Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Из опыта выполнения лабораторной работы по экспериментальной проверке закона сохранения энергии в процессах теплопередачи

Научный руководитель
Физика
19.07.2024
98
Поделиться
Библиографическое описание
Александров, Е. А. Из опыта выполнения лабораторной работы по экспериментальной проверке закона сохранения энергии в процессах теплопередачи / Е. А. Александров, А. В. Колядо. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 8 (82). — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/young/archive/82/4593/.


В статье рассматривается возможность модификации лабораторной работы по проверке выполнения закона сохранения энергии в процессе теплопередачи, даны рекомендации по выполнения работы учащимися 8 класса на уроках физики.

Ключевые слова: тепловые явления, теплопередача, количество теплоты, калориметрия, удельная теплоёмкость.

При изучении курса физики в 8 классе учебным планом предусмотрено выполнение учащимися лабораторных работ, в том числе и по разделу «Тепловые явления». Для экспериментальной проверки выполнения закона сохранения энергии выполняется лабораторная работа по сравнению количества теплоты, отданное горячей водой, и количества теплоты, полученное холодной водой при их смешивании. Алгоритм выполнения лабораторной работы включает в себя следующее:

  1. В калориметр наливают 100 г горячей воды, а в стакан — столько же холодной воды.
  2. С помощью термометра измеряют температуры холодной и горячей воды.
  3. Смешивают в калориметре горячую воду с холодной водой, осторожно помешивают термометром полученную смесь и измерить ее температуру.
  4. По результатам эксперимента определяют количество теплоты, отданное горячей водой при остывании до температуры смеси, и количество теплоты, полученное холодной водой при ее нагревании до этой температуры.
  5. Сравнивают количество теплоты, отданное горячей водой, с количеством теплоты, полученным холодной водой и делают вывод о выполнении закона сохранения энергии в процессе теплопередачи.

Данный алгоритм приведен в различных учебно-методических комплектах (УМК) и учебных пособиях [1–9].

Было проведено несколько параллельных опытов по представленному алгоритму. При этом использовался калориметр, предназначенный для проведения школьных опытов по физике, термометр с ценой деления 1С и весы, позволяющие производить взвешивание с точностью до 0,1 г. Результаты проведенных опытов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты определения количеств теплоты, при точности измерении температуры 1 С и массы тел 0,1 г

Номер опыта

Количество теплоты, отданное горячей водой Q 1 , Дж

Количество теплоты, полученное холодной водой Q 2 , Дж

Количество теплоты, отданное металлическим стаканом калориметра Q 3 , Дж

1

12348

12818

850

2

14288

14708

820

3

13167

13801

835

4

13113

14060

896

5

12466

13150

850

Сравнивая количества теплоты Q 1 и Q 2 (см. табл. 1), можно прийти к парадоксальному выводу о нарушении закона сохранения энергии, так как холодная вода получает количества теплоты больше, чем отдаёт ей горячая вода. Поэтому в рамках данной работы были рассмотрены следующие возможные причины получения данных результатов:

1) Невысокая точность определения массы тел и температуры;

2) Наличие систематической погрешности при выполнении лабораторной работы.

Используя методы обработки результатов эксперимента, изложенные в работе [10], при имеющемся уровне точности измерения температуры и массы тел относительные недостоверности определения температуры и массы тел соответственно составляют (приближённо) 0,02 и 0,01, что при вычислении количества теплоты даёт отклонение порядка 360 Дж. Однако расхождение между теплотами Q 1 и Q 2 превышает указанную величину.

С целью повышения точности измерений, проводимых в ходе выполнения лабораторной работы, были использованы технические весы, обеспечивающие точность взвешивания 0,01 г и температурный датчик из комплекта цифровой лаборатории «Архимед», обеспечивающий точность измерения температуры тел 0,1 С. Использование указанного оборудование должно способствовать снижению отклонения при определение теплот до значения 30 Дж. Результаты проведённых опытов с использованием измерительных приборов повышенной точности приведены в таблице 2. В ходе проведённых опытов было выявлено, что масса калориметра с горячей водой (температура воды около 85 С) не остаётся постоянной во времени из-за её испарения, поэтому в части проведенных опытах (см. табл. 2 опыты 1–5) масса горячей воды определялась до измерения температуры, а в другой части — после измерения температуры (см. табл. 2 опыты 6–10).

Таблица 2

Результаты определения количеств теплоты, при точности измерении температуры 0,1 С и массы тел 0,01 г

Номер опыта

Количество теплоты, отданное горячей водой Q 1 , Дж

Количество теплоты, полученное холодной водой Q 2 , Дж

Количество теплоты, отданное металлическим стаканом калориметра Q 3 , Дж

1

13201

13246

908

2

13406

13414

920

3

14188

14055

872

4

12163

12028

847

5

11455

11542

802

6

14276

13611

938

7

13065

12542

896

8

12468

12316

853

9

13586

12922

941

10

13301

12843

926

Используя весы специального класса точности (точность определения массы 0,001 г) было установлено, что скорость испарения с поверхности границы раздела фаз в калориметре составляет величину 13 мг/с при температуре воды 85 С и 3 мг/с при температуре воды 60 С. Таким образом можно сделать вывод, что для снижения потерь массы горячей воды в ходе проведения лабораторной работы лучше использовать горячую воду с температурой около 60 С.

Анализ результатов, приведенных в таблице 2, показывает, что в ряде случаев имеет место превышение количества теплоты Q 2 , полученное холодной водой, над количеством теплоты Q 1 , отданное горячей водой. Учитывая, что в процессе теплообмена также участвуют внутренний металлический стакан калориметра и термометр, то уравнение теплового баланса должно быть записано следующим образом:

Q 1 + Q 3 + Q 4 = Q 2 + Q пот ,

где Q 3 — количество теплоты, отданное металлическим стаканом калориметра; Q 4 — количество теплоты, отданное термометром; Q пот — количество теплоты, переданное окружающей среде.

Из представленных в уравнении теплового баланса величин в ходе лабораторной работы может быть определена величина Q 3 , для чего необходимо знать массу и удельную теплоёмкость материал внутреннего металлического стакана. В конструкции используемого в данной работе калориметра использовался металлический стакан, изготовленный из алюминия. Величину Q 4 оценить без проведения дополнительных испытаний не представляется возможным, так как отсутствуют данные о марке стекла и составе термометрической жидкости, не содержащей ртути. Поэтому величиной Q 4 было принято решение пренебречь. Таким образом, при выполнении лабораторной работы целесообразно будет сравнивать величину Q 1 + Q 3 с величиной Q 2 , а их разность будет соответствовать количеству теплоты, переданной окружающей среде при выполнении опыта. Анализируя данные, приведённые в таблицах 1 и 2, можно сделать вывод, что выбранный подход к выполнению лабораторной работы является методически более правильным, и у учащихся не будет создаваться ложное впечатление о нарушении закона сохранении энергии.

Учитывая вышеизложенное был разработан следующий алгоритм проведения лабораторной работы:

  1. Определить массу внутреннего калориметрического стакана.
  2. В химический стакан налить около 100 г холодной воды (комнатной температурой), массу воды определить взвешиванием. Определить температуру холодной воды с помощью термометра.
  3. В калориметр налить около 100 г горячей воды (температурой около 60 С), массу воды определить взвешиванием. Определить температуру горячей воды с помощью термометра.
  4. Не вынимая термометра из калориметра, смешать в калориметре горячую воду с холодной водой, осторожно перемешать термометром полученную смесь и измерить ее температуру.
  5. По результатам эксперимента определить количество теплот Q 1 и Q 3 , отданные горячей водой и металлическим стаканом калориметра при остывании их до температуры смеси, и количество теплоты Q 2 , полученное холодной водой при ее нагревании до этой температуры.
  6. Используя величины Q 1 , Q 2 и Q 3 определить, какое количество теплоты было передано окружающей среде в процессе теплопередачи.

Используя представленный алгоритм, были проведены несколько определений количества теплот Q 1 , Q 2 и Q 3 с использованием стандартного лабораторного оборудования, результаты измерение представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты определения количеств теплоты, при использовании нового алгоритма проведения лабораторной работы

Номер опыта

Количество теплоты, отданное горячей водой Q 1 , Дж

Количество теплоты, полученное холодной водой Q 2 , Дж

Количество теплоты, отданное металлическим стаканом калориметра Q 3 , Дж

Количество теплоты, переданное окружающей среде Q пот, Дж

1

6151

6426

440

165

2

5724

5998

440

167

3

6384

6615

486

255

Таким образом, новый алгоритм проведения лабораторной работы по сравнению количества теплоты, отданное горячей водой, и количества теплоты, полученное холодной водой при их смешивании позволяет получать результаты, объяснимые с точки зрения закона сохранения энергии.

Литература:

  1. Знаменский П. А. Лабораторные занятия по физике в средней школе. Часть вторая. Работы по молекулярной физике и теплоте, по электричеству и оптике. — Л.: Учпедгиз, 1955.
  2. Перышкин А. В., Родина Н. А. Физика: учебник для седьмого класса. — М.: Просвещение, 1968.
  3. Перышкин А. В., Роднина Н. А. Физика: учебник для 6–7 классов средней школы / под ред. И. К. Кикоина. — М.: Просвещение, 1979.
  4. Перышкин А. В., Роднина Н. А. Физика: учебник для 6–7 классов. — М.: Просвещение, 1986.
  5. Перышкин А. В., Роднина Н. А. Физика: учебник для 8 кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1989.
  6. Физика. Тетрадь-практикум. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / под ред. Ю. А. Панебратцева. — М.: Просвещение, 2010.
  7. Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Дрофа, 2019.
  8. Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Экзамен, 2022.
  9. Перышкин И. М., Иванов А. И. Физика. 8 класс. Учебник. Базовый уровень. — М.: Просвещение, 2023.
  10. Основы аналитической химии. Задачи и вопросы: учеб. Пособие для вузов / под ред. Ю. А. Зотова. — М.: Высш. шк., 2002.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
тепловые явления
теплопередача
количество теплоты
калориметрия
удельная теплоёмкость

Молодой учёный