Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Тренажер по физике «Механика»

Информатика
13.06.2017
449
Поделиться
Библиографическое описание
Овчинникова, И. В. Тренажер по физике «Механика» / И. В. Овчинникова, Н. В. Поликарпов, О. Н. Жерносек, Н. И. Морозова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/young/archive/13/949/.


Для подготовки к урокам и к ОГЭ по физике учащиеся могут использовать: общеобразовательные учебные издания, презентации, видеоролики в Интернете на веб-сайте «Классная физика» [1], онлайн тесты на веб-сайтах «Решу ОГЭ» и «ФИПИ» [2;3]. Но они не позволяют провести лабораторные работы, которые помогают лучше усвоить изучаемый материал. Чаще всего учитель распечатывает тесты на бумажных носителях, что крайне неудобно и затратное, атренажеры, при помощи которых можно самостоятельно проводить лабораторные работы, не всегда доступны учащимся. Поэтому мы создали тренажер по физике раздела «Механика», который включает: теоретический материал, расчетные задачи, тестирование, лабораторные работы, трехмерную демонстрацию физических явлений, а также возможность учителем проконтролировать работу, проделанную учащимися.

Ключевые слова: тренажер по физике, отработка практических навыков, подготовка к ОГЭ по физике

По данным статистики [5] многие учащиеся выбирают физику для поступления в технические классы, поэтому особое внимание они уделяют таким предметам, как математика, физика, информатика. В контрольно-измерительных материалах ОГЭ по физике задания из раздела «Механика» составляют 30–40 % от общего числа заданий.

Для подготовки к экзаменам по этому разделу необходимо нарешать большое количество задач и тестов, проделать лабораторные работы. ОГЭ включает в себя не только проверку теоретических знаний, но и практических умений. Не все эксперименты можно проделать в реальной жизни, а это важно для понимания предмета. В этом случае сможет помочь компьютерное моделирование.

Механика — раздел, который является одним из самых объемных и сложных в школьном курсе физики. В КИМах ОГЭ от общего объема проверяемого курса по физике этот раздел занимает 47 % и включает в себя расчетные задания, а также лабораторные работы.

Количество учащихся, сдающих физику в нашем Лицее, ежегодно растет (2013–2014 уч. год — 3 человека, 2014–2015 уч. год — 17 человек, 2015–2016 уч. год — 26 человек), а для успешности необходимо умение выполнять экспериментальные задачи и лабораторные работы. Комплексных тренажеров недостаточно или они довольно дорогостоящие. Это нас подтолкнуло к созданию тренажера по разделу физики «Механика», включающем: теоретический материал, расчетные задачи, тестирование, лабораторные работы, трехмерную демонстрацию физических явлений, а также возможность учителем проконтролировать работу, проделанную учащимися.

Гипотеза: создание тренажера по физике как доступный практический материал для отработки навыков решения задач и выполнения лабораторных работ по разделу «Механика».

Цель: создание тренажера, направленного на отработку практических навыков решения задач и выполнения лабораторных работ.

Задачи:

  1. Подобрать теоретический и практический материал по физике раздела «Механика».
  2. Сформулировать разделы тренажера.
  3. Выбрать среду разработки.
  4. Презентовать тренажер учащимся и учителям.
  5. Провести опрос и обработать полученный результат.

Методы исследования: аналитический, информационное моделирование, компьютерное моделирование, метод обработки статистических данных.

Аналитическим методом мы отобрали теоретический материал, качественные, тестовые и расчетные задачи, а также лабораторные работы, используя учебник [6], задачник, справочник по физике [7].

При использовании информационного моделирования были составлены разделы программы: справочная информация по механике, тесты (кинематика и динамика), задачи (кинематика и динамика), лабораторные работы, конструктор тестов.

С помощью компьютерного моделирования, мы разработали тренажер, используя среду разработки Unity, информацию о которой можно прочитать в Википедии [8]. Unity позволяет создавать двухмерные и трёхмерные приложения, поддерживающие операционные системы Windows, OS X, Windows Phone, Android, iOS, Linux, а также игровые приставки нового поколения Wii, PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One. Активно движок используется как крупными, так и независимыми разработчиками в силу наличия бесплатной версии, удобного интерфейса и простоты работы с движком.

Графика реализована с помощью Autodesk 3ds Max 2013(Student License) — многофункциональный профессиональный редактор трёхмерной графики.

Этапы создания тренажера.

Первый этап — создание и визуализация лабораторных работ, трехмерных инструментов для проведения экспериментов (Рисунок 1).

Рис.1. «Лабораторная работа»

Второй этап — создание учётных записей пользователей, сбор и хранение данных (логин, пароль, результаты) (Рисунок 2);

Рис. 2. «Авторизация пользователя»

Третий этап — создание конструктора тестовых заданий на основе собственного материала и написание кода программы (Рисунок 3).

Рис. 3. «Конструктор тестов»

После создания тренажера мы провели его апробацию. Загрузили программу на компьютеры, и учащиеся 9-х классов нашего лицея, которые сдают ОГЭ по физике, решали задачи и тесты, работали с лабораторными работами. В течении урока они самостоятельно поработали с программой. По завершению практической части работы, применив метод обработки статистических данных, участникам апробации были составлены следующие вопросы:

  1. Вызвало ли у вас интерес занятие на данном тренажёре?
  2. Считаете ли вы, что данный тренажер окажет помощь при подготовке к ОГЭ по физике?
  3. Что бы вы ещё включили в данный тренажер?
  4. Испытывали ли вы трудности при работе с данным тренажером?

Результаты опроса оформили в виде диаграмм.

Рис. 4. Листы с ответами учащихся

В результате апробации данный тренажер понравился всем. Учащиеся считают, что он окажет помощь при подготовке к ОГЭ и к урокам по физике по разделу «Механика». Трудностей при работе никто не испытывал. Было лишь одно пожелание, побольше разнообразных лабораторных работ.

Тренажёр удобен в использовании, имеет резерв наполнения как теоретическим, так и практическим материалом, в зависимости от потребностей учащихся и учителей физики, в чем и заключается его преимущество. Также, учитель сможет проконтролировать и оценить работу ученика, создавать тесты разной сложности на основе подобранного учебного материала. С помощью тренажера можно организовывать факультативные занятия, уроки для более углубленного изучения физики по разделу «Механика». Таким образом, нами практически была доказана гипотеза и достигнуты поставленные цель и задачи.

Литература:

  1. «Классная физика» http://class-fizika.narod.ru/
  2. Материалы конференции «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий в образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в рамках XVI международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века». Красноярск, 17 мая 2016 г. — http://elib.kspu.ru/document/17540
  3. Перышкин.А. В. Физика 9 кл.:учебник/А. В. Перышкин,Е. М. Гутник 19-е изд., стеротип. — м.:Дрофа,2014. — 300, [4] с.:ил.; 1 л.цв.вкл.
  4. Рымкевич.А. П. Физика.Задачник. 10–11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. — 8-е изд., стереотип. — М.:Дрофа,2004. — 192 с.
  5. Специализированные классы — http://www.krao.ru/rb-topic_t_1028.htm
  6. Ситников В. И. Краткий курс физики: Учеб. Пособие для учащихся старших классов и поступающих в вузы. — М.:Флинта: Наука.1999.– 336с.
  7. Янчевская О.В справочник школьника по физике.7–11 классы. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2015. — 256с.
  8. Unity (игровой движок) — https://ru.wikipedia.org/wiki/Unity
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
тренажер по физике
отработка практических навыков
подготовка к ОГЭ по физике

Молодой учёный