Исполнительная власть: понятие и системно-функциональная характеристика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 30.05.2019

Статья просмотрена: 285 раз

Библиографическое описание:

Хвалыбова А. А. Исполнительная власть: понятие и системно-функциональная характеристика // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 372-374. — URL https://moluch.ru/archive/260/59732/ (дата обращения: 12.12.2019).



В науке конституционного права идет широкая дискуссия о месте и роли исполнительной власти в системе государственной власти на современном этапе. Анализ существующей терминологии позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности, понятия «исполнительная власть» и «исполнительные органы государственной власти».

Понятие «исполнительная власть» широко используется в правовой науке. Особое место в осмыслении исполнительной власти принадлежит административному праву, призванному интерпретировать и раскрыть природу и множество проявлений этой ветви власти, однако именно конституционное право призвано описать исполнительную власть в виде системы.

Существуют различные определения исполнительной власти.

В. Ф. Халипов представляет исполнительную власть как «систему органов государственного управления, действующую на основе Конституции и принципов разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Исполнительная власть осуществляет свои полномочия самостоятельно и не вправе выходить за их пределы» [1, с. 64].

И. Д. Коротец понимает исполнительную власть, как «один из основных видов государственной власти, обеспечивающих реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны» [2, с. 488]. При этом, исполнительная власть не носит подчиненный законодательной власти характер, они независимы и в то же время взаимосвязаны друг с другом.

В юридической науке исполнительную власть принято определять, как «самостоятельную и независимую ветвь государственной власти, имеющую универсальный, предметный и организующий характер, выраженную системой государственных органов исполнительной власти, наделенных государственно-властными полномочиями, главное назначение которой заключается в исполнении законов и их реализации определенными методами, предусмотренными законодательством» [3 с. 69].

Часто понятие исполнительной власти дается через раскрытие совокупности полномочий характерных для неё «полномочия по нормативно правовому (подзаконному) регулированию (административного нормотворчества), полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия» [4, с. 261].

Функционирование исполнительной власти напрямую направлено на эффективную реализацию нормативно-правовых актов. Исполнительные органы государственной власти на основании своих государственно-властных полномочий обеспечивают применение нормативных предписаний и продолжают их подзаконное регулирование в случаях, когда необходима их конкретизация. Центральным звеном правоприменительной деятельности является управленческое решение — властный индивидуальный акт, устный или письменный, адресованный определенному кругу лиц и разрешающий конкретную проблему. Применение права исполнительной властью и есть управленческая деятельность исполнительной власти [5 с. 206].

Исполнительная власть представлена системой государственных органов, имеющих, как вертикальную структуру, характеризующейся отношениями власти и подчинения, так и горизонтальную плоскость, ввиду образования исполнительных органов по их сферам жизнедеятельности

и наделения их соответствующей компетенцией. При этом, несмотря на сложность и многогранность существующей системы исполнительных органов государственной власти, в Российской Федерации до сих пор отсутствует законодательное закрепление такой системы для федеральных органов исполнительной власти. На уровне Конституции Российской Федерации и федерального законодательства не установлены полный перечень федеральных органов исполнительной власти, их виды, отличия одних видов государственных органов от других по их правовому статусу. Конституционные нормы регламентируют лишь вопросы организации и деятельности Правительства Российской Федерации, являющегося высшим исполнительным органов государственной власти Российской Федерации. Наличие различных организационных форм, видов органов исполнительной власти определяется отраслевым принципом организации государственного управления.

Говоря о принципах функционирования исполнительной власти можно подразделить их на общие и специальные. Общие принципы пронизывают деятельность всех ветвей государственной власти, к ним относятся законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, гласность, единство системы государственной власти, федерализм и др. К частным принципам, характерным для исполнительной ветви власти можно отнести следующие — принцип единства системы исполнительной власти; сочетания централизации и децентрализации; принцип разграничения предметов ведения и полномочий; принцип плановости.

Исполнительная власть возникает в качестве самостоятельной ветви единой государственной власти в развитых демократических государствах и носит публичный характер. Она взаимодействует с законодательной и судебной ветвями власти на основе системы «сдержек и противовесов» и формализуется в деятельности специальных субъектов, наделенных властными полномочиями и определенной компетенцией, в государственном механизме исполнительная власть представлена органами, которые образуют систему органов исполнительной власти [6, с. 320]. Деятельность исполнительной власти направлена во внешнюю среду, в качестве объекта этой деятельности главным образом выступает общество.

При рассмотрении органов исполнительной власти субъектов как объекта конституционно-правового регулирования обращают на себя внимание две существенные характеристики, закрепленные в статье 77 Конституции Российской Федерации: самостоятельность организации органов государственной власти субъектами Российской Федерации

и единство системы исполнительной власти Федерации и субъектов. Исходя из данных характеристик, под исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации можно понимать самостоятельные структурные единицы в системе государственной исполнительной власти, реализующие функции государственного управления в пределах границ субъекта Российской Федерации и предоставленных ему полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации или по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации либо переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, можно сделать обобщающий вывод, что исполнительная власть — самостоятельная ветвь государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, представляющая собой систему органов государственной власти, осуществляющих функции по исполнению, реализации законодательства в различных отраслях жизнедеятельности, и изданию в соответствии с ними подзаконных нормативных актов и образованных на основе принципов единства организации системы исполнительной власти и самостоятельности организации органов государственной власти субъектами Российской Федерации с учетом особенностей организации государственной власти субъектов Российской Федерации.

Литература:

  1. Политологический словарь // под ред. В. Ф. Халипова. М., Высшая школа. 1999. С. 64.
  2. Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник / под ред. И. Д. Коротец. Ростов. «Феникс». М., «Зевс». 1999. С. 488.
  3. Горшкова Н. Г. Понятие и сущность механизма осуществления исполнительной власти // Актуальные проблемы правопорядка / Под ред. А. И. Бобылева, Н. А. Духно. М., 2002. С. 69. Вып. 5.
  4. Большой юридический словарь / под. ред. А. Л. Сухарева, В. Д. Зорькина. М.: Инфра-М, 1999. С. 261
  5. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т. 2. Свердловск, 1973. С. 206.
  6. Автономов А. С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий. М: ООО Фирма «Инфограф», 1999. С. 320.
  7. Сивкова Ирина Николаевна. Федеральные органы исполнительной власти в России (Конституционно-правовой аспект) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 : Москва, 2004 193 c. РГБ ОД, 61:05-12/487
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, орган, полномочие, государственное управление, законодательная власть, единство системы, система органов, система.


Похожие статьи

Систему органов исполнительной власти возглавляет...

О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г

исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, система органов, коллегиальный орган, правовое...

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов...

Ключевые слова: исполнительная власть, орган, Российская Федерация, государственная власть, судебная власть, Конституционный Суд РФ. Взаимодействие органов исполнительной власти и органов судебной власти значительно многообразны...

исполнительная власть, орган, Российская Федерация, система

Президент РФ занимает специфическое место в системе органов государственной власти. Можно сказать, что глава государства «стоит

государственная власть, Российская Федерация, Конституция РФ, РФ, российское государство, орган, орган власти, местный...

Причины укрепления вертикали исполнительной власти...

Вертикаль исполнительной власти представляет собой жесткую систему государственного управления, основанную на подчинении нижних уровней управления верхним [2]. Существует объективная необходимость в большей централизованности системы органов...

Некоторые проблемы законодательного регулирования...

Некоторые проблемы законодательного регулирования федеральных органов исполнительной власти.

а) о единстве государственной власти и разделении форм (способов)

Российская Федерация, государственная власть, исполнительная власть...

Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных...

законодательная власть, исполнительная власть, государственная власть, принцип разделения властей, судебная власть, правовое государство

Система разделения властей в Российской Федерации: единство... Ключевые слова: публичная власть, государственная...

К вопросу о системе мер федерального вмешательства

Система государственного устройства России. Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система, государство, национальная автономия, государственный суверенитет, орган, Российское государство.

Пути становления государственной власти в современной России

Власть — представляет некий элемент, который стал функционировать с момента

[5]. Государственная власть делится на — законодательную, исполнительную и судебную.

В основу обновленной Российской Федерации легла новая система органов власти...

государственная власть, Российская Федерация, орган...

Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 августа 2001 г. № Пр.-1496)

исполнительная власть, коррупция, орган, Россия, Российская Федерация, публичная служба, малый бизнес, государственная...

Похожие статьи

Систему органов исполнительной власти возглавляет...

О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г

исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, система органов, коллегиальный орган, правовое...

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов...

Ключевые слова: исполнительная власть, орган, Российская Федерация, государственная власть, судебная власть, Конституционный Суд РФ. Взаимодействие органов исполнительной власти и органов судебной власти значительно многообразны...

исполнительная власть, орган, Российская Федерация, система

Президент РФ занимает специфическое место в системе органов государственной власти. Можно сказать, что глава государства «стоит

государственная власть, Российская Федерация, Конституция РФ, РФ, российское государство, орган, орган власти, местный...

Причины укрепления вертикали исполнительной власти...

Вертикаль исполнительной власти представляет собой жесткую систему государственного управления, основанную на подчинении нижних уровней управления верхним [2]. Существует объективная необходимость в большей централизованности системы органов...

Некоторые проблемы законодательного регулирования...

Некоторые проблемы законодательного регулирования федеральных органов исполнительной власти.

а) о единстве государственной власти и разделении форм (способов)

Российская Федерация, государственная власть, исполнительная власть...

Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных...

законодательная власть, исполнительная власть, государственная власть, принцип разделения властей, судебная власть, правовое государство

Система разделения властей в Российской Федерации: единство... Ключевые слова: публичная власть, государственная...

К вопросу о системе мер федерального вмешательства

Система государственного устройства России. Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система, государство, национальная автономия, государственный суверенитет, орган, Российское государство.

Пути становления государственной власти в современной России

Власть — представляет некий элемент, который стал функционировать с момента

[5]. Государственная власть делится на — законодательную, исполнительную и судебную.

В основу обновленной Российской Федерации легла новая система органов власти...

государственная власть, Российская Федерация, орган...

Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 августа 2001 г. № Пр.-1496)

исполнительная власть, коррупция, орган, Россия, Российская Федерация, публичная служба, малый бизнес, государственная...

Задать вопрос