Безопасность населения на территории местного пожарно-спасательного гарнизона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 03.03.2017

Статья просмотрена: 185 раз

Библиографическое описание:

Молодоженцев П. В. Безопасность населения на территории местного пожарно-спасательного гарнизона // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 467-473. — URL https://moluch.ru/archive/143/40180/ (дата обращения: 16.12.2018).



Рассмотрена организационная структура местного пожарно-спасательного гарнизона, теоретические, законодательные принципы построения и интеграция в общество. Определены возможные пути повышения эффективности деятельности местного гарнизона в современных условиях.

Ключевые слова: организационная структура, пожарно-спасательный, гарнизон, тушение пожаров, аварийно-спасательные работы, безопасность населения

The organizational structure of the local fire and rescue garrison, theoretical, legal principles and integration into society. The possible ways of increase of efficiency of activity of local garrison in the modern conditions.

Keywords: organizational structure, fire and rescue, garrison, fire fighting, emergency rescue work, safety of the population

Организационная структура местного пожарно-спасательного гарнизона (далее ПСГ) — это совокупность органов управления, органов государственного пожарного надзора, подразделений, организаций и учреждений независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (далее АСР), расположенных постоянно или временно на территории с установленными границами, осуществляющими функции по реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах [1, ст. 22.2].

В основу данной работы положены вторичные методы исследования, а именно метод анализа нормативно-правовых актов. Исследование такого рода является эффективным способом получения широкого спектра информации о проблемах, возникающих в деятельности ПСГ.

Организационная структура местного ПСГ показывает область ответственности каждого участника гарнизона и его взаимоотношения с другими элементами системы. Организационная структура показывает, кто и за какие участки деятельности отвечает. Она показывает коммуникацию отдельных участков между собой, позволяет и требует на всех уровнях управления применения здравого смысла и способности оперативно оценивать обстановку. Внутренняя организационная структура местного ПСГ призвана на деле, обеспечить интеграцию органов местной власти, руководителей организаций и учреждений, имеющихся у них сил и средств, для выполнения основных функций:

‒ защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера;

‒ обеспечение пожарной безопасности;

‒ безопасности людей на водных объектах [6].

Связь структуры местного ПСГ и исполнения задач стоящих перед министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России).

Организационный процесс местного ПСГ состоит из:

‒ стратегии;

‒ внутренней структуры;

‒ технологии;

‒ внешнего окружения;

‒ культуры безопасности.

Стратегия. Главной целью МЧС России до 2030 года обозначено удовлетворение потребностей в безопасности каждого гражданина отдельно и общества в целом. Такой подход навязывает социально-политическая ситуация в мире, который полон ЧС и других опасностей [10]. В основе реализации данной цели находится развитие Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС) и наиболее плотному включению в нее ПСГ, как наиболее эффективной системы, выполняющей функции по реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Именно поэтому к функциям местного ПСГ приказом МЧС России от 12.10.2016г. № 543 «Об утверждении типового Положения о местном пожарно-спасательном гарнизоне» отнесен поиск и спасение людей на водных объектах. В контексте недавно изданных МЧС России нормативно-правовых актов, местный ПСГ на своей территории является ядром РСЧС.

Внутренняя структура. Система обеспечения безопасности на территории местного ПСГ имеет многоуровневую, иерархическую структуру, которая построена по территориальному, функциональному и отраслевому критериям, она централизована и частично изолирована (с учетом особого режима безопасного функционирования). Подсистемами этой структуры по функциональным признакам можно считать органы федерального государственного пожарного надзора, службу пожаротушения, подразделения профилактики пожаров, дежурные караулы специальных пожарно-спасательных частей, кадровый аппарат, отделения службы и подготовки и другие структурные подразделения, обеспечивающие жизнеспособность и нормальное функционирование.

По критерию территориального деления в качестве подсистем можно рассматривать пожарно-спасательные части, распределенные в границах местного ПСГ в соответствии с дислокациями.

Подсистемами местного ПСГ по отраслевому критерию являются ведомственная пожарная охрана, муниципальные аварийно-спасательные формирования, добровольная пожарная охрана охраняемых объектов и их аварийно-спасательные отделы.

Организация взаимозависимости всех звеньев системы обеспечения безопасности населения на территории местного ПСГ является, во-первых, одним из важных условий эффективности ее функционирования, во-вторых, способствует дальнейшему совершенствованию деятельности взаимодействующих органов и организаций, направленной на профилактику пожаров, спасение людей, имущества, ликвидацию пожаров, доведение до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных ЧС, в-третьих, способствует сохранению единства формы и функций [2].

Демократические основы управления, заложенные в местном ПСГ, предполагают правильное соотношение централизации и децентрализации принятия решений, способствуют разделению стратегических и текущих задач. В соответствии с этим принципом структуру управления местным ПСГ необходимо совершенствовать до такой стадии, при которой обеспечиваются единоначалие и персональная ответственность за принятые решения.

Эффективное взаимодействие звеньев системы управления гарнизоном должно обеспечиваться при соблюдении следующих принципов, являющихся основополагающими при обеспечении безопасности населения на территории местного ПСГ: законности, единоначалия, ответственности за результат, обязательности обратной связи, гуманизма и нравственности, единства применяемых методов, действенности, специализации [4, ст. 4].

Технология. Технология процесса управления местным ПСГ представляет собой порядок взаимодействия аппарата управления, циркулирующей информации, технических средств управления других сил и средств, при выполнении деятельности по поддержанию постоянной готовности сил и средств, к реагированию на ЧС, тушению пожаров, проведению АСР, а также профилактике возможных угроз. Технологическое содержание управления местным ПСГ определяется уровнем развития практики, науки и техники.

В системе МЧС России технология процесса управления местным ПСГ оформлена документально, в распорядительных документах (приказах, инструкциях, методических рекомендациях), которые детально излагают:

‒ что выполнить;

‒ когда выполнить;

‒ кому выполнить;

‒ какие силы и средства для этого необходимы;

‒ по какому регламенту должно быть выполнено;

‒ где должно быть выполнено;

‒ каким должен быть результат [8, п. 4.1].

Именно с помощью технологии каждый из этапов процесса управления местным ПСГ может быть расчленен на различные действия и процедуры.

Действия являются первичным звеном процесса управления. Под действием понимается законченная операция, выполняемая вручную или с помощью технических средств и направленная на достижение поставленной цели. В современных условиях, перед местным ПСГ с учетом территориального расположения поставлены цели аналогичные основным, определенным при создании федерального органа исполнительной власти, в лице МЧС России. МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. ПСГ добивается выполнения тех же целей, за исключением выполнения функций в области гражданской обороны.

В настоящее время технология достижения поставленных Правительством Российской Федерации целей на федеральном уровне регламентирована несколькими законами. Пожарная безопасность и защита населения и территорий от ЧС, которые имеют собственные нормативно-правовые базы, в связи с чем существует некоторая несогласованность на нижних уровнях: государственной власти и местного самоуправления, непосредственно влияющая на технологию управления. К примеру, большинство местных ПСГ сформировано на базе подразделений федеральной противопожарной службы, личный состав которых обучен, оснащен и предназначен для профилактики и тушения пожаров.

Основными элементами технологии, реализуемыми местными ПСГ в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, являются:

‒ нормативное правовое регулирование и осуществление различных мер безопасности населения;

‒ разработка и осуществление мер безопасности населения;

‒ реализация прав, обязанностей и ответственности в области безопасности населения на территории гарнизона;

‒ проведение пропаганды и обучение населения мерам безопасности;

‒ содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению любой из перечисленных видов безопасности;

‒ информационное обеспечение в указанных областях безопасности;

‒ осуществление федерального государственного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

‒ выполнение работ и оказание услуг в области указанных видов безопасности;

‒ тушение пожаров и проведение АСР;

‒ учет ЧС, пожаров и их последствий;

‒ установление особых режимов функционирования на своей территории;

‒ организация и осуществление профилактики ЧС, пожаров, безопасности людей на водных объектах [1, ст.3].

Наиболее понятными и привычными для всех участников местных ПСГ являются технологии. Используемые в области пожарной безопасности технологии включают в себя: организацию пожарной охраны (профессиональной, добровольной), обучение рабочих и служащих правилам пожарной безопасности, составление инструкций о порядке работы с пожароопасными веществами и материалами, отработку действий администрации, рабочих и служащих в случае возникновения пожара и эвакуации людей, применение средств наглядной агитации по обеспечению пожарной безопасности.

Ответственность за пожарную безопасность организации на территории любого местного ПСГ возлагается на ее администрацию. Она назначает должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных объектов (цехов, участков, складов и т. д.). В помощь пожарной охране в каждой организации создаются пожарно-технические комиссии и добровольные пожарные дружины, в задачи которых входят, выявление нарушений правил пожарной безопасности, содействие органам федерального государственного пожарного надзора, организация массовой разъяснительной работы среди персонала.

Технологии, применяемые в тушении пожаров и проведении АСР в местном ПСГ, известны узкому кругу специалистов, прошедшему специальное обучение, периодическую аттестацию, имеющему необходимую физическую подготовку, практические навыки работы с пожарной техникой [3].

Важной частью структуры (в разрезе технологии) является взаимозависимость любых элементов системы, что определяется тем, как люди, подразделения или органы и организации зависят друг от друга при выполнении задач. Последовательность реализации управленческих процедур в местном ПСГ состоит из общей взаимозависимости всех элементов системы, направленных для решения общих задач.

Внешнее окружение. Влияние факторов внешней среды на деятельность местного ПСГ весьма глубоко, противоречиво и вариативно. Причем указанные факторы находятся в состоянии сжатого сотрудничества, изменение в одном из них приводит к изменениям в других.

Основными факторами внешней среды, оказывающими влияние на местный ПСГ, являются:

‒ политические;

‒ экономические;

‒ социально-культурные;

‒ технологические.

Политические факторы. Действующие нормативно — правовые акты, регулирующие область деятельности местного ПСГ могут существенно снижать эффективность самого гарнизона и отдельных его структурных элементов. К примеру, центральным звеном всей структуры местного ПСГ является личный состав подразделений ФПС, соответствующий квалификационным требованиям к уровню образования, стажу службы, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам сотрудников ФПС ГПС [9]. Требования к квалификации остальных граждан, осуществляющих свои обязанности в составе местного ПСГ, по объективным причинам отстают от требований, предъявляемых к личному составу ФПС ГПС. Среди личного состава подразделений ФПС в зависимости от задач, стоящих перед подразделением, требования к профессионализму имеют существенные отличия. Для целей пожаротушения и проведения АСР наиболее подходит: личный состав дежурных караулов (смен), службы пожаротушения. Для проведения профилактики пожаров — личный состав групп профилактики пожаров. Для выполнения надзорных функций — сотрудники органов государственного пожарного надзора.

Экономические факторы. На способность местного ПСГ оставаться эффективным в решении вопросов безопасности, непосредственное влияние оказывает уровень экономики Российской Федерации, как следствие объемы и своевременность финансирования системы МЧС России. Финансирование местных ПСГ, являющихся составной частью МЧС России, ведется через реализацию Государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» и её подпрограмм, в том числе федеральных целевых программ. Изначально запланированный объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета составлял 1744837773,1 тыс. рублей на период 2014–2020 годы [5].

Государственный заказчик данной целевой программы в лице МЧС России с учетом хода её реализации в 2014, 2015, 2016 годах уточнял объем средств, необходимых для финансирования целевых программ в очередном финансовом году, и представлял предложения по сохранению запланированных размеров и направлениям расходов по целевым подпрограммам, предлагаемым к финансированию за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, ежегодно получая секвестирование бюджета, при наличии положительных индикаторов и показателей Программы.

Принимая во внимание, что в соответствии с федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы — основой местных ПСГ, является расходным обязательством Российской Федерации, следовательно, объем бюджетных средств, выделенных федеральной противопожарной службе, на прямую влияет на деятельность местных ПСГ. К примеру, из федерального бюджета по данным федерального казначейства на реализацию федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» в млн. рублей поступило: в 2014 г. — 335,6137, 2015 г. — 231,5404, 2016–146,1484, за весь период — 713,3025, при запланированных в 2014 г. — 657,3600, 2015 г. — 277,5131, 2016 г. — 185,1863 за весь период — 1120,0594. Общая сумма недофинансирования по ФЦП составила — 406,7569 млн. рублей, что составляет 36 % от запланированных бюджетных ассигнований [11].

В условиях существенного сокращения выделяемых финансовых ресурсов пропорционально снижен уровень обеспеченности подразделений и организаций МЧС России специальным оборудованием для действий в особых условиях, а также при ликвидации последствий крупномасштабных ЧС, уменьшена доля современных образцов техники в пожарно-спасательных формированиях, на 20 % снижена доля руководящего состава и должностных лиц, прошедших обучение по вопросам защиты от пожаров и ЧС, на 20 % сокращен набор в высшие учебные заведения МЧС России.

Общее сокращение расходов министерства приводит к уменьшению финансирования федеральных целевых программ, снижению уровня оснащения реагирующих подразделений местного ПСГ: пожарно-спасательной техникой, оборудованием.

Социально-культурные факторы. Социальные, культурные, демографические и географические факторы формируют особенности деятельности местных ПСГ, оказывая значительное влияние на все структурные элементы гарнизона. Новые тенденции создают тип пожарного, спасателя, гражданина и, соответственно, вызывают потребность в получении уникального уровня безопасности для определенной территории. Хорошим примером могут служить возросшая обеспокоенность населения состоянием окружающей среды, экономическим ущербом от деструктивных событий, количеством происшествий на водных объектах, связанных с паводками.

Каждый местный ПСГ функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, и прежде всего, жизненные ценности, традиции, установки, влияют на него. Многие традиции и обычаи проникают во внутреннюю структуру гарнизона и оказывают существенное влияние на процесс управления местным ПСГ. В гарнизонах сложились славные традиции: любовь к своей профессии, проявление отваги, взаимовыручки. В основе этих традиций лежит замечательная черта русского характера — стремление не оставлять в беде товарища. Еще одним примером народного наследия, оказывающим влияние на оперативно-служебную деятельность местных гарнизонов, является Крещение или Богоявление. Это самый древний праздник у Христиан, и его установление корнями уходит к временам учеников-апостолов Христа. В период праздников силы реагирования МЧС России приводятся в режим повышенной готовности. Пожарные и спасатели обеспечивают безопасность во время Крещенских купаний. Для координации действий подразделений федеральной противопожарной службы создаются оперативные штабы. Распорядительными документами организуется дежурство руководящего состава, создаются оперативные группы для экстренного выезда на место возможных происшествий.

Мероприятия по обеспечению безопасности в рамках Крещения Господня проводятся не только на водоемах, но и в храмах, церквях. Сотрудники государственного пожарного надзора проводят профилактические противопожарные осмотры культовых объектов.

В распоряжении МЧС России от 10.10.2016 г. № 448 «О реализации мероприятий профилактических операций» дано прямое указание учитывать при планировании профилактических мероприятий демографические, географические, климатические различия каждой территории, охраняемой ПСГ.

Местные ПСГ непосредственно обеспечивают безопасность народных гуляний, в рамках проведения профилактических операций: «Новый год», «Победа», «Школа», «Урожай».

Основные мероприятия, проводимые в рамках профилактической операции «Новый год»:

‒ проверка мест проведения новогодних и рождественских праздников;

‒ разработка комплекса дополнительных мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности в период проведения праздничных мероприятий;

‒ проверка мест хранения и реализации пиротехнической продукции, электрических гирлянд, в том числе проведение совместных рейдов с торговой инспекцией и органами внутренних дел;

‒ организация дежурства ответственных должностных лиц в местах проведения новогодних и рождественских праздников;

‒ оценка своевременности проведения периодических испытаний систем противопожарной зашиты (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, система противодымной защиты и др.);

‒ проверка наличия и исправности первичных средств пожаротушения, включая проверку огнетушителей, своевременность их перезарядки.

От социокультурных факторов зависят и способы ведения дел в местных ПСГ. Например, общественное мнение может негативно влиять на должностных лиц гарнизона, имеющих плохую профессиональную репутацию в обществе, связи с коррупционерами. От представлений граждан о профессионализме пожарных и спасателей зависит повседневная деятельность гарнизонов. Результатом социокультурного воздействия на местные ПСГ стало растущее внимание населения к социальной ответственности.

Технологические факторы. Научно-технические достижения серьезно изменяют среду функционирования местного ПСГ. Появляются новые информационные технологии, новые стандарты техники и оборудования что, безусловно, увеличивает ответственность должностных лиц гарнизона. МЧС России систематически отслеживают тенденции научно-технического прогресса, что положительно сказывается на деятельности местных ПСГ, получающих в пользование современные технологии. Научно-технические разработки изменяют образ функционирования гарнизона, повышают его эффективность при решении оперативно-служебных задач. Научно-технические новинки применяются в профилактике, тушении пожаров, проведении АСР, организации связи и оповещения, тем самым оказывая влияние на общую стратегию ПСГ.

Система космического мониторинга ЧС МЧС России — одна из мониторинговых систем, особенно эффективно применяемая в оперативной деятельности МЧС России. Система космического мониторинга ЧС предназначена для обеспечения органов управления РСЧС федерального и территориального уровней оперативной информацией о состоянии территорий, находящихся в зонах повышенного риска возникновения ЧС, фактах возникновения ЧС, параметрах обстановки в районах ЧС и динамики ее дальнейшего развития.

Для мониторинга потенциально опасных и промышленных объектов целесообразно использовать местными ПСГ роботизированные системы, способные в реальном масштабе времени передавать соответствующим органам управления информацию об их состоянии для принятия оперативных мер.

В настоящее время беспилотные летательные аппараты широко используются МЧС России для управления в кризисных ситуациях и получения оперативной информации. Они способны заменить самолеты и вертолеты в ходе выполнения заданий, связанных с риском для жизни их экипажей и с возможной потерей дорогостоящей пилотируемой авиационной техники.

Таким образом, влияние факторов внешней среды на местный ПСГ очень разнообразно и многогранно: от общественного мнения до изменения качества подготовки кадров, связанного со снижением уровня образования или изменениями политики государства. При этом следует учитывать, что многие факторы внешней среды взаимосвязаны, а также, что влияние разных групп факторов, на местный ПСГ различно и зависит от специфики его деятельности.

Культура безопасности. Культура безопасности (ядерной, радиационной, промышленной, пожарной, экологической, безопасности труда и охраны здоровья) — это нормы поведения при обеспечении безопасности.

Система управления местным ПСГ должна обеспечивать формирование культуры безопасности на определенной территории. Процессы и виды деятельности системы управления местным ПСГ формируют, поддерживают, совершенствуют и определяют культуру обеспечения безопасности.

В рамках процесса повышения безопасности, необходимо создать и поддерживать культуру всех присущих для местного ПСГ видов безопасности, включая:

‒ Обмен опытом;

‒ Разработку памяток, рекомендаций по предотвращению серьезных пожаров, аварий и катастроф;

‒ Помощь в вопросах аттестации, обучении и подготовке задействованного в выполнении функций местного ПСГ персонала;

‒ Информирование и обучение населения мерам безопасного поведения;

‒ Проведение практических занятий, учений, проверка действий населения в случае различных угроз.

«Культура безопасности» — один из фундаментальных принципов управления местным ПСГ, необходимых для достижения совершенства в различных областях безопасности, реализуется через следующие принципы:

‒ Полное внимание к вопросам безопасности;

‒ Приверженность и личная ответственность;

‒ Атмосфера осознания безопасности;

‒ Психологическая настроенность на безопасность;

‒ Всеобъемлющая психология безопасности — ключевой элемент культуры безопасности

Культура безопасности — это такой набор характеристик и аттитюдов организаций, а также отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности населения в границах местного ПСГ, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью. Характеристики: «преданность делу», «направленное на безопасность мышление», «стремление к совершенству», «критический аттитюд», «чувство персональной ответственности» [12].

Аттитюд — личные чувства, ощущения, представления, ценности и интересы человека, которые позволяют ему выполнять предписанные работу или задачу на максимальном уровне своих возможностей. [12].

На территории обслуживаемой местным ПСГ можно выделить два основных вида культуры безопасности: общая и частная. Общая культура безопасности присуща всему населению, проживающему или пребывающему на территории гарнизона. Сотрудникам МЧС России и гражданам, выполняющим обязанности в составе местного ПСГ присуща особая, расширенная культура безопасности, включающая знания общей культуры и частной.

Основы общей культуры безопасности изложены в главе V Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и главе IV Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в которых установлены права и обязанности граждан Российской Федерации.

Для сотрудников МЧС России, являющимися сердцевиной местного ПСГ, нормы культуры безопасности закреплены во множестве нормативно-правовых актов. Среди которых особо следует отметить главу III «Спасатели и их статус» Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и главу 3 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в которой определено правовое положение (статус) сотрудника федеральной противопожарной службы. Подзаконным актом, требующим внимания в данном вопросе, является приказ МЧС России от 07.07.2011 г. N 354 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Кодекс представляет собой совокупность общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми рекомендуется руководствоваться государственным служащим МЧС России независимо от замещаемых ими должностей [7].

Местные ПСГ осуществляют постоянный процесс выявления угроз и управляют рисками, при причинении вреда и ущерба человеку, окружающей среде и оборудованию, поддерживают их на приемлемо низком и разумно достижимом уровне.

В своей деятельности местные ПСГ опираются на относительные, а не на абсолютные понятия, и от них требуется принятие решений по каждой угрозе ЧС, пожара для достижения наиболее низкого уровня риска с учетом экономических и социальных факторов.

В настоящее время баланс прав и ответственности должностных лиц местного ПСГ, а вместе с тем повышение его эффективности, возможно достичь путем пересмотра административно-хозяйственной системы, существующей в МЧС России. Для этого требуется внесение изменений в федеральное законодательство в части касающейся:

‒ закрепление единого статуса пожарный-спасатель;

‒ пересмотра в сторону увеличения социальных гарантий и льгот пожарным-спасателям, выполняющим сдвоенные функции;

‒ отмена лицензирования подразделений федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, необходимой по требованиям при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;

‒ наделения начальника местного ПСГ полномочиями по введению режимов функционирования сил системы предупреждения и ликвидации ЧС;

‒ отмены лицензирования необходимого для осуществления курсового обучения личного состава МЧС России, в целях организации данного вида обучения в местных ПСГ.

В работе проведен анализ действующей в Российской Федерации законодательной базы, применяемой в области реагировании на ЧС и обеспечении пожарной безопасности. Рассмотрено влияние культуры, технологии, других внешних и внутренних факторов на структуру и эффективность деятельности местного ПСГ. Изучена интеграция местного ПСГ в общество.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»// СЗ РФ от 26 декабря 1994 г. N 35 ст. 3649.
  2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ
  3. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»// СЗ РФ от 26 декабря 1994 г. N 35 ст. 3648.
  4. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ
  5. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»// СЗ РФ от 28 августа 1995 г. N 35 ст. 3503.
  6. Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// СЗ РФ от 30 мая 2016 г. N 22 ст. 3089.
  7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 300 «О государственной программе Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»
  8. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. N 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрании законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 52 (часть II) ст. 5499.
  9. Приказ МЧС РФ от 7 июля 2011 г. N 354 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // www.mchs.gov.ru/document/752231, 10 июля 2011 г.
  10. Приказ МЧС России от 3 декабря 2014 г. № 670 «О совершенствовании делопроизводства в территориальных органах, учреждениях и организациях МЧС России» //Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 25, ст. 3060; 2011, № 37, ст. 5263.
  11. Приказ МЧС России от 1 декабря 2016 г. N 653 «О квалификационных требованиях к должностям в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы»// www.pravo.gov.ru 23 декабря 2016 г.
  12. Стратегия развития МЧС России до 2030 года. // www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/interview/item/4483440.
  13. Федеральные целевые программы России. // fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2017/408.
  14. Международное агентство по атомной энергии «Основные Международные нормы безопасности для защиты от ионизирующих излучений и безопасного обращения с источниками излучения, Вена, 1996 г. // www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/ %40ed_protect/ %40protrav.
Основные термины (генерируются автоматически): пожарная безопасность, Российская Федерация, федеральная противопожарная служба, МЧС России, тушение пожаров, безопасность людей, защита населения, территория, внешняя среда, гражданская оборона.


Похожие статьи

Потенциал местного пожарно-спасательного гарнизона

пожарная безопасность, Российская Федерация, тушение пожаров, орган, область защиты населения, местное самоуправление, исполнительная власть, личной состав, государственный пожарный надзор, городской округ.

Гарантии в сфере пенсионного обеспечения работников...

При этом стоит отметить, что согласно части 2 статьи 5 Федерального закона «О пожарной безопасности» в ГПС входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: пожарная безопасность, система...

пожарная безопасность, система противопожарной защиты, специальная тренировка по противопожарной защите.

Особенности организации и проведения тактико-специальных учений в органах внутренних дел Российской Федерации.

Проблемы обеспечения пожарной безопасности в России...

С точки зрения экспертов в области пожарной безопасности в России отмечается недостаточное оснащение жилых домов средствами предотвращения и тушения пожаров.

Правовые основы взаимодействия подразделений пожарной...

Российская Федерация, пожарная охрана, федеральная противопожарная служба, тушение пожаров, руководство тушением, специальная пожарная охрана, Главное управление МЧС России, подразделение, проведение...

Особенности подготовки органов управления гражданской...

Для защиты населения и территории Российской Федерации на сегодняшний день созданы и функционируют гражданская оборона и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС).

Совершенствование управления местным пожарно-спасательным...

Стратегия развития Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России) до 2030 года определила основные цели...

Противопожарная безопасность вчера, сегодня и завтра

пожарная безопасность, россия, пожар, Санкт-Петербург, Москва, III, пожарная охрана, тушение пожаров, случай пожара, Указ.

Проблемы обеспечения пожарной безопасности на территории...

Противопожарная служба (ППС) Омской области включает 118 пожарных постов отделений пожарной охраны. Также свои функции в обеспечении пожарной безопасности на территории Прииртышья выполняют ведомственная пожарная охрана...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Потенциал местного пожарно-спасательного гарнизона

пожарная безопасность, Российская Федерация, тушение пожаров, орган, область защиты населения, местное самоуправление, исполнительная власть, личной состав, государственный пожарный надзор, городской округ.

Гарантии в сфере пенсионного обеспечения работников...

При этом стоит отметить, что согласно части 2 статьи 5 Федерального закона «О пожарной безопасности» в ГПС входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: пожарная безопасность, система...

пожарная безопасность, система противопожарной защиты, специальная тренировка по противопожарной защите.

Особенности организации и проведения тактико-специальных учений в органах внутренних дел Российской Федерации.

Проблемы обеспечения пожарной безопасности в России...

С точки зрения экспертов в области пожарной безопасности в России отмечается недостаточное оснащение жилых домов средствами предотвращения и тушения пожаров.

Правовые основы взаимодействия подразделений пожарной...

Российская Федерация, пожарная охрана, федеральная противопожарная служба, тушение пожаров, руководство тушением, специальная пожарная охрана, Главное управление МЧС России, подразделение, проведение...

Особенности подготовки органов управления гражданской...

Для защиты населения и территории Российской Федерации на сегодняшний день созданы и функционируют гражданская оборона и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС).

Совершенствование управления местным пожарно-спасательным...

Стратегия развития Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России) до 2030 года определила основные цели...

Противопожарная безопасность вчера, сегодня и завтра

пожарная безопасность, россия, пожар, Санкт-Петербург, Москва, III, пожарная охрана, тушение пожаров, случай пожара, Указ.

Проблемы обеспечения пожарной безопасности на территории...

Противопожарная служба (ППС) Омской области включает 118 пожарных постов отделений пожарной охраны. Также свои функции в обеспечении пожарной безопасности на территории Прииртышья выполняют ведомственная пожарная охрана...

Задать вопрос