Языковые ошибки в современных песенных текстах | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Высокая научная новизна Необычная тема исследования

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №10 (30) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 01.12.2019

Статья просмотрена: 6664 раза

Библиографическое описание:

Помазанов, Д. Д. Языковые ошибки в современных песенных текстах / Д. Д. Помазанов, Е. В. Помазанова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 10 (30). — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/young/archive/30/1797/ (дата обращения: 27.12.2024).



 

Музыка во все времена была особенным видом искусства. Песня — самый распространенный и популярный музыкальный жанр. В песне отражается душа народа, мысли и поступки человека. В радости и в грусти, в счастье и в горе человек находит отражение своему душевному состоянию в песне.

Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать сильное воздействие на этическую сторону души человека.

Жизнь современного человека с помощью музыки улучшается, а любимая песня наполняет сердце счастьем. Когда человек несчастен, песня тоже рвётся из груди. Нам также много удовольствия приносят музыкальные фильмы. Ведь слово всемогуще, и если выбран верный контекст, если оно соответствует состоянию и мыслям слушающего, то это замечательно. Но если человек привык слушать песню с её скудной, порой нелитературной речью, то он и не заметит, как речь песенных текстов программирует его речевую культуру. Эстрадная музыка для молодежи — это своего рода призма, через которую молодой человек воспринимает мир. И остаются жить такие песни, поэтому и появляются «черные в полоску глаза», и другие «шедевры» песенного искусства.

Прежде чем рассматривать ошибки с точки зрения нормативности языка в текстах современных песен и отхода от нее, хотелось бы обратить внимание на нарушения этических понятий: негативное отношение к жизни, пессимистическое настроение, мысли о плохом, о смерти, которые порой звучат в текстах песен современных авторов.

Растаяло сердце, исчезли лица, напротив глаза, твои — убийцы… — Макс Барских — Глаза убийцы;

…Убей мою подругу!... — ВИА Гра;

Помимо нарушения этических и нравственных правил, в современных музыкальных произведениях много грамматических ошибок, нарушения образования форм слов, построение словосочетаний и предложений:

—…Чуть-чуть не влюбилась (невозможно почти любить или чуть-чуть) -Н.Королёва — «Чуть-чуть не считается»;

—… Вдоль по коже тянется его рука… (правильно — вдоль тела или по коже) -Макс Барских — «Глаза убийцы»;

—…У нас на районе… на районы шлём приветы!... (правильно — в районы — Потап и Настя Каменских — «На районе»;

—…На стене календарь и под окном фонарь (фонарь возле окна) -«Винтаж» «Всего хорошего»;

— …Увидел снег в своих висках… (седина в висках) — Ф. Киркоров — «Я молодой»;

— … Глаза напрасно отводишь в сторону вокзала … (в сторону отводят взгляд) — Группа «Руки вверх» — «Танцуй»;

— …Стоят девчонки — юбки по колено… (одежда бывает до колена) — Группа «Руки вверх» — «Стоят подружки»;

—… Ты в память сохрани этих дней параллели… (П. п. -в памяти)- Светлана Лобода — «Пора домой»;

—…Едь на такси, но нечем платить… (правильно — «поезжай, езжай») -Группа «Чили» -«Преступление»;

—…Вася, шо ты гонишь?... (правильно — что) — Потап и Настя Каменских — «На районе»;

—…Здрасьте, я такой же масти... (здравствуйте) — Макsim — «Научусь летать»;

—…Открываешь тяжелые веки... (открывают глаза, а веки поднимают) -Макс Барских — Глаза убийцы;

—…Ядовитые мысли повисли вот так на моём языке… — Светлана Лобода — «Не нужна»;

— …. Наполеоном я сжигаю всю тебя, моё творение... (сжигать можно огнём, но не Наполеоном)- Светлана Лобода — «Революция»;

— …А ты люби меня, а не люби мне мозги… — Потап и Настя Каменских — «Не люби мне мозги»;

— …Шепотом громким мне в ухо крадется луна-не луна… (шёпот всегда тихий) — Земфира;

—…Когда я умру, я стану ветром на землю падать первым снегом…(тогда я стану тучей,…) — Макsim — «Ветром стать»;

— …Теории изданы, а ток-шоу облизаны, остается лишь слово «Я хочу быть с тобой»… — Группа «Дискотека Авария» — «Если хочешь остаться»;

— ….Может, это ветерок мои губы колышет… (ветерок губы обдувает) Группа «Дискотека Авария» — «Если хочешь остаться».

Изучив песенные тексты, можно сделать вывод, о том, что современная песня, основное назначение которой нести оптимистический заряд, сеять «разумное, доброе, вечное», воспитывать и пробуждать «чувства добрые», не выполняет свою миссию, поскольку имеется много случаев нарушения норм русского литературного языка:

  1. Ошибки этического характера.
  2. Употребление ненормативных языковых единиц (жаргонной, бранной лексики).
  3. Орфографические и пунктуационные ошибки.
  4. Лексическая несочетаемость слов, немотивированное нарушение границ стилистической сочетаемости;
  5. Ошибки логические;
  6. Ошибки синтаксические.

Опасность этих якобы безобидных ошибок в том, что они заполонили телевизионное пространство, радио и Интернет, следствием чего стало массовое увеличение безграмотности, особенно среди молодежи, поскольку на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации. Каждый человек ежедневно испытывает воздействие речи, звучащей в теле — и радиоэфире или содержащейся в текстах, представленных на страницах газет и журналов. Именно средства массовой информации для многих носителей языка являются основным источником представлений о языковой норме. Особенно СМИ оказывают влияние на молодёжь, ведь именно она, являясь объектом и субъектом развития, носителем русского языка и культуры речи, непроизвольно впитывают в себя всё, что её окружает.

Изучение языковых норм в наше время не утрачивает своей актуальности. Песенный жанр в своём роде уникален, так как признаётся народом во все времена. Фонетический облик современной песни отражает некоторые негативные черты, ведь авторы имеют разные языковые способности. Сегодня песня — это бизнес, который не будет считаться с нормами орфоэпии, грамматики, орфографии. Языковая вседозволенность, господствующая на современном этапе развития русского языка, проявляющаяся в активном использовании просторечий, жаргонов, невнимании к значению используемых слов, стилистической сочетаемости слов и т. д. во многих жанрах массовой коммуникации, не может не проявляться в песне — одном из наиболее подвижных жанров массовой культуры.

Если активно пропагандировать идеи качественных песенных текстов, говорить о речевой компетентности авторов и их речевой грамотности, учить замечать ошибки, то это, безусловно, должно положительно повлиять не только на слушателей, но и на исполнителей музыки, ведь чистота речи — это одна из важных составляющих хорошей, а самое главное — качественной песни.

 

Литература:

 

  1. Чекалина О. И. «Исследование орфоэпических и грамматических ошибок в текстах современных рок-песен». IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке».
  2. Интернет-ресурс: http://mail.ru
  3. Интернет-ресурс: http://kopilkaurokov.ru
Основные термины (генерируются автоматически): ошибка, песня, массовая информация, речевая культура, русский язык, Глаз убийцы, помощь музыки, район, текст.


Задать вопрос