социум существенно повысилось. Перед тем, как детально разбирать указанное воздействие СМИ на социум, следует выделить их 3 стержневые функции, а именно: рекламную, рекреативную (развлекательную) и новостную (информативную). Первостепенной целью СМИ является освещение различных событий в мировом пространстве, распространение ценной информации. Естественно, всегда ценилось владение знаниями о событиях как в своем регионе, так и в соседних, человек хотел знать всё больше и больше, сегодня он хочет знать о событиях всего мира. И СМИ помогают ему в «добыче” этой информации, но при этом они навязывают определённое отношение к данному событию, что порой бывает даже непроизвольно, и влияют на его настроение, тем самым формируя в сознании ту или иную картину мира. Всё это делает СМИ грозным оружием пропаганды на службе у государства, корпораций и других сил, имеющих возможность «давить» на СМИ.

Рекреативная же функция СМИ (она же развлекательная) даёт рядовым обывателям возможность снять напряжение после тяжелого рабочего дня. Само название данной функции происходит от лат. recreatio, т. е. восстановление человеком сил. Данная функция редко встречается в печатных СМИ, что нельзя сказать об электронных источниках информации, а также радио и ТВ. Это обусловлено тем, что чтение затрачивает энергию, ту самую, восстановление которой должна выполнять рекреативная функция. Стоит отметить, что в последнее время роль рекреативной функции в социуме заметно выросла. В первую очередь культура потребления способствует этому росту. Прибыль, получаемая от развлекательной деятельности, зачастую больше той прибыли, которую возможно получать, освещая различные события (новостная функция СМИ).

Рекламная функция СМИ напрямую связана с воздействием на сознание людей, её цель — убеждать людей в необходимости покупать те или иные товары, либо воспользоваться какими-то услугами. Особенно активно начала применяться с появлением ТВ и интернета.

В информационную эпоху всё больше людей испытывают необходимость в связи с остальным миром, так как без этого вся наша жизнедеятельность, в том числе работа, развлечения, образование, социализации и т. п., просто напросто может пойти под откос. Известно, что среднестатистический человек, проживающий в любой развитой стране, проснувшись утром, берёт в руки свой смартфон и проверяет свои социальные сети, узнаёт различные новости или продолжает общение со своими знакомыми, которое словно и не было прервано сном. Далее, на протяжении всего утра, мобильное устройство может оставаться в руках у обывателя, однако многие предпочитают на время завтрака смартфону телевидение, благодаря которому могут узнать свежие новости или же поднять себе настроение за просмотром какой-либо развлекательной передачи. Находясь на работе, среднестатический житель всегда держит смартфон под рукой, для того чтобы была возможность в любое время выйти во всемирную сеть интернет и узнать последние новости. Вечером, после продолжительного рабочего дня большинство проводят досуг за просмотром многочисленных увеселительных шоу, которые пользуются огромной популярностью и были созданы специально для того, чтобы люди, приходя с работы, могли расслабиться. Поэтому уже ни для кого не секрет, что вся наша деятельность тесно связана с активностью масс-медиа. В обыденной жизни мы уже не можем не полагаться на СМИ.

Средства массовой информации буквально ежедневно получают миллиарды долларов и евро на рекламе, с которой сталкивается каждый без преувеличения житель Европы и США. Именно масс-медиа создаёт тренд на ту или иную вещь, заставляет нас брать именно этот товар, а не какой-либо иной. Влияние СМИ особенно сильно распространяется на детей и подростков, так как в силу возраста они особенно подвержены моде в стремлении казаться взрослыми и состоятельными, поэтому всё, что можно увидеть на популярной знаменитости, будет пользоваться спросом у молодого поколения, этим активно пользуются СМИ, заключая дорогостоящие контракты с кумирами молодого поколения. Следует также понимать, что масс-медиа может оказывать как отрицательное, так и положительное воздействие на молодежь. Так, никто не станет сомневаться в благотворности различных телеигр эрудиционно-развлекательного характера или, так называемых, образовательных шоу-викторин, или так популярных сегодня научно-популярных телепередач. С помощью средств массовой информации такие программы найдут своего зрителя, и не исключено, что молодое поколение, для которого как раз большинство подобных программ и создаётся, будет являться тем значительным большинством зрителей/читателей/слушателей образовательных масс-медиа. Но всё же негативное воздействие на молодых людей сегодня проявляется в значительно большей степени, особенно на ТВ. Привлечение знаменитостей для пиар-кампании какого-либо товара сегодня общепринятый ход маркетинга, и зачастую, чем эпатажнее поведение этого кумира, тем большее количество народа будет подвержено рекламной кампании, а значит и модель поведения, продемонстрированная знаменитостью будет навязываться обществу, более того, у молодежи скорее всего будет воспринята как передовая и престижная.

Эта возрастная группа (12–20 лет) находится на такой жизненной ступени, когда быть успешным и пользоваться уважением сверстников — это одна из главных целей в жизни. Масс-медиа навязывают определённую модель поведения, выдавая её за элитарную, создавая образцовый типаж внешности, который преподносится как пример идеального человека нашего времени. Так представлен приём подсознательного убеждения общества, представленный выражением «Желаете стать успешным? Тогда купите продукт нашего бренда!».

Средства массовой информации имеет огромное влияние на общество в формировании общественного мнения масс. Они могут образовывать или изменять общественное мнение различными способами в зависимости от того, что является целью. Другие способы влияния используют в политических кампаниях. Кандидаты, которые могут платить за телевидение и средства массовой информации чаще имеют большее влияние на общественное мнение и таким образом могут получить больше голосов.

Сегодня масс-медиа — это доминирующий, в силу своей эффективности, способ воздействия на социум, целенаправленно работающий на сознание масс и способный влиять не только на определенного индивида, но и на целые страны. К сожалению, зачастую деятельность СМИ влечёт за собой негативные последствия. Объективность и стремление дать людям ту информацию, которую дать необходимо, вытесняют наиболее коммерчески выгодные материалы, или же СМИ «продавливаются» под силой каких-либо 3-х лиц, фактически становясь подконтрольными.

 

Литература:

 

  1.              Малугина В. Ю. Концепции социальной прессы. В 3 т. М.: Альфа-М, 2011.
  2.              Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. — М.: ВЛАДОС, 1994.
  3.              Ольшанский Д. В. Психология масс. — СПб.: Питер, 2002.
  4.              Липпман, У. Общественное мнение — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, молодое поколение, общественное мнение, рекреативная функция, модель поведения, СМИ, событие.


Задать вопрос