Игровая форма в преподавании иностранного языка | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (5) январь 2017 г.

Дата публикации: 24.12.2016

Статья просмотрена: 2063 раза

Библиографическое описание:

Казимирова, С. Н. Игровая форма в преподавании иностранного языка / С. Н. Казимирова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2017. — № 1 (5). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/45/1815/ (дата обращения: 27.10.2024).



Статья посвящена роли игровым учебным технологиям в преподавании иностранного языка. Особое внимание уделяется функциям игры на занятии по иностранному языку, а также предоставляемым возможностям интенсифицировать образовательный процесс посредством использования данной технологии.

Ключевые слова: игра, игровые технологии, мотивация, коммуникация

The article is devoted to the role of educational gaming technology in teaching a foreign language. Particular attention is given to the functions of the game in the lesson in a foreign language, and provided opportunities for intensifying the educational process through the use of this technology.

Key words: game, gaming technology, motivation, communication

Социальные, культурные и экономические изменения, протекающие в образовании на рубеже ХХ-ХХI веков, повлекли за собой изменения характера обучения. Переход к ФГОС ВПО третьего поколения содержит требования о применении в обучении интерактивных технологий и методов. В методике преподавания иностранного языка существует широкий спектр способов развития коммуникативной и лингвокультурной компетенции. Целью обучения иностранному языку является не его языковая система, а коммуникация на изучаемом языке. Игровые технологии помогают решать эти задачи.

Определение понятия «игровые педагогические технологии» включает в себя комплекс приёмов и методов организации образовательного процесса в виде игр. Издавна учёные подчёркивали важность игры для развития интеллекта. Так, Платон утверждал, что игра — это одно из полезнейших занятий, а Аристотель считал её источником душевного равновесия, гармонии души и тела. В своём важнейшем труде «Поэтика» он отмечал, что наиболее полезны для развития словесные игры и каламбуры. Игровые технологии сегодня принято считать одной из инновационных образовательных технологий. Вопрос о применении игровых технологий в педагогическом процессе в методике преподавания не нов. Разработкой теории применения игр на занятиях, методологических основ игры, определением её социальной природы, значения для развития обучающегося в отечественной педагогике и психологии занимались А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др. Л. С. Выготский определил игру пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок [цит. по Будакова, 2012, 152]. Д. Б. Эльконин утверждает, что игра выполняет четыре важнейших функции, так как является:

‒ средством развития мотивационно-потребностной сферы;

‒ средством познания;

‒ средством развития умственных действий;

‒ средством развития произвольного поведения [Петричук, 2008, 38].

Роль игр на уроке иностранного языка огромна, так как игра позволяет сделать образовательный процесс более интересным и привлекательным для каждого ученика. Используя игровые технологии на занятиях по иностранному языку, следует соблюдать ряд условий:

‒ игра должна соответствовать учебным, воспитательным и развивающим целям урока;

‒ форму игры необходимо выбирать в соответствии с возрастом учебной аудитории;

‒ при использовании игр на занятии нужно соблюдать умеренность.

Для формирования речевой компетенции особое значение имеет координация целей обучения и коммуникативных потребностей обучающихся. В методике преподавании иностранного языка игровые методы рассматриваются как особая система обучения, отличающаяся от традиционных следующими параметрами:

‒ максимальная активизация обучающихся на уроке;

‒ мобилизация скрытых внутренних резервов личности ученика.

«Активизация обучения, способствующая его интенсификации, обеспечивается за счет специальной организации учебного материала» [Щукин, 2008, 9].

Игра как форма организации урока иностранного языка не только стимулирует процесс коммуникации, но и приближает её к естественному общению. С точки зрения Анатоля Франса, задачей учителя является пробуждение в учениках любопытства. Игры обязаны соответствовать уровню подготовки обучающихся и являться незаменимыми для введения и закрепления того или иного лексического и грамматического материала. С помощью игры целесообразно отрабатывать фонетические навыки, активизировать грамматический и лексический материал, развивать навыки аудирования и устной речи. Благодаря игре можно также снять эмоциональное утомление, мобилизировать умственные усилия обучающися. Игровые технологии развивают организаторские способности, навыки самодисциплины, создают позитивную обстановку на уроках [Никишина, 2007, 69]. Целями игрового обучения школьников являются:

‒ развитие мышления языковыми средствами изучаемого языка;

‒ повышение мотивации к изучению иностранного языка;

‒ обеспечение личностного роста каждого участника игры;

‒ формирование и совершенствование умений вступать в межличностную коммуникацию [Будакова, 2012, 155].

Применение игровых технологий обучения иностранному языку, по мнению О. В. Гавриловой, способствует закреплению в памяти языковых моделей, созданию более ярких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся [Гаврилова, 2008, 7]. Игровые технологии дают студентам возможность действовать в смоделированных учебно-профессиональных ситуациях. Формирование коммуникативных навыков происходит за счёт использования игр, способствующих психологической готовности к речевому общению на иностранном языке, а также удовлетворяют естественную необходимость многократного повторения языкового и речевого материала.

Использование игровых ситуаций на начальном этапе изучения иностранного языка предоставляет возможность сформировать у обучающихся интерес к иностранному языку, а также целенаправленно осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, к тому же, они создают позитивное отношение к изучению языка, стимулирует самостоятельную речевую деятельность обучающихся. Однако игра как форма обучения иностранному языку уместна не только на начальном, но и на последующих этапах обучения. Так, на старшей ступени обучения активное развитие получают чтение, монологическая и письменная речь, увеличивается словарный запас. Ведущим видом речевой деятельности обучающихся становится межличностная коммуникация. Игровые технологии предоставляют возможность ввести новый лексический материал в ситуации общения, тем самым повышая мотивацию к изучению иностранного языка. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка. Мотивация обучающихся и их интерес являются основным фактором в изучении иностранного языка. Игровой метод обладает огромным обучающим и психотерапевтическим потенциалом, так как игра создаёт умственное напряжение, без которого невозможно активизировать процесс обучения в старшей школе.

Рассмотрим различные классификации учебных игр, которых сегодня в методической литературе существует огромное количество. Типологии игр строятся на основе их целей и задач, форм их проведения, степени сложности, способов организации, количественного состава участников. По целям и задачам обучения учебные игры, которые наиболее часто используют на уроках иностранного языка, принято разделять на аспектные и коммуникативные. Аспектные игры, в свою очередь, делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Языковые игры помогают активизировать деятельность обучающихся на занятиях, а также развивают речевую инициативу. Коммуникативные игры нацелены на формирование компетенций во всех видах речевой деятельности. Каждому виду РД соответствует определённый вид учебной игры, нацеленный на обучение аудированию, монологической и диалогической речи, чтению и письму. По форме проведения принято выделять предметные игры, подвижные игры с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные игры, ролевые игры, игры-соревнования, интеллектуальные игры и т. д. [2, с. 22]. По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие, креативные и т. д. По степени сложности выполняемых действий учебные игры делятся на моноситуационные и полиситуационнные, а по длительности проведения — на продолжительные и непродолжительные. По количественному составу участников игры делятся на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные [Колесникова, 1990, 114].

Учебные игры выполняют ряд функций:

‒ обучающую, так как они способствуют приобретению и формированию компетенций в рамках одной или нескольких учебных тем;

‒ мотивационно-побудительную: стимулируют учебно-воспитательную деятельность посредством положительного воздействия на личность обучающегося — расширения кругозора, развития мышления, и т. д.;

‒ ориентирующую, так как игры учат находить решение в конкретной ситуации и самостоятельно отбирать адекватные вербальные и невербальные средства коммуникации;

‒ компенсаторную, потому что игры приближают учебную деятельность к условиям использования языка в реальной жизни, тем самым компенсируя отсутствие или недостаток речевой практики [Колесникова, 1990,111].

Игровая деятельность обладает постоянной технологической схемой:

  1. Этап подготовки, в который входит разработка сценария, составление плана игры и характеристика ролей;
  2. Этап объяснения игры — её режима игры, постановки проблемы, а также знакомство с раздаточным материалом;
  3. Этап проведения игры;
  4. Этап рефлексии: оценка и самоанализ, выводы и рекомендации.

Учебные игры, несомненно, помогают преодолеть языковой и психологический барьер. Их использование позволяет концентрироваться на овладении речевыми умениями в процессе ситуации естественного общения [Шарафутдинова, 2005, 46]. Роль игры в ходе занятия и её продолжительность зависит от нескольких факторов, которые необходимо принимать во внимание при планировании урока. К таким факторам относятся уровень подготовки обучающихся, уровень их активной работы, степень сложности изучаемого или контролируемого материала, а также цели и задачи конкретного урока. Опыт использования учебных игр демонстрирует их положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс. Каждый вид игры выполняет определённую функцию и способствует накоплению языкового опыта у ребёнка, закреплению ранее полученных навыков, формированию речевых умений. На наш взгляд, игры активизируют потребность в общении, формируют условия равного речевого партнёрства, сводят на нет психологический барьер между педагогом и обучающимся. Игра как педагогическая технология способствует развитию интеллектуальных способностей учеников, закреплению языковых образов в памяти, предоставляет возможность использовать ранее полученные навыки общения в разных речевых ситуациях. Использование игры в обучении иностранному языку в большой степени облегчает образовательный процесс, делая его доступнее для понимания. Игра делает занятие разнообразнее и увлекательнее. Кроме того, игровые технологии значительно повышают эффективность урока, привлекая учеников к активной коммуникативной деятельности. Игровые формы обучения иностранному языку обеспечивают достижение важнейших образовательных целей:

‒ повышение мотивации;

‒ активизация полученных ранее знаний в другой форме;

‒ развитие анализа, критического мышления, принятия решения, коммуникации;

‒ саморазвитие или развитие благодаря другим участникам.

«Игровые технологии увеличивают количество проработанного на занятии лексического и грамматического материала, обеспечивают его усвоение, повышают качество обучения, формируют умения и навыки адекватного коммуникативного поведения в социально значимых ситуациях межкультурного общения с использованием лингвистических, коммуникативных и социокультурных знаний» [Батраева, 2012, 35]. Как показывает практика, игры помогают не только повысить качество успеваемости и расширить лексический запас обучающихся, но и способствуют развитию личностного и творческого потенциала, развивают самостоятельность. Учебные игры развивают мышление, память, воображение, стимулируют творческие способности. Использование игр на уроках и во внеклассной работе, несомненно, положительно влияет на качество обучения, повышая его эффективность.

Литература:

  1. Батраева О. М. Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций [Текст] / О. М. Батраева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 311–314.
  2. Будакова О. В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка [Текст] / О. В. Будакова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 152–154.
  3. Гаврилова О. В. Ролевая игра в обучении иностранному языку. Англ. язык. 1 сентября.- 2008.- № 1.
  4. Колесникова И. Е. Игры на уроке английского языка. Минск: Народная Асвета, 1990.
  5. Комарова Ю. А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. СПб.: «Каро», 2001.
  6. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. — СПб.: Каро, Издательство “Четыре четверти”, 2006.
  7. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов.- Волгоград: Учитель, 2007.
  8. Патохина С. В. Формирование социокультурной компетенции. Сургут: Ун-т,2007.
  9. Петричук И. И. Ещё раз об игре// Иностр. языки в школе.- 2008.- № 2.
  10. Шарафутдинова Т. М. Обучающие игры на уроках английского языка// Иностр. языки в школе.- 2005.- № 8.
  11. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. — М.: Филоматис,2008.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, игра, образовательный процесс, занятие, средство развития, грамматический материал, естественное общение, лексический материал, межличностная коммуникация, психологический барьер.

Похожие статьи

Игровые технологии — качественный рост успеваемости

Статья посвящена игровым учебным технологиям в преподавании русского языка. Особое внимание уделяется функциям игры на занятиях по русскому языку, а также предоставляемым возможностям активизировать, мотивировать образовательный процесс посредством и...

Интерактивные технологии как средство мотивации к изучению английского языка

В статье рассматривается применение интерактивных технологий в преподавании английского языка, как средство повышения мотивации суворовцев. Представлен опыт применения интерактивных технологий на уроках английского языка.

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка

В данной статье рассматривается актуальная проблема повышения мотивации при помощи современных компьютерных технологий в изучении английского языка. Описываются приемы, которые способствуют повышению внутренней мотивации учащихся на уроках английског...

Прикладные методики в преподавании английского языка. Повышение мотивации учащихся в изучении иностранных языков

В статье описываются примеры эффективных способов мотивации и привлечения внимания учащихся к изучению иностранных языков.

Роль дистанционного обучения в методике преподавания русского языка как иностранного

В статье идёт речь о роли, задачах, направлениях дистанционного обучения, применение новых коммуникационных технологий в сфере обучения и методика преподавания русского языка как иностранного.

Использование театральных технологий в процессе обучения иностранному языку

В статье авторы пытаются раскрыть положительные стороны введения театральных технологий в учебную деятельность на уроках английского языка.

Игровые технологии в обучении (на примере преподавания иностранного языка)

В статье рассматриваются преимущества использования игровых технологий в процессе обучения иностранному языку. С точки зрения эффективности проводится анализ алгоритма использования технологии на различных этапах обучения, выделяется структура игрово...

Визуализация в обучении иностранному языку посредством использования интернет-технологий

В статье авторы пытаются определить основные техники и приёмы визуализации для организации учебного материала на уроках иностранного языка посредством использования Интернет-приложений.

Игровое обучение как современная форма образовательной деятельности

В статье автором рассматриваются игровые педагогические технологии, от идеи и подготовки квест-игр до их реализации в образовательном пространстве.

Ролевая игра как существенное дидактическое средство обучения иностранным языкам

В данной статье рассматривается важность и возможность использования одного из эффективных методов по обучению иностранному языку в условиях современных требований – ролевой игры.

Похожие статьи

Игровые технологии — качественный рост успеваемости

Статья посвящена игровым учебным технологиям в преподавании русского языка. Особое внимание уделяется функциям игры на занятиях по русскому языку, а также предоставляемым возможностям активизировать, мотивировать образовательный процесс посредством и...

Интерактивные технологии как средство мотивации к изучению английского языка

В статье рассматривается применение интерактивных технологий в преподавании английского языка, как средство повышения мотивации суворовцев. Представлен опыт применения интерактивных технологий на уроках английского языка.

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка

В данной статье рассматривается актуальная проблема повышения мотивации при помощи современных компьютерных технологий в изучении английского языка. Описываются приемы, которые способствуют повышению внутренней мотивации учащихся на уроках английског...

Прикладные методики в преподавании английского языка. Повышение мотивации учащихся в изучении иностранных языков

В статье описываются примеры эффективных способов мотивации и привлечения внимания учащихся к изучению иностранных языков.

Роль дистанционного обучения в методике преподавания русского языка как иностранного

В статье идёт речь о роли, задачах, направлениях дистанционного обучения, применение новых коммуникационных технологий в сфере обучения и методика преподавания русского языка как иностранного.

Использование театральных технологий в процессе обучения иностранному языку

В статье авторы пытаются раскрыть положительные стороны введения театральных технологий в учебную деятельность на уроках английского языка.

Игровые технологии в обучении (на примере преподавания иностранного языка)

В статье рассматриваются преимущества использования игровых технологий в процессе обучения иностранному языку. С точки зрения эффективности проводится анализ алгоритма использования технологии на различных этапах обучения, выделяется структура игрово...

Визуализация в обучении иностранному языку посредством использования интернет-технологий

В статье авторы пытаются определить основные техники и приёмы визуализации для организации учебного материала на уроках иностранного языка посредством использования Интернет-приложений.

Игровое обучение как современная форма образовательной деятельности

В статье автором рассматриваются игровые педагогические технологии, от идеи и подготовки квест-игр до их реализации в образовательном пространстве.

Ролевая игра как существенное дидактическое средство обучения иностранным языкам

В данной статье рассматривается важность и возможность использования одного из эффективных методов по обучению иностранному языку в условиях современных требований – ролевой игры.

Задать вопрос