Правовые основы взаимодействия подразделений пожарной охраны в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (173) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 30.09.2017

Статья просмотрена: 2283 раза

Библиографическое описание:

Климов, А. С. Правовые основы взаимодействия подразделений пожарной охраны в Российской Федерации / А. С. Климов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/173/45773/ (дата обращения: 27.04.2024).



Рассматриваются организационные основы взаимодействия подразделений пожарной охраны на примере Удмуртской Республики. Показана необходимость разработки дополнительных нормативных правовых актов по вопросам организации взаимодействия пожарных подразделений.

Ключевые слова: взаимодействие подразделений пожарной охраны, тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, руководство тушением пожара

Как известно, пожарная охрана представляет собой систему государственных мер по борьбе с огнем — это основное содержание системы, а также организаций, специализированных служб, предназначенных при поддержке органов государственной власти страны и ее субъектов, общественных организаций и формирований, всего населения для практической реализации этих мер в жизнь. Согласно действующего законодательства в Российской Федерации, пожарная охрана — это совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ [1]. Основными задачами пожарной охраны являются: организация и осуществление профилактики пожаров, спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи, организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ [1].

В зависимости от формы собственности пожарная охрана подразделяется на несколько видов:

  1. Государственная противопожарная служба, являющаяся составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства. В состав государственной противопожарной службы входят силы и средства федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации;
  2. Муниципальная пожарная охрана, которая создается органами местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований;
  3. Ведомственная пожарная охрана, создаваемая федеральными органами исполнительной власти, организациями в целях обеспечения пожарной безопасности подведомственных объектов;
  4. Частная пожарная охрана, создаваемая для обеспечения пожарной безопасности объектов и населенных пунктов, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, на добровольной основе с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности;
  5. Добровольная пожарная охрана осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы управления, органы федерального государственного пожарного надзора, подразделения, организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ, расположенные постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах, объединяются в пожарно-спасательные гарнизоны [1].

Организация гарнизонной службы в субъектах Российской Федерации строится в соответствии с Федеральным законодательством [1], нормативными правовыми актами МЧС России [2], нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и приказами Главных управлений МЧС России по соответствующим субъектам Российской Федерации.

Территориальный пожарно-спасательный гарнизон субъекта Российской Федерации состоит из местных пожарно-спасательных гарнизонов [1].

Основное взаимодействие подразделений различных видов пожарной охраны происходит при подготовке должностных лиц подразделений к действиям по предназначению и проведению работ по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров. При тушении пожаров с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу [1]. С этой целью в субъектах Российской Федерации разрабатываются соответствующие соглашения между Главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации и организациями, в которых в установленном порядке созданы подразделения пожарной охраны. В данных соглашениях регламентируются вопросы взаимодействия при решении задач в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, о порядке обмена информацией. Рассматриваются права и обязанности сторон взаимодействия.

Однако, на территории ряда субъектов Российской Федерации дислоцируются подразделения федеральной противопожарной службы не подведомственные Главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации. Такие как, Специальные управления федеральной противопожарной службы МЧС России, предназначенные для организации предупреждения пожаров и их тушения в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях, и их органы управления подчинены непосредственно подразделению центрального аппарата МЧС России [4].

В целях повышения уровня взаимодействия специальных подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России и территориальных органов МЧС России разработан соответствующий приказ МЧС России [3]. Данный нормативный правовой акт МЧС России определяет, в том числе, ответственность за организацию тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на различных объектах и территориях. Соответственно в организациях, расположенных вне территории ЗАТО, на начальников территориальных пожарно-спасательных гарнизонов.

Для подразделений специальной пожарной охраны в целях оказания помощи иным пожарно-спасательным подразделениям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ определены районы и подрайоны выезда (по согласованию).

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара — прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны, которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами [1]. Соответственно старшим оперативным должностным лицом федеральной противопожарной службы [1]. Для успешной организации тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ начальник территориального пожарно-спасательного гарнизона обязан «определять порядок руководства тушением пожаров» [2]. Но действующим законодательством не определено старшинство однотипных оперативных должностных лиц специальных подразделений федеральной противопожарной службы и территориальных органов МЧС России.

Анализ показателей тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ за 2012–2016 г.г. в населенных пунктах Удмуртской Республики, где дислоцируются подразделения специальной пожарной охраны (с подрайоном выезда не менее 50 % от площади территории населенного пункта) показал, что указанные подразделения участвовали в тушении 72 % зарегистрированных пожаров, при этом руководство тушением пожаров на первоначальной стадии (РТП-1) сотрудниками специальной пожарной охраны осуществлялось в более чем половине потушенных пожаров (52,8 %). На пожарах, потушенных с привлечением подразделений специальной пожарной охраны, её сотрудникам удалось спасти 61,1 % от общего числа спасенных в рассматриваемых населенных пунктах. При участии подразделений специальной пожарной охраны удалось снизить время прибытия первого пожарного подразделения (-4,15 %). Основными факторами удовлетворительного показателя по времени прибытия к месту пожара (вызова) являются: обновленный парк пожарной техники; правильно организованный учебный процесс, проведение занятий с решением пожарно-тактических задач; отработка водительским составом умений управлять пожарной техникой в любых дорожных и климатических условиях. В совокупности каждое из направлений оперативно-служебной деятельности приводит к быстрой доставке личного состава и огнетушащих средств к месту пожара, спасению человеческих жизней, имущества и быстрой ликвидации очага возгорания.

Анализ уровня образования сотрудников федеральной противопожарной службы на территории Удмуртской Республики, допущенных к руководству тушением пожаров показал, что в настоящее время, доля сотрудников специальных подразделений ФПС, имеющих высшее профессиональное образование составляет 67 %, в то время как среди сотрудников Главного управления МЧС России эта цифра не превышает 50 %.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно констатировать следующее:

‒ определение старшинства однотипных оперативных должностных лиц при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ внесет чёткость в руководстве тушением пожаров;

‒ необходимо осуществление контроля со стороны начальников территориальных пожарно-спасательных гарнизонов за подготовкой и проведением аттестационных комиссий по направлению деятельности «организация тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» в специальных подразделениях ФПС (расположенных вне территории ЗАТО) и территориальных подразделениях МЧС России, в целях объективного допуска к руководству тушением пожаров;

‒ необходимо повышать уровень профессионального образования сотрудников федеральной противопожарной службы, для успешного выполнения поставленных перед пожарной охраной задач.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федеральных законов от 13.07.2015 № 234-ФЗ, от 30.12.2015 № 448-ФЗ);
  2. Приказ МЧС России от 05.05.2008 г. № 240 «Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» (С изменениями и дополнениями от 11.07.2011 г., 4.04.2013 г., 29.07.2014 г.);
  3. Приказ МЧС России от 22.03.2017 № 124 «О передаче специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в оперативное подчинение главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации»;
  4. Официальный сайт МЧС России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, пожарная охрана, федеральная противопожарная служба, тушение пожаров, руководство тушением, специальная пожарная охрана, Главное управление МЧС России, подразделение, проведение, работа.


Ключевые слова

взаимодействие подразделений пожарной охраны, тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, руководство тушением пожара

Похожие статьи

Развитие и совершенствование управления гарнизонами...

Сложность управления пожарной охраной определяется суммарными потоками информации, важностью качественной ее обработки и оперативностью использования результатов.

С возрастанием роли в тушении пожаров добровольных подразделений, по мере улучшения...

Совершенствование управления местным...

пожарная охрана, личной состав, местный гарнизон, пожарная безопасность, тушение пожаров, Российская Федерация, территория, функция, особый режим, федеральное законодательство.

Безопасность населения на территории местного...

пожарная безопасность, Российская Федерация, федеральная противопожарная служба, МЧС России, тушение пожаров, безопасность людей, защита населения, территория, внешняя среда, гражданская оборона.

Проблемы обеспечения пожарной безопасности в России...

С точки зрения экспертов в области пожарной безопасности в России отмечается недостаточное оснащение жилых домов средствами предотвращения и тушения пожаров.

Гарантии в сфере пенсионного обеспечения работников...

осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

Список должностей работников ГПС (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС РФ...

Потенциал местного пожарно-спасательного гарнизона

пожарная безопасность, Российская Федерация, тушение пожаров, орган, область защиты населения, местное самоуправление, исполнительная власть, личной состав, государственный пожарный надзор, городской округ.

Особенности проведения специальных тренировок по...

Ключевые слова: пожарная безопасность, система противопожарной защиты, специальная тренировка по противопожарной защите.

Эвакуация не должна мешать действиям пожарных по тушению пожара.

Обстановка с пожарами в моногороде | Статья в журнале...

городской округ, пожарная охрана, пожар, пожарная угроза, пожарная защита, выезд, закрытое административно-территориальное образование, Государственная противопожарная служба, город Лесной, Россия.

Основные требования пожарно-технического минимума для...

работниками, принимающими участие в тушении пожара; организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей; встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу...

Похожие статьи

Развитие и совершенствование управления гарнизонами...

Сложность управления пожарной охраной определяется суммарными потоками информации, важностью качественной ее обработки и оперативностью использования результатов.

С возрастанием роли в тушении пожаров добровольных подразделений, по мере улучшения...

Совершенствование управления местным...

пожарная охрана, личной состав, местный гарнизон, пожарная безопасность, тушение пожаров, Российская Федерация, территория, функция, особый режим, федеральное законодательство.

Безопасность населения на территории местного...

пожарная безопасность, Российская Федерация, федеральная противопожарная служба, МЧС России, тушение пожаров, безопасность людей, защита населения, территория, внешняя среда, гражданская оборона.

Проблемы обеспечения пожарной безопасности в России...

С точки зрения экспертов в области пожарной безопасности в России отмечается недостаточное оснащение жилых домов средствами предотвращения и тушения пожаров.

Гарантии в сфере пенсионного обеспечения работников...

осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

Список должностей работников ГПС (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС РФ...

Потенциал местного пожарно-спасательного гарнизона

пожарная безопасность, Российская Федерация, тушение пожаров, орган, область защиты населения, местное самоуправление, исполнительная власть, личной состав, государственный пожарный надзор, городской округ.

Особенности проведения специальных тренировок по...

Ключевые слова: пожарная безопасность, система противопожарной защиты, специальная тренировка по противопожарной защите.

Эвакуация не должна мешать действиям пожарных по тушению пожара.

Обстановка с пожарами в моногороде | Статья в журнале...

городской округ, пожарная охрана, пожар, пожарная угроза, пожарная защита, выезд, закрытое административно-территориальное образование, Государственная противопожарная служба, город Лесной, Россия.

Основные требования пожарно-технического минимума для...

работниками, принимающими участие в тушении пожара; организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей; встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу...

Задать вопрос