Игровая форма в преподавании иностранного языка | Статья в журнале «Филология и лингвистика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (5) январь 2017 г.

Дата публикации: 24.12.2016

Статья просмотрена: 1851 раз

Библиографическое описание:

Казимирова, С. Н. Игровая форма в преподавании иностранного языка / С. Н. Казимирова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика. — 2017. — № 1 (5). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/6/archive/45/1815/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья посвящена роли игровым учебным технологиям в преподавании иностранного языка. Особое внимание уделяется функциям игры на занятии по иностранному языку, а также предоставляемым возможностям интенсифицировать образовательный процесс посредством использования данной технологии.

Ключевые слова: игра, игровые технологии, мотивация, коммуникация

The article is devoted to the role of educational gaming technology in teaching a foreign language. Particular attention is given to the functions of the game in the lesson in a foreign language, and provided opportunities for intensifying the educational process through the use of this technology.

Key words: game, gaming technology, motivation, communication

Социальные, культурные и экономические изменения, протекающие в образовании на рубеже ХХ-ХХI веков, повлекли за собой изменения характера обучения. Переход к ФГОС ВПО третьего поколения содержит требования о применении в обучении интерактивных технологий и методов. В методике преподавания иностранного языка существует широкий спектр способов развития коммуникативной и лингвокультурной компетенции. Целью обучения иностранному языку является не его языковая система, а коммуникация на изучаемом языке. Игровые технологии помогают решать эти задачи.

Определение понятия «игровые педагогические технологии» включает в себя комплекс приёмов и методов организации образовательного процесса в виде игр. Издавна учёные подчёркивали важность игры для развития интеллекта. Так, Платон утверждал, что игра — это одно из полезнейших занятий, а Аристотель считал её источником душевного равновесия, гармонии души и тела. В своём важнейшем труде «Поэтика» он отмечал, что наиболее полезны для развития словесные игры и каламбуры. Игровые технологии сегодня принято считать одной из инновационных образовательных технологий. Вопрос о применении игровых технологий в педагогическом процессе в методике преподавания не нов. Разработкой теории применения игр на занятиях, методологических основ игры, определением её социальной природы, значения для развития обучающегося в отечественной педагогике и психологии занимались А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др. Л. С. Выготский определил игру пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок [цит. по Будакова, 2012, 152]. Д. Б. Эльконин утверждает, что игра выполняет четыре важнейших функции, так как является:

‒ средством развития мотивационно-потребностной сферы;

‒ средством познания;

‒ средством развития умственных действий;

‒ средством развития произвольного поведения [Петричук, 2008, 38].

Роль игр на уроке иностранного языка огромна, так как игра позволяет сделать образовательный процесс более интересным и привлекательным для каждого ученика. Используя игровые технологии на занятиях по иностранному языку, следует соблюдать ряд условий:

‒ игра должна соответствовать учебным, воспитательным и развивающим целям урока;

‒ форму игры необходимо выбирать в соответствии с возрастом учебной аудитории;

‒ при использовании игр на занятии нужно соблюдать умеренность.

Для формирования речевой компетенции особое значение имеет координация целей обучения и коммуникативных потребностей обучающихся. В методике преподавании иностранного языка игровые методы рассматриваются как особая система обучения, отличающаяся от традиционных следующими параметрами:

‒ максимальная активизация обучающихся на уроке;

‒ мобилизация скрытых внутренних резервов личности ученика.

«Активизация обучения, способствующая его интенсификации, обеспечивается за счет специальной организации учебного материала» [Щукин, 2008, 9].

Игра как форма организации урока иностранного языка не только стимулирует процесс коммуникации, но и приближает её к естественному общению. С точки зрения Анатоля Франса, задачей учителя является пробуждение в учениках любопытства. Игры обязаны соответствовать уровню подготовки обучающихся и являться незаменимыми для введения и закрепления того или иного лексического и грамматического материала. С помощью игры целесообразно отрабатывать фонетические навыки, активизировать грамматический и лексический материал, развивать навыки аудирования и устной речи. Благодаря игре можно также снять эмоциональное утомление, мобилизировать умственные усилия обучающися. Игровые технологии развивают организаторские способности, навыки самодисциплины, создают позитивную обстановку на уроках [Никишина, 2007, 69]. Целями игрового обучения школьников являются:

‒ развитие мышления языковыми средствами изучаемого языка;

‒ повышение мотивации к изучению иностранного языка;

‒ обеспечение личностного роста каждого участника игры;

‒ формирование и совершенствование умений вступать в межличностную коммуникацию [Будакова, 2012, 155].

Применение игровых технологий обучения иностранному языку, по мнению О. В. Гавриловой, способствует закреплению в памяти языковых моделей, созданию более ярких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся [Гаврилова, 2008, 7]. Игровые технологии дают студентам возможность действовать в смоделированных учебно-профессиональных ситуациях. Формирование коммуникативных навыков происходит за счёт использования игр, способствующих психологической готовности к речевому общению на иностранном языке, а также удовлетворяют естественную необходимость многократного повторения языкового и речевого материала.

Использование игровых ситуаций на начальном этапе изучения иностранного языка предоставляет возможность сформировать у обучающихся интерес к иностранному языку, а также целенаправленно осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, к тому же, они создают позитивное отношение к изучению языка, стимулирует самостоятельную речевую деятельность обучающихся. Однако игра как форма обучения иностранному языку уместна не только на начальном, но и на последующих этапах обучения. Так, на старшей ступени обучения активное развитие получают чтение, монологическая и письменная речь, увеличивается словарный запас. Ведущим видом речевой деятельности обучающихся становится межличностная коммуникация. Игровые технологии предоставляют возможность ввести новый лексический материал в ситуации общения, тем самым повышая мотивацию к изучению иностранного языка. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка. Мотивация обучающихся и их интерес являются основным фактором в изучении иностранного языка. Игровой метод обладает огромным обучающим и психотерапевтическим потенциалом, так как игра создаёт умственное напряжение, без которого невозможно активизировать процесс обучения в старшей школе.

Рассмотрим различные классификации учебных игр, которых сегодня в методической литературе существует огромное количество. Типологии игр строятся на основе их целей и задач, форм их проведения, степени сложности, способов организации, количественного состава участников. По целям и задачам обучения учебные игры, которые наиболее часто используют на уроках иностранного языка, принято разделять на аспектные и коммуникативные. Аспектные игры, в свою очередь, делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Языковые игры помогают активизировать деятельность обучающихся на занятиях, а также развивают речевую инициативу. Коммуникативные игры нацелены на формирование компетенций во всех видах речевой деятельности. Каждому виду РД соответствует определённый вид учебной игры, нацеленный на обучение аудированию, монологической и диалогической речи, чтению и письму. По форме проведения принято выделять предметные игры, подвижные игры с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные игры, ролевые игры, игры-соревнования, интеллектуальные игры и т. д. [2, с. 22]. По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие, креативные и т. д. По степени сложности выполняемых действий учебные игры делятся на моноситуационные и полиситуационнные, а по длительности проведения — на продолжительные и непродолжительные. По количественному составу участников игры делятся на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные [Колесникова, 1990, 114].

Учебные игры выполняют ряд функций:

‒ обучающую, так как они способствуют приобретению и формированию компетенций в рамках одной или нескольких учебных тем;

‒ мотивационно-побудительную: стимулируют учебно-воспитательную деятельность посредством положительного воздействия на личность обучающегося — расширения кругозора, развития мышления, и т. д.;

‒ ориентирующую, так как игры учат находить решение в конкретной ситуации и самостоятельно отбирать адекватные вербальные и невербальные средства коммуникации;

‒ компенсаторную, потому что игры приближают учебную деятельность к условиям использования языка в реальной жизни, тем самым компенсируя отсутствие или недостаток речевой практики [Колесникова, 1990,111].

Игровая деятельность обладает постоянной технологической схемой:

  1. Этап подготовки, в который входит разработка сценария, составление плана игры и характеристика ролей;
  2. Этап объяснения игры — её режима игры, постановки проблемы, а также знакомство с раздаточным материалом;
  3. Этап проведения игры;
  4. Этап рефлексии: оценка и самоанализ, выводы и рекомендации.

Учебные игры, несомненно, помогают преодолеть языковой и психологический барьер. Их использование позволяет концентрироваться на овладении речевыми умениями в процессе ситуации естественного общения [Шарафутдинова, 2005, 46]. Роль игры в ходе занятия и её продолжительность зависит от нескольких факторов, которые необходимо принимать во внимание при планировании урока. К таким факторам относятся уровень подготовки обучающихся, уровень их активной работы, степень сложности изучаемого или контролируемого материала, а также цели и задачи конкретного урока. Опыт использования учебных игр демонстрирует их положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс. Каждый вид игры выполняет определённую функцию и способствует накоплению языкового опыта у ребёнка, закреплению ранее полученных навыков, формированию речевых умений. На наш взгляд, игры активизируют потребность в общении, формируют условия равного речевого партнёрства, сводят на нет психологический барьер между педагогом и обучающимся. Игра как педагогическая технология способствует развитию интеллектуальных способностей учеников, закреплению языковых образов в памяти, предоставляет возможность использовать ранее полученные навыки общения в разных речевых ситуациях. Использование игры в обучении иностранному языку в большой степени облегчает образовательный процесс, делая его доступнее для понимания. Игра делает занятие разнообразнее и увлекательнее. Кроме того, игровые технологии значительно повышают эффективность урока, привлекая учеников к активной коммуникативной деятельности. Игровые формы обучения иностранному языку обеспечивают достижение важнейших образовательных целей:

‒ повышение мотивации;

‒ активизация полученных ранее знаний в другой форме;

‒ развитие анализа, критического мышления, принятия решения, коммуникации;

‒ саморазвитие или развитие благодаря другим участникам.

«Игровые технологии увеличивают количество проработанного на занятии лексического и грамматического материала, обеспечивают его усвоение, повышают качество обучения, формируют умения и навыки адекватного коммуникативного поведения в социально значимых ситуациях межкультурного общения с использованием лингвистических, коммуникативных и социокультурных знаний» [Батраева, 2012, 35]. Как показывает практика, игры помогают не только повысить качество успеваемости и расширить лексический запас обучающихся, но и способствуют развитию личностного и творческого потенциала, развивают самостоятельность. Учебные игры развивают мышление, память, воображение, стимулируют творческие способности. Использование игр на уроках и во внеклассной работе, несомненно, положительно влияет на качество обучения, повышая его эффективность.

Литература:

  1. Батраева О. М. Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций [Текст] / О. М. Батраева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 311–314.
  2. Будакова О. В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка [Текст] / О. В. Будакова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 152–154.
  3. Гаврилова О. В. Ролевая игра в обучении иностранному языку. Англ. язык. 1 сентября.- 2008.- № 1.
  4. Колесникова И. Е. Игры на уроке английского языка. Минск: Народная Асвета, 1990.
  5. Комарова Ю. А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. СПб.: «Каро», 2001.
  6. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. — СПб.: Каро, Издательство “Четыре четверти”, 2006.
  7. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов.- Волгоград: Учитель, 2007.
  8. Патохина С. В. Формирование социокультурной компетенции. Сургут: Ун-т,2007.
  9. Петричук И. И. Ещё раз об игре// Иностр. языки в школе.- 2008.- № 2.
  10. Шарафутдинова Т. М. Обучающие игры на уроках английского языка// Иностр. языки в школе.- 2005.- № 8.
  11. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. — М.: Филоматис,2008.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, игра, образовательный процесс, занятие, средство развития, грамматический материал, естественное общение, лексический материал, межличностная коммуникация, психологический барьер.

Похожие статьи

Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности...

иностранный язык, игра, образовательный процесс, средство развития, занятие, грамматический материал, естественное общение, лексический материал, межличностная коммуникация, психологический барьер.

Обучение взрослых иностранному языку в процессе ролевой...

иностранный язык, игра, образовательный процесс, средство развития, занятие, грамматический материал, естественное общение, лексический материал, межличностная коммуникация, психологический барьер.

Игровые технологии как эффективное средство активизации...

иностранный язык, игра, учебная игра, средство развития, естественная ситуация общения, речевая деятельность, познавательный процесс учащихся, лексический материал, закрепление языковых явлений, учебный процесс.

Эффективное применение коммуникативных игр на уроках...

ролевая игра, иностранный язык, учебный процесс, игра, обучение, общение, навык, интерес, высокий уровень, взрослая возрастная категория.

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному... иностранный язык, английский язык, игра, этап обучения...

Коммуникативные игры в обучении дошкольников иностранному...

Обучение дошкольников иностранному языку должно быть коммуникативно направлено. Дети должны уметь использовать изученный лексический материал в естественных ситуациях общения.

Значение личности учителя иностранного языка в развитии...

иностранный язык, игра, образовательный процесс, средство развития, занятие, грамматический материал, естественное общение, лексический материал, межличностная коммуникация...

Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному...

Одним из активных способов достижения различных образовательных целей является игра. При помощи игры, считает преподаватели английского языка Алексеева А. А., [4] можно выполнить многие задачи — закрепить только что пройденный материал, подстегнуть учеников...

Роль лексических игр на среднем этапе обучения...

иностранный язык, игра, учащийся, английский язык, процесс обучения, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, язык.

Песня как эффективное средство обучения иностранному языку... иностранный язык, английский язык, песенный материал, песнь...

Особенности игры и игровой деятельности в обучении...

За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи.

– стимулирующая функция, которая вызывает познавательный интерес, повышает активность участников общения на иностранном языке

Похожие статьи

Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности...

иностранный язык, игра, образовательный процесс, средство развития, занятие, грамматический материал, естественное общение, лексический материал, межличностная коммуникация, психологический барьер.

Обучение взрослых иностранному языку в процессе ролевой...

иностранный язык, игра, образовательный процесс, средство развития, занятие, грамматический материал, естественное общение, лексический материал, межличностная коммуникация, психологический барьер.

Игровые технологии как эффективное средство активизации...

иностранный язык, игра, учебная игра, средство развития, естественная ситуация общения, речевая деятельность, познавательный процесс учащихся, лексический материал, закрепление языковых явлений, учебный процесс.

Эффективное применение коммуникативных игр на уроках...

ролевая игра, иностранный язык, учебный процесс, игра, обучение, общение, навык, интерес, высокий уровень, взрослая возрастная категория.

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному... иностранный язык, английский язык, игра, этап обучения...

Коммуникативные игры в обучении дошкольников иностранному...

Обучение дошкольников иностранному языку должно быть коммуникативно направлено. Дети должны уметь использовать изученный лексический материал в естественных ситуациях общения.

Значение личности учителя иностранного языка в развитии...

иностранный язык, игра, образовательный процесс, средство развития, занятие, грамматический материал, естественное общение, лексический материал, межличностная коммуникация...

Игра как один их эффективных приемов обучения иностранному...

Одним из активных способов достижения различных образовательных целей является игра. При помощи игры, считает преподаватели английского языка Алексеева А. А., [4] можно выполнить многие задачи — закрепить только что пройденный материал, подстегнуть учеников...

Роль лексических игр на среднем этапе обучения...

иностранный язык, игра, учащийся, английский язык, процесс обучения, учитель, учебная деятельность, урок, ребенок, язык.

Песня как эффективное средство обучения иностранному языку... иностранный язык, английский язык, песенный материал, песнь...

Особенности игры и игровой деятельности в обучении...

За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи.

– стимулирующая функция, которая вызывает познавательный интерес, повышает активность участников общения на иностранном языке

Задать вопрос