Первоначальный этап расследования безвестного исчезновения граждан | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Криминология и криминалистика

Опубликовано в Новый юридический вестник №8 (22) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 29.09.2020

Статья просмотрена: 1429 раз

Библиографическое описание:

Боронин, С. А. Первоначальный этап расследования безвестного исчезновения граждан / С. А. Боронин. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 8 (22). — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/178/5542/ (дата обращения: 22.12.2024).



Председатель Следственного комитета Российской Федерации А. И. Бастрыкин на совещаниях ведомства неоднократно отмечал, что одним из приоритетных и значимых направлений в деятельности правоохранительных органов остается расследование преступлений, связанных с безвестным исчезновением граждан. Согласно статистическим данным, предоставленным ИЦ ГУ МВД РФ по Пермскому краю, показали пропавших без вести лиц в крае остаются на достаточно высоком уровне. За 2019 год в Пермском крае зарегистрировано 697 сообщений о пропавших без вести, возбуждено 88 уголовных дел, из которых приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ 34 уголовных дела. За январь-август 2020 года в Пермском крае зарегистрировано 558 сообщений о без вести пропавших, возбуждено 50 уголовных дел.

На первоначальном этапе расследования, при вынесении постановления о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 105 УК РФ по факту безвестного исчезновения граждан, когда имеются основания полагать, что события имели криминальный характер, следователь должен грамотно спланировать дальнейшие следственные, оперативные и процессуальные действия, выдвинуть возможные версии совершенного преступления, составив план проведения необходимых мероприятий. При этом одной из проблем, с которой может столкнуться следователь на первоначальном этапе расследования данной категории дел, является информационная неопределенность.

Как показывает практика, в большинстве случаев сообщение или заявление о без вести пропавшем первоначально поступает в органы внутренних дел. Как отмечает А. В. Парфенов, существовавшая длительное время практика непроцессуального рассмотрения заявлений о безвестно исчезнувших граждан сформировала у многих сотрудников полиции отношение к такого рода розыскным делам как второстепенным и малозначительным [3, с. 75]. В связи с чем, при поступлении материала проверки в органы Следственного комитета РФ оперативные сотрудники передают информацию о потерпевшем исключительно общего характера.

Для получения детальной информации о произошедшем событии следователю необходимо самостоятельно допросить свидетелей, первоначально определив круг лиц, которые могут обладать сведениями, имеющими значение для расследования, предоставить данные о личности потерпевшего, об обстоятельствах исчезновения, о круге его общения. Данную информацию следователь и оперативные сотрудники получают, в первую очередь, от близких родственников, коллег по работе, друзей, соседей. Анализ полученных данных помогает составить психологический портрет пропавшего без вести, установить лиц, которые могут быть причастны к его исчезновению, определить предполагаемый маршрут его движения, создает аккумулированную картину событий последнего дня потерпевшего.

А. С. Игуменов подчёркивает, что круг допрашиваемых лиц должен быть максимально широк. Важные сведения могут быть получены от работников коммунальных служб, здравоохранения и иных учреждений. Информация из памяти отдельных лиц нередко может стать единственным источником данных о причинах и обстоятельствах исчезновения лица. [2, с. 116]

В ходе допроса сотрудники правоохранительных органов могут столкнуться с намеренным предоставлением допрашиваемыми лицами заведомо ложных сведений, утаиванием информации о разыскиваемом лице и об обстоятельствах его исчезновения. Причиной этого могут послужить: причастность к преступлению, инсценировка пропажи, заблуждение о значимости информации, недоверие к сотрудникам правоохранительных органов, личные мотивы.

Для установления истины следователю и оперативным сотрудникам необходимо проанализировать сведения, полученные от допрошенных лиц и объективные данные, полученные в ходе предварительного следствия. Так, на первоначальном этапе расследования безвестного исчезновения лица следователю необходимо поручить сотрудникам органов внутренних дел оперативным путем установить номера телефонов, банковских карт, используемых потерпевшим, получить доступ к перепискам в социальных сетях, к аккаунтам пропавшего без вести. При этом большое значение имеет готовность различных коммерческих структур: банков, операторов сотовой связи, телекоммуникационных служб, представителей социальных сетей, к сотрудничеству с правоохранительными органами, заключающемуся в оперативном предоставлении необходимой информации в кратчайшие сроки.

Для проверки информации, находящейся в распоряжении следствия, и получения новых данных о пропавшем лице и обстоятельствах его исчезновения на первоначальном этапе расследования необходимо также провести такие следственные действия, как осмотр места проживания, работы, мест частого пребывания потерпевшего, используя при этом современную криминалистическую технику. Так, в случае причастности родственников к совершенному преступлению, в ходе осмотра жилища при помощи такой криминалистической техники, как УФ-осветитель, комплект «МИКС-450», могут быть обнаружены следы крови, несмотря на предпринятые попытки скрыть, затереть данные следы.

В 2017 году при расследовании уголовного дела следователями Пермского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю по факту безвестного исчезновения Б. в ходе обыска дома подозреваемого с помощью применения вышеуказанного криминалистического оборудования на полу первого этажа и лестничном марше между первым и вторым этажами дома были обнаружены следы крови потерпевшей, несмотря на прошедший значительный промежуток времени после ее исчезновения, что опровергло версию подозреваемого о том, что потерпевшая уехала в другой город и между ними не было никаких ссор и конфликтов.

Кроме того, на первоначальном этапе расследования безвестного исчезновения граждан особое внимание необходимо обращать на наличие камер видеофиксации, расположенных по ходу предполагаемого маршрута движения потерпевшего, а также своевременно принять меры по изъятию видеозаписей, которые могут содержать в себе информацию, имеющую значение для дела, или изготовлению их копий, так как указанные записи хранятся на своих носителях непродолжительно время. [1, с. 7].

Таким образом, первоначальный этап расследования уголовных дел, связанных с безвестным исчезновением граждан, является наиболее важным и состоит в оперативном сборе и фиксации значимой для раскрытия преступления информации, получаемой путем направления запросов в различные учреждения, отдельных поручений оперативным сотрудникам, проведения подробных допросов заявителей и свидетелей, осмотров и выемок. Системный анализ полученной в ходе расследования информации является необходимым условием обнаружения трупа потерпевшего, исчезнувшего без вести, и последующего установления лица, совершившего преступление.

Литература:

  1. Алехин Д. В. Алгоритм действий следователя по проверке версии о некриминальных причинах безвестного исчезновения людей // Российский следователь, № 20, 2015. С. 5–8.
  2. Игуменов А. С. Об особенностях проведения опроса лиц, в ходе работы по розыску без вести пропавших, исчезнувших при криминальных обстоятельствах // Правовое государство: теория и практика, № 2 (44), 2016. С. 115–120.
  3. Парфенов А. В. Некоторые особенности раскрытия убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан // Труды Академии управления МВД России, № 3 (19), 2011. С. 75–77.
Задать вопрос