В статье описываются примеры эффективных способов мотивации и привлечения внимания учащихся к изучению иностранных языков.
Ключевые слова: английский язык, организация обучения, игровые методы и приемы, мотивация, учитель, ученик.
В процессе обучения любому из предметов необходима двусторонняя заинтересованность в предмете всех участников: учитель — ученик. Зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, когда в процесс обучения включена только одна сторона — учитель, учащийся же вследствие недостаточной мотивации показывает низкий результат и вовлеченность в обучение. Что же делать, если все действительно так и есть?
Важно отметить, что именно средний этап обучения является ключевым в освоении иностранного языка. Именно на этом этапе закладываются основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета.
Для реализации целей современной системы образования мировая педагогика взяла ориентир на личностно-ориентированный подход. Совершенствование методов и форм обучения является ключевым аспектом в модели личностно-ориентированного подхода [1].
Одним из инновационных и эффективных методов обучения иностранному языку на среднем этапе обучения является игровой метод обучения.
Все эти методы создаются и подстраиваются под потребителя, которым, как и центром образовательной системы является — ученик. При этом важно понимать, что необходимо создать такие условия, в которых ученик сможет свободно развиваться, а не подстраивать свою личность в «заданное русло» [2].
И так, перейдем к тем игровым приемам и методам, которые помогают вовлечь учащихся в учебный процесс, активировать внимание и дать мотивацию и заинтересованность на уроке. Как известно, какое настроение задашь в начале урока, так урок и пройдет.
Нейропсихологические игры
Например, чтобы повысить концентрацию внимания в начале урока, можно предложить сыграть в игру « Nose, ear » — « Нос, ухо ». Также данная игра помогает улучшить мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности.
Ход игры:
- Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо.
- Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши.
- Поменяйте положение рук с точностью да наоборот [3].
Данный прием можно использовать в любой момент урока, как только заметили, что дети стали невнимательны и рассеянны, плохо слушают. Подходит абсолютно для любого возраста. Можно использовать в качестве динамической паузы.
Применение стикеров на уроке английского языка
Следующий инструмент в организации урока английского языка — это стикеры (небольшой лист самоклеящейся бумаги). Отличный способ ввода новой лексики на уроке или же опроса по пройденному материалу. Так же подходит для изучения неправильных глаголов.
Рассмотрим применение стикеров на примере с неправильными глаголами. Наши учащиеся называют это « Лего неправильных глаголов », так как данная игра очень похоже на складывание конструктора: выбираем набор необходимых глаголов и на каждом стикере записываем по одной форме, далее развешиваем на доску и предлагаем по очереди выйти и собрать комплект из трех форм, либо устраиваем соревнование между 2,3,4 учениками на время. Дух соперничества заставляет их быстро соображать, а класс делится на болельщиков — участвуют все, все замотивированы.
Создание кластеров как инструмент в организации говорения
Далее опишем, как создание кластеров на английском языке помогает в организации и систематизации высказываний для говорения и свободного выражения мыслей.
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Кластеры помогают структурировать большой объем информации [4].
В начале каждого учебного года, на первом уроке учитель, как правило, опрашивает учеников на тему « Как я провел лето » или просит написать сочинение. Зачастую учащиеся испытывают трудности в свободном высказывании мыслей на английском, и в таком случае можно им помочь, организовав кластер на тему « My summer ». Все обучающиеся с удовольствием вовлекаются в процесс, так как создание кластера включает в себя творческий компонент.
По середине доски учитель пишет слово Summer или Holiday далее рисует стрелочки и под стрелочками пишет основные события своего лета (тезисно 1–3 слова на английском). Такой ход на уроке помогает войти в контакт с учениками и создать дружелюбную атмосферу. Далее учитель дает задание нарисовать свой собственный кластер, лучше попросить учащихся подойти к этому заданию с творческой стороны и добавить к каждому событию рисунок, или представить кластер в любом творческом оформлении. В качестве дополнительной мотивации можно устроить конкурс кластеров. Далее учитель раздает ученикам по одному стикеру и просите выписать на него любое событие из кластера, приклеить к доске и простыми предложениями рассказать об этом событии на английском. Детям такой вариант очень нравится и кластер на доске выглядит ярко, присутствует ощущение причастности к общему делу — компонент тимбилдинга. Заключительный этап работы с кластером — рассказ о своих каникулах на английском языке, с опорой на рисунки.
Кластеры можно применять на любую тему, как инструмент для организации говорения на иностранном языке.
Адаптация карточной игры « Memo » под изучение английского языка
Для начала опишем основной принцип данной игры, классические правила:
- Карточки выкладываются на стол картинками вниз в хаотичном порядке.
- Игроки ходят по очереди. Каждый переворачивает любые 2 карточки, стараясь найти пару.
- Если изображения совпали, игрок забирает пару себе. И так далее пока карточки не закончатся.
Основные преимущества этой игры в том, что карточки можно сделать самостоятельно на любую подходящую тему. В ходе игры учитель просит детей называть картинки на английском, тем самым мы задействуем сразу два процесса: дети стараются запомнить, где какие карточки лежат, и не забыть, как называются изображения на английском. Процесс игры увлекает, дух соперничества заставляет полностью включиться в процесс, игра приобретает эмоциональную окраску, а значит, новые слова попадают сразу в долговременную память.
Подводя итог, можно сказать, что все перечисленные методы испытаны на практике и повышают результативность урока, делают его динамичным и интересным. Создавая благоприятную и дружескую атмосферу на уроке, мы получаем возможность повысить усвояемость информации учениками и заряжаемся положительными эмоциями.
Литература:
- Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе — Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
- Игры — обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В. В. Петрусинского. — В 4-х книгах. — М.: Новая школа, 1994. — 168 с.
- Нейропсихологическая игра «Повтори». — Центрстарт https://ds117.centerstart.ru/sites/ds117.centerstart.ru/files/archive/НЕЙРОИГРА %20повтори.pdf
- Гапеева М. В. Кластер как один из приемов подготовки к сочинению. — Современный урок. https://www.1urok.ru/categories/14/articles/61609