Организация военно-патриотического воспитания допризывной молодежи на уроках ОБЖ | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №6 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 27.11.2018

Статья просмотрена: 780 раз

Библиографическое описание:

Пронина, Д. А. Организация военно-патриотического воспитания допризывной молодежи на уроках ОБЖ / Д. А. Пронина, А. Р. Кабицина, В. Л. Некишев. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 6 (20). — С. 52-56. — URL: https://moluch.ru/young/archive/20/1317/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

В статье рассмотрено военно-патриотическое воспитание, формы работы с допризывной молодежью. Автором даны основные понятия, определена организация военно-патриотического воспитания допризывной молодежи на уроках ОБЖ.

Ключевые слова: организация уроков ОБЖ с целью военно-патриотического воспитания молодежи.

 

 

The article deals with the military-patriotic education, forms of work with pre-conscription youth. The author gave the basic concepts, defined the organization of the military-patriotic education of pre-conscription youth in the classroom life style.

Keywords: organization of life safety lessons for the purpose of military patriotic education of youth.

 

За прошедшее время наше общество решило масштабные исторические и социально-экономические задачи, полагаясь как на традиционные ценности, которые являются частью народа, так и на коммунистические идеалы, ставшие государственной идеологией. В конце прошлого века эта идеология потеряла свою монопольную позицию, в стране были установлены принципы идеологического разнообразия. Свобода способствовала открытости общества и в то же время поставила общество в трудное положение для поиска общенациональной идеи, систем убеждений и ценностей, которые могут эффективно стимулировать культурное развитие.

Проблема патриотизма всегда волновала человечество. Его зарождение берет свое начало с момента образования античных государств. Для каждой цивилизации патриотизм представлял определенную ценность, что непосредственно влияло на формирование целостности государства. В данный период можно особенно выделить «Античную Грецию», где патриотизм приобретал нравственный характер. Основой этому служила любовь к родине и способность людей ставить интересы государства превыше своих. О данной проблеме говорили многие мыслители того времени. Древнегреческие философы Сократ и Платон так же имели высказывания на данную тему. Они сошлись во мнении, что человеческая жизнь дана не только для самого человека, но для социума и политической жизни. Платон предполагал, что наилучшее государство должно прививать в гражданах праведность, бороться против неверия и безбожества. Данную тему затрагивал Аристотель в своей книге «Политика», где главным олицетворением патриотизма был «добродетель». Высшей степенью этого понятия являлась деятельность во имя граждан и блага государства. С точками зрения мыслителей невозможно не согласиться, так как каждая из них по-своему прививает любовь и чувство долга человечества перед своей родиной. К сожалению, со временем это чувство стало утрачивать свою силу.

Разрушительные последствия социальных экспериментов двадцатого века и последующие либерально-демократические реформы в России стали особенно очевидны. Значительная часть граждан утратила свою ориентацию в своей личной и социальной деятельности, идеалах и ценностях. Моральный и культурный уровень снижается, появляется социальная пассивность, равнодушие и т. д.

В связи с этим необходимо пересмотреть, как прививать современной молодежи чувство патриотизма, гордость за свою родину, а также и так называемую маленькую родину (место, где родился, живет, учится).

Сегодня, когда многие образовательные ориентации изменились, а некоторые из них изжили себя, педагоги-учителя на ощупь применяют и используют определенные педагогические методы и формы, которые, по их мнению, способствуют формированию и развитию патриотических чувств, ответственности за их слова, гордость за Отечество.

Военно-патриотическое воспитание в последнее время несколько забыто. В нашей истории патриотизм вспоминался чаще, когда необходимо было поднять народ, чтобы защитить страну или подготовить молодых людей к военной службе. Сегодня много писем и разговоров о патриотизме. Но это чувство подвергается испытанию. Отечество изменилось, прошлое пересматривается, настоящее беспокоит и пугает неопределенное будущее. Молодежь легко дает категорические оценки.

В системе образования России определенные направления и формы военно-патриотического воспитания студентов, формирование высокого патриотизма среди молодежи, готовность к выполнению гражданского долга, важнейшие конституционные обязательства по защите интересов Родины уже сложились.

Военно-патриотическое воспитание представляет собой сложное многогранное явление, которое имеет свою специфику и оригинальность различных форм внеучебной работы допризывной молодежи. Формы работы должны соответствовать следующим общим требованиям:

во-первых, быть значимыми, впечатляющими, способными задействовать всю команду допризывной молодежи в своей деятельности;

во-вторых, координироваться со всеми частями системы образования и воспитания;

в-третьих, быть насыщенными глубоким патриотическим содержаниям;

в-четвертых, способствовать развитию интересов и потребностей студентов, проявляющихся в патриотической деятельности;

в-пятых, иметь способность постоянно усложнять эту деятельность.

Содержание патриотизма предполагает:

‒          чувство преданности местам, где родился человек;

‒          уважение к родному языку;

‒          заботу об интересах Родины, проявление гражданских чувств и сохранение лояльности к Родине;

‒          гордость своими социальными и культурными достижениями;

‒          поддержание ее свободы и независимости;

‒          уважение его исторического прошлого.

Военно-патриотическое воспитание учащихся происходит в процессе обучения образовательным предметам обучения, внеклассной деятельности, во время занятий в военно-спортивных клубах, секциях, учреждениях дополнительного образования, которые учащиеся посещают в соответствии с их личным выбором. Кроме того, военно-патриотическое воспитание допризывной молодежи происходит и на уроках ОБЖ.

Введение программы ОБЖ позволило возродить военно-патриотическое воспитание молодежи. После изучения основ безопасности жизнедеятельности произошел значительный сдвиг в ценностных ориентациях молодых людей, призванных на военную службу. Многие молодые люди обладают такими моральными качествами, как, например, готовность защищать Родину, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, военную честь и достоинство. Подготовка молодых людей к военной службе — это комплекс мероприятий, осуществляемых государственными органами, общеобразовательными учреждениями и организациями, независимо от ведомственного подчинения и форм собственности, должностными лицами, готовившими граждан для прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Предмет ОБЖ учит предвидеть и распознавать опасности и, по возможности, избегать их. В то же время необходимо действовать компетентно, улучшать свои физические и психологические способности, чтобы противостоять опасностям.

Любовь к Родине и Вооруженным силам, верность конституционному долгу, военная клятва, добросовестность и самоотверженность, гуманизм и оптимизм, трудолюбие и эффективность, выносливость и терпение, способность преодолевать трудности — эти качества должны быть присущи каждому гражданину своего Отечества.

Военно-патриотическое воспитание, основанное на новой системе ценностей и приоритетов, должно занимать достойное место в жизни и деятельности Вооруженных Сил, каждого военнослужащего и допризывной молодежи. В настоящее время, используя региональные средства массовой информации, ведется пропаганда для изучения основ безопасности жизни и военно-патриотического воспитания молодежи.

Для защиты населения Российской Федерации от вооруженного нападения, для обеспечения суверенитета и неприкосновенности ее границ, защита организована и предоставляется заранее в стране. Оборона — это главный элемент безопасности и одна из важнейших функций государства. Решение задач обороны и военной службы достигается в первую очередь на уроках основы безопасности жизнедеятельности с помощью мер политического, военно-патриотического и экономического характера.

Для защиты Российской Федерации, используя средства ведения войны, были созданы Вооруженные Силы Российской Федерации и установлена военная обязанность граждан страны.

Согласно статье Конституции Российской Федерации, защита отечества является обязанностью и долгом каждого гражданина Российской Федерации. Кроме того, в соответствии со статьей 9 Закона «Об обороне» граждане обязаны участвовать в гражданской и территориальной оборонной деятельности.

На занятиях по ОБЖ юноши учатся и знакомятся с некоторыми типами Вооруженных Сил. Они также знакомятся с военными обязанностями граждан Российской Федерации; молодые люди изучают такие вопросы, как военная регистрация, военная подготовка, призыв на военную службу, пребывание в резерве и обучение в мирное и военное время.

Патриотическое воспитание — это воспитание важнейших духовных и моральных ценностей, отражающих особенности формирования и развития нашего общества и государства, национальной идентичности, образа жизни, мировоззрения и судьбы россиян. Оно включает в себя: бескорыстную любовь и преданность своему отечеству, гордость за принадлежность к народу и его достижения, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному служению обществу и государству.

Благодаря патриотическому воспитанию на уроках ОБЖ формируется не только гражданин, но и гражданин-патриот в высшем смысле этого слова, горячо любящий свою Родину, всегда готов служить ему добросовестно.

Понятие «патриот», «патриотизм» вовлечено в формирование концепций «патриотического воспитания и образования». Общественная потребность в патриотическом воспитании личности фиксируется в ряде документов Министерства образования Российской Федерации. В них патриотическое воспитание определяется как «единство обучения и образования, как процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом». В то же время целью патриотического воспитания является подготовка студентов к жизни в гражданском обществе, демократическом правовом государстве путем формирования устойчивых идей о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, хотя, слово «патриотизм» иногда используется как ирония или даже в оскорбительном смысле, тем не менее, для большинства россиян оно сохранило оригинальный, позитивный смысл. Это чувство гордости за свою родину, ее историю, победы. Это желание сделать свою страну более красивой, богатой, сильной, более справедливой, счастливой.

Реализация государственной политики в области патриотического воспитания и российского патриотизма должна включать бережное отношение к героическому историческому прошлому страны, понимание сегодняшних противоречивых реалий, уважение всех народов, населяющих Россию, их национальное достоинство, культуру, традиции. В этих условиях патриотизм не отделяет и не изолирует нации, а приближает их. Патриотическое сознание подразумевает понимание всех народов, живущих в нашей стране, как единой семьи.

Патриотическое воспитание молодежи является эффективным механизмом политической социализации и инструментом предотвращения экстремистских, неконституционных настроений среди молодежи. Сегодня государство осознает задачу формирования молодежной политики как комплекса правовых, организационных, исследовательских и методических мероприятий, направленных на решение основных задач в области патриотического воспитания молодого поколения, направленных на развитие гражданского активизма, ценности, патриотизма и гордости за свою родину.

Возрождение русского патриотизма в современных условиях является гарантом существования и эффективного функционирования общества, укрепления его культурного и творческого потенциала, установления конструктивного взаимодействия между разными народами в многокультурной среде.

 

Литература:

 

1.    Авдеева Н. В., Абрамова В. Ю. К вопросу о гражданском образовании и воспитании на уроках ОБЖ // Молодой ученый. — 2017. — № 12(71). — С. 245–248.

2.    Андреев Е. А. Военно-патриотическое воспитание молодежи призывного возраста в процессе формирования готовности к военной службе: Рязань. — 2016. — С. 187.

3.    Зюкин А. В. Показатели ориентации на военную службу у школьников и призывников // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2017. — № 8 (90). — С. 19–23.

4.    Киселева Э. М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (71). — С. 277–280.

5.    Кусмарцев М. Б. Предмет и процесс патриотического воспитания // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2017. — № 4 (21). — С. 153.

6.    Попова Р. И. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в формировании гражданственности и патриотизма школьников. / Молодой ученый. — 2018. — № 12 (71). — С. 295–298.

7.    Соловьев В. Национализм. Патриотизм // Новый Вавилон. — 2016. — № 1. — С. 35.

8.    Царев А. И. Патриотизм: есть ли альтернатива? // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. — 2016. — № 3/4. — С. 34–42.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, патриотическое воспитание, военная служба, военно-патриотическое воспитание, допризывная молодежь, военно-патриотическое воспитание молодежи, родина, урок ОБЖ, Сила, форма работы.


Ключевые слова

организация уроков ОБЖ с целью военно-патриотического воспитания молодежи

Похожие статьи

Кружковая внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию

В статье рассматривается значение военно-патриотического воспитания школьников в гражданском обществе. Выделена внеурочная деятельность школьников, как ведущая форма военно-патриотического воспитания. Рассмотрен опыт кружковой работы военно-патриотич...

Военно-патриотическое воспитание учащихся 9-х классов: возможности реализации

Обозначены проблемы и задачи военно-патриотического воспитания школьников. Рассмотрены возможности реализации военно-патриотического воспитания применительно к учащимся 9-х классов общеобразовательных организаций.

Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе

В статье предпринята попытка проанализировать актуальные потребности и состояние методического сопровождения педагогов общеобразовательного учреждения, реализующих основы патриотического воспитания в современной школе. Проанализирована нормативно-пра...

Воспитание студенческой молодёжи средствами физической культуры и спорта во внеучебное время

В статье рассматривается проблема организации всестороннего воспитания студенческой молодежи. Раскрыты особенности занятий физической культурой и спортом, влияющие на формирование всесторонних качеств личности. Представлен опыт Ташкентского университ...

Диагностика как форма контроля при формировании культуры здорового образа жизни у младших школьников

В статье говорится о контроле как важной функции управления формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников, даются рекомендации по проведению диагностики в данном направлении. В работе рассматриваются условия, на которых осуществл...

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Организация массовой работы учащихся с целью воспитания патриотизма

В данной статье рассматривается патриотическое воспитание учащихся, а также массовая работа как форма организации учебно-воспитательного процесса в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» по военно-патриотическому воспитанию; представлены резул...

Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности

В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.

Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи на современном этапе

В статье рассматриваются вопросы совершенствования военно-патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации на современном этапе.

Формирование мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования

В статье поднимается вопрос о формировании мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Дается описание проведенного исследования по проблеме формирования м...

Похожие статьи

Кружковая внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию

В статье рассматривается значение военно-патриотического воспитания школьников в гражданском обществе. Выделена внеурочная деятельность школьников, как ведущая форма военно-патриотического воспитания. Рассмотрен опыт кружковой работы военно-патриотич...

Военно-патриотическое воспитание учащихся 9-х классов: возможности реализации

Обозначены проблемы и задачи военно-патриотического воспитания школьников. Рассмотрены возможности реализации военно-патриотического воспитания применительно к учащимся 9-х классов общеобразовательных организаций.

Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе

В статье предпринята попытка проанализировать актуальные потребности и состояние методического сопровождения педагогов общеобразовательного учреждения, реализующих основы патриотического воспитания в современной школе. Проанализирована нормативно-пра...

Воспитание студенческой молодёжи средствами физической культуры и спорта во внеучебное время

В статье рассматривается проблема организации всестороннего воспитания студенческой молодежи. Раскрыты особенности занятий физической культурой и спортом, влияющие на формирование всесторонних качеств личности. Представлен опыт Ташкентского университ...

Диагностика как форма контроля при формировании культуры здорового образа жизни у младших школьников

В статье говорится о контроле как важной функции управления формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников, даются рекомендации по проведению диагностики в данном направлении. В работе рассматриваются условия, на которых осуществл...

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Организация массовой работы учащихся с целью воспитания патриотизма

В данной статье рассматривается патриотическое воспитание учащихся, а также массовая работа как форма организации учебно-воспитательного процесса в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» по военно-патриотическому воспитанию; представлены резул...

Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности

В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.

Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи на современном этапе

В статье рассматриваются вопросы совершенствования военно-патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации на современном этапе.

Формирование мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования

В статье поднимается вопрос о формировании мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Дается описание проведенного исследования по проблеме формирования м...

Задать вопрос