Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации

Научный руководитель
Конституционное (государственное) право
Препринт статьи
17.11.2025
5
Поделиться
Аннотация
Конституционно-правовая ответственность представляет собой важную категорию в области конституционного права, связанную с обязательностью исполнения норм Конституции и других основополагающих актов. В статье рассматриваются основные проблемы конституционно-правовой ответственности в России, а также предложения по их решению. Особое внимание уделяется вопросам определения субъектов ответственности, видов конституционно-правовых санкций и механизмов их реализации в современной правовой системе.
Библиографическое описание
Петровская, Д. В. Проблемы конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации / Д. В. Петровская. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2025. — № 10 (52). — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/307/10564.


Введение

Конституционно-правовая ответственность — это вид юридической ответственности, наступающий за нарушение конституционных норм. Она заключается в применении к виновным субъектам (государственным органам, должностным лицам, общественным объединениям) мер государственного принуждения. Основные цели — защита Конституции и профилактика нарушений.

Конституционно-правовая ответственность является одной из наиболее значимых форм ответственности в государственно-правовой системе, которая направлена на обеспечение исполнения и соблюдения норм Конституции, а также других основополагающих актов. В России этот институт правовой ответственности продолжает развиваться, и в его основе лежит обязанность государственных органов, должностных лиц и граждан соблюдать положения Конституции РФ, а также других нормативных актов, регулирующих организацию государственной власти.

Одной из важнейших проблем является недостаточная разработанность механизма реализации конституционно-правовой ответственности, а также сложность в определении субъектов этой ответственности и видов соответствующих санкций. Актуальность исследования заключается в необходимости выявления проблемных аспектов конституционно-правовой ответственности, а также в разработке возможных путей их решения для улучшения функционирования правовой системы России.

В теории права такая ответственность рассматривается как мера юридической ответственности за нарушение норм Конституции, основополагающих принципов государственной и правовой системы, а также механизм обеспечения конституционного порядка.

Теоретические основы конституционно-правовой ответственности включают в себя в себя в первую очередь основание, виды субъектов, объекты, содержание и меры.

Одной из важных теоретических проблем является отсутствие единой классификации видов конституционно-правовой ответственности. В частности, различаются:

1. Конституционная ответственность органов государственной власти — ответственность высших государственных органов за нарушение норм Конституции. По мнению С. А. Авакьяна: «отсутствие четкого механизма привлечения высших органов государственной власти к конституционной ответственности приводит к снижению эффективности конституционного контроля». Главная проблема — Конституция РФ не закрепляет четко установленные санкции в отношении федеральных и региональных органов власти за нарушение ее положений.

Пути решения: разработка и принятие нормативного акта, который исключит данную проблему; расширение компетенции Конституционного Суда РФ в отношении нарушений органами государственной власти; введение института конституционно-правового санкционирования решений, противоречащих Основному закону.

2. Конституционная ответственность должностных лиц — ответственность руководителей органов власти и других чиновников за нарушение конституционных норм и принципов. О. Е. Кутафин отмечает, что «в отношение должностных лиц «границы конституционно-правовой ответственности размыты, а ее содержание пересекается с дисциплинарной и административной ответственностью». То есть главная проблема, касаемо должностных лиц — отсутствие четкого разграничения видов юридической ответственности в сфере конституционного права.

Пути решения: нормативное закрепление разграничения между конституционной и административной ответственностью; включение в законодательство норм, предусматривающих персональную ответственность соответствующих лиц и так далее.

Существует еще ряд видов носителей конституционно-правовой ответственности, которые имеют множество пробелов.

Одной из ключевых проблем во всем механизме конституционно-правовой ответственности являетсяопределение субъекта. Она также является наиболее дискуссионной в конституционном праве и вытекает из самой природы конституционного права.

Ключевые сложности в определении субъекта:

  1. Проблема дуализма субъектов (ст. 117 ч. 3 и 4). В вопросах нарушения конституции каким-либо органом государства, непонятно, нужно привлекать к этой ответственности государственный орган или конкретное физическое лицо.

Например, если парламент принимает неконституционный закон, кто является субъектом ответственности? Весь парламент, депутаты, голосовавшие за этот закон, или может председатель палаты, который в итоге подписал этот закон? Также и с другими органами.

  1. Проблема специального статуса и иммунитетов (ст. 91, 98, 93). Многие потенциальные субъекты данной ответственности обладают иммунитетом (неприкосновенностью), что затрудняет привлечение их к ответственности. Этой неприкосновенностью обладают депутаты парламента и судьи, а также глава государства, то есть Президент РФ.
  2. Проблема нормативной неопределенности составов правонарушения (ст. 93 ч. 1). В конституционном праве часто отсутствуют четко сформулированные составы конституционных правонарушений. Что такое «ненадлежащее исполнение своих обязанностей» парламентом или правительством? Что такое «утрата доверия» высшего должностного лица? Когда именно наступает «нарушение Конституции»?

Эта расплывчатость создает широкий простор для политического усмотрения, поэтому привлечен или же наоборот избежать ответственности может каждый орган по сугубо политическим мотивам.

  1. Проблема «безвиновной» ответственности (ст. 117 ч. 4, ст. 111 ч. 4). Во многих случаях конституционно-правовая ответственность не требует установления вины в ее традиционном понимании.

Например, роспуск парламента может быть не по его «вине», а из-за разногласий с исполнительной властью или из-за политического кризиса; отставка правительства может быть связана не с ошибками, а с завершением политического цикла или изменением курса и так далее.

  1. Проблема круга субъектов (ст. 3 ч. 2, ст. 13 ч. 5). В науке нет единого мнения о том, кого включать в круг субъектов, потому как споры ведутся вокруг физических лиц, коллективных субъектов и общественных объединений.

То есть мнение о физических лицах предполагает, что ответственность должны нести высшие должностные лица и граждане в исключительных случаях (например, за нарушение избирательного законодательства); о коллективных субъектах — государственные органы, органы местного самоуправления, государство в целом; об общественных объединениях — политические партии, общественные организации.

  1. Проблема квазиответственности (ст. 117, ст. 111 ч. 4, ст. 117 ч. 3). Существуют меры, которые по форме похожи на конституционно-правовую ответственность, но по сути таковой не являются, так как не связаны с правонарушением.

Например, отставка правительства по собственному желанию, или же роспуск парламента в связи с истечением срока его полномочий.

Не менее важной проблемой является неопределенность в механизме.

Примерами могут послужить:

  1. Признание акта неконституционным, то есть аннулирование правового акта (ст. 125);
  2. Роспуск органа власти — досрочное прекращение полномочий представительного органа;
  3. Отрешение от должности — досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица (импичмент) (ст. 93);
  4. Лишение специального статуса — прекращение гражданства, отзыв наград или званий (ст. 6 по основаниям в ФЗ);
  5. Приостановление деятельности — временный запрет деятельности общественных объединений.

Рассмотрим на примере импичмента Президента России. Несмотря на наличие механизма, он не был использован в практике, что порождает вопросы о его эффективности и о существующих правовых пробелах.

Таким образом, неясность в применении санкций в отношении государственных органов и должностных лиц также приводит к низкой правовой ответственности, что ослабляет демократическое функционирование государства.

Помимо трудностей, связанных с определением субъекта и реализацией конституционно-правовой ответственности, есть еще ряд других более обобщенных проблем, таких как:

  1. Отсутствие четкости в правовых нормах. В Конституции РФ и других нормативных актах отсутствуют четкие критерии и механизмы определения ответственности, что создает пробелы в правоприменении.
  2. Политическая зависимость правоприменительных органов. Конституционно-правовая ответственность, особенно в отношении высших органов власти, может стать предметом политического манипулирования, что затрудняет объективное применение правовых санкций.
  3. Недостаточная правовая культура. Общественное восприятие институтов конституционно-правовой ответственности остается на низком уровне, что также влияет на ее эффективное применение.

Для улучшения механизма конституционно-правовой ответственности необходимо:

  1. Разработать более четкие критерии и процедуры применения ответственности, в том числе для государственных органов и должностных лиц.
  2. Укрепить правовую культуру и повысить уровень правового сознания среди граждан, чтобы они осознавали свою роль в соблюдении Конституции.
  3. Принять меры по совершенствованию законодательных актов, направленных на установление более прозрачных и конкретных санкций за нарушения конституционных норм.

Заключение

В заключение можно сказать, что конституционно-правовая ответственность является важнейшим инструментом для обеспечения соблюдения Конституции и норм правопорядка в России. Однако существующие проблемы, такие как неопределенность субъектов ответственности, отсутствие четких санкций и механизмы их применения, требуют дополнительного анализа и законодательных инициатив. Для улучшения системы конституционно-правовой ответственности необходимо комплексное обновление правовых норм и повышение правовой культуры среди населения.

Литература:

1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.): [поправки одобрены Советом Федерации 11 марта 2020 г.]: — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 14.11.2025). — Текст: электронный.

2. Российская Федерация. Законы. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 (ред. от 03.03.2015) «О некоторых вопросах применения судами конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40412/ (дата обращения 14.11.2025). — Текст: электронный.

3. Авакьян С. А. Конституционное право Российской Федерации: учебник: в 2 т. / С. А. Авакьян. — 6- е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. — ISBN 978–5–00156–043–7. — Текст: непосредственный.

4. Кутафин, О. Е. Конституционное право Российской Федерации: учебник / О. Е. Кутафин. — Москва: Проспект, 2018. — 592с. — ISBN 978–5–392–27315–6. — Текст: непосредственный.

5. Нудненко, Л. А. Конституционное право. Практикум: учебник для среднего профессионального образования / Л. А. Нудненко. — 5-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 278 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978–5–534–13750–7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/561238 (дата обращения: 14.11.2025).

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Новый юридический вестник №10 (52) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный