Автор: Айол Алексей Андреевич

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 27.03.2017

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Айол А. А. Особенности подготовки органов управления гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 144-146.



В статье рассматривается организация подготовки должностных лиц органов управления гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: органы управления гражданской обороны, органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подготовка в системах гражданской обороны и РСЧС, единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Эффективность решения любой из возникающих перед человечеством проблемы или задачи напрямую будет зависеть от того, насколько имеющиеся в наличии органы управления в состоянии выполнять свои обязанности по предназначению.

Для защиты населения и территории Российской Федерации на сегодняшний день созданы и функционируют гражданская оборона и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС). Для эффективной реализации возложенных на эти системы задач в них созданы системы управления.

Система управления гражданской обороной является составной частью системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в масштабах одной организации, являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [1].

В единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаются органы управления [2]. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления. На объектовом уровне координационными органами управления являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, постоянно действующими органами управления единой системы являются структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и органами повседневного управления единой системы являются дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов) [3].

Обучение населения в области гражданской обороны, в том числе граждан, входящих в состав органов управления гражданской обороны и РСЧС, осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [4].

В целях качественной подготовки органов управления на современном этапе определена главная задача их подготовки. Этой задачей является совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций для обеспечения безопасности населения, укрепления оборонного потенциала, стабильного социально-экономического развития, а также совершенствования системы защиты населения в мирное и военное время.

Основными формами оперативной подготовки органов управления РСЧС и гражданской обороны сегодня определены в том числе командно-штабные учения (далее — КШУ) и командно-штабные тренировки (далее — КШТ) или штабные тренировки (далее — ШТ), тренировки Национального центра управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем РСЧС, а также сборы, групповые и практические занятия.

Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе вызванных террористическими актами, сегодня необходимо организовывать и проводить в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и приказом МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Участие организаций в двухстепенных или многостепенных учениях и тренировках должны засчитываться как проведенные в текущем году КШУ (КШТ).

При проведении учений (тренировок) особое внимание необходимо уделять оценке реальности имеющихся планов:

− гражданской обороны организации;

− действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

− основных мероприятий организации на год;

− финансового обеспечения спланированных мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий;

− организации взаимодействия территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

− выполнения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.

При планировании учений (тренировок) должно быть предусмотрено выполнение мероприятий:

− по приведению органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС в различные степени готовности и режимы функционирования,

− по переводу гражданской обороны на работу в условиях военного времени,

− по защите населения и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Темы учений (тренировок) определяются исходя из особенностей регионов и задач, выполняемых функциональными и территориальными подсистемами РСЧС.

В ходе учебно-методических (учебных) сборов проводятся:

− для руководителей организаций — показные занятия с аварийно- спасательными формированиями (далее — АСФ) по ликвидации чрезвычайных ситуаций и организации эвакуации рабочих и служащих;

− для руководителей предприятий (учреждений, организаций) с негосударственной формой собственности — занятия с рабочими и служащими по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.

При проведении практических занятий на местности, учебных полигонах и объектах создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям чрезвычайных ситуаций. При этом с обучаемыми в обязательном порядке должны проводиться тренировки в средствах индивидуальной защиты органов дыхания в составе подразделений и расчетов, в том числе в непригодной для дыхания среде в соответствии с порядком, установленным Наставлением по газодымозащитной службе МЧС России и методическими указаниями по проведению соответствующих занятий.

При проведении практических мероприятий должно быть обеспечено соблюдение мер безопасности.

Для органов управления, сил гражданской и РСЧС началом учебного года считается первый рабочий день января, окончанием учебного года считается последний рабочий день ноября.

В ходе подготовки органов повседневного управления РСЧС основные усилия должны быть сосредоточены на:

  1. Внедрении и развитии аппаратно-программных комплексов «Безопасный город»;
  2. Повышении оперативности действий по повседневному управлению силами РСЧС, взаимодействию с оперативными дежурными службами федеральных органов исполнительной власти, организациями системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, органами управления и силами функциональных и территориальных подсистем РСЧС, формированиями гражданской обороны при ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушении пожаров;
  3. Совершенствовании системы мониторинга и прогнозирования возможных чрезвычайных ситуаций на основе рисков их возникновения на объектах функциональных и территориальных подсистем РСЧС, своевременном доведении прогноза и контроля выполнения превентивных мероприятий;

Подготовку специалистов дежурно-диспетчерских служб сегодня осуществляется:

− в учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, учебных центрах и учебных пунктах Федеральной противопожарной службы, других образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности;

− в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке — один день в месяц по 6–8 часов, причем тематика определяется, исходя из решаемых вопросов и характерных чрезвычайных ситуаций, а также личной подготовленности специалистов;

− в ходе проведения ежедневных инструктажей заступающих дежурных смен;

− в ходе проведения тренировок со сменами дежурно-диспетчерских служб, при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами РСЧС, на которые привлекаются дежурно-диспетчерские службы.

В ходе подготовки персонала дежурно-диспетчерских служб особое внимание необходимо сосредоточить на организации приема информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременном оповещении органов управления и сил РСЧС, населения, а также доведения сигналов оповещения гражданской обороны.

Не реже одного раза в полгода должны приниматься зачеты, по результатам которых принимаются решения о допуске специалистов дежурно-диспетчерские службы к работе [5].

Организация подготовки органов управления гражданской обороны и РСЧС по совершенствованию знаний, навыков и умений, направленных на реализацию государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера позволит существенно повысить эффективность решения возлагаемых на эти органы управления задач, что в свою очередь серьезно повысит защищенность населения Российской Федерации как в военное, так и в мирное время.

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с изменениями на 30 декабря 2015 года).
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями на 23 июня 2016 года).
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с изменениями на 26 января 2017 года).
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» (с изменениями на 9 апреля 2015 года).
  5. «Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2017 год» № 2–4-71–67–14 от 23 ноября 2016 года.
Основные термины (генерируются автоматически): чрезвычайных ситуаций, ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций природного, Российской Федерации, области гражданской обороны, органов управления, управления гражданской обороны, органов управления гражданской, защиты населения, подготовки органов управления, органы управления, единой государственной, единой государственной системы, возникновении чрезвычайных ситуаций, государственной системы предупреждения, гражданской обороной, области защиты населения, управление гражданской обороной, Правительства Российской Федерации.

Ключевые слова

органы управления гражданской обороны, органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подготовка в системах гражданской обороны и РСЧС, единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос