В настоящее время, как никогда ранее, на первый план в мире вышла проблема развития интеллектуального потенциала нации вообще и отдельной личности в частности. Век высоких технологий требует развитого интеллекта, в основе которого лежит его творческое начало. Сформировать и развить его — одна из главных задач современной школы. Это заставляет нас задуматься о том, как учиться и чему учиться. Учебный физический эксперимент — один из важнейших компонентов обучения. Предлагаю несколько экспериментальных заданий, в которых используется измерительный прибор — линейка, калькулятор и справочные таблицы.
Вычислить массу воздуха вкабинете.
Для этого необходимо найти линейные размеры кабинета в паспорте кабинета, найти в таблице плотность воздуха и вычислить массу воздуха m по формуле m = ·abc.
Вычислить давление воды при помощи линейки.
Взять мензурку, налить в нее воду, измерить линейкой высоту столба жидкости h и по формуле
Р = ·g·h рассчитать давление этого столба жидкости на дно сосуда.
“Измерить” внутреннюю энергию куска угля прямоугольной формы.
Измерить линейные размеры куска угля, по формуле V=abc найти объем (выбрать уголь в виде параллелепипеда).
По таблице определить плотность угля, используя формулу m=·V найти массу угля. По таблице найти теплоту сгорания топлива (угля) q и посчитать по формуле Q=m·q, какое количество внутренней энергии выделит уголь во время сгорания.
Линейкой “определить” время падения шарика со стола.
Измерить линейкой высоту стола, используя формулу для расчета высоты свободного падения тела и из нее определить время t=. Полученный результат можно проверить с помощью секундомера.
Определить спомощью линейки число молекул втеле.
Для работы использую алюминиевый брусок из набора для определения плотности вещества. Измеряю линейные размеры бруска и рассчитываем его объем и массу. По таблице Менделеева нахожу молярную массу алюминия и вычисляем массу одной молекулы по формуле . Количество молекул определяю, разделив массу вещества на массу одной молекулы
Хочется отметить, что исследовательская форма обучения способствует формированию общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной готовности к самообразованию, а собственные исследования, опыт и наблюдения позволяют более точно показать значимость данной темы в современном мире.