Основы административно-правового обжалования ненормативных актов на примере МЧС России | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Административное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №4 (18) апрель 2020 г.

Дата публикации: 05.03.2020

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Никишов, А. Б. Основы административно-правового обжалования ненормативных актов на примере МЧС России / А. Б. Никишов, О. А. Гутаров. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 4 (18). — С. 14-18. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/163/4959/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье авторы рассматривают основы административно-правового обжалования ненормативных актов и решений на примере Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствия.

Ключевые слова: обращение граждан, ненормативные акты, МЧС.

В соответствии с положениями статьи 45 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) [1], каждый имеет право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, а государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. Указанное конституционное право в полном мере распространяется на деятельность органов государственного управления, в том числе связанную с издаем ненормативных актов, решений и т. д. Содержание указанных документов может быть оспорено в административном и судебном порядке. При несогласии с действиями и решениями субъектов государственного управления, в том числе оформленными в виде ненормативных актов, заинтересованные лица имеют право обжаловать их в судебном или административном порядке. Под административным порядком оспаривания действий субъектов государственного управления следует понимать подачу жалобы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, содержащую мотивированную просьбу о защите субъективных прав и законных интересов заинтересованного лица.

Особый интерес представляет именно административным порядок обжалования ненормативных актов, так как способствует, с одной стороны ускоренному восстановлению нарушенных прав, а с другой стороны, способствует более эффективной последующей работы органов государственной власти

Под правоприменительным актом в теории права понимают правовой акт, который принимается компетентным субъектом и по своей природе являющийся одним из способов решения управленческих задач, возложенных на органы государственной власти. Являясь индивидуально-правовым актом, он обращен к конкретному кругу субъектов, закрепляя их права и юридические обязанности.

В соответствии с положениями статьи 33 Конституции РФ, граждане имеют право обращаться лично либо посредством направления обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Отраслевое регулирования права граждан на обращение закреплено в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [2]. Так указанным законом определены следующие виды обращений: предложение, заявление и жалоба. Так, под предложением понимают рекомендацию заявителя по совершенствованию нормативно-правовой базы, а также развитию деятельности органа государственной или муниципальной власти. В свою очередь под жалобой понимают просьбу гражданина о восстановлении или защите его прав. Под заявлением понимают просьбу гражданина о содействии в реализации конституционных прав или сообщение о нарушении закона.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствия (далее — МЧС) является федеральным органом исполнительной власти, в полномочия которого входит выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое регулирование, а также осуществление контроля и надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. Деятельность органов и учреждений МЧС является очень важной для реализации обороны и безопасности нашего государства. Поэтому эта сфера и определяет «особый статус» МЧС в системе органов государственной власти. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [3] руководством деятельности МЧС осуществляет Президент Российской Федерации.

Вопросами, которыми ведает МЧС устанавливаются Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 [4], в соответствии с которым МЧС осуществляет контроль, координацию, управление и реагирование в области:

– гражданской обороны;

– защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях;

– обеспечение пожарной безопасности;

– безопасности людей на водных объектах.

В рамках своей деятельности МЧС по лицензированию и контролю издают акты, которые носят правоприменительный характер. Они не обладают нормативными признаками и соответственно могут быть оспорены в судебном или административном порядке. Порядок работы МЧС по рассмотрению обращений граждан утвержден Приказом МЧС России от 31.03.2015 г. № 45 [5]. По своей структуре данный Приказ корреспондируется с нормами, закрепленными в ФЗ № 59.

Административный порядок обжалования актов органов государственной власти заключается в том, что происходит обращение в вышестоящую инстанцию с мотивированной просьбой изменить содержание документа или отменить его. Федеральным законом и подзаконными актами регламентируется требования, предъявляемые к обращением граждан. Так, анонимные обращения не подлежат рассмотрено. Любое обращение должно содержать следующие реквизиты:

– наименование органа государственной власти или персональные данные должностного лица;

– персональные данные физического лица, направляющего обращение;

– почтовый адрес или адрес электронной почты для обратной связи;

– наименование и обязательные реквизиты обжалуемого ненормативного правового акта;

– указание на то, какие положения документа, по мнению заявителя, нарушают нормы действующих нормативных актов и препятствуют осуществлению его прав и свобод.

Жалоба на ненормативный акт направляется в тот орган государственной власти (должностному лицу), в компетенцию которого выходит разрешение данного вопроса. Орган власти (должностное лицо), получившее документ, обязано зарегистрировать его в трехдневной срок.

Главная цель рассмотрения обращения заключается в восстановлении и защите нарушенных прав и законных интересов физического лица. Как и любое письменное обращение в адрес государственного органа (должностного лица), жалоба должна быть рассмотрена в тридцатидневный срок с момента регистрации. Данный период может быть увеличен еще на тридцать дней руководителем государственного органа или должностным лицом в отдельных случаях, на пример, если необходимо запросить дополнительные материалы.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014 (дата обращения: 11.12.2016).
  2. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Российская газета, № 95, 05.05.2006.
  3. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 27.01.2020, № 4, ст. 346.
  4. Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 (ред. от 31.12.2019) «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрание законодательства РФ, 12.07.2004, № 28, ст. 2882.
  5. Приказ МЧС России от 31.03.2015 № 145 (ред. от 22.10.2018) «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2015 № 36865) // Российская газета, № 105, 19.05.2015.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, должностное лицо, Российская Федерация, гражданская оборона, акт, государственное управление, административный порядок, государственный орган, исполнительная власть, пожарная безопасность.

Ключевые слова

обращение граждан, ненормативные акты, МЧС

Похожие статьи

Субъекты функции Российского государства по предупреждению...

Полномочия органов исполнительной власти субъектов и местного самоуправления

К ним относятся: для органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным...

Правовые основы взаимодействия подразделений пожарной...

пожарная безопасность, Российская Федерация, тушение пожаров, орган, область защиты населения, местное самоуправление, исполнительная власть, личной состав, государственный пожарный надзор, городской округ.

Особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви...

В статье рассматриваются особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации, уделено внимание особенностям механизма исполнительной власти, раскрыты основные признаки исполнительной власти...

Противодействие коррупции в государственных...

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации.

государственная служба, государственное управление, Воронежская область, Российская Федерация, кадр правительства, управление...

Исполнительная власть: понятие и системно-функциональная...

исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, орган, полномочие, государственное управление, законодательная власть, единство системы, система, система органов.

Понятие, принципы и содержание государственного управления

Проблема сущности, целей, назначения государственного управления является одной из центральных в административном праве России. Общественные отношения, связанные с реализацией исполнительной власти и осуществления государством управленческой...

Современное состояние форм государственного управления...

государственное управление, управленческая деятельность, государственный орган, должностное лицо, исполнительная власть, юридическая наука, форма управления, действие, орган, административная наука.

Роль Правительства РФ в системе органов исполнительной...

исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, система органов, коллегиальный орган, правовое государство, место Правительства РФ, Правительство РФ, орган.

Правовой статус государственного служащего Федеральной...

Служба в правоохранительных органах как вид государственной... государственная служба, правоохранительная служба, Российская Федерация

Понятие и система государственной службы в Российской... государственная служба, Российская Федерация, муниципальная...

Особенности подготовки органов управления гражданской...

органы управления гражданской обороны, органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подготовка в системах гражданской обороны и РСЧС, единая система подготовки населения в области гражданской...

Похожие статьи

Субъекты функции Российского государства по предупреждению...

Полномочия органов исполнительной власти субъектов и местного самоуправления

К ним относятся: для органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным...

Правовые основы взаимодействия подразделений пожарной...

пожарная безопасность, Российская Федерация, тушение пожаров, орган, область защиты населения, местное самоуправление, исполнительная власть, личной состав, государственный пожарный надзор, городской округ.

Особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви...

В статье рассматриваются особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации, уделено внимание особенностям механизма исполнительной власти, раскрыты основные признаки исполнительной власти...

Противодействие коррупции в государственных...

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации.

государственная служба, государственное управление, Воронежская область, Российская Федерация, кадр правительства, управление...

Исполнительная власть: понятие и системно-функциональная...

исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, орган, полномочие, государственное управление, законодательная власть, единство системы, система, система органов.

Понятие, принципы и содержание государственного управления

Проблема сущности, целей, назначения государственного управления является одной из центральных в административном праве России. Общественные отношения, связанные с реализацией исполнительной власти и осуществления государством управленческой...

Современное состояние форм государственного управления...

государственное управление, управленческая деятельность, государственный орган, должностное лицо, исполнительная власть, юридическая наука, форма управления, действие, орган, административная наука.

Роль Правительства РФ в системе органов исполнительной...

исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, система органов, коллегиальный орган, правовое государство, место Правительства РФ, Правительство РФ, орган.

Правовой статус государственного служащего Федеральной...

Служба в правоохранительных органах как вид государственной... государственная служба, правоохранительная служба, Российская Федерация

Понятие и система государственной службы в Российской... государственная служба, Российская Федерация, муниципальная...

Особенности подготовки органов управления гражданской...

органы управления гражданской обороны, органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подготовка в системах гражданской обороны и РСЧС, единая система подготовки населения в области гражданской...

Задать вопрос