Влияние нарушения акцентологических норм на уровень образованности слушателей (на примере песенных текстов)
Автор: Бондаренко Наталья Григорьевна
Рубрика: Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (5) январь 2017 г.
Дата публикации: 30.12.2016
Статья просмотрена: 472 раза
Библиографическое описание:
Бондаренко, Н. Г. Влияние нарушения акцентологических норм на уровень образованности слушателей (на примере песенных текстов) / Н. Г. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2017. — № 1 (5). — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/45/1836/ (дата обращения: 17.12.2024).
На сегодняшний день большой объем информации попадает в сознание человека из его окружения: газеты, телевидение, Интернет, радио. Следовательно, в средствах массовой информации (далее СМИ) должны учитываться все нормы языка: акцентологические, орфоэпические, лексические, логические, грамматические для того, чтобы зритель, читатель или слушатель мог не только почерпнуть информацию, но еще и правильно ее воспроизвести.
В рамках данной статьи рассмотрим влияние нарушения акцентологических норм на уровень образованности слушателей (на примере песен, которые можно услышать в радиопередачах)
Особенность такого жанра как песня уникальна. Словесная наполняемость текста является определяющей. Несмотря на то, что по большей части это развлекательный жанр, он должен отражать в себе все аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный и этический).
Правильная постановка ударения — это признак культуры речи. СМИ на сегодняшний день не являются образцом грамотной литературной речи, что в свою очередь ведет к снижению уровня употребления нормативного аспекта.
Акцентологические(от лат. аccentus — ударение)нормы — нормы ударения — выделения одного из слогов в составе слова с помощью усиления звучания, увеличения длительности. [1, с.32]
Так как в русском языке нет единых правил постановки ударения, то в устной речи существует большое количество колебаний, которые в свою очередь увеличиваются в связи с неправильной рифмовкой авторов песенных текстов.
Анализ собранного материала показал, что довольно часто слушатели ставят неправильное ударенное лишь потому, что слово рифмуется или произносится неверно в песне, но остается в сознании человека, которое затем с ошибкой воспроизводится в обычной жизни.
По частотности неправильной постановки ударения в собранных нами песнях является слово звонить. Стоит отметить, что данный глагол относится к общеупотребительной лексике. Слово, которое неправильно произнесено в песне, входит в обиходную речь и разрушает языковые нормы слушателя потому, что многие носители языка считают СМИ основным источником представления языковой культуры.
Глагол звонить во втором лице, в единственном числе имеет форму звонИшь, ударение ставится на второй слог (2)
«Ты звОнишь ей домой, когда меня рядом нет!
Скажи мне «Да» или «Нет», и дай мне свой ответ»
(группа «Руки вверх», песня «Студент»)
«Я не понимаю,
Почему скучаю,
Если ты не звОнишь мне».
(группа «Мираж», песня «Я не понимаю, почему скучаю»)
Глагол звонить в третьем лице, в настоящем времени, в единственном числе имеет форму звонИт, ударение ставится на второй слог; во втором лице, в единственном числе имеет форму звонИшь, ударение ставится на второй слог (2)
«Утром звОнит телефон, звОнишь ты: «Алло, подъем»
Послушай, ну дай поспать еще немного мне»
(группа «Нэнси», песня «Не обижайся на меня»)
«У нас на районе не звонЯт, а звОнят.
Стены все в болоне, Вася, что ты гонишь»
(исполнитель Потап и Настя, песня «На районе»)
Глагол включить в первом лице, во множественном числе имеет форму включИм, ударение ставится на второй слог. (2)
«Мы приедем в наш старый дом
И не вкЮчим в прихожей свет»
(исполнитель И. Николаев, песня «Такси»)
Глагол разлучить во множественном числе имеет фору разлучАт, ударение ставится на третий слог. (2)
«Музыка нас связала, тайною нашей стала.
Всем уговорам твержу я в ответ: «Нас не разлУчат, нет!»
(группа «Мираж», песня «Музыка нас связала»)
Глагол понять в женском роде, в прошедшем времени, в единственном числе имеет форму понялА, ударение ставится на третий слог. (2)
«О, если б ты понЯла,
С каким огнем играла».
(группа «Агата-Кристи, песня «Триллер»)
Глагол баловать в мужском роде, в настоящем времени, в единственном числе имеет форму балУет, ударение ставится на второй слог. [2]
«Поздний вечер в Соренто
Нас погодой не бАлует
Вот и кончилось лето,
«До свидания, Италия!»
(исполнитель: А. Глызин, песня «Поздний вечер в Соренто»)
Глагол сорваться в женском роде, в прошедшем времени, в единственном числе имеет фору сорвалАсь, ударение ставится на третий слог. [2]
«А для звезды, что сорвАлась и падает
Есть только миг, за него и держись».
(исполнитель: О. Анофриев, песня «Есть только миг»)
Прилагательное красивый в сравнительной степени имеет форму красИвее, ударение ставится на второй слог (2)
«Я помню, как когда-то мы с мамою твоею
Вдвоем в кино ходили — я ей дарил цветы,
На улице на нашей была всех красивЕе,
Конечно, твоя мама, а скоро будешь ты!»
(исполнитель С. Любавин, песня «Дочка»)
В анализируемом материале столкнулись и с тем, что есть исполнитель, который неверно ставит ударение в одном и том же слове в разных песнях.
Существительное бант во множественном числе имеет форм бАнты, ударение ставится на первый слог (2)
«На полчаса туда, где ты носила белые бантЫ,
На полчаса туда, где я был капитаном корабля».
(группа «Браво», песня «На полчаса туда, где ты носила белые банты»)
«Нарисованы бульвары, реки и мосты,
Разноцветные игрушки, белые бантЫ»
(группа «Браво», песня «Этот город»)
Существительное волк во множественном числе имеет форму вОлки, ударение ставится на первый слог. (2)
«ВолкИ уходят в небеса,
Горят холодные глаза».
(группа «Би-2», песня «Волки»)
Существительное туфли в единственном числе имеет форму тУфля, ударение ставится на первый слог. (2)
«На столе свеча. Падает туфлЯ.
И не знаю я может быть тебя».
(группа «Место встречи», песня «От заката до рассвета»)
Существительное, имя собственное Вера в именительном падеже, в единственном числе имеет форму Вера, ударение ставится на первый слог. (2)
«Непонятно, как доживал до утра
Салют, ВерА!»
(исполнитель В. Меладзе, песня «Салют, Вера!»)
Существительное пиво в творительном падеже имеет форму пИвом, ударение ставится на первый слог. (2)
«К жене пришел молодой любовник,
Когда муж пошел за пивОм»
(группа «Академия», песня «Когда муж пошел за пивом»)
Существительное парень в творительном падеже, во множественном числе имеет форму парнЯми, ударение ставится на второй слог. (2)
«Девушки фабричные с пАрнями встречаются,
Иногда из этих встреч что-то получается».
(группа «Фабрика», песня «Девушки фабричные»)
Существительное мусоропровод в винительном падеже, в единственном числе имеет форму мусоропровОд, ударение ставится на пятый слог. (2)
«И хотя в окне твоем ночует наша грусть,
Я в мусоропрОвод бросил два своих ключа»
(исполнитель О.Митяев, песня «Лето — это маленькая жизнь»)
Существительное год в дательном падеже, во множественном числе имеет форму годАм, ударение ставится на второй слог. (2)
«Хочу, чтоб гОдам вопреки, так же были мы близки,
Так же были мы близки, двадцать лет спустя»
(исполнитель Ю. Антонов, песня «Двадцать лет спустя»)
Существительное дума в именительном падеже, во множественном числе имеет фору дУмы, ударение ставится на первый слог. (2)
«О тебе, о тебе об одной
Все думЫ, все думЫ, мысли мой»
(группа «Жуки», песня «Лариска»)
Нарушение акцентологических норм создателями песенных текстов является распространенным негативным явлением, приводит к росту ошибок в постановке ударений в словах у слушателей и формированию ошибочного представления о культуре речи вообще и о нормативном аспекте в частности.
Литература:
- Максимова В. И. Русский язык и культура речи.-М: Гардарики, 2001.- 413с.
- http://accentonline.ru/ (онлайн-словарь ударений)