Проблемы реализации прав граждан на обращение в органы государственной власти | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Муниципальное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (26) февраль 2021 г.

Дата публикации: 19.01.2021

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Дубенюк, А. В. Проблемы реализации прав граждан на обращение в органы государственной власти / А. В. Дубенюк. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 2 (26). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/188/5962/ (дата обращения: 22.04.2021).



В статье рассмотрены некоторые проблемы правового реализации права граждан на обращение в государственные органы. В заключение выработаны практические рекомендации по совершенствованию правового регулирования данного института.

Ключевые слова: обращение граждан, обращение, местное самоуправление, гражданин, электронная почта, орган власти.

Развитие и становление гражданского общества невозможно без взаимодействия органов государственной власти и граждан. Формирование эффективных механизмов взаимодействия граждан и юридических лиц с органами власти на различных уровнях выступает на сегодняшний день одной из главных задач. Важность указанных механизмов обусловлена тем, что, если физическое или юридическое лицо решит вступить во взаимоотношения с определенной государственной или муниципальной структурой, он, по факту, будет вступать во взаимоотношения непосредственно с государством.

Принятие 2 мая 2006 года Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» явилось фактором, стимуляции дальнейшего развития данного института и, соответственно, обуславливающим его последующее изучение.

В юридической литературе можно встретить немало научных трудов, так или иначе посвященных вопросам порядка обращения граждан в органы государственной власти. Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных данной сфере исследования, до настоящего времени недостаточно исследовались вопросы, касающиеся особенностей разрешения проблем, возникающих в процессе рассмотрения органами власти обращений граждан. Отдельные авторы касались анализа данных вопросов в своих работах, но лишь фрагментарно. Между тем, важно более подробно изучить пробелы данного правового института, поскольку они являются практически значимыми.

Обращения граждан часто могут указать на проблему, возможно, указать пути её разрешения, и способствовать, таким образом, совершенствованию системы государственного управления, улучшению социальной действительности в целом. Отношение гражданина к власти определяется тем, насколько эффективна в глазах общества ее деятельность, справляется ли государство с возложенными на него функциями и задачами [1, стр. 47].

Одной из проблем организации работы с обращениями граждан большое количество обращений. Граждане все чаще и чаще обращаются в государственные органы и органы местного самоуправления. И связан это с технологическим прогрессом, так как обращений, направляемых через интернет больше, чем письменных или устных, а также с повторными обращениями. В свою очередь компетентных специалистов в государственных органах и органах местного самоуправления не хватает для того, чтобы принять, рассмотреть по существу и ответить на такое большое количество обращений. Это так называемая кадровая проблема или проблема трудовых ресурсов [2].

Государство создает управленческие структуры и наделяет государственных служащих полномочиями для реализации права граждан на обращения. Одна из основных проблем на сегодняшний день — отсутствие обучения государственных служащих на местах или повышения квалификации для повышения компетентности и грамотности в области решения тех или иных вопросов, поставленных в обращениях, с целью отказа от бюрократического подхода к институту обращений граждан. Сегодня гражданин, по праву направивший обращение в орган власти, в большинстве случаев получит «отписку», то есть неполные неаргументированные ответы или ответы не по существу вопроса, вместо конструктивно решенной проблемы. Отписка подрывает доверие граждан к государству [2].

Необходимо понимать, что эффективность работы с обращениями граждан зависит от существующей системы обеспечения неукоснительного соблюдения, установленного Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» порядка и сроков рассмотрения обращений граждан от повышения качества этой работы и определения мер по предотвращению повторных обращений. Однако одна из актуальных проблем сегодня — повторные обращения. Это говорит о том, что гражданин не удовлетворён полученным ответом на свое обращение или не получил ответ в установленный законом срок [3, стр. 5–12].

Одной из основных проблем является то, что законом недостаточно внимания уделено вопросу качества работы с обращениями граждан. Законом не как не толкуется, каковым должно быть содержание «ответа по существу». Последствием такого упущения является то, что гражданину вместо ожидаемой информации или реального решения его проблемы даются лишь отсылки к законам, никак не помогающие ему в решении существующей проблемы [4, стр. 66]. Как утверждает Иваненко И. Н.: «Именно затруднения, возникающие при необходимости получения своевременной̆ необходимой̆ помощи, являются причиной̆ формирования масштабного дефицита доверия к власти, что, в свою очередь, является первостепенной̆ проблемой̆ института обращения граждан».

Кроме того, существует реальная проблема с принятием обращений по электронной почте. Согласно ст. 4 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан: «обращение гражданина (далее — обращение) — это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина…» В п. 3 ст. 7 закона предусматривается: «обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом». В соответствии с указанной статьей, ответ должен направляться гражданину также посредством электронной почты на указанный в обращении электронный адрес.

Несмотря на то, способ электронного общения является более удобным и оперативным, на практике граждане часто сетуют на то, что «по электронной почте многие не отвечают, считают ее чем-то несерьезным» [4, стр. 66]. Для устранения данной проблемы органам власти необходимо сконцентрировать силы на развитии информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для взаимодействия с гражданами. К тому же указанное развитие прописано в Государственной программе РФ «Информационное общество (2011–2020)», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 313 (посл. изм. от 12.01.2018 г.) [5].

Заключительной проблемой, рассматриваемой в нашем исследовании, выступает то, что законом в недостаточной мере закреплена ответственность за нарушение требований по работе с обращениями граждан. Так, в Законе № 59-ФЗ не содержится подробных норм об ответственности, а статья 15 указанного закона отсылает к иному законодательству РФ. Описанные проблемы усугубляются также в целом невысоким уровнем правовой культуры среди населения. Многие государственные и муниципальные служащие, работающие с обращениями граждан, жалуются: «количество обращений постоянно растет благодаря интернет-технологиям, но их содержание все чаще вызывает недоумение. Граждане не знают правовых основ, не знают грамматических основ: пишут без запятых и точек, единым потоком с маленькой буквы. Что хочет этот человек — еще догадайся» [6, стр. 52].

Для решения вышеизложенных проблем и оптимизации работы с обращениями граждан в современных условиях предлагаются следующие основные механизмы.

  1. Автоматизация и информатизация системы документооборота для своевременного приема, регистрации, рассмотрения обращения, а также перенаправления обращения в компетентный орган.
  2. Внесение изменений в Федеральный закон или в другой нормативно-правовой акт субъекта, которые снизят бюрократический подход к институту обращений граждан. Необходимо внести такое понятие как «отписка», а также обозначить меру наказания за такой ответ гражданину. Так, повторных обращений не станет, и качество рассмотрения первичных обращений улучшиться.
  3. Регулярное обучение всех государственных служащих работе с обращениями граждан.

Указанные в работе проблемы в регулировании вопросов обращений граждан преимущественно связаны с нехваткой штатных единиц и материального обеспечения. Данные обстоятельства провоцируют недовольство граждан, а также служащих, осуществляющих работу с обращениями граждан. Всё это мешает эффективной работе рассматриваемого института. Следствием вышесказанного является необходимость принятия мер по урегулированию спорных вопросов не только на законодательном, но и на организационном уровнях.

Литература:

  1. Филипенко А. В. Управление социальным развитием региона (социологический аспект): дис. канд. соц. наук. — Москва. 2002. С. 47.
  2. Савина Т. Н. Проблемы бюрократии в современной России. // [Электронный ресурс]: URL: sisupr.mrsu.ru/2009–2/pdf/26_Dashdamirov.pdf (дата обращения: 16.09.2019)
  3. Нудненко Л. А., Хаманева Н. Ю. Новый закон об обращениях граждан: достоинства и недостатки // Государство и право. — 2007. — № 3. С. 5–12.
  4. Решетникова Д. С. Проблемы эффективности реализации права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления // Бизнес-образование в экономике знаний. — 2018. — № 2. С. 66.
  5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 23.05.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» // «Собрание законодательства РФ», 05.05.2014, N 18 (часть II), ст. 2159.
  6. Оценка эффективности механизмов реагирования на обращения граждан и общественных объединений в Министерстве здравоохранения РФ: отчет Общественного совета при Министерстве здравоохранения РФ. — 2016. С.52. [Электронный ресурс] — URL: https://static-0.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/030/420/original (дата обращения: 17.09.2019)
Задать вопрос