Музыка во все времена была особенным видом искусства. Песня — самый распространенный и популярный музыкальный жанр. В песне отражается душа народа, мысли и поступки человека. В радости и в грусти, в счастье и в горе человек находит отражение своему душевному состоянию в песне.
Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать сильное воздействие на этическую сторону души человека.
Жизнь современного человека с помощью музыки улучшается, а любимая песня наполняет сердце счастьем. Когда человек несчастен, песня тоже рвётся из груди. Нам также много удовольствия приносят музыкальные фильмы. Ведь слово всемогуще, и если выбран верный контекст, если оно соответствует состоянию и мыслям слушающего, то это замечательно. Но если человек привык слушать песню с её скудной, порой нелитературной речью, то он и не заметит, как речь песенных текстов программирует его речевую культуру. Эстрадная музыка для молодежи — это своего рода призма, через которую молодой человек воспринимает мир. И остаются жить такие песни, поэтому и появляются «черные в полоску глаза», и другие «шедевры» песенного искусства.
Прежде чем рассматривать ошибки с точки зрения нормативности языка в текстах современных песен и отхода от нее, хотелось бы обратить внимание на нарушения этических понятий: негативное отношение к жизни, пессимистическое настроение, мысли о плохом, о смерти, которые порой звучат в текстах песен современных авторов.
Растаяло сердце, исчезли лица, напротив глаза, твои — убийцы… — Макс Барских — Глаза убийцы;
…Убей мою подругу!... — ВИА Гра;
Помимо нарушения этических и нравственных правил, в современных музыкальных произведениях много грамматических ошибок, нарушения образования форм слов, построение словосочетаний и предложений:
—…Чуть-чуть не влюбилась (невозможно почти любить или чуть-чуть) -Н.Королёва — «Чуть-чуть не считается»;
—… Вдоль по коже тянется его рука… (правильно — вдоль тела или по коже) -Макс Барских — «Глаза убийцы»;
—…У нас на районе… на районы шлём приветы!... (правильно — в районы — Потап и Настя Каменских — «На районе»;
—…На стене календарь и под окном фонарь (фонарь возле окна) -«Винтаж» «Всего хорошего»;
— …Увидел снег в своих висках… (седина в висках) — Ф. Киркоров — «Я молодой»;
— … Глаза напрасно отводишь в сторону вокзала … (в сторону отводят взгляд) — Группа «Руки вверх» — «Танцуй»;
— …Стоят девчонки — юбки по колено… (одежда бывает до колена) — Группа «Руки вверх» — «Стоят подружки»;
—… Ты в память сохрани этих дней параллели… (П. п. -в памяти)- Светлана Лобода — «Пора домой»;
—…Едь на такси, но нечем платить… (правильно — «поезжай, езжай») -Группа «Чили» -«Преступление»;
—…Вася, шо ты гонишь?... (правильно — что) — Потап и Настя Каменских — «На районе»;
—…Здрасьте, я такой же масти... (здравствуйте) — Макsim — «Научусь летать»;
—…Открываешь тяжелые веки... (открывают глаза, а веки поднимают) -Макс Барских — Глаза убийцы;
—…Ядовитые мысли повисли вот так на моём языке… — Светлана Лобода — «Не нужна»;
— …. Наполеоном я сжигаю всю тебя, моё творение... (сжигать можно огнём, но не Наполеоном)- Светлана Лобода — «Революция»;
— …А ты люби меня, а не люби мне мозги… — Потап и Настя Каменских — «Не люби мне мозги»;
— …Шепотом громким мне в ухо крадется луна-не луна… (шёпот всегда тихий) — Земфира;
—…Когда я умру, я стану ветром на землю падать первым снегом…(тогда я стану тучей,…) — Макsim — «Ветром стать»;
— …Теории изданы, а ток-шоу облизаны, остается лишь слово «Я хочу быть с тобой»… — Группа «Дискотека Авария» — «Если хочешь остаться»;
— ….Может, это ветерок мои губы колышет… (ветерок губы обдувает) Группа «Дискотека Авария» — «Если хочешь остаться».
Изучив песенные тексты, можно сделать вывод, о том, что современная песня, основное назначение которой нести оптимистический заряд, сеять «разумное, доброе, вечное», воспитывать и пробуждать «чувства добрые», не выполняет свою миссию, поскольку имеется много случаев нарушения норм русского литературного языка:
- Ошибки этического характера.
- Употребление ненормативных языковых единиц (жаргонной, бранной лексики).
- Орфографические и пунктуационные ошибки.
- Лексическая несочетаемость слов, немотивированное нарушение границ стилистической сочетаемости;
- Ошибки логические;
- Ошибки синтаксические.
Опасность этих якобы безобидных ошибок в том, что они заполонили телевизионное пространство, радио и Интернет, следствием чего стало массовое увеличение безграмотности, особенно среди молодежи, поскольку на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации. Каждый человек ежедневно испытывает воздействие речи, звучащей в теле — и радиоэфире или содержащейся в текстах, представленных на страницах газет и журналов. Именно средства массовой информации для многих носителей языка являются основным источником представлений о языковой норме. Особенно СМИ оказывают влияние на молодёжь, ведь именно она, являясь объектом и субъектом развития, носителем русского языка и культуры речи, непроизвольно впитывают в себя всё, что её окружает.
Изучение языковых норм в наше время не утрачивает своей актуальности. Песенный жанр в своём роде уникален, так как признаётся народом во все времена. Фонетический облик современной песни отражает некоторые негативные черты, ведь авторы имеют разные языковые способности. Сегодня песня — это бизнес, который не будет считаться с нормами орфоэпии, грамматики, орфографии. Языковая вседозволенность, господствующая на современном этапе развития русского языка, проявляющаяся в активном использовании просторечий, жаргонов, невнимании к значению используемых слов, стилистической сочетаемости слов и т. д. во многих жанрах массовой коммуникации, не может не проявляться в песне — одном из наиболее подвижных жанров массовой культуры.
Если активно пропагандировать идеи качественных песенных текстов, говорить о речевой компетентности авторов и их речевой грамотности, учить замечать ошибки, то это, безусловно, должно положительно повлиять не только на слушателей, но и на исполнителей музыки, ведь чистота речи — это одна из важных составляющих хорошей, а самое главное — качественной песни.
Литература:
- Чекалина О. И. «Исследование орфоэпических и грамматических ошибок в текстах современных рок-песен». IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке».
- Интернет-ресурс: http://mail.ru
- Интернет-ресурс: http://kopilkaurokov.ru